17 мин.

Карнишовас никогда не играл в НБА, но теперь рулит «Чикаго». Он блистал с Литвой, выходил против Джордана и косил от армии в Штатах

Первый трансфер межсезонья.

Недавно бывший советский и литовский баскетболист Артурас Карнишовас стал новым главой фронт-офиса легендарного «Чикаго». До этого он успешно работал в «Денвере», куда попал в 2013-м сперва на должность помощника генерального менеджера, а с 2017-го занял этот пост непосредственно после ухода Тима Коннели на пост президента «Наггетс» по баскетбольным операциям. Работой Карнишоваса в «Денвере» были очень даже довольны – в феврале прошлого года с литовцем продлили контракт. Однако «Наггетс» не стали препятствовать Артурасу, у которого появилась возможность возродить «Буллс».

Интересно, что 47-летний Артурас в НБА никогда не играл. Он хорошо известен в Европе. В частности, в 1996-м Карнишовас стал лучшим европейским баскетболистом года по версии ФИБА, в 1997-м - получил звание MVP Матча всех звезд Европы. Трижды с «Барселоной» Артурас выигрывал титул чемпиона Испании и доходил до финала Евролиги, а с «Фортитудо» завоевал титул чемпиона Италии (2000). Со сборной Литвы становился вице-чемпионом Европы (1995) и дважды завоевывал бронзу на Олимпиаде (1992, 1996). Карьеру игрока Артурас Карнишовас завершил в 2002 году. 

Казалось бы, это абсолютно не то резюме, с которым Карнишовасу светит карьера функционера в НБА. Хорошо известен скептицизм американцев по поводу назначения европейских специалистов. Этторе Мессина годами перебивался на ассистентских хлебах, но должность главного тренера так и не получил. Игор Кокошков все-таки «пробил стену» в 2018 году, но «Финикс» уволил его через год, не дав времени на полноценную работу. Один из самых перспективных тренеров Европы Шарунас Ясикявичюс постоянно значится в списках претендентов, но до назначения в конечном счете дело не доходит. При том что Ясикявичюс хотя бы играл в НБА, в отличие от своего соотечественника Карнишоваса.

В чем же секрет нового главы офиса «Чикаго»? 

Карнишовас учился в Америке

Карнишовас начал карьеру в молодежной команде вильнюсской «Статибы». Он играл за молодежную сборную СССР и стал бронзовым призером юниорского Евробаскета. В 1987 году 16-летний Карнишовас дебютировал за взрослую команду «Статибы». С молодых лет парень мечтал получить образование в США и играть в команде NCAA. Сделать это было не так легко. В СССР началась перестройка, но просто так игроков на Запад не отпускали. Как он сам рассказывал, приходилось получать разрешение КГБ.

Сначала Артурас обратился с запросом на поездку в США к руководству Литовской ССР. Его направили в Москву. В столице Артурас провел три дня. В этой время решали судьбу литовца – разрешать ему уезжать в Америку или нет. В итоге госбезопасность все-таки дала «добро». В ноябре 1989-го Карнишовас уехал в США и пытался поступить в колледж. В 1990 году он получил приглашение от университета Сетон-Холл и его главного тренера Пи Джея Карлесимо, его рекомендовал Шарунас Марчюленис. Самого Марчюлениса отпустили в США чуть раньше – летом 1989 года, а до этого он пересекался с Карнишовасом в «Статибе». 

В конечном счете, Артурас Карнишовас стал первым игроком из СССР, который поступил в американский колледж. Проблема в том, что парень не знал ни слова по-английски. Со временем он акклиматизировался и влился в американский ритм жизни, в том числе начал свободно изъясняться на местном языке. Артурас за четыре сезона дважды помог «Сетон-Холл Пайрэтс» победить в турнире конференции Big East NCAA и четыре раза подряд участвовать в Мартовском безумии NCAA.

Какое-то время из дому поступали тревожные сигналы. Советские власти угрожали заключить Карнишоваса в тюрьму, если он не пройдет службу в армию. Пришлось немало понервничать. Он впервые вернулся в Литву в 1992 году перед отбором на Олимпийские игры в Барселоне. Тогда уже можно было вздохнуть с облегчением, однако определенный страх присутствовал.

