46 мин.

Даниэл Джи. «По рукам» 9. Трансляция футбола

Вступление. Меняющаяся игра.

  1. Футбольная экосистема

  2. Трансферы и контракты игроков

  3. Агенты

  4. Клубы

  5. Развитие молодежи

  6. Менеджеры

  7. Футболисты и менеджеры плохо себя ведут

  8. Глобальная игра

  9. Трансляция футбола

Дополнительное время

Об авторе/Благодарности

***

В последнее время денежный поток в футбол превратился в настоящую лавину, главным образом из-за платного телевидения. Для руководителей телеканалов футбол — это обязательный к просмотру фактор, позволяющий им продавать более широкие услуги подписки и выгодные премиум-пакеты. Лиги, такие как Премьер-лига, и соревнования, такие как Лига чемпионов, предоставляют вещателям эксклюзивный обязательный премиум-контент, превращающие миллионы болельщиков в долгосрочных подписчиков платного телевидения.

В свою очередь, деньги, выплаченные вещателями, потекли в лиги и клубы. В последние годы компании доказали свою готовность платить миллиарды фунтов стерлингов в сезон за премиальный, эксклюзивный контент. В результате клубы (и их игроки) получают огромные денежные потоки в футбол. В Премьер-лиге клубы получают минимум почти £100 млн. за каждый сезон, который они проводят в высшем дивизионе. Это, в свою очередь, позволяет им тратить миллионы фунтов стерлингов на трансферы игроков, зарплаты и стадионы мирового класса.

В сезоне 2016/17 сообщалось, что Премьер-лига была доступна для просмотра более чем в одном миллиарде домов в 188 странах. Глобальный охват и привлекательность Премьер-лиги и футбола в целом не следует недооценивать. Такая межконтинентальная фанатская база приводит к спросу на прямой эфир, который удовлетворяется вещательными компаниями, получающими выгодные подписки и доходы от рекламы, а клубы продают товары и впечатления от матчей заинтересованным фанатам.

В 1992 году началась последняя футбольная революция в Великобритании, когда были куплены эксклюзивные права на Премьер-лигу. В последнее время аналогичные модели были приняты почти всеми крупными европейскими футбольными лигами. Эта симбиотическая связь между живым контентом и футболом, похоже, будет продолжаться.

Объяснения прав на трансляцию Премьер-лиги

Текущая трехлетняя сделка по глобальному вещанию Премьер-лиги на период 2016/17-2018/19 принесла ее 20 клубам более £8 млрд. Из них £5,14 млрд. поступили от двух компаний: Sky и British Telecom (BT).

Sky является крупнейшим оператором платного телевидения в Великобритании, а BT — крупнейшим поставщиком широкополосной связи в Великобритании. Астрономические суммы, уплаченные обеими телекомпаниями за различные пакеты прав на прямые трансляции, являются признанием их необходимости сохранить матчи Премьер-лиги в качестве ключевого компонента их соответствующих бизнес-моделей.

Обе вещательные компании рассматривают Премьер-лигу как средство привлечения подписчиков на свои платформы, а также как источник дохода от рекламы. В течение некоторого времени потребители жаловались, что есть две компании, обладающие эксклюзивными правами, что означает, что для просмотра полного сезона необходимы две дорогостоящие подписки. Вопрос для вещателей заключается в том, сколько «пакетов» прав на прямые трансляции и матчи необходимо для удержания и привлечения подписчиков на их премиальные каналы и более широкие предложения широкополосной связи и мобильных телефонов по типу «все в одном».

Прежде чем мы перейдем к истории о жесткой конкуренции между этими двумя развлекательными компаниями, ориентированными на потребителя, важно вернуться к началу 1990-х годов и истокам Премьер-лиги и ее первоначальной, новаторской сделки со Sky.

Как раньше продавались права на вещание

До образования Премьер-лиги в мае 1992 года Футбольная лига продавала свои права на вещание топ-дивизиона различным телекомпаниям, включая эфирные вещательные компании BBC и ITV. Например, в течение двух сезонов, начиная с 1983 года, эфирная телекомпания ITV платила £5,2 млн. за 10 прямых трансляций матчей за сезон. В сезоне 1985/86 отношения между Футбольной лигой и телекомпаниями настолько серьезно испортились, что в первой половине сезона футбольных трансляций вообще не было. Глава BBC Sport в то время Джонатан Мартин сказал во время этого тупика, что «футбол больше не занимает центральное место в телевизионных программах, и вряд ли снова будет». (Как же он ошибался!)

После того, как пыль улеглась и футбол вернулся на экраны страны, ITV заплатила £11 млн. за сезон, чтобы показать 18 матчей в прямом эфире с 1988 по 1992 год. До образования Премьер-лиги Футбольная лига распределяла эти деньги более равномерно по четырем дивизионам. Ситуация изменилась, когда Премьер-лига подписала рекордный пятилетний контракт со Sky.

В апреле 1991 года было объявлено, что около 16 клубов, включая пять лучших клубов того времени — «Арсенал», Шпоры, «Ливерпуль», «Эвертон» и «Манчестер Юнайтед» — предложили выйти из Футбольной лиги и сформировать новую суперлигу. Разрыв был призван обеспечить клубам бо́льшую долю доходов от телевизионных и коммерческих сделок. Они утверждали, что заслуживают бо́льшей доли, потому что являются главной достопримечательностью и должны иметь возможность вкладывать бо́льшую долю своего дохода в улучшенные стадионы и игроков-суперзвезд.

Футбольная лига и ее команды были обеспокоены тем, что просачивающийся через футбольную пирамиду поток инвестиций испарится. В сезоне 1992/93, на фоне враждебности между Футбольной ассоциацией, Футбольной лигой и недавно созданной Премьер-лигой и ее командами-членами, отколовшиеся команды впервые соревновались в Премьер-лиге. Полученный доход был разделен между первоначальными командами — 22 к моменту создания лиги — и распределен, как указано ниже, в зависимости от того, где команда финишировала и сколько раз ее показывали по телевизору.

Как обладатель эксклюзивных прав на трансляцию, Премьер-лига продала эти права с аукциона тому, кто предложил самую высокую цену. В мае 1992 года Sky, которая начала свое спутниковое вещание в Великобритании в 1989 году, заплатила выдающуюся сумму в £191 млн. за эксклюзивный пятилетний контракт на показ футбола в прямом эфире. BBC выиграла показ основных моментов для того, чтобы демонстрировать их их в своем культовом шоу «Матч дня», а ITV — ранее альтернативный эфирный вещатель в прямом эфире — остался ни с чем. Впервые высший дивизион транслировался в прямом эфире исключительно по платному телевидению.

Как продаются права

Премьер-лига ведет переговоры о сделках по трансляции, как правило, в зависимости от страны. Компании, желающие принять участие в торгах за права, получают приглашение к участию в торгах (ITT — invitation to tender), в котором указываются условия проведения торгов, предлагаемые пакеты вещания, требуемые технологические процессы и ноу-хау, а также любые финансовые гарантии, требуемые в зависимости от размера участвующей в торгах компании. Обычно для каждого цикла предоставления прав Премьер-лига определяет крупнейшие страны и иногда расставляет приоритеты сделок в порядке приблизительной стоимости или геополитического значения (например, Соединенные Штаты и Китай).

Типы доступных прав включают прямые трансляции, почти прямые трансляции, отложенные, более длинные основные моменты, права на на трансляцию через интернет и права на трансляцию через мобильную связь, в зависимости от потребностей конкретной территории в различных требованиях к программированию.

В конечном счете, ответ на ITT будет включать в себя торги значительными суммами денег, дабы выиграть эксклюзивные права в конкретной стране. Конкуренция может быть жесткой, и значительное повышение сборов требует от вещателей предлагать значительные суммы, чтобы привлечь подписчиков и зрителей на свои каналы и станции.

