8 мин.

Вердикт с обочины. «Мерседес» – лучший на тестах «Формулы-1»

Судить о расстановке сил в «Формуле-1» еще рано, но Сэм Тремейн вживую оценил поведение машин на тестах и все-таки выделил одну команду.

Фото: Fotobank/Getty Images/Ker Robertson

Учитывая, что первые предсезонные тесты в Хересе проходили после сильнейших в современной истории «Формулы-1» перемен в правилах, сейчас не время и не место делать ставки на какую-то конкретную команду или пилота. Но если рассматривать ситуацию более детально, то сложно игнорировать достижения «Мерседеса».

Расположившись у мокрых первого и второго поворотах трассы в Хересе, можно было заметить, как «Мерседес» выделяется в сравнении с конкурентами. Преимущество болида немецкой конюшни над машинами соперников ощутимое – учитывая плавность хода машины в предательских условиях, ее баланс и относительную недостаточную поворачиваемость – оно действительно есть.

Конечно, четыре дня тестов – это просто смехотворный период времени, чтобы сформировать целостную картину предстоящего сезона-2014.

Главным предостережением является тот факт, что мы пока не увидели хоть что-либо вменяемое в исполнении «Ред Булл», у которого есть что-то вроде послужного списка, когда речь заходит о победах в Гран-при и чемпионских титулах.

В реальности же можно вспомнить известную пословицу: результаты тестов в лучшем случае бессмысленны, в худшем – туманны. В данном случае эта фраза приобретает более чем актуальное значение.

Серьезные изменения регламента создали увлекательную двойственность результатов работы команд, отодвинув их на задний план тем, что все, что нужно делать конюшням – просто ездить по трассе.

Маловероятно, что команды будут разгонять двигатели болидов до максимальных оборотов, а максимальные показатели будут меняться в зависимости от производителя силовой установки. Это окажет огромное влияние на картину, которую мы наблюдаем в данный момент.

Помимо этого, нужно также учитывать, что картография настроек двигателей в дальнейшем сильно изменится. Опять же, не стоит забывать, что показатели крутящего момента будут зависеть не только от турбо, но и от ERS, способной увеличивать мощность двигателя вплоть до 160 л.с. Учитывая все это, попытка экстраполировать хоть сколько-нибудь значимые или конкретные выводы через призму первых предсезонных тестов будет абсолютно бесполезной.

Тем не менее, это совсем не означает, что наблюдение за работой команд на трассе не имеет смысла, в особенности когда есть шанс увидеть поведение машин как на сухой, так и на мокрой трассе, в непостоянных условиях.

«Мерседес», «Уильямс»

«Мерседес», например, как кажется, создал очень ленивый болид. Наблюдая за ходом тестов около последней шиканы, можно было увидеть, что по сравнению с «Маклареном» и «Уильямсом» «Мерседесу» не хватает сцепления с трассой. Лень в данном случае определяется возникающей при прохождении шиканы недостаточной поворачиваемостью, менее живом прохождении поворота и более низкой скоростью при подъезде к финальной шпильке.

Но это совсем необязательно должно считаться негативным моментом. Для начала можно отметить, что сильной стороной прошлогоднего болида была скорость на быстром круге. Слабостью же был темп на длинной дистанции гонки. «Ленивый» болид, теоретически, подвергает меньшей нагрузке задние шины, и именно поэтому недостаточная поворачиваемость всегда более предпочтительна, чем избыточная, – хотя в данном случае и существует опасность возникновении ситуации, аналогичной той, в которой в прошлом году оказался «Макларен», и когда машину становится сложно «включить».

Стоит отметить, что на мокрой трассе подобная «лень» болида может быть охарактеризована как стабильность. Нико Росберг иногда забирал слишком глубоко и промахивался мимо апекса при входе в первый поворот, но на выходе ему все равно крайне редко приходилось вылавливать заднюю часть машины.

То же самое касается и второго поворота, в котором склон, идущий под наклон, обостряет базовые характеристики избыточной поворачиваемости. В сложных погодных условиях болид «Мерседеса» работал весьма уверенно, и пилоты крайне редко промахивались мимо точек торможения. А когда промахивались, то им все равно удавалось легко контролировать ситуацию.

Обратным примером можно считать «Уильямс». При прохождении шиканы в сухих условиях передняя часть машины работала невероятно здорово. Болид как будто поворачивался вокруг передней оси. При этом, данная особенность, как кажется, не шла в ущерб сцеплению задних колес с трассой, и Фелипе Массе не приходилось сражаться с избыточной поворачиваемостью – резкими движениями руля он просто проскакивал связку поворотов «правый-левый-правый».

Тем не менее, на влажной трассе фактор избыточной поворачиваемости становился более явным, и Массе приходилось усердно трудиться, чтобы контролировать поведение задней части машины на торможении перед первым поворотом.

Этот фактор имеет важное значение, потому что хоть бразилец и был быстр, – хотя далеко не каждая гонка будет дождевой, – он позволяет предположить, что «Уильямс» жестче «Мерседеса» работает с задними шинами, что может негативно сказаться на скорости команды на длинной дистанции Гран-при.

«Макларен», «Феррари»

«Макларен», тем временем, с точки зрения управляемости болида расположился где-то посередине. На сухой трассе передняя часть автомобиля ведет себя довольно резко, но при этом на мокром треке пилот не так сильно теряет контроль над задними колесами на влажной трассе. Также «Макларен» отлично работает при резкой смене траектории, причем в любых условиях, и очевидно придает пилотам чувство уверенности в собственных силах, если конечно Кевин Магнуссен чего-то стоит.