«Я боялся вернуться, потому что не знал, что произойдет. Я получил всевозможные сигналы о том, что если не буду служить в советской армии, меня посадят в тюрьму на год. Помню, как один из моих лучших друзей однажды сказал, что мы больше не можем общаться по телефону, потому что, возможно, нас подслушивают. Чувствовал давление. По приезду мне все равно потребовалось две недели, чтобы понять, что Литва наконец-то стала независимой», — цитирует Карнишоваса 15min.lt.

Карнишовас был звездой сборной Литвы и «Барселоны»

Карнишовас помог сборной Литвы выйти на Олимпийские игры. В Барселоне  литовцы завоевали бронзовую медаль – первое знаковое достижение для баскетбольной Литвы после обретения независимости. Конечно, молодой Артурас изначально не воспринимался лидером команды, где задавали тон Арвидас Сабонис, Шарунас Марчюленис, Вальдемарас Хомичюс и Римас Куртинайтис. Его участие в ОИ вообще было под вопросом, но в итоговую заявку он все-таки попал. Приглашение Карнишоваса в сборную на Олимпиаду сполна оправдало себя: он набирал в среднем 11,2 очка – четвертый результат в команде после Сабониса, Марчюлениса и Куртинайтиса.

«Не знал, попаду ли в число двенадцати игроков. У меня не было никаких особых ожиданий. Помню, как подавал мячи Сабонису, когда он тренировал броски. Когда я закончил карьеру, Сабонис еще играл. Сказал ему: «Саба, я наблюдал за твоим взрослением на площадке. Сейчас я заканчиваю свою карьеру, а ты все еще играешь» (Сабонис завершил карьеру в 39 лет, Карнишовас – в 31 – прим.). Это показатель, как долго Арвидас играл на таком высоком уровне», – заявил Карнишовас на подкасте журналиста ESPN Эдриана Воджнаровски.

Даже в 39 Арвидас Сабонис сделал «Жальгирис» претендентом на титул. Его карьеру завершило кошмарное поражение от «Маккаби»

Олимпиада отгремела. Карнишовасу нужно было думать о своей заокеанской карьере. В колледже он отучился все четыре года. На драфте НБА 1994 года его не выбрали. Причина банальная: американцы не верили, что белый литовец способен преуспеть в «лиге чернокожих». Оставался единственный вариант: Карнишовас вернулся в Европу, подписав контракт с «Шоле». В итоге он стал одним из немногих баскетболистов, которые выступали в четырех сильнейших лигах Европы: Греция («Олимпиакос»), Испания («Барселона»), Италия («Фортитудо»), Франция («Шоле»). Он трижды играл в финале четырех Евролиги.

В «Шоле» Карнишовас задержался всего на год, после чего пошел на повышение в «Барселону».

В сезоне-1995/96 он уже был лучшим.

Литва снова выиграла бронзовые медали, теперь на Олимпиаде-1996. Но в этот раз Карнишовас был не четвертой опцией, а практически равноправным напарником Сабониса. Артурас набирал в среднем 15,3 очка – немногим меньше Арвидаса (16,9 очка). С «Барселоной» выиграл чемпионат Испании и дошел до финала Евролиги. Сезон получился более чем удачным – его признали игроком года в Европе по версии ФИБА.

В баскетбольной Литве назревала смена поколений. На Евробаскете-1997 в сборной уже не было Сабониса, Марчюлениса, Куртинайтиса, Хомичюса. «Дзядасы» (литовский аналог слова «дядьки») ушли. Капитаном сразу же назначили Карнишоваса. Это совсем другая ответственность.