В течение цикла прав 2016/17-2018/19 Премьер-лига получила £3,2 млрд. от иностранных вещателей за пределами Великобритании. Лига даже продала часть прав на следующий цикл (2019/20-2021/22 ), ряду вещательных компаний. Например, сообщалось, что SuperSport, вещательная компания из Африки к югу от Сахары, согласилась платить за права £168 млн. в год — более чем в два раза больше предыдущей сделки. Аналогичным образом, NBC в США платит £128 млн. за сезон до 2022 года.

Коллективные и эксклюзивные продажи

С момента основания Премьер-лиги в 1992 году права на ее трансляцию продавались коллективно. Это означает, что клубы-члены действуют сообща в формировании лиги, участии в соревнованиях и заключении коммерческих сделок. В течение некоторого времени вопрос заключался в том, является ли этот коллективный подход законным. На сегодняшний день суд и регулирующие органы признали, что коллективная продажа прав на вещание приносит важные выгоды.

Коллективные продажи по-прежнему остаются проблемой, поскольку многие считают, что объединение клубов для продажи прямых трансляций матчей ограничивает количество прямых трансляций, которые могут транслироваться по телевидению (поскольку клубы сами выбирают количество игр, которые они хотят продавать). Контраргумент заключается в том, что коммерческие соглашения Премьер-лиги должны быть организованы коллективно, чтобы управлять интересами ее 20 клубов и способствовать справедливому распределению полученных доходов. Предположим, «Манчестер Юнайтед» решил индивидуально продать свои права тому, кто предложит самую высокую цену, как это в течение многих лет делали «Барселона» и «Реал Мадрид». «Юнайтед» получит огромные деньги, и, очевидно, они не будут распределены между другими клубами. Это, в свою очередь, приведет к менее равномерному распределению доходов от трансляции, а также к потенциальному снижению конкурентного баланса внутри лиги, поскольку у клуба будет значительно больше денег, которые он может потратить на трансферы и заработную плату.

По аналогичным причинам Премьер-лига исторически продавала свои права на эксклюзивной основе. Ранее это означало, что только один вещатель в каждой стране мог показывать матчи Премьер-лиги в прямом эфире. Ситуация изменилась в Великобритании в 2007 году, когда телекомпания Setanta купила часть прав на трансляцию и нацелилась конкурировать со Sky. До этого момента, с 1992 по 2007 год, Sky была единственной телекомпанией в Великобритании, транслировавшей футбол в прямом эфире по каналам подписки Sky Sports. Это изменение было вызвано Европейской комиссией, которая расследовала отсутствие конкуренции на рынке футбольных прав в Великобритании и ввела в действие механизм, запрещающий Sky выигрывать все пакеты прав на вещание. Это означало, что по крайней мере еще один вещатель должен был выиграть пакет прямых трансляций Премьер-лиги.

Этот конкурентный ландшафт снова изменился, когда BT делала свои заявки и выигрывала прямые матчи с 2013 года и далее. На этом этапе Премьер-лига стремилась максимально усилить конкуренцию между двумя компаниями с глубокими карманами, а ожесточенный процесс аукциона, в свою очередь, увеличил уровень цен.

Полученные деньги

Сумма, которую вещатели были готовы заплатить за показ игр в прямом эфире, выросла в геометрической прогрессии. Получив права на Премьер-лигу, Sky зарекомендовала себя как ведущая спортивная и развлекательная платформа в Великобритании. Футбол в прямом эфире был несомненным фактором привлечения и удержания подписчиков. Без футбола Премьер-лиги обе телекомпании Sky и BT рискуют потерять большинство подписчиков, сократить доходы от рекламы, что, как следствие, снизит их прибыль. За последние два цикла предоставления прав суммы, которые Sky и BT платили Премьер-лиге, взлетели до небес:

С £191 млн. до £4,7 млрд. всего за 20 лет — суммы, выплачиваемые за трансляцию матчей Премьер-лиги, выросли в геометрической прогрессии. Конкурирующие вещательные компании и продуманное разделение прав на эксклюзивные пакеты помогли увеличить доходы

Историческая таблица прав на прямые трансляции Премьер-лиги Великобритании

Примечание: цифры округлены в бо́льшую сторону. Сводная таблица прав на прямые трансляции Премьер–лиги Великобритании по текущей сделке 2016/17-2018/19

На сезоны 2016/17-2018/19 Sky и BT получили права на трансляцию матчей Премьер-лиги в Великобритании на последующие три года. Компании заплатили в общей сложности £5,14 млрд., что приравнивалось к огромному увеличению сборов за права на 70% по сравнению с предыдущей сделкой.

Объяснение увеличения общей стоимости оплаты за матч в 2016/17-2019/20 годах заключается в конкуренции между Sky и BT, каждая из которых борется за права на защиту определенных рынков вещания и широкополосной связи. Поскольку Sky выходит на рынок мобильных телефонов в Великобритании, а BT покупает оператора мобильной связи EE, премиальные права на показ спортивных программ в прямом эфире рассматриваются как один из основных факторов для потребительских предложений «все в одном» — комплекса из телефонной линии, широкополосного доступа, каналов подписки и продуктов для мобильных телефонов. Наличие контента, который необходимо смотреть в прямом эфире, рассматривается как движущая сила для потребителей, которые будут покупать остальные свои технологии и услуги связи посредством Sky или BT.

BT также имеет эксклюзивные права на матчи Лиги чемпионов/Лиги Европы. Компания заплатила за эти права более £1,1 млрд. за трехлетний период, заканчивающийся в 2021 году.

За права на сезон 2016/17-2018/19 Sky заплатила £4,176 млрд. за 126 игр — это больше, чем на £2,28 млрд., которые она заплатила ранее за 116 матчей. BT получил на четыре игры больше (42 матча за сезон), чем в предыдущем контракте, и заплатил £960 млн. за сезон в течение трех лет своего контракта. Ранее компания платила £738 млн. за 38 матчей за сезон.

Кроме того, Премьер-лига объявила, что BBC успешно выиграла тендер на показ основных моментов в своем культовом субботнем «Матче дня», заплатив за это £204 млн.

В предыдущей сделке 2013/14-2015/16 сообщалось, что общая глобальная местная и зарубежная сумма составила около £5,5 млрд. Как можно увидеть из вышесказанного, деньги, заплаченные Sky и BT только за права на внутреннем рынке в 2016/17-2018/19 годах, составили более £5 млрд. Несмотря на то, что сумма сделки на права по внутреннему рынку более £5 млрд., глобальная привлекательность Премьер-лиги продолжает расти, учитывая сильную конкуренцию на ряде ключевых рынков, включая Азию и Соединенные Штаты. В результате последняя глобальная цена сделки 2019/20-2021/22 может оказаться более £8 млрд.

Это связано с тем, что в феврале 2018 года было объявлено, что Sky и BT сохранили свои сильные позиции на рынке прямых трансляций Премьер-лиги. Обе компании заплатили в общей сложности £4,464 млрд. за права на трансляцию пяти из семи основных пакетов матчей, охватывающих период 2019/20-2021/22 годов. Оставшиеся два пакета были проданы летом 2018 года BT и новому участнику — Amazon.

Дополнительные 20 матчей BT обошлись в £90 млн., в результате чего их общие расходы составили £975 млн., что представляет собой небольшое увеличение по сравнению с предыдущими £960 млн., когда было проведено на 10 матчей меньше. Средняя сумма, которую заплатил BT за матч упала с £7,62 млн. до £6,25 млн. Amazon купил пакет из 20 матчей, который состоит из двух раундов игр, показываемых одновременно посредством Amazon Prime за сезон. Sky заплатила £3,57 млрд. за свои пакеты из 128 игр за сезон со скидкой 14% от текущей сделки.

