6 мин.

Если титулы выигрывает защита, то у «Кливленда» шансов нет

Игорь Сошников – о слабой стороне «Кавальерс»

С точки зрения разной статистики, этот регулярный сезон в исполнении «Кливленда» был безмерно далек от совершенства. Кого-то смущало второе место в «регулярке», кто-то кивал на метрические подтверждения зависимости от Джеймса, но все сходились в одном: нельзя так играть в защите. «Кливленд» закончил «регулярку» в третьем десятке по оборонительному рейтингу, и все стали задаваться вопросом – смогут ли «кавалеристы» включиться в плей-офф.

К финалу «Кэвс» подходят с третьей по эффективности защитой плей-офф, лучше только «Бакс» и «Уорриорс». Это огромный скачок по сравнению с тем, что было в гладком чемпионате. Но действительно ли защита «Кэвс» стала лучше, или статистика нас обманывает?

Для примера, давайте взглянем на то, как «Кливленд» защищался в двух последних сериях плей-офф. Во втором раунде «кавалеристы» очень самоотверженно сдваивались на лидерах соперника. Мяч убирали из рук ДеРозана и Лоури, причем защита была настолько слаженной и активной, что канадцы допускали ошибки против такой незамысловатой тактики. «Кливленд» сдваивался так, что было трудно выполнить скидку, и приходилось делать сложные передачи, не приносившие никакого обострения. Если же пас на открытого и проходил, то это, как правило, был выбор самих «Кэвс», которые оставляли игроков в невыгодных позициях, типа Валанчунаса на периметре.

Когда получил травму Лоури, то все стало еще проще, и «Кливленд» спокойно дожал соперника. А в финале конференции «Кэвс» играли с «Бостоном», где активно третировали Айзейю заступами:

Опять же, люди вроде Кевина Лава, Кайри Ирвинга и Кайла Корвера чувствуют себя вполне органичной частью командной защиты, потому что все знают, что делать: для Томаса ставят заслон, окей, мы выйдем на него, после которого вернемся к своему подопечному. Показательно стало и поражение «Кэвс» в третьей игре, когда атака «Бостона» стала разнообразнее и тактика заступов оказалась бесполезной.

Эти две серии показали, что защита «Кливленда» поддается дрессировке: их можно натаскать на сдваивания, заступы, размены, просто дайте им оборонительную идеологию, и они отдадутся ей на все сто. Но, когда одной тактики нет, то начинается путаница, Джей Ар Смит теряет Брэдли на ровном месте, а «Бостон» после этого еще две игры спокойно выходит на свои броски за счет незамысловатых перестроений на периметре.

Вспомните, сколько открытых трехочковых бросали «Селтикс», а все из-за банальной несогласованности защиты «Кэвс», которая терялась в ситуациях, когда «крайние» «кельтов» менялись местами или ставили друг другу заслоны. «Кливленд», в итоге, взял серию более чем уверенно, но это заслуга атакующих действий Ирвинга, Лава и Джеймса, а не защиты «Кэвс». Оборона там трещала по швам, и это против «Селтикс», где атакой рулят Брэдли, Хорфорд, Смарт и Краудер с Олиником.

Можно вспомнить и то, как ДеРозану перестали помогать заслонами, а «Кливленд» продолжил сдваиваться на ДеМаре просто по инерции. Это дало защитнику «Торонто» абсолютно элементарную задачу, с которой он справлялся, находя открытых партнеров. 

По сути, качественная оборонительная схема – это просто полу-импровизационное, но слаженное реакционное движение защиты. Когда нет одного приоритета (всегда сдваиваемся, всегда меняемся), а есть мысль. И вся системность упирается в то, чтобы сообщить игрокам какую-то синхронность, сказать, на какой секунде можно проще размениваться, где можно чаще преодолевать заслон снизу. Подобных «чекпоинтов» для классных оборонительных игроков достаточно, чтобы наладить взаимопонимание и действовать как единое целое. Но за неимением этих самых классных оборонительных игроков, «Кливленд» в защите ищет простое решение: всегда размениваемся, всегда сдваиваемся, всегда идем в заступ. Они не способны корректировать это в зависимости от происходящего на площадке.

