12 мин.

Будущее. Часть I

В этом году подготовка к Новому году начинается удивительно рано (судя по всему, через какое-то время вся наша жизнь превратится в один сплошной околопраздник), так что и я решил не отставать и начать в каком-то смысле итоговый цикл текстов уже сейчас. Сразу скажу – я даже сам не знаю, чего ждать от этих материалов; не знаю, сколько их будет, какого они будут размера (похоже – невыносимо длинного), как будут структурированы, будут ли они кому-то понятны или интересны. Знаю лишь то, что уже несколько месяцев меня преследуют мысли о том, что мир чудовищно изменился за последние лет пятнадцать и продолжает меняться дальше – но этого словно бы никто не замечает.

Эта серия текстов – о будущем спорта во всех его проявлениях, о том, откуда мы пришли, кто мы и куда мы идем. Я не претендую ни на откровение, ни на последовательность (скорее наоборот), ни на окончательное закрытие темы (если писать обо всем этом всерьез, получится книга, и, пожалуй, не одна) - просто иногда нужно фиксировать свои мысли, не думая слишком много о том, зачем это и для кого. Здесь не будет привычных штампов и вообще будет много всего отвлеченного (так что любителям спорта в чистом виде лучше почитать что-то еще) – но если кому-то хотя бы что-то окажется интересным или попросту понятным, я буду рад. 

Спорт как медиа: восприятие и потребление

Самые главные изменения последних пятнадцати лет, конечно, связаны с медиа – с уничтожением привилегий авторства (текст на «Трибуне» или запись в твиттере теперь равноправны с любым традиционным материалом), с упрощением доступа к контенту и чудовищным увеличением его объемов, с отказом от парадигмы «контент является товаром» и многими другими вещами, которые мы все видим (и пользуемся ими ежедневно), но не всегда осознаем. Я не хочу сейчас вдаваться в суть происходящих изменений, а просто посоветую интересующимся почитать Андрея Мирошниченко (он не единственный, кто это все формулирует, но на русском языке, пожалуй, ничего более емкого не найти). Меня сейчас волнуют более простые вещи, по сути, частности – как эти изменения сказываются непосредственно на спорте.

Не так давно Василий Уткин поинтересовался моим мнением по поводу передачи «Три репортера». Я ответил совершенно честно, что мне крайне сложно найти время на телепередачу, которая идет час – не только в то время, когда ее собственно показывают по телевизору (хотя сама идея фиксированного времени начала передачи мне уже кажется анахронизмом), но и даже, допустим, если скачать ее с торрент-трекера (что пока еще считается воровством, но по сути такая категория тут не применима). Василий ответил, что это уже мнение – и, разумеется, был прав.

Речь даже не о том, что у новых поколений все более «клиповое» сознание и проблемы с фиксацией на чем-то одном – суть этих изменений в насыщении нарратива, в ускорении восприятия. Сериалы выигрывают у фильмов именно за счет уплотнения сюжета; успех «Доктора Хауса» не столько в героях и ситуациях (хотя эффект привыкания нельзя недооценивать, поговорим о нем позже), сколько в чудовищной плотности интереса, сжатии сценария в сплошной поток «gag-twist-cliffhanger» («шутка-поворот сюжета-сложный подвисший вопрос», если пытаться по-русски). Ничего лишнего, ничего неинтересного; в детстве я разочарованно пропускал те серии «Лунного света», где Брюс Уиллис и Сибил Шеппард невыносимо медленно выясняли свои романтические отношения, а не расследовали дела – сейчас этим за меня занимаются продюсеры, режиссеры и сценаристы. Безусловно, и в этой плотности могут существовать гигантские фильмы и увесистые книги – но тот же Стивен Кинг в послесловии к толстенному роману 2008 года «Под куполом» не зря приносит благодарности редактору, благодаря которой действие все время движется на третьей-четвертой скорости: в наши дни все скучное (или попросту ненасыщенное) автоматически оказывается на периферии внимания. Live fast, be young – вот девиз нового мира.

Напомню, что мы сейчас говорим все же не о медиа в их традиционном смысле (спортивные сайты-газеты-журналы), а о спорте в более-менее чистом виде (хотя в чистом, необработанном виде он практически не существует – никто, кроме любимых девушек и совершенных неофитов, не способен с интересом следить за любительскими турнирами). Проблема не в том, что тяжело воспринимать часовую передачу о спорте с минимумом шуток и откровений – передачу как раз всегда можно перемонтировать. Проблема в том, что футбольные матчи длятся 90 минут, и число ярких моментов в них не может контролировать ни один продюсер. В следующих частях мы отдельно коснемся людей, воспринимающих спорт как культ, как социальную сеть (сюда относятся, в частности, все эти ультрас с виражей) и луддитов, находящих удовольствие именно в том, что спорт плохо вписывается в современность. Сейчас речь об общей массе – о тех, кто приходит на стадион или включает телевизор, чтобы посмотреть что-то интересное.