В июне 2018 года BBC успешно продлила права на свой пакет основных моментов за £211,5 млн. как минимум до сезона 2021/22 Пакет включает в себя программу «Матч дня» в субботу вечером, а также «Матч дня 2», «Футбольный фокус» и «Шоу Премьер-лиги».

Новые игроки в футбольном вещании

Впервые в истории Премьер-лиги в сезоне 2019/20 три компании будут показывать прямые трансляции матчей Премьер-лиги в Великобритании. Amazon станет первым, кто будет транслировать свои матчи исключительно онлайн. Игры в Великобритании будут транслироваться в прямом эфире посредством Amazon Prime (Amazon Prime также владеет эксклюзивными правами в Великобритании на теннисные турниры US Open и мирового тур ATP, а также неисключительными правами на игры НФЛ). Сумма сделки еще не обнародована.

Amazon Prime — это услуга подписки стоимостью £79 в год в Великобритании, которая сочетает в себе бесплатную, неограниченную и физическую доставку продуктов Amazon на следующий день с онлайн-сервисом потокового вещания. Платформа потокового вещания предоставляет фильмы, бокс-сеты, а теперь и растущий выбор спортивного контента премиум-класса в прямом эфире.

Интересно, что Amazon купил права на прямую трансляцию только 20 игр за сезон, а также пакеты основных моментов. Один набор из 10 матчей предлагается в День подарков (26 декабря), другой — набор из 10 матчей во время серии матчей в середине недели в начале декабря. Кроме того, сообщалось, что четыре матча в прямом эфире в День подарков будут показаны подряд — впервые в истории Премьер-лиги. В то время как Sky и BT предлагают игры в течение всего сезона, пакет Amazon представляет собой чрезвычайно узконаправленное предложение небольшого количества матчей в течение двух узких временных рамок. Возникает вопрос: почему Amazon вообще решил сделать эти инвестиции?

На базовом уровне многие считают, что одной из главных целей является привлечение бо́льшего числа подписчиков Amazon Prime. Привлекательность бесплатной и быстрой доставки физических товаров со скоростью нескольких кликов означает, что люди с бо́льшей вероятностью будут тратить деньги на веб-сайте Amazon. Данные отчетов, опубликованных в конце 2017 года, свидетельствуют о том, что подписчики Amazon Prime в США тратят в среднем $1,3 тыс. в год на Amazon по сравнению с $700 в год, которые тратят пользователи, не являющиеся членами Prime. С более чем 100 миллионами подписчиков в США в 2018 году (по данным журнала Variety), представляется очевидной логика в том, чтобы сделать предложение Amazon Prime еще более привлекательным для рынка Великобритании.

Другим движущим фактором, скорее всего, будут данные. Понимание физических привычек подписчиков к покупкам и просмотру онлайн-страниц дает таким компаниям, как Amazon, возможность предлагать продукты и услуги, которые могут пожелать приобрести их клиенты. Подобно тому, как Netflix рекомендует определенные программы с помощью сложного алгоритма, основанного на предыдущих привычках просмотра, цель Amazon может заключаться в том, чтобы завоевать бо́льшую популярность в Великобритании, анализируя поведение людей в Интернете и вне сети, чтобы еще больше настроить свои продуктовые предложения.

Пакет прямых трансляций

Британские вещатели делают ставки на ряд отдельных пакетов прямых трансляций. Исторически сложилось так, что Премьер-лига разделила матчи на несколько пакетов. На последнем аукционе 2019/20-2021/22 сезонов было выставлено на продажу семь пакетов прямых трансляций матчей.

Эти пакеты различались по размеру и качеству игр. Определенные пакеты дают победившему вещателю «первый выбор». Это первый выбор лучшей игры в каждой игровой неделе. Каждый пакет имеет установленный день и время. Например, в рамках последнего аукциона 2019/20-2021/22 Sky выиграл права на показ 128 матчей и, что самое главное, покупал матчи «первого выбора» каждые выходные. Они будут показывать матчи в Великобритании по субботам в 17:30, по воскресеньям в 14:00 и 16:30, а также, впервые в истории Премьер-лиги, восемь игр по субботам в 19:45.

Как распределяются деньги

Доходы от трансляции и централизованного спонсорства, полученные от коммерческих сделок, распределяются на основе установленной формулы, изложенной в регламенте Премьер-лиги. Доходы делятся так: 50% командам, которые в принципе играют в лиге, 25% согласно тому, на каком месте команда финиширует в лиге, и 25% для того, сколько раз команду показывали в прямом эфире по Великобритании. Сумма также распределяется на равной основе в результате полученных средств от иностранного вещания. Денежные средства распределяются между клубами-членами, используются для покрытия текущих расходов Лиги, предоставляются командам Футбольной лиги в виде солидарных выплат или направляются на конкретные благотворительные, низовые или общественные цели. Например, Футбольный фонд, который частично финансируется Премьер-лигой, Футбольной ассоциацией и правительством, каждый сезон выделяет около £30 млн. на массовый спорт в Великобритании.

В конце 2017 года сообщалось, что некоторые из ведущих клубов Премьер-лиги лоббировали изменение способа распределения средств за трансляцию. Начиная с 1992 года, средства от зарубежного вещания были разделены поровну между каждым из соответствующих клубов. Исходя из турнирной таблицы сезона 2017/18, каждый клуб получит равную выплату в размере £40,7 млн. от всех доходов от прав на зарубежное вещание за пределами Великобритании, независимо от того, н каком месте клуб финишировал в чемпионате. Сообщалось, что такие команды, как «Манчестер Юнайтед», «Манчестер Сити», «Арсенал», «Челси», «Тоттенхэм» и «Ливерпуль», были заинтересованы в том, чтобы зарубежные деньги распределялись в соответствии с результатами, а не просто делились поровну. Эти клубы предположили, что иностранные болельщики, как правило, хотят посмотреть игру более крупных команд. Маленькие команды возражали на это, утверждая, что Лига настолько сильна благодаря своему превосходному конкурентному балансу. Неопределенность, связанная с тем, что любая команда обыгрывает другую команду, создает основу для захватывающего и непредсказуемого чемпионата. Таким образом, небольшие клубы утверждали, что следует избегать всего, что уменьшает непредсказуемость.

Результатом этих обсуждений в 2017 году стало то, что на данный момент никаких изменений вноситься не будет. В любом случае, чтобы изменить распределение доходов, согласно правилам Премьер-лиги, 14 из 20 клубов должны были бы проголосовать «за». В то время было недостаточно клубов, которые считали, что в их интересах изменить способ распределения зарубежных денег.

Переносимся в лето 2018 года, и компромисс был найден. Решение состояло в том, что доход до суммы, получаемой в настоящее время не британскими вещателями (примерно £3,2 млрд.), по-прежнему будет распределяться поровну, но любое увеличение контракта на зарубежное вещание (т.е. свыше £3,2 млрд.) будет распределяться в соответствии с тем, где каждый клуб финиширует в Премьер-лиге. Ранее такого не происходило в отношении элемента прав на зарубежные трансляции в рамках соглашения о вещании Премьер-лиги.

Премьер-лига — самая богатая лига в мире, и все 20 клубов получают долю из суммы £2,4 млрд. за сезон. Каждой команде гарантируется более £90 млн. за сезон, который они проводят в Премьер-лиге, включая доход, основанный на их месте в чемпионате и количестве игр на телевидении, которые будут показаны с их участием

В таблице на следующих страницах показаны выплаты, произведенные Премьер-лигой клубам за сезон 2017/18.

