9 мин.

50 лучших игроков НБА XXI века. Зак Рэндолф и Рон Артест

Сегодня пришел черед двух очень неоднозначных игроков, которые умеют/умели/возможно, не разучились до сих пор развлечь всех нас за пределами баскетбольной площадки не хуже, чем на ней самой.

О жизненных путях-дорожках Рона Артеста и Зака Рэндольфа написано немало, и, так как их карьера в самых разных смыслах этого слова, была слишком насыщенна событиями того или иного толка, подробно останавливаться на них не имею смысла. Здесь вы сможете прочитать исключительно личное отношение автора статьи (то есть, мое) к этим двум неординарным личностям безо всяких биографических справок, объема выпитого алкоголя и потребленных наркотических и психотропных веществ. На самом деле, этот принцип применим практически к каждому персонажу, появляющемуся в выпусках этого рейтинга, но в данном случае его необходимо выделить в качестве отдельной преамбулы. 

38. Зак Рэндолф (2001/2002 – н.в.)

Команды: «Портленд», «Нью-Йорк», «Клипперс», «Мемфис»

Количество участий в Матчах всех Звезд: 2 (2010, 2013)                                        

Статистика: 17.2 очков, 9.4 подборов, 1.8 передач, 0.8 перехватов, 2.1 потерь, 47%-н/у-76%

Количество участий в плей-офф: 6 (2002, 2003, 2011, 2012, 2013, 2014)

Мы еще не дали вам возможности ознакомится и с четвертой частью нашего рейтинга, но вы уже наверняка устали читать о том, как того или иного игрока в то или иное время недооценили или продолжают недооценивать до сих пор. Ничего не поделаешь, придется еще немного потерпеть, потому что к Заку Рэндолфу это также относится в полной мере. Очень долгое время его не признавали в качестве действительного классного игрока и одного из лучших на своей позиции,  отмахиваясь от его вечных «20 очков+10 подборов», как от назойливой мухи. По большому счету, его баскетбольный путь следует разделить на две совершенно разные части – до перехода в «Мемфис» и после. Безусловно, многое можно вспомнить и из первого отделения его карьеры -  приз самому прогрессирующему игроку года в сезоне 2003/2004, великую игру с двумя овертаймами против «Лейкерс». Какие-то относительно яркие эпизоды, не исключено, вы найдете и в том смутном времени, которое он провел в «Клипперс» и «Нью-Йорке», но все же вряд ли об этом Рэндолф будет рассказывать своим внукам. Только если в контексте преодоления жизненных трудностей.

Просто удивительно, как они нашли друг друга. Всеми списанный со счетов Зак Рэндолф, на которого нельзя положиться, и одна из самых странных и безнадежных организаций в НБА. Изначально союз был очень сомнительный, но никто не придал этому воссоединению должного значения. Пусть живут вместе, раз совсем делать нечего, не пристреливать же их, в конце концов. Получилось же так, что именно Рэндолф взял на себя лидерские функции, и именно с него началась славная история современного «Мемфиса».

Ах, как он был прекрасен в первые два года в составе «Гриззлис»! Какие матчи он выдавал в плей-офф 2011 года, сминая передние линии «Сан-Антонио» и «Оклахомы»! Ведь это не шутка – Рэндолф был очень близок к тому, чтобы вывести свою команду в финал конференции в том году в качестве непререкаемого лидера, а там в честной мужской борьбе разобраться с Дирком Новицки на тему того, кому больше нужно. Немного не получилось, но заявление было сделано – «Мемфис» пришел в западную элиту с серьезными намерениями, и привел его туда именно Зак Рэндолф. Игрок, от которого этого никто не ждал, игрок, которому удалось развернуть курс своей баскетбольной карьеры на 180 градусов.

