Бывший инженер «Мерседеса» выдал способ уравнять команды «Ф-1» всего одним запретом. Гигантов свалят уже через сезон
В фокусе – чудо-установка на заводах самых богатых команд.
С предсезонных тестов в Бахрейне 12 марта стартовала новая «Формула-1», но пока интриги в борьбе за титул в обоих зачетах не чувствуется. Уже несколько лет Льюис Хэмилтон и «Мерседес» удерживают лидерство, и при относительно стабильном регламенте сбить их с их чертового насеста будет весьма непросто. Тем не менее, способ вернуть чемпионату зрелищность существует.
Свой вариант в колонке американского издания Racer предложил бывший инженер семикратных чемпионов Габриэль Элиас. Он проработал в команде из Брэкли шесть лет (2020 год был последним), а сейчас перешел в менеджеры гонщиков и нашел место в компании GME Concepts – представителе коммерческих интересов «Ф-1» в США,
Сила топ-команд в особом оборудовании для тестов шасси – именно от него нужно избавиться
«Меня спрашивали, что делает «Мерседес» лучше всех, и каждый раз я думал о динамометрическом стенде для шасси. Многие даже не знают, что «Мерседес» им обладает, но сейчас такие же есть и у других топ-команд. Стенд построила «Хонда» в 2008 году. Вскоре японцы ушли, оставив разработанную специально для «Формулы-1» дорогостоящую установку. Наша команда как раз и получила такую (современный «Мерседес» образовался после покупки «Брауна» в конце 2009-го – команды, которую основали на базе «Хонды» после ухода японской компании – Sports.ru).
На нем вы продуваете воздух через радиаторы на скорости, скажем, до 320 км/ч или что-то в этом духе. Можно установить любую плотность и температуру воздуха и скорректировать высоту. И не надо следовать никакому расписанию трассы. Стенд не ограничен распорядком с 8:30 до 16:30. Он активен 24/7. Можно организовать три смены, и если машина выйдет из строя – к примеру, из-за утечки масла – то всегда есть механики, которые все исправят. А потом мы возвращаем машину на стенд и продолжаем процесс.
Когда вы видите «Мерседес» на предсезонных тестах, знайте: это уже не «зеленый» болид. Долгие недели его мучали на испытательном стенде.
Вот что будет происходить в «Мерседесе» в ближайшее время: двигатель, коробка передач, система охлаждения, гидравлика – все, включая еще и подвеску, пройдет дополнительные испытания на стенде. В мою смену как-то раз что-то сломалось при тестировании, и мы тут же приняли меры и исправили все до прибытия на трассу. Если возникали проблемы – они решались на месте и больше не тревожили.
У команд поменьше отсутствуют такие возможности. Если что-то ломается – оно ломается на треке. Потому приходится ремонтировать болид в безумной спешке, чтобы все подготовить к гонке. В этом и заключается отличие первой «большой тройки» от остальных.
Если «Формула-1» хочет вновь вернуть интерес – нужно забанить испытательный стенд. Просто запретить для всех. Команды не должны им обладать. Они должны приезжать на тесты, где у всех все разлетается и ломается».
Оказывается, свежий «Мерседес» всегда разваливается. А стенд – главная причина его надежности
В рассказе о невероятной эффективности чудо-стенда для шасси Элиас привел несколько примеров, когда оборудование буквально спасало начало сезона для чемпионов:
«К старту первой гонки на болиде уже стоят обновленные детали. В день на испытательном стенде машина «проезжает» где-то от 400 до 600 км. Умножьте на количество имеющегося у нас времени. Каждая деталь должна выдержать определенное расстояние, иначе нельзя уверенно вывести ее на трассу. Стенд позволяет нам быстрее разобраться с любой проблемой. Хотя это очень нервный процесс.
Помню, в 2017-м мы сломали кучу днищ. У нас постоянно отваливался диффузор. Это смешно, но ужасно: такая проблема обычно приводит ко мгновенному сходу. Поломки начались еще на первом тесте. Причиной же стало увеличение прижимной силы на 40 процентов. Мы неправильно сопоставили прочность днища с нагрузочным уровнем. В другой год мы уничтожили тонну тормозных дисков.
В общем, со временем всегда выявляются новые проблемы. Но их количество при выезде треке невероятно мало как раз благодаря этим долгим тестам. Это бесценно: вы работаете над машиной за две недели до Гран-при, причем у себя дома, так сказать.
Допустим, тормозной диск выходит из строя во время теста на стенде. В таком случае есть время для полного анализа, привлечения к делу коллег. На гоночном треке же находится только костяк команды. Приходится использовать их глаза и уши. В случае неполадок они только передают на базу: «Эй, тут кое-что сломалось, гляньте там». Расстояние значительно усложняет работу.
Стенд не повышает мощность, но делает машину надежней. Он позволяет проверить болид еще даже до первого выезда на трассу. Этим занимались и будут заниматься в дальнейшем мои коллеги».
Источник: Racer
Фото: Gettyimages.ru/Joe Portlock / Stringer; REUTERS/Hamad I Mohammed
Лопающихся покрышек и сломанных деталей в результате идиотских контактов вполне хватает.
У любого автопроизводителя есть для дорожных машин.
Они и двигатель собственный не могут позволить, а некоторые и шасси.)
Поэтому предложение как раз логично.
Зрелищность да, повышает, но меня такая зрелищность как то не особо вставляет.
Если эту возможность закрыть, то мерседесу будет труднее потратить свой больший бюджет эффективно. Им придётся тратить её на зарплату Хэмильтону, например, чтобы он быстрее ехал или какие-то ещё менее эффективные решения