Сравнение с зарубежными лигами

В то время как Премьер-лига по-прежнему лидирует по доходам от трансляции, ряд других лиг получают многомиллиардные выплаты за свои ценные права. Действительно, за последнее десятилетие произошел переход от продажи клубами своих индивидуальных прав к английской модели, согласно которой лига коллективно продает права каждого клуба самому высокооплачиваемому вещателю. В последнее время подобное было введено в Италии и Испании. Признанное преимущество коллективных продаж заключается в том, что все команды получают более справедливую долю доходов от телевизионных прав, что улучшает общее качество чемпионата и приводит к более конкурентному футболу, что, в свою очередь, повышает привлекательность продукта в целом. «Конкурентный баланс» — ключ к здоровой и успешной лиге.

Ранее «Реал Мадрид» и «Барселона» получили более €140 млн. за продажу своих прав на трансляцию в сезоне 2014/15, в то время как небольшие команды, такие как «Альмерия», получили €18 млн. При таком огромном неравенстве в доходах небольшим клубам фактически стало невозможным конкурировать. Их дуополия была фактически прекращена в апреле 2015 года, когда Ла Лига объявила, что коллективное соглашение вступит в силу в сезоне 2016/17.

В таблице ниже приведены общие показатели глобальных доходов от прав, полученных от вещательных компаний в ряде высших лиг.

Сезон 2016/17

Страна — Лига — Глобальный доход от вещания за сезон

Испания — Ла Лига — €1,484 млрд.

Италия — Серия А — €1,244 млрд.

Германия — Бундеслига — €960 млн.

Франция — Лига 1 — €819 млн.

Источник: Ежегодный обзор футбольных финансов Deloitte

Доходы от телевидения и Лига чемпионов

Внутренние лиги являются основой клубных соревнований в течение девятимесячного периода. Затем, в зависимости от того, где финишируют конкретные клубы, они могут претендовать на еврокубковые соревнования в следующем сезоне. В Англии четыре лучшие команды имеют право играть в Лиге чемпионов, в то время как команда Премьер-лиги, занявшая пятое место, а также обладатели Кубка Англии и Кубка Лиги имеют право играть в Лиге Европы.

Лига чемпионов и Лига Европы находятся в ведении УЕФА. До 1992 года лишь чемпионам каждой национальной лиги разрешалось участвовать в соревновании на выбывание — Кубке чемпионов. Эта структура изменилась в результате переговоров с рядом более крупных команд (и угроз с их стороны). Они предложили УЕФА, что участие более одной команды в расширенной Лиге чемпионов было бы более привлекательным для болельщиков и вещателей, поскольку большее количество топ-команд будут играть в формате лиги перед вторичной стадией плей-офф. Сообщалось, что УЕФА пришла к соглашению с клубами о новой структуре, отчасти для того, чтобы предотвратить угрозу отделения «Суперлиги».

Точно так же, как национальные лиги продают свои выгодные права на трансляцию, УЕФА также продает свои престижные турниры — Лигу чемпионов и Лигу Европы. В результате множество вещательных компаний по всему миру претендуют на то, чтобы быть (как правило) эксклюзивным вещателем в каждой стране. Например, на последнем аукционе Лиги чемпионов BT заплатила более £1,1 млрд. за эксклюзивный трехлетний контракт с УЕФА на трансляцию обоих соревнований в Великобритании. Эти деньги распределяются УЕФА между клубами, участвующими в каждом соревновании, в зависимости от ряда критериев. Они включают в себя то, как они квалифицировались на соревнование (т.е. где они финишировали в своей национальной лиге); насколько хорошо они выступили в Лиге чемпионов или Лиге Европы; и сколько вещатель в их стране заплатил за права на трансляцию.

Лига чемпионов, безусловно, является самым прибыльным кубковым соревнованием для топ-клубов Европы. В сезоне Лиги чемпионов УЕФА 2017/18 между клубами было распределено более €1,3 млрд. Призовой фонд включает в себя установленные суммы, основанные на телевизионном пуле (сколько национальная телекомпания клуба заплатила за права), а также зависит от того, насколько хорошо клубы выступают в каждом сезоне.

Ниже приведены показатели призового фонда за 2017/18 год (в скобках указаны цифры за 2018/19 год).:

  • Квалификация на групповой этап — €12,7 млн. (€15,25 млн.).

  • Победа в матче на групповом этапе — €1,5 млн. (€2,7 млн.).

  • Ничья в матче на групповом этапе — €500 тыс. (€900 тыс.).

  • Излишек в размере €500 тыс. (€900 тыс.) от каждого сыгранного вничью матча был объединен и распределен между всеми клубами, принимающими участие в групповом этапе, в соответствии с количеством одержанных ими побед.

  • Выход в 1/8 финала — €6 млн. (€9,5 млн.).

  • Выход в четвертьфинал — €6,5 млн. (€10,5 млн.).

  • Выход в полуфинал — €7,5 млн. (€12 млн.).

  • Победитель Лиги чемпионов УЕФА может рассчитывать на получение €15,5 млн. (€19 млн.), а занявший второе место — €11 млн. (€15 млн.).

Таким образом, клуб в сезоне 2017/18 может получить более €57 млн. в результате победы во всех своих матчах в группе и став чемпионом.

В качестве иллюстрации чемпион сезона 2016/17 мадридский «Реал» получил:

  1. €12,7 млн. за выход в групповой этап.

  2. Призовой фонд группового этапа в размере €6 681 000 за три победы и три ничьи (€1,5 млн. × 3 + €500 тыс. × 3 = €6 млн.) + €681 тыс. в качестве дополнительной выплаты, распределенной между всеми клубами из излишка.

  3. €35,5 млн. из суммы €6 млн. (1/8 финала) + €6,5 (четвертьфинал) + €7,5 млн (полуфинал) + €15,5 млн (победа в финале).

  4. €26,1 млн. от распределения рыночного пула, исходя из стоимости национальной телевизионной сделки каждой страны.

Таким образом, общий доход «Мадрида» от УЕФА за победу в турнире составил примерно €81 млн.

Ниже представлены 10 клубов Лиги чемпионов в сезоне 16/17, которые получили больше всего денег:

  1. «Ювентус» — €110,4 млн. (финалист).

  2. «Лестер Сити» — €81,6 млн. (четвертьфиналист).

  3. «Реал Мадрид» — €81 млн. (победитель).

  4. «Наполи» — €66 млн. (1/8 финала).

  5. «Монако» — €64,6 млн. (полуфиналист).

  6. «Арсенал» — €64,5 млн. (1/8 финала).

  7. «Атлетико Мадрид» — €60,6 млн. (полуфиналист).

  8. «Барселона» — €59,8 млн. (четвертьфиналист).

  9. ПСЖ — €55,3 млн. (1/8 финала).

  10. «Бавария Мюнхен» — €54,7 млн. (четвертьфиналист).

Это впечатляющие цифры, не в последнюю очередь потому, что проигравший финалист («Ювентус») и четвертьфиналист («Лестер Сити») получили больше призовых, чем победитель («Реал Мадрид»). Это результат распределения пула телевизионного рынка УЕФА. В Великобритании распределение пула телевизионного рынка делится между тем, где клуб финишировал в предыдущем сезоне, и тем, насколько он успешен в текущем соревновании — другими словами, насколько глубоко клуб продвинулся в соревновании; чем больше игр сыграно, тем больше денег получено. Чемпионы Премьер-лиги получают 40% от телевизионного дохода, команда, занявшая второе место, получает 30%, третье место — 20% и четвертое место — 10%. Поэтому то, где британская команда финиширует в своей национальной лиге, может иметь очень важное значение для ее доходов УЕФА.

В июне 2018 года УЕФА объявил о ряде радикальных изменений в том, как будут распределяться денежные средства на сумму €2,5 млрд. на матчи Лиги чемпионов и Лиги Европы в каждом сезоне, начиная с сезона 2018/19. Из €1,95 млрд. для клубов Лиги чемпионов за сезон УЕФА объяснил, что:

  • 25% будет выделено на стартовые взносы (€488 млн.).

  • 30% будет выделено на фиксированные суммы, связанные с эффективностью (€585 млн.).