«С турнирами, где играли Сабонис, Марчюленис и Куртинайтис, разница огромная. Тогда пресса обращала все внимание на них, а я, выходя на площадку, чувствовал себя раскованно. Сейчас ответственность совсем другая. Проиграешь – и вся вина ляжет на тебя. Безусловно, я чувствую давление СМИ, и не только со стороны литовских. Многие западные журналисты не верили, что мне по плечу заменить ушедших ветеранов. Как хорошего игрока меня признавали, но как лидера – нет. Возможно, я не слишком эмоционален на площадке, но в нужный момент партнеров завести могу. Мне роль капитана по душе, и думаю, в очень важных играх я с нею справлялся. У нас ведь очень много проблем – команда молодая, и в свои двадцать шесть я уже ветеран. К тому же многие ребята учатся в Америке, и им трудно привыкнуть к европейской манере судейства. Хорошо еще, что у нас есть Лукминас и Эйникис, которые могут взять игру на себя в критические моменты», – цитирует Карнишоваса «Коммерсант».

С «Олимпиакосом» Карнишовас противостоял Джордану

На клубном уровне Карнишовас никак не мог задержаться в одном месте. В «Шоле» он пробыл год, в «Барселоне» – два, после чего оказался в «Олимпиакосе».

«По природе своей я человек постоянный и не люблю смены мест. Очень хотел остаться в «Барселоне», но не все зависело от меня. Так сложилось, что вопрос с моим контрактом пришлось решать в течение недели, тут и возник вариант с «Олимпиакосом». Не самый худший, согласитесь. Клубный чемпион Европы все-таки, и тренер там работает отличный – югослав Душан Ивкович. В Греции есть много минусов, но и плюсов хватает. Словом, будущий сезон проведу в новой стране. Меня уже сейчас греческие телевизионщики донимают. Стремился ли своей игрой на Евробаскете доказать представителям «Барсы», что они ошиблись? Есть такой момент, хотя в беседах с испанскими журналистами я его тщательно скрываю. Говорю, что бьюсь за национальную команду, и все. Мне нечего доказывать болельщикам. Фаны «Барсы» очень тепло меня приняли. А вот показать руководству клуба, что я могу быть лидером, хочу», — рассказал литовец.

Карнишовас набирал в среднем 20,7 очка, заняв четвертое место по результативности на Евробаскете-1997. Однако привести сборную к медалям без Сабониса и компании не смог – Литва заняла всего лишь шестое место. На последующих международных турнирах (ЧМ-1998 и ЧЕ-1999) ситуация была аналогичной.

Зато в это время Карнишовас обрел стабильности на личном фронте. Карнишовас женился на американке Джине Туччи, которую встретил в Сетон-Холле. Сейчас пара растит троих сыновей. 

«Журналисты все время и донимали меня вопросом, почему в 26 лет я не женат. Вот я и решил на него ответить. Моя избранница – американка, и мы уже довольно давно вместе. Сейчас просто решили узаконить наши отношения», – заявил Артурас.

«Олимпиакос» для Карнишоваса долгосрочной остановкой тоже не стал. Хотя с греческим периодом связано одно знаковое воспоминание для Артураса. Карнишовас никогда не играл в НБА, но он получил возможность соревноваться с лучшими баскетболистами мира в соревновании, которого больше не существует. Это клубный турнир McDonald’s, в котором команды со всего мира боролись за звание сильнейшей в мире. 

В октябре 1997 года «Буллс» приехали в Париж, выиграв пять из семи последних чемпионатов НБА. Скотти Пиппен и Деннис Родман восстанавливались после травм и не поехали в Европу, но парижане получили лучший подарок из возможных – Майкла Джордана. Вместе с ним в составе «Буллс» также играли Тони Кукоч, Стив Керр, Рон Харпер и другие знаменитости. 

Главным соперником «Чикаго» считался чемпион Евролиги «Олимпиакос», которых пополнил лучший баскетболист года в Европе Артурас Карнишовас. Именно эта пара встретилась в финале. Образовалось две своеобразных дуэли: Карнишовас против Джордана на площадке и Фил Джексон против Душана Ивковича на тренерском мостике.