По большому счету, после того плей-офф Рэндолф уже никогда не был лидером команды. Обидная травма, а потом и окончательное завершение процесса взросления Майка Конли и Марка Газоля сделали его третьим главным действующим лицом в этом удивительном коллективе. Правда, удивительном, ведь ни обмены игроков, ни смена тренера никак не влияют на силу этой команды. Кроме «Сан-Антонио» в прошлом году еще никто не уходил от них легко, и всякий раз, когда та или иная команда (допустим, «Майами» уже старого образца) проводила феноменальный матч, размазывая соперника по стенке, в голове крутилась мысль: «Смогли бы они это сделать в теплый апрельский вечер в Мемфисе?» Наверное, у «Гриззлис» все же нет особенных шансов выиграть чемпионат, но их сила в другом – никто не может быть уверен, что сможет обыграть их в четырех матчах из семи, такой привилегии нет ни у одной команды в лиге.

Что же до Рэндолфа, то хоть он теперь и играет преимущественно роли второго плана (правда, иногда они получаются весьма эффектными и трагичными, как в той самой сцене в шестом матче первого раунда с Эми Адамс; в смысле, со Стивеном Адамсом, хотя, кто разберет этих голливудских актрис), он по-прежнему полагается на свои проверенные добродетели. Потолкаться под кольцом, бросить со средней дистанции, забрать подбор, подавить всех своей неуемной энергией – в этом и заключается классический Рэндолф. Весь этот багаж всегда с ним, его чердак с баскетбольными умениями уже забит самыми необходимыми вещами, и он не отвлекается ни на что остальное. Иногда можно побаловаться передачами из-за спины, но зачем же лезть не в свое дело, если в стартовом составе команды есть сразу два разыгрывающих? Отойти подальше в поле и бросить трехочковый – в «Нью-Йорке» он иногда так и поступал, успевая совмещать снайперские таланты с навыками признанного дриблера – но то были времена буйной молодости, о которых лучше забыть навсегда.

Хотя я неоднократно признавался в сильной и страстной любви к быстрому и атакующему баскетболу, тягучая игра Рэндолфа мне не кажется лишенной эстетики. Наоборот, в ней есть известное изящество – начинается атака, мяч у Конли, он находит передачей Зака Рэндолфа под кольцом, а потом стартует так называемый «матч в матче», в котором бегемот со сверхспособностями сражается с человеком. Все его обманные движения, технический арсенал при выполнении бросков несопоставимы по своей сути ни с чем. Мы просто не имеем возможности сравнивать его с кем-либо в этой лиге, потому что второго такого игрока нет. Вроде бы его игру можно назвать слишком рабоче-крестьянской, особенно в сравнении с каким-нибудь благородным потомком доблестного рыцаря Айвенго Кевином Лавом, но когда видишь, как Зак Рэндолф выходит на каждый матч сражаться за свою честь и доброе имя, невольно начинаешь понимать, насколько это для него важно. Тут не до красоты. Она, может быть, и спасет мир, но Рэндолф привык действовать более проверенными методами. Может быть, лучшая часть его карьеры уже позади, но он в любом случае уже доказал главное – на него можно положиться.

Две жизни Зака Рэндолфа

37. Метта Уолд Пис (Рон Артест) (1999/2000 – н.в.)

Команды: «Чикаго», «Индиана», «Сакраменто», «Хьюстон», «Лейкерс», «Нью-Йорк»

Количество участий в Матчах всех Звезд: 1 (2004)                                                   

Статистика: 13.8 очков, 4.7 подборов, 2.8 передач, 1.8 перехватов, 1.9 потерь, 42%-34%-72%

Количество участий в плей-офф: 9 (2002, 2003, 2004, 2006, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013)

Кто же не знает этого парня? Рон Артест, он же Метта Уолд Пис, он же Истинный Воин, он же Самый-Неадекватный-Игрок-НБА-После-Ухода-Родмана, он же Валентина Панеят (я бы не стал исключать даже последний вариант). Нет никаких сомнений в том, что это самый обсуждаемый и известный баскетболист среди тех, кто не считается суперзвездой. В последние года три он уже и близко не играет на том уровне, что раньше, но, тем не менее, является вполне себе медийной персоной. Каждый знает отношение кошки Артеста (давайте все-таки будем называть его по старинке) к сексуальности ее хозяина, ни для кого не секрет количество выпитого им алкоголя (несколько десятков ящиков пива – это для любителей вроде Романа Широкова) и наличие личного психиатра, когда-то вроде бы справлявшегося со своим сложным клиентом.