  • 30% будут распределены на основе 10-летнего рейтинга коэффициентов, основанного на результатах эффективности (€585 млн.).

  • 15% будет выделено на переменные суммы (рыночный пул) (€292 млн.).

Рейтинг эффективности за 10 лет относится к результатам и успехам в соревнованиях УЕФА за последнее десятилетие, в то время как рыночный пул (объясненный выше) будет распределен в соответствии со стоимостью контракта на телевизионное вещание в конкретной стране, в которой клуб играет в своем местном чемпионате.

Как только закончится сезон Лиги чемпионов 2018/19, УЕФА предоставит разбивку того, как были рассчитаны окончательные суммы, выплаченные клубам, аналогично приведенному выше примеру с мадридским «Реалом».

Выплаты клубам Премьер-лиги 2017/18

Источник: Премьер-лига

Рассвет европейской Суперлиги

В июне 2016 года появились сообщения о том, что «Манчестер Юнайтед», «Манчестер Сити», «Ливерпуль», «Арсенал» и «Челси» встретились в лондонском отеле «Дорчестер», чтобы обсудить вопрос о создании отколовшейся Суперлиги с участием элитных команд по всей Европе. «Большую пятерку» представляли Эд Вудворд, Ферран Сориано, Иан Эйр, Иван Газидис и Брюс Бак. Также на встрече, согласно сообщениям, присутствовал американский миллиардер Стивен Росс, владелец клуба НФЛ «Майами Долфинс», который проводит предсезонные и послесезонные туры и соревнования с рядом команд по всему миру.

Сопредседатель «Вест Хэма» Дэвид Голд считал, что этот план «разрушит футбол в том виде, в каком мы его знаем». Сообщалось, что в Суперлиге топ-клубы выйдут из своего местного чемпионата и будут еженедельно играть в матчах со своими элитными европейскими конкурентами. Соревнование не обязательно будет основываться на повышении или понижении в дивизионе, но будет проводиться только по приглашению (т.е. будут приглашены только крупнейшие клубы, и участие не обязательно будет определяться квалификацией во внутренних лигах каждого клуба).

Вопрос на миллиард фунтов заключается в следующем: будут ли команды, отобранные для новой Европейской Суперлиги, по-прежнему играть в своих соответствующих лигах или полностью выпадут из внутренних соревнований?

Однако это не новый вопрос, а скорее повторяющийся. В 1998 году сообщалось, что компания Media Partners, миланское агентство по защите спортивных прав, заинтересована в создании Суперлиги с участием ряда ведущих европейских клубов. Только после сообщений о том, что УЕФА пообещал расширенную Лигу чемпионов с участием 32 клубов (увеличение на 16 команд) и обещание дополнительных клубных доходов, идея была отвергнута. Аналогичным образом, в 2003 году в качестве альтернативы Лиге чемпионов рассматривалось соревнование под названием «Золотой кубок Европы».

Сказать, что любой потенциальный откол был бы сложным и запутанным, было бы преуменьшением. Позволит ли ФИФА игрокам команд, выступающих в отколовшейся лиге, играть на чемпионате мира, чемпионате Европы, Кубке Америки или Кубке африканских наций? Если местные, внутренние дерби и соперничество прекратятся, возникнут серьезные разногласия между фанатами. Также будет более неравномерное распределение денежных средств за права на вещание по всей Европе, причем лучшие команды потенциально получат больше денег из-за своей большей фанатской базы и влияния в СМИ. Остальные национальные лиги могут оказаться не столь привлекательными, потеряв более крупные команды, и это может привести к снижению доходов от вещания и рекламы. Болельщикам придется платить за регулярные поездки по Европе. Споры также будут вращаться вокруг «закрытой лиги» без вылета и продвижения по дивизионам, а только по приглашениям, что подорвет пирамидальную структуру европейских спортивных соревнований.

Совсем недавно УЕФА согласился изменить структуру квалификационных критериев для Лиги чемпионов. Изменения с сезона 2018/19 гарантирует, что четыре лучших клуба из самых результативных европейских стран (в настоящее время Испания, Англия, Германия и Италия) получат места на групповых этапах Лиги чемпионов. Ранее последний квалифицирующийся клуб из этих лиг должен был пройти через одну игру на выбывание.

Некоторые считают, что появление отколовшейся Суперлиги с участием топ-клубов Европы — это неизбежность. Точно так же, как это произошло с Премьер-лигой в 1992 году, когда топ-клубы хотели получить бо́льшую долю доходов, ведущие европейские клубы внутри страны обращаются к УЕФА с просьбой предоставить постоянно увеличивающиеся призовые. В какой-то момент этот вопрос вновь всплывет на поверхность. И тогда реальные вопросы, которые необходимо решить, будут заключаться в том, какую форму это примет (т.е. заменит или дополнит существующие национальные лиги?) и будет ли вход в лигу закрыт (т.е. только по приглашению, гарантируя ежегодное участие топ-клубов). Многие утверждают, что абсолютно закрытая лига, которая лишает команды возможности квалифицироваться по спортивным заслугам, является началом скользкого пути к модели отсутствия продвижения или вылета, используемой в различных видах спорта США.

В конечном счете, болельщики по-прежнему требуют местного соперничества. Какой бы громкой ни была Лига чемпионов в настоящее время, похоже, нет спроса на то, чтобы клубы покидали свои внутренние лиги и соревновались в общеевропейской лиге с элитными командами Европы. Фанаты «Милана» хотят дерби с «Интером», фанаты «Эвертона» хотят регулярно играть с «Ливерпулем». Одна из возможностей заключается в том, что количество игр в Лиге чемпионов будет расти, что приведет к большему количеству гарантированных матчей в течение сезона. Это будет означать больше игр для вещателей, которые будут транслироваться по телевидению, и больше доходов для клубов в дополнение к их призовым фондам в национальной лиге.

Можно утверждать, что фактически Европейская Суперлига уже существует. Она называется Лига чемпионов. В ней может принять участие гораздо больше команд, чем просто чемпионы каждой лиги, это больше не соревнование на выбывание, дающее клубам возможность проигрывать матчи, но при этом претендовать на более поздние стадии соревнований, и она была расширена, чтобы охватить больше матчей в течение длительного периода времени. Полученный доход в настоящее время соответствует доходу многих национальных лиг. Поэтому потребовался бы смелый состав команд, которые захотели бы оторваться от этого очень прибыльного соревнования.

Меняющийся способ, которым мы смотрим спорт

Премьер-лига — самая популярная футбольная лига на планете. В ходе подготовки к различным процедурам проведения тендеров на вещание обычно сообщается, что новый вещатель борется за участие в торгах, особенно за права на трансляцию в прямом эфире. beIN Sports, Discovery и YouTube упоминались во время подготовки к циклу прав на 2013-16 годы. Amazon стала первой компанией, нарушившей дуополию Sky и BT, когда она получила седьмой пакет для цикла 2019/20-2021/22 годов — после того, как Google, Apple, Facebook и Netflix стали последними в длинной череде потенциальных преследователей. Продукт пользуется спросом, так почему бы не заинтересоваться этим глобальным медиа-гигантам со сверхглубокими карманами?

Можно также утверждать, что у них больше возможностей максимизировать потенциал прав на трансляцию из-за новых способов просмотра футбола онлайн. Болельщики теперь могут просматривать матчи и основные моменты с помощью комбинации спутниковых и интернет-телевизоров, веб-сайтов, платформ по запросу, планшетов, приложений и смартфонов. В результате теперь меньше различий между вещательными компаниями, такими как Sky, и платформами социальных сетей, такими как YouTube и Facebook — оба типа компаний являются контент-компаниями.