Однако интриги не получилось: разница в классе оказалась слишком большая. «Чикаго» разгромил чемпионов Евролиги со счетом 104:78. Карнишовас сделал все что мог в этом матче: с 19 очками он стал самым результативным баскетболистом «Олимпиакоса» и заинтересовал американских журналистов. При этом Джордан набрал 27 очков всего за 29 минут и заслуженно забрал статуэтку самого полезного игрока турнира. 

 «Надеюсь, что болельщики были довольны, хотя я немного играл», – лаконично высказался Джордан после.  

Через год после встречи с Джорданом в столице Карнишовас снова сменил клуб – на этот раз литовец оказался в «Фортитудо». 

В Италии пробыл два года, а затем вернулся доигрывать в «Барселону». Травмы стали сильно досаждать Карнишовасу, поэтому он завершил карьеру в 2002 году – в 31-летнем возрасте.

Из сборной он ушел еще раньше в 2000. 

Последний раз он блеснул на чемпионате мира-1998. Литва была далека от медалей – 7-е место. Однако на групповом этапе сумела обыграть сборную США (84:82), Артурас настрелял 29 очков. Правда, состав американцев был совсем плох. Стив Хоукс, Джимми Оливер, Джейсон Сассер, Брэд Миллер и Траджан Лэнгдон –  самые известные имена в тогдашнем ростере США.

В Европе Карнишовас получил прозвище «Безмолвный убийца» за способность незаметно набрать 20 или более очков. Артурас активно бросал из-за дуги, был хорош в быстрых прорывах и умел провоцировать фолы соперников. Штрафные он реализовывал как автомат. К сожалению, травмы свели его взлет к очень небольшому временному отрезку.

Карнишовас поднялся снизу: был международным скаутом, дорос до президента

Артурас Карнишовас игроком НБА не стал, но не покидал надежд хоть как-то быть причастным к лиге. Он работал в офисе НБА по баскетбольным операциям с 2003 года по 2008 год. По сути, это сопоставимая должность с клерками в офисе. То есть пробивать путь наверх приходилось с самых низов. 

«Артурас всегда хорошо ладил с людьми, чему доказательством является продолжительная работа в НБА и постоянный подъем вверх по карьерной лестнице. Никто не продвигал его. Он полез в эту среду сам и пробился», – охарактеризовал Карнишоваса Марчюленис в интервью 15min.lt.

С 2008 года Карнишовас пять лет провел в должности международного скаута в «Хьюстоне». Уже тогда сформировались его основные принципы в оценке потенциала исполнителей.

«Самое главное в оценке игрока – его умение играть в защите. Если в НБА не можешь защищаться – не можешь играть. Это факт. На какой бы позиции не играл баскетболист, в первую очередь мы смотрим, против кого он может защищаться. Например, медленный четвертый номер не сможет отработать ногами против быстрых четвертых номеров, они его легко обойдут. Значит, его поставят защищаться только против пятого номера. Сейчас у меня в процессе работы скаутом есть возможность следить за игроками в Европе, кроме этого смотрю на игроков в колледжах, в играх НБА. И везде на первом месте вопрос: достаточно ли он атлетичен? 

Некоторые игроки лучше защищаются один на один. Другим, у кого меньше атлетизма, больше подходит командная защита. Но командную защиту намного легче выучить, чем найти игрока, умеющего защищаться один на один. Поэтому главное, что мы ищем в игроке в плане защиты, это атлетизм. Без этого очень тяжело выжить в НБА. Однако одних природных данных недостаточно. Надо первым приходить на тренировку и последним уходить с нее. Если у человека нет желания выкладываться от и до, ему тяжело играть в защите.

Еще мы смотрим на подборы. Это один из критериев игры, важный в НБА. Его основа – умение поставить спину. Есть игроки, которым дано предугадывать, куда будет опускаться мяч. Но иногда они и мощные игроки с хорошим прыжком забывают про основы – про правильно занятую позицию. Они думают, что если они прыгают выше, то им не нужно ставить спину. И иногда они проигрывают щит, думая таким образом.  Для скаута важно смотреть живую игру. По телевизору не видно, например, реакцию игрока на замену. Как он ее воспринимает? Он «дает пять», что-то позитивное говорит тренеру или обижается, что он его поменял? Поведение игрока очень важно. В нашей команде мы смотрим, как баскетболист встает во время тайм-аута, подбадривает своих друзей или он даже не следит за объяснениями тренера? Это говорит очень о многом. Вот эти вопросы мы должны всегда задавать себе, просматривая игроков. При этом надо помнить: что подходит для Европы, не всегда подходит НБА. Например, в Европе все защитники должны бросать издалека, потому что если ты защитник и не можешь забросить «трешку», против тебя поставят зону, и ты не сможешь помочь своей команде в нападении», — цитирует Карнишоваса basketball.perm.ru.