По моим ощущениям, социально адаптированные люди, интересующиеся футболом, в целом все меньше смотрят этот самый футбол – хотя возможностей его смотреть у них становится только больше. Они в курсе последних событий (хотя назвать  чемпионов последних пяти лет им обычно сложнее, чем вспомнить героев последнего скандала), они смотрят отдельные матчи и нарезки, делятся ссылками на голы – и по привычке переживают, что смотрят слишком мало матчей целиком, не отвлекаясь на свой ноутбук или пиво в пабе. 

Проблема здесь в том, что никакой проблемы нет – здесь и далее я предостерегаю от того, чтобы считать ту или иную тенденцию «хорошей» или «плохой». Факт в том, что матч «Амкар» – «Нальчик» сам по себе не может быть интересен широкой публике никогда. Ни-ко-гда. Конечно, если по ходу матча на поле выедет на тракторе сошедший с ума Марат Гельман, соответствующий ролик в YouTube посмотрят все – но даже в этом случае смотреть матч целиком никто не будет (напоминаю, что я пока что не беру в расчет приверженцев культа «Амкара») именно из-за недостатка раздражителей нервной системы. Каждый матч соревнуется с сотнями фильмов и сериалов, где за большие деньги работали умные сценаристы, с блистательными современными компьютерными играми, где работали не только умные сценаристы, но и специалисты по user experience – современный мир рассчитан на интерактивность, потому что она доставляет большее удовольствие нервным клеткам. Сидеть сиднем уныло, кликать, принимать мелкие решения и общаться – весело. Спорт сам по себе не скучен – скучны традиционные способы его восприятия.

Тот же Василий Уткин как-то замечал, что сейчас о футболистах судят чаще всего по нарезкам с ютьюба (а то и по футбольным играм или википедии, добавлю я). Безусловно, нарезки формируют своеобразное впечатление (хотя и по ним можно судить, если понимать их, как лучшие черты игрока, а не его образ действий), безусловно, один матч с трибуны дает для понимания футбола команды примерно в десять раз больше, чем телетрансляция (что не мешает сумасшедшим любителям аналитики скачивать все матчи подряд в поисках истины). Но при этом нет никакой надежды, что это изменится – потому что меняются даже не столько поколения, сколько способы медиапотребления. Нарезки голов, краткие дайджесты, ролики и осмысляющие тексты выполняют одну и то же роль – превращают необработанный контент в обработанный, употребимый. Выплавляют ценный металл из руды, превращают молоко в пармезан. В принципе, иногда обработать контент могут и комментаторы матча только за счет своей работы – но это лишь частность, и таких матчей слишком мало.

У этого явления, как всегда, масса следствий – и о том, как может измениться сам спорт (в части правил, допустим), я хочу написать в следующем тексте. Мне кажется важной простая мысль: среди всех способов потребления спорта более важными станут те, которые дадут зрителю больше удобства, эмоций и раздражителей – и сидение на дальнем ярусе стадиона, разумеется, тут далеко не в первых рядах.

Люк О′Нил в тексте на Slate.com приводит сразу несколько удивительных фактов: посещаемость NFL падает с каждым годом (в 2007 году она составляла 99,9%, надо отметить), при этом телеаудитория упорно растет – и это несмотря на изуверскую политику телетрансляций, запрещающую показ матча в городе команды, если не все билеты распроданы. Более того, уже 42% американских зрителей имеют DVR-устройства, позволяющие, в частности, поставить прямую трансляцию матча на паузу в удобное время. Люк также отмечает новые возможности социализации: уже давным-давно не нужно смотреть матч с кем-то вместе, чтобы иметь способ поделиться своими эмоциями; Facebook, Twitter (или, скажем, чат в онлайнах Sports.ru) выполняют эту функцию куда лучше. Напоминаю, речь у О′Нила идет о чудовищно успешной лиге, где количество тех самых «приверженцев культа», возможно, идет на миллионы.

Спорт, несмотря на схожесть с кино или телесериалами, обладает куда большими медийными возможностями. Попытка наладить 3d-трансляции – скорее из области применить уже сработавший один раз (и cколько-то раз не сработавший) способ из кино; настоящий потенциал спорта – в настраиваемости. Почему трансляцию приходится смотреть с той камеры, которую выбирает режиссер? Почему, если комментатор зарылся в цитирование википедии, приходится мучительно вспоминать, кто там на поле играет под 88-м номером? Почему повторы показывают тогда, когда не нужно, и не показывают тогда, когда нужно – а вся выползающая статистика настолько скучна и вечно невовремя? Современные цифровые методы – что гибридное DVR, что трансляции в интернете – прямо-таки подсказывают: дайте мне возможность включить повтор момента одной кнопкой. Или не включить. Покажите мне матч с более высокой камеры, если мне вдруг стала интересна расстановка – но только если стала. Дайте мне способ ткнуть пальцем в экран, чтобы увидеть фамилию и статистику игрока – но только того, которого я хочу. Все эти способы должны быть очень просты в использовании, потому что в нынешнем мире простота обязательна, и решать главную задачу: увеличение интереса и добавление интерактивности.