Это слияние рынков уже оказывает глубокое влияние на потребительские привычки, а в некоторых случаях даже определяет потребительское поведение. Netflix, произведший революцию на рынке потоковой передачи фильмов и бокс-сетов по запросу, поставляемых через Интернет, навсегда изменил привычки как нового, так и старшего поколений. «Отрезатели шнура» (название потребителей, которые не готовы платить за более традиционные и порой дорогие пакеты подписки на премиум-контент) теперь бывают привередливыми в выборе своей подписки с помощью более гибких (и обычно более дешевых) интернет-предложений, а не традиционных кабельных и спутниковых вещательных компаний. Есть, конечно, те, кто вообще не подписывается и вместо этого находит более дешевую или даже бесплатную (и часто незаконную) услугу онлайн (подробнее об этом позже).

Если то, как люди смотрят премиум-контент (в том числе футбол в прямом эфире), меняется, нет ничего удивительного в том, что новые технологические компании начинают интересоваться тем типом контента, который привлечет зрителей на их конкретные платформы.

Технологические и социальные медиа-компании, такие как YouTube, Twitter, Facebook, Snapchat и Amazon, в последнее время сделали шаги в сторону спорта. До своего дебюта в Премьер-лиге Amazon Prime уже вышла на британский рынок спортивного вещания, выиграв права у Sky на теннисный финал мирового тура ATP. Это последовало за соглашением в США с НФЛ о трансляции 10 игр в четверг вечером (забрав сделку у Twitter, который ранее транслировал матчи). В 2017 году Facebook транслировал прямые трансляции футбольных матчей Высшей лиги США (MLS), а с 2018 года обеспечил 25 матчей Высшей лиги бейсбола (MLB). В 2015 году YouTube заключил соглашение с BT в Великобритании о показе финала Лиги чемпионов.

Для многих это только начало. Это показывает, что технологические компании видят ценность в предоставлении спортивного контента и намерены оставаться здесь, либо конкурируя с основными поставщиками контента, либо дополняя их.

Растущая истина для многих традиционных вещателей заключается в том, что для просмотра контента футбольные болельщики больше не полагаются на телевизор. Растет гибкость (отчасти благодаря сверхбыстрой широкополосной связи) для просмотра футбола в прямом эфире, одновременно что-то смотря на втором экране (следя за комментариями в Twitter или просматривая обновленные фотографии в Instagram).

В любой момент времени существуют конкурирующие фрагменты контента, соперничающие за внимание фанатов. Множество болельщиков, использующих несколько экранов для обмена и комментариев — это новая норма. Растет число болельщиков, желающих поделиться особым опытом (на стадионе или во время просмотра в прямом эфире), а также услышать мнение и насладиться контентом от экспертов и влиятельных лиц, формирующих общественное мнение.

Даже не задумываясь об этом, технически подкованные болельщики смотрят футбол в прямом эфире по телевизору, мобильному телефону, планшету или на стадионе и одновременно видят, что говорится в Twitter о конкретном решении судьи или голе, просматривая повтор в своем приложении с подпиской и участвуя в чате в WhatsApp о спорном решении. Это тенденция, которая будет только продолжаться и развиваться дальше.

Сокращающаяся аудитория прямых трансляций матчей

Отчеты за сезон 2016/17 показали, что показатели просмотра матчей английской Премьер-лиги в прямом эфире упали до семилетнего минимума. В июне 2017 года Financial Times сообщила, что «по данным Совета по исследованию аудитории вещания, средние показатели просмотра телеканалов Sky за прошедший сезон упали на 14%». В НФЛ также наблюдалось падение показателей просмотров: рейтинги снизились на 10% в 2017 году после снижения на 8% в 2016 году. Независимо от достоинств того, как рассчитываются и измеряются цифры (некоторые используют размеры выборки, в то время как другие не включают официальные онлайн-данные), многие считают, что для понимания и обслуживания новых привычек просмотра требуется больше размышлений. Крупные вещательные компании в Великобритании должны продолжать находить инновационные способы охвата самых разных групп болельщиков, желающих получить разные впечатления от просмотра футбола, и, без сомнения, иметь для этого инфраструктуру. То есть до тех пор, пока они продолжают успешно участвовать в торгах за эти права в эпоху, когда технологические компании хотят получить часть премиальных акций.

Тем не менее, если все больше болельщиков обнаружат несанкционированные, пиратские прямые трансляции и не будут платить за доступ к футбольному контенту премиум-класса, вещатели могут начать хорошенечко думать о том, платить ли им миллиарды фунтов за эти права.

Кроме того, растущая стоимость ежемесячной подписки в Великобритании привела к тому, что многие болельщики все чаще не могут позволить себе стоимость двух каналов (Sky и BT), чтобы смотреть Премьер-лигу и Лигу чемпионов. Вещательные компании, такие как Sky и BT, будут платить выгодные суммы только в том случае, если болельщики будут продолжать подписываться.

Setanta и ONdigital ранее сталкивались с этой проблемой. Обе вещательные компании пытались конкурировать со Sky на рынке прямых трансляций футбола, но в конечном итоге не смогли набрать критическую массу подписчиков для получения прибыли. Компания Setanta, базирующаяся в Дублине, в 2009 году пошла под внешнее управление всего через три года после получения прав на показ Премьер-лиги и через семь лет после краха ONdigital (позже ITV Digital). Вполне возможно, что может наступить переломный момент, когда «обязательный» футбольный контент премиум-класса больше не будет побуждать болельщиков и семьи подписываться на платное телевидение. Если деньги иссякнут или стоимость прав значительно упадет, это повлияет на способность клубов платить заоблачные трансферные сборы и зарплаты, чтобы привлечь лучших футболистов со всего мира.

Скрининговые пакеты Премьер-лиги

Ассортимент футбольных пакетов Премьер-лиги, предоставляемых рынку вещания, разнообразен. В течение игровой недели, с пятницы по понедельник, возможно, будет пять или шесть прямых трансляций матчей, а также различные пакеты для мобильных, интернет-пакеты и пакеты эфирного освещения по подписке, в бесплатных эфирах, на мобильных и интернет-платформах. На аукционе Премьер-лиги 2016/17-18/19:

  • Впервые была показана новая регулярная серия матчей в прямом эфире в пятницу вечером.

  • Субботние матчи в 12:30 стали обычным явлением.

  • В Великобритании не может быть прямой трансляции матчей в 15:00 по телевидению, дабы защитить посещаемость матчей по всей стране, которые начинаются в одно и то же традиционное время в субботу днем.

  • С 17:15 в Великобритании подписчики мобильного приложения могут смотреть трехминутные основные моменты матчей, которые начинались в 12:30 и 15:00.

  • Обычно в субботу в 17:30 проводится прямая трансляция матча.

  • Sky Sports расширил основные моменты лучшей игры дня (обычно той, которая не транслировалась в прямом эфире).

  • Культовая программа «Матч дня» с основными моментами показывается около 22:30 в субботу вечером (и повторяется рано утром в воскресенье для молодежи, которая не может засиживаться так поздно!).

  • В зависимости от выбора вещателем матчей, игры в воскресенье могут начаться в 14:15 и в 16:00.

  • Основные моменты матчей выходных могут быть показаны на отдельных клубных каналах в течение нескольких дней после матча.

  • По понедельникам в 20:00 относительно регулярно проводится прямая трансляция матча Премьер-лиги.

  • В середине недели проводится ряд матчей, а также матчи в праздничные дни, включая Пасху и Рождество.

Почему в Великобритании нельзя показывать футбол в прямом эфире в 15:00?

В Великобритании прямая трансляция футбола не может транслироваться по телевидению с 14:45 до 17:15 в субботу во время футбольного сезона. Это основано на правиле УЕФА, которое дает национальной ассоциации право запрещать трансляции своей национальной лиги примерно на два часа каждые выходные. Основная причина этого заключается в защите посещаемости низших лиг. В последние годы это также означало, что El Clásico, матч «Барселона» - «Реал Мадрид», не мог транслироваться по телевидению в Великобритании до 17:15, примерно через 15 минут после начала игры в 17:00!