Короче говоря, сейчас Рона Артеста никак нельзя воспринимать исключительно в качестве баскетболиста, так как он выше всего этого. Или наоборот ниже, с ним никогда ничего не поймешь. Когда-то в составе «Индианы» он душил игроков соперников во время матчей дозволенными приемами, но потом решил перейти к методам более насильственным, что навсегда изменило его карьеру. Многие могли бы сломаться после такого удара, но только не такой псих, как Артест. Конечно, он больше никогда не получал приз лучшему защищающемуся баскетболисту года, каждый год играл все хуже и хуже, пока в составе «Лейкерс» не деградировал окончательно, но все-таки долгое время оставался заметным игроком. Настолько заметным, что «Спорт-Экспресс» даже брал с ним интервью, называя «Рона Артиста» одним из лучших форвардов в лиге и радуясь тому, что с ним в «Сакраменто» будет играть Сергей Моня.

Может быть, он не так много умел в атаке, но трудно в последние десять лет найти игрока, который с уверенностью мог бы сказать: «Я защищался на периметре лучше Рона Артеста». Наверное, нет смысла долго размышлять, какой была бы карьера Артеста без той самой драки. Любого атакующего защитника с умением стабильно набирать большое количество очков неминуемо начинают сравнивать с Майклом Джорданом. Точно так же ни один легкий форвард, специализирующийся на обороне, никак не может избежать звания продолжателя славных дел Скотти Пиппена. Безусловно, не был исключением и Рон Артест. Его игрой нельзя было не восхищаться, правда, это было скорее восхищение вперемешку с благоговейным ужасом, потому что человеческое существо вроде бы в принципе не должно действовать таким образом. Артест мог дотянуться до любого мяча своими щупальцами, закрыть самого опасного игрока, а в хороший вечер и набрать от тридцати очков и больше. 

Мне бы не хотелось, само собой, в очередной раз говорить, какие «Лейкерс» плохие и как же все давно прогнило в их желто-фиолетовом королевстве, но, серьезно, что они сделали с Роном Артестом? Первый сезон он еще так-сяк продержался, забил несколько важных бросков в плей-офф, стал чемпионом и получил ценную помощь от психиатра, но на следующий год нервная система не выдержала, и он окончательно перестал быть тем игроком, которого мы знали. То ли его морально подавил Кобе, то ли Джексон, то ли оба сразу, но что-то в нем серьезно изменилось. Он еще мог говорить о том, что способен сдержать Леброна, о том, что… Хотя стоп, не думаю, что перечислять все знаковые фразы Рона Артеста за последние три года – хорошая идея. Да и дело совсем не в высказываниях. Еще играя в «Хьюстоне» он выглядел уверенным в себе человеком, довольным жизнью, подмигивавшим в камеру перед седьмым матчем второго раунда с «Лейкерс». Потом вся уверенность в себе куда-то пропала, руки подозрительно быстро стали деревянными, а тут еще и миролюбивое альтер-эго окончательно обосновалось в этом бодибилдерском теле. 

Если честно, Артест – один из самых сложных для моего понимания игроков. Его действия и поступки почти всегда настолько неочевидны и иррациональны, что что сравниться с ними по степени безумия могут только его же собственные высказывания. Недавно я решил посмотреть новый сериал про Шерлока Холмса, и в какой-то серии миссис Хадсон, отвечая на вопрос заслуженного хоббита Ватсона, сказала: «Это же Шерлок! Кто может знать, что творится в этой голове». То же самое и с Артестом. Понятно только то, что ничего не понятно. И черт его знает, что он еще собирается нам показать. 

Один день из жизни Рона Артеста

Его личное дело

Фото: Fotobank/Getty Images Sport/Kevin C. Cox, Lisa Blumenfeld