Меняются, разумеется, и сами медианосители. Я сам, допустим, пару раз смотрел видео матчей на своем смартфоне – если ехать по кольцевой линии метро, где вагоны потише, даже нормально слышно комментатора в наушниках. Возможность смотреть видео матчей на мобильниках уже есть у многих лиг – ESPN, скажем, выпустил бесплатное приложение, где можно посмотреть голы английской премьер-лиги, а у той же NFL существует возможность смотреть матчи на айфоне и прочих современных устройствах в прямом эфире. Рано или поздно любой носитель, будь он хоть влезающим в карман телефоном, хоть гнущимся куском пластика,  хоть интерактивным столом, должен будет уметь показывать спорт – а значит, придется думать, как правильно транслировать тот же футбол, чтобы его было удобнее смотреть с устройств любых размеров. Трансляции должны быть адаптированы под возможности форматов – и та же возможность настроить выбор камер и вида дополнительной статистики тут, очевидно, пригодится. Аналогично, если станет вновь популярной идея трансляций важных матчей в кинотеатрах (не то чтобы новая – я находил упоминания о таких сеансах в бейсбольных альманахах сороковых), нужны специально адаптированные трансляции и для них. 

Более того, люди теперь не просто смотрят что-то, не отрывая внимания. Зомбоящик перестал зомбировать. Люди часто параллельно заняты другим делом (как у нас в офисе, где во время матчей многие поворачивают голову только тогда, когда комментатор повышает голос). Они где-то общаются по поводу матча (поэтому видео обязательно окажется именно там, где общаются – пока что мне представляется, что именно так, а не наоборот). Трансляция должна учитывать этот фактор – в частности, поэтому важен и нужен комментатор (в своем матч-центре бейсбольная MLB, скажем, не просто показывает траектории полета каждого мяча на флэшке, но и дает возможность выбрать радиотрансляцию матча – возможно, когда фоновый просмотр спорта станет наконец осмыслен, появится какая-то новая, адаптированная манера комментария – и компании, специализирующиеся именно на комментарии, а не на видео). 

Все это касается, впрочем, не только видеотрансляции, но и похода на стадион. Убедить далеких от спорта людей сходить один раз на что-то легко: экзотика и новые ощущения любопытны, даже если не слишком приятны. Чтобы люди ходили постоянно, нужны постоянные источники интереса. Если сейчас на трибунах стало много людей с телефонами, пишущих в твиттер – нужно это использовать. Приложения augmented reality, позволяющие узнать наконец, кто там на поле под 14-м номером, если в ложе прессы на всех не хватило протоколов, просто наводя экраном на игрока – вещь вполне реальная. Компания EYEPLY, объявившая о разработке такой технологии три года назад, куда-то пропала, junaio, представившие к ЧМ-2010 амбициозное приложение, тоже пока стихли - но к лондонской Олимпиаде вроде кто-то делает что-то новое. Еще бы – не представляю, как можно с трибуны смотреть за легкой атлетикой, где все идет одновременно на стадионе, без дополнительных устройств. Соответствующие технологии для записанного видео, разумеется, уже давно используются в профессиональном софте для тренеров, чтобы те могли, скажем, включить в матче подписи к игрокам, словно это FIFA.

Не стоит недооценивать и все производные от спорта активности. Ставки на матчи, fantasy-игры (чья популярность, возможно, как-то связана с запретом букмекерской деятельности в США), турниры прогнозов, вовлеченность в какие-то сообщества – все это генерирует дополнительное внимание к спорту как продукту, и рост числа людей, которых все это увлекает, вполне объясним: прямой личный интерес, пусть даже выражающийся только в виртуальных цифрах, – страшная сила. Предвижу все большую интеграцию этих развлечений в спортивную культуру, их упрощение, увеличение насыщенности интерактива и общую геймификацию (т.е. перенос многих элементов из мира компьютерных игр).

Наконец, последнее на сегодня (но важное) замечание, подсмотренное как раз у ранее упоминавшегося Мирошниченко. Все вышеперечисленное счастье в перспективе не будет платным (кроме, разумеется, ставок и каких-то еще игровых возможностей – но это другой бизнес, не совсем медиа). Не будет оно платным ровно по одной причине – если условный Nike или Adidas купят телеправа на чемпионат России и будут показывать его на своем сайте или на своей странице где-то там, где удобнее аудитории, это будет работать лучше любой телерекламы и любого спонсорства. Большие бренды обладают мощью и реальным желанием привлечь внимание аудиторию – а в условиях, когда любой видеоконтент может быть скопирован (что с каждым годом все проще и быстрее), аудиторию легче всего привлечь, просто сделав видеоконтент максимально удобным и бесплатным. Количество контента потенциально безгранично, внимание аудитории – конечный ресурс, поэтому именно он станет самым важным.

Короче говоря, любой интерес будет использован, любые подсознательные желания аудитории (не путать с ее же бурчанием по поводу того, как раньше все было лучше) будут выполнены, все интересное вам будет вычленено и донесено до адресата. Можно расслабиться и готовиться получать удовольствие. Ну да, Бергкамп закончил карьеру – но все лучшее, что есть сейчас и будет в ближайшем будущем, вы сможете оценить тщательнее и разностороннее, чем раньше. Не факт, конечно, что это доставит вам сравнимые ощущения – но об этом, пожалуй, уже в другом тексте.