Обоснование этого решения заключается в том, что люди могут вместо этого решить посмотреть игру, не выходя из собственного дома (или паба). Крупные клубы, матчи которых транслируются по телевидению, лишат низовые клубы перспективы увеличения посещаемости.

Вещательное пиратство

Поскольку болельщики все больше разбираются в Интернете, многие перешли в Интернет в поисках матчей, которые можно посмотреть без оплаты подписки. Это означает, что правообладатели, такие как Премьер-лига, должны иметь дело с новыми проблемами. Если потребители смогут получить доступ к премиальному контенту и обойти вещательные компании, которые заплатили миллиарды фунтов стерлингов за привилегию показывать матчи, вещательные компании захотят, чтобы правообладатели жестко пресекали тех, кто бесплатно получает доступ к контенту. Согласно опросу, проведенному BBC Radio 5 в июле 2017 года, «более трети футбольных болельщиков Премьер-лиги говорят, что регулярно смотрят матчи в прямом эфире онлайн через неофициальные трансляции».

Это стало особой проблемой в Великобритании, потому что любая другая страна может показывать в прямом эфире матчи Премьер-лиги и Футбольной лиги, которые начинаются в субботу в 15:00. Учитывая легкость, с которой болельщики могут получить доступ к интернет-трансляциям и спутниковым каналам, пабы в Великобритании уже много лет показывают матчи по субботам во второй половине дня. Это стало проблемой, когда некоторые пабы начали подписываться на иностранные спутниковые каналы или транслировать матчи через интернет-сайты в своих пабах. Это означало, что они подписывались на вещательные компании, отличные от Sky и BT, которые были явно недовольны, заплатив несколько миллиардов фунтов стерлингов за то, чтобы быть эксклюзивными вещателями в Великобритании.

За последнее десятилетие Премьер-лига и Sky подали судебные иски против многих владельцев пабов, которые подписывались на иностранные каналы, используя различные каналы со всего мира, включая Северную Африку и Грецию. Аналогичным образом, с появлением высокоскоростной широкополосной связи многие потребители и пабы находят веб-сайты, которые транслируют прямые трансляции матчей за небольшую часть стоимости (обычно потому, что у них нет прав).

Британские вещательные компании предоставляют официальные пакеты для пабов. Эти подписки могут стоить несколько тысяч фунтов стерлингов в месяц. В 2006 году на Карен Мерфи, владелицу паба Red, White and Blue в Портсмуте, подали в суд после покупки греческого декодера и карты декодера для прямой трансляции матчей Премьер-лиги в ее пабе. Она утверждала, что как гражданка государства — члена Европейского союза, она должна иметь возможность получать со всего ЕС самую дешевую законную подписку на трансляцию матчей Премьер-лиги в своем пабе. Премьер-лига утверждала, что действия Мерфи, помимо прочего, нарушили их права на интеллектуальную собственность.

Когда в октябре 2011 года европейские суды наконец вынесли решение по этому делу, многие считали, что миссис Мерфи одержала историческую и монументальную победу. Суд постановил, что способ, которым Премьер-лига предложила свои права, запретив зрителям смотреть спутниковые трансляции с помощью карты декодера из другой европейской страны, противоречит европейскому законодательству.

Однако суд также пришел к выводу, что Премьер-лиге принадлежат «произведения, защищенные авторским правом», такие как гимн и, в частности, логотип, используемый в трансляции. В результате миссис Мерфи потребовалось разрешение Премьер-лиги на показ этих защищенных авторским правом работ для трансляции матчей в прямом эфире. Поскольку Премьер-лига не дала своего согласия, ей по-прежнему запрещалось показывать такие трансляции.

Пиратство 2.0

Веб-сайты, транслирующие матчи Премьер-лиги в прямом эфире без дозволения или согласия Премьер-лиги (или национальных вещательных компаний, которым они продают свои права), по-видимому, являются наглядным примером нового поколения незаконного интернет-пиратства.

Премьер-лига и другие организации стремятся подчеркнуть, что любой, кто не покупает законные подписки, чтобы получить доступ к прямой интернет-трансляции, косвенно снижает ценность продукта. Эта потеря доходов от подписки в конечном итоге отразится на снижении ставок вещателей на получение прав на трансляцию футбола в прямом эфире. А более низкие ставки означают меньшее количество денег, распределяемых по всему футболу.

Премьер-лига продолжает уделять значительное время и усилия мониторингу конкретных веб-сайтов. В июле 2017 года компания выиграла судебную тяжбу, чтобы заблокировать более 5000 IP-адресов серверов, которые использовались для размещения и трансляции незаконного контента.

Совсем недавно известность в Великобритании приобрели приемники Kodi. Эти приемники являются законными, но могут быть использованы для обеспечения легкого доступа к таким незаконным потокам. Премьер-лига стремилась подчеркнуть, что подобные предварительно заряженные приемники также могут доставить пользователям серьезные проблемы. В апреле 2017 года компания добилась судебного приказа о блокировке видеопотоков футбольных матчей, нарушающих права, с помощью приемников Kodi. Кроме того, было проведено несколько успешных судебных разбирательств в отношении лиц, продающих приемники Kodi.

Футбол и социальные сети

У такого жесткого подхода к решению проблем авторского права есть свои недоброжелатели, особенно в отношении созданных пользователями клипов премиум-контента, которые публикуются в Интернете.

Премьер-лига ранее объявила, что она пресекает деятельность компаний социальных сетей за размещение видеоматериалов и пользователей за публикацию записей на каналах социальных сетей, таких как Twitter и YouTube. В нем утверждается, что болельщики, использующие социальные сети, нарушают авторские права Премьер-лиги.

Помимо продажи прав на прямые трансляции в Великобритании Sky и BT, Премьер-лига продает ряд почти прямых прав на мобильную связь и интернет. В Великобритании Sky является одним из нынешних правообладателей. Потребители подписываются через доступ к приложениям и веб-сайтам, чтобы просматривать премиум-контент в режиме реального времени. Если потребители через социальные сети могут получить доступ к самим голам и моментам для обсуждения, напрямую конкурируя с продуктами, права на которые продала Премьер-лига, это подрывает ценность продукта.

Контраргумент некоторых кругов заключается в том, что публикация коротких фанатских роликов на самом деле увеличивает охват голов, спорных инцидентов и важных моментов игры. Пытаясь регулировать океан потребительского контента, и требуя удаления каждой публикации, Премьер-лига берет на себя административное бремя, а компании социальных сетей должны следить за порядком. Тем не менее, это во многом то, что она готова сделать, чтобы сохранить огромные суммы, которые Sky и BT внутри страны готовы платить за то, чтобы болельщики могли смотреть матчи только на своей платформе. Представитель Премьер-лиги ранее объяснил:

Можно понять, что болельщики что-то видят, они могут запечатлеть это, они могут поделиться этим, но в конечном счете это противозаконно. Это нарушение авторских прав, и мы отговариваем болельщиков от этого. Мы разрабатываем такие технологии, как поисковые системы gif, поисковые системы в Vine, работаем с Twitter, чтобы попытаться ограничить такой вид деятельности. Я знаю, это звучит так, как будто мы кайфоломы, но мы должны защищать нашу интеллектуальную собственность.

Таким образом, Премьер-лига и многие другие правообладатели поддерживают связь с компаниями социальных сетей, такими как Twitter, и хостингами платформ, такими как YouTube, чтобы гарантировать быстрое удаление любых материалов, защищенных авторским правом.

Подписка прямого доступа болельщика

Один из возможных вариантов, который следует рассмотреть лигам, заключается в том, зачем вообще использовать вещателя? В Высшей бейсбольной лиге есть услуга подписки на веб-сайт напрямую для болельщиков, которую можно приобрести примерно за $80 за сезон. Действительно, как раз к сезону 2017/18 Футбольная лига запустила свою платформу iFollow, предоставив болельщикам Футбольной лиги за пределами Великобритании и Республики Ирландия возможность подписаться на абонемент стоимостью £110, чтобы смотреть все матчи в прямом эфире через компьютер, мобильный телефон и/или планшет подписчика. (Следует отметить, что около дюжины клубов, включая «Астон Виллу», «Дерби» и «Фулхэм», отказались подписаться на платформу iFollow.)

Некоторые задаются вопросом, пойдет ли Премьер-лига когда-нибудь по пути создания веб-сайта и продажи напрямую потребителям, полностью минуя вещателей. Учитывая предлагаемые деньги на вещание (более £5 млрд. внутри страны), это кажется относительно маловероятным, потому что Премьер-лига столкнется с некоторыми очень серьезными рисками, не более того, ведь они начнут с нуля подписчиков и без какого бы то ни было дохода. Еще одним серьезным бременем будут затраты на инфраструктуру и запуск, и хотя это можно было бы передать на аутсорсинг признанным отраслевым компаниям, для Премьер-лиги это огромная задача, особенно в то время, как такие компании, как Sky и BT, готовы платить большие гонорары, чтобы гарантировать права на трансляцию футбола на своих каналах.

«Жемчужина Короны» транслирует футбольные события

Хотя бо́льшая часть этой главы посвящена взаимосвязи платного телевидения с футболом и деньгам, которые поступают в лиги, клубы и игрокам, существуют законы, запрещающие показывать определенные спортивные события исключительно по платному телевидению.

Существует ряд событий, которые, по мнению правительства Великобритании, должны быть доступны для показа по эфирному телевидению. Уимблдон, Олимпийские игры и Гранд Нэшнл — вот три примера. С точки зрения футбола, финальный турнир чемпионата мира, финальный турнир чемпионата Европы и финал Кубка Англии не должны предоставляться исключительно платным телевизионным вещателям.

Это является следствием Директивы ЕС об аудиовизуальных медиа-услугах, которая дает правительствам государств-членов возможность перечислять конкретные культурные события, которые имеют большое значение для их граждан, чтобы их не показывали в прямом эфире по платному телевидению с ограничением бесплатного доступа. Как часть списка Великобритании, резервируются все матчи финальных турниров чемпионатов мира и Европы. УЕФА и ФИФА несколько лет назад оспорили право правительства Великобритании включить оба турнира в список. Формулировка закона сыграла важную роль в принятии общего решения:

Каждое государство-член может принять меры для обеспечения того, чтобы вещательные компании, находящиеся под его юрисдикцией, не транслировали на эксклюзивной основе события, которые, по мнению этого государства-члена, имеют большое значение для общества, таким образом, лишая значительную часть общественности в этом государстве-члене возможности следить за такими событиями посредством прямой трансляции или отложенной трансляции по бесплатному телевидению. Если это произойдет, заинтересованное государство-член должно составить список назначенных мероприятий, национальных или не национальных, которые, по его мнению, имеют большое значение для общества.

УЕФА оспорил решение Комиссии одобрить включение Великобритании в список всего евротурнира, утверждая, что это защитило эфирные вещательные компании, такие как BBC и ITV, от конкуренции со стороны вещателей платного телевидения. Без участия таких операторов, как Sky и BT, претендующих на права, УЕФА и ФИФА утверждали, что они не смогут получить фактическую рыночную стоимость своих турниров, а это означает, что у них будет меньше доходов для передачи национальным ассоциациям и массовому футболу.

В конечном счете Европейский суд отклонил эти доводы. Главным образом, суд придерживался мнения, что цель директивы ЕС состояла в том, чтобы предоставить гражданам возможность бесплатно наблюдать за событиями, которые имеют значение для страны. Как только Великобритания покинет ЕС, правительству предстоит принять решение о том, следует ли им все же вводить защищенный список; текущий набор списков распространяется только на государства-члены ЕС.

Другая реальность: Будущее, сейчас

Представьте себе следующее: игра вот-вот начнется, и ты надеваешь гарнитуру дополненной реальности (AR — augmented reality). Ты переносишься на «Энфилд», где толпа только что начала петь You’ll Never Walk Alone, и ты смотришь на это с главной трибуны и поворачиваешь голову, чтобы увидеть трибуну «Коп» в ее полный голос. Ты не смотришь игру в двух измерениях со своего телевизора или планшета, а находишься в реальном кресле, можешь поворачивать голову, чтобы увидеть, кто находится перед тобой и позади, и сканировать площадку на 360 градусов, когда начинается матч. Ты находишься на стадионе в день матча — и это только начало. Что делать, если ты хочешь выделить конкретную статистику игрока, увидеть конкретные движения игрока или увидеть, где он находится на поле? Цифровое информационное «наложение» на экран входит в стандартную комплектацию.

Этот «базовый» просмотр можно комбинировать с видеозаписями голов в других матчах по мере их забивания, а также с лентой социальных сетей, расположенной сбоку от твоего просмотра, что позволяет отправлять сообщения своим друзьям или видеть, кто что затвитил. Звуки стадиона становятся громче и меняются в зависимости от угла, под которым ты поворачиваешь голову, погружаясь в мир AR.

Клубы, возможно, скоро смогут продавать AR-абонемент на сезон. Основные вещательные компании, такие как Sky и BT, активно инвестируют в такие технологии, чтобы сделать это реальностью. Это будущее — и, вероятно, менее чем через пять лет оно станет потенциальным основным предложением. Для команд и лиг с армиями иностранных болельщиков, которые не могут попасть на матчи и которые хотят испытать более аутентичный опыт в день матча, AR и аналогичные технологии могут изменить восприятие болельщиками спортивных трансляций.

Этот продукт — лишь один из способов, которым традиционный спортивный мир принимает AR. В то время как опыт болельщиков в день матча может изменить правила игры, идея виртуального спонсорства для компаний, желающих разместить рекламу среди любителей спорта, становится реальной для лиг, клубов, игроков и цифровых агентств. В настоящее время физические рекламные щиты на стадионах (будь то цифровые или другие) могут содержать лишь ограниченное количество объявлений. Что, если вещатели, в зависимости от аудитории, могли бы заменить реальные рекламные щиты на стадионах виртуальными рекламными щитами на экране во время просмотра одного и того же матча? Это означает, что вещатели могут накладывать физическую рекламу и настраивать ее в соответствии с тем, в какой стране болельщик смотрит игру, а также с индивидуальными предпочтениями (и историей поиска в Интернете) этого болельщика (например, искал ли он в Интернете новый джемпер Gap или контракт на мобильную связь?). Пять болельщиков в пяти разных странах могут просматривать пять совершенно разных наборов рекламных досок на протяжении всей игры. Это станет нормой.

Новые вызовы и новые возможности

Деньги на трансляцию — это источник жизненной силы футбольной индустрии. Лиги и клубы становятся все более зависимыми от продажи своих прав за все более выгодные суммы. Предлагаемые цифры таковы, что за один сезон в Премьер-лиге клуб получает почти £100 млн.

Лиги и клубы приложат все усилия, чтобы гарантировать вещателям соотношение цены и качества, что означает широкий выбор времени начала матчей в течение выходных, а также жесткое подавление онлайн-пиратства. Тем не менее, поскольку болельщики мигрируют в Интернет, доступность легкодоступного контента означает, что такие лиги, как Премьер-лига, сталкиваются с новыми проблемами в борьбе с онлайн-пиратством.

В будущем появятся все более инновационные способы использования контента матча. Захватывающий опыт AR не за горами, и через 20 лет может показаться несколько банальным, что когда-то мы смотрели футбол в прямом эфире на экране.

***

Приглашаю вас в свой новый телеграм-канал, где только переводы книг о футболе.