Датчанин очень красиво проводил болид через первый поворот, выжимая максимум из сцепления «Макларена» с трассой. Характерная для прошлогоднего болида недостаточная поворачиваемость, как кажется, исчезла, и сейчас «Макларен» очень, очень близок к «Мерседесу».

Оценивать болид «Феррари» F14 T немного сложнее. Машина Скудерии кажется весьма проворной, хотя на сухой трассе и уступает конкурентам в вопросе сцепления задних колес с трассой. На мокром же треке ее форму можно оценить как весьма солидную при отличном сцеплении задних колес, хотя оценка картины осложняется тем, что Фернандо Алонсо оставался на дождевых шинах, в то время как все конкуренты перешли на промежуточные.

Болид испанца пару раз болтало при прохождении второго поворота, а торможения задних колес получались более жесткими, чем у «Макларена» или «Уильямса», но избыточная поворачиваемость – это привычные для Алонсо условия. Не исключено, что Фернандо просто изучал возможности болида.

Область, в которой «Феррари», возможно, превосходит конкурентов – это работа болида на торможениях. В этот момент переключение передач на болиде Скудерии проходит более цельно, чем у любой другой машины. Как предположил технический эксперт Autosport Гэри Андерсон, это может быть обусловлено нулевой потерей показателей крутящего момента при понижении передачи.

«Работа «Мерседеса» производит впечатление». Чем запомнились тесты в Хересе

Остальные

Что касается остальных, то «Заубер», что удивительно, столкнулся с проблемами при работе на влажной трассе – при прохождении первого и второго поворотов у Адриана Сутиля возникали проблемы и с недостаточной, и с избыточной поворачиваемостью. В результате Сутиль входил в поворот слишком быстро, по слишком широкой траектории, и вынужден был нажимать педаль газа позже, чем, например, пилоты «Мерседеса» или «Макларена».

Также у болида возникают серьезные проблемы на торможениях, что связано с новой проводной тормозной системой, как рассказал Сутиль в среду:

«Система не работает нам на пользу. Именно поэтому мы, вероятно, видели, как сегодня я блокировал колеса при входе в каждый поворот. На самом деле система должна облегчать жизнь пилоту, но усложнять инженерам».

Болид «Форс-Индии» кажется более податливым зверем, хотя судить об этом можно лишь по нескольким увиденными нами кругам. Основываясь на тех редких примерах, что мы увидели, можно отметить, что «Форс-Индия» резче «Заубера» входит в повороты. А на мокрой трассе, хоть и при наличии избыточной поворачиваемости, все выглядело не так уж плохо.

Автомобиль «Торо Россо», хоть и проехавший по трассе в Хересе мало кругов, показался весьма проворным и уравновешенным.

Новичок Даниил Квят был невероятно уверен в себе и доволен всякий раз, когда болид терял сцепление – и подчеркивал это своими способностями от круга к кругу, – но на самом деле об истинных качествах «Торо Россо» мы сможем судить не раньше тестов в Бахрейне.

То же самое можно сказать о «Ред Булл», «Марусе» и в какой-то степени «Катерхэме», чей болид, – что, вероятно, неудивительно, – проблематично смотрелся по ходу финальной утренней дождевой сессии.

В частности, проблемы с попаданием на апекс при входе в первый поворот возникали у Камуи Кобаяси. В то время как выбор более широкой траектории хорошо работал в пользу «Мерседеса», Кобаяси приходилось сражаться, чтобы выровнять заднюю часть машины перед входом по второй поворот.

Первоначальные данные могут обмануть

Поход на трассу также позволил получить и несколько других общих впечатлений. Увеличенные расстояния между передаточными числами в коробках передач новых двигателей в добавлении к лишнему остатку крутящего момента привели к тому, что при прохождении шикан болиды чувствуют себя инородными телами, поскольку ожидаемое переключение на пониженную передачу так и не происходит.

Также мы имеем дело с изменениями звука двигателя при ускорении, которые не всегда являются следствием конкретной максимальной скорости болида. Например, «Феррари» на выходе из первого поворота, как кажется, использует больший запас крутящего момента, поступающего от системы ERS. Это подразумевает нормальное ускорение, однако при этом машина Скудерии издает более приятный слуху звук, чем, например, «Мерседес».

По ходу этих четырех дней «Мерседес» произвел впечатление наиболее спокойного болида, и в сочетании с парой выразительных результатов прохождения круга форма немецкой конюшни кажется зловещей по сравнению с конкурентами – даже учитывая то, что кое-кто из соперников – в частности «Макларен», – по-прежнему в игре.

Тем не менее, как это бывает каждый год, первоначальные данные могут быть обманчивыми, а в этом году к изначальным данным добавляется еще больше параметров. Нельзя забывать об индивидуальных рабочих программах каждой команды, о количестве топлива в баках болидов, шинах, температуре и состоянии трассы.

Существенным фактором неизвестности остается и команда «Ред Булл» со своим новым болидом RB10. Может быть, на данную минуту их машина и оказалась слишком хрупкой, но насколько она на самом деле быстра? Не стоит ставить против них. «Мерседес», может, и был лучшим в Хересе, но в сезоне-2014 все еще остается слишком много вопросов без ответов.

Источник: Autosport

Шаг в неизвестность. Как стартовали первые тесты в «Формуле-1»