И теперь эта команда встречается с «Уорриорс», против которых единой схемы не существует в принципе, которые ставят воз заслонов на слабой стороне, и у которых 5 боллхэндлеров только в основной ротации. Здесь каждый игрок может двигаться без мяча и ставить заслоны, пик-н-роллы чередуются с индивидуальными действиями и открываниями как на дуге, так и под кольцом. И это кромешный ад для «Кэвс».

Вариативность атаки «Уорриорс» требует от соперника гибкой защиты, адаптирующейся под каждое владение с нуля. Лю не может брать тайм-аут перед каждой атакой, чтобы объяснить, где именно «Кэвс» облажались в защите и сообщить им нужные корректировки. Можно дать этой команде готовый алгоритм действий и Лю проделал в этом плане потрясающую работу в предыдущих сериях, но вы не можете научить их пониманию защиты, необходимому для того, чтобы правильно реагировать на совершенно разные атакующие модели «Голден Стэйт». Не говоря уже о слаженности подобных действий. Это не делается за неделю.

Вряд ли Лю станет пытаться наладить гибкую защиту. Скорее он даст своей обороне готовую схему, в которой будут слабые места, но которую «Кэвс» будут исполнять на высочайшем уровне самоотдачи, а каждый игрок будет точно знать, что от него требуется. Теоретически «Кливленд» может попробовать сдваивания и подстраховки за счет Пачулии, но не факт, что Заза будет играть много. Можно попробовать игнорировать Игудалу на дуге, но Андре просто дадут в руки мяч, и «Кэвс» придется против него защищаться. Можно попробовать те же заступы против Стефа Карри, но Попович уже попробовал и оставил эту тактику после первого же владения. А ведь именно Попович вернул популярность этому приему.

Не стоит забывать и о прямых матч-апах. Клэй Томпсон феноменально двигается без мяча, и единственный, кто может его держать – Иман Шамперт. Стеф Карри немного уступает в плане открываний, но потрясающе ведет пик-н-роллы, и единственный, кто может его держать – Иман Шамперт.

Против Дюрэнта доступен только один оборонительный игрок – ЛеБрон Джеймс. Это значит, что при игре маленькой пятеркой, Лаву придется держать или Грина (и постоянно влезать в пик-н-роллы, на которых Кевин регулярно проваливается), или Игудалу, который, в общем, тоже может участвовать в пик-н-ролле в любом качестве. Причем вариант с Игудалой доступен, только если Тристан Томпсон на площадке, и он держит Дрэймонда Грина, то есть, если «Кливленд» играет полноразмерной пятеркой против маленькой пятерки «Уорриорс». В прошлом году это работало из-за того, что Барнс ни черта не попадал, и Тристан, номинально державший Барнса, активно страховал «краску», оставляя Харрисона на дуге. Теперь там Дюрэнт, и страховать можно только за счет Игудалы, который, возможно, будет главным боллхэндлером команды. При этом его будут опекать Лав, Корвер или Джефферсон – те еще рим-протекторы.

Если же Лю ответит смоллболлом, то фактически вытащит всех пятерых на периметр, открыв «краску». Это означает, что одна и лучших команд в плане открываний под кольцо получит массу свободного пространства.

Добавьте сюда 5-10 минут МакГи, который прижмет «Кэвс» к их кольцу, и 5-10 минут Уэста, который вытянет своего опекуна из-под щита за счет джампера. Это все создаст сумасшедшую круговерть на стороне «Кливленда», где каждое владение принципиально отличается от предыдущего. Оборона «Кэвс» безмерно далека от статуса гибкой, и, как показывает этот плей-офф, они не в состоянии менять свои ответы на поставленные атакой вопросы. По сути, вся задача нападения «Уорриорс» сводится к созданию хаоса, и у них есть для этого все ресурсы.

Атака «Уорриорс» выглядит слишком разнообразной для того, чтобы защита «Кэвс» могла справиться.  Пока это абсолютно разные весовые категории.

 

Фото: REUTERS/David Richard-USA TODAY Sports; Gettyimages.ru/Ezra Shaw