Артурас дважды в 2011 и 2012 годах руководил баскетбольным лагерем adidas для европейских игроков, которые хотят выставлять свою кандидатуру на драфте НБА.

Спустя десятилетие его труды наконец-то заметили на серьезном уровне. 15 июля 2013 Карнишовас стал помощником генерального менеджера «Денвера». В Колорадо он сразу же зарекомендовал себя как умный специалист. Одно из фундаментальных решений, изменивших не только восприятие Карнишоваса, но и франшизы «Наггетс» в целом – выбор под 41-м пиком драфта-2014 центрового Николы Йокича.

Карнишовас заметил в сербе задатки «нового Сабониса», а также видел много схожести с Марком Газолем. Он вспоминает, что перед выбором Йокича смотрел много видеороликов с его игрой. Понимал, что Никола будет отставать от других игроков НБА в плане атлетизма, но общий набор навыков серба впечатлял. 

«Мы рисковали, но нам повезло. Однако все заслуги должны быть приписаны Йокичу. Он сделал себя сам. После третьего сезона Йокич вошел в первую символическую сборную. Он выдал серию длиной пару месяцев, когда собирал дабл-даблы и трипл-даблы. Именно тогда мы поняли, что он может стать звездой НБА. Многие сравнивают его с Сабонисом с его умением отдать пас. Думаю, Йокич поднял этот аспект игры на другой уровень. В какой другой команде вы видели центрового, который с начала матча разыгрывает мяч?», — цитирует Карншоваса 15min.lt.

Постепенно Карнишовас помог построить в «Денвере» команду-претендент. Его хотели заполучить «Бруклин» и «Милуоки» – но он продолжил работу в «Наггетс», теперь в качестве генерального менеджера, после того как его начальника Тима Коннелли перевели на пост президента.

Первой крупной сделкой Карнишоваса на посту генерального менеджера «Денвера» было подписание Пола Миллсэпа. Выдавать стареющему Миллсэпу трехлетний контракт на 90 млн долларов – достаточно рисковый ход, но в целом глобальной катастрофы не случилось. Миллсэп не особо блистал на площадке, однако был полезен в качестве ветерана-наставника для молодой команды «Наггетс» с Йокичем, Джамалом Мюррэем и Гэри Харрисом. 

Работу Карнишоваса в «Денвере» признали. Артурас смог сделать клеймо иностранца своим преимуществом. В НБА его давно уважают не только за доскональное понимание европейского баскетбола. Американцы ценят трудовую этику литовца, умение создавать эффективную структуру и стабильность в организации. Отличительной чертой Карнишоваса-функционера является работа по плану. Он не полагается на эмоции и не принимает решения спонтанно, как делают некоторые незадачливые руководители фронт-офисов.

13 апреля 2020 года литовец был назначен на должность вице-президента по баскетбольным операциям «Буллс».

«Наша конечная цель – принести чемпионский титул городу Чикаго. К этому стремится каждая команда в НБА. В конечном итоге только одна команда в год выигрывает чемпионат, и есть бесчисленное множество факторов, которые нельзя контролировать. Но что мы можем контролировать, так это наш подход и методы, лежащие в основе каждого принятого нами решения. Будем требовать друг от друга многого, чтобы оправдать ожидания болельщиков», – цитирует Карнишоваса Eurohoops.

Карнишовас будет возвращать славные времена «Чикаго». Звучит неожиданно для игрока, который никогда не ступал на паркет НБА. 

«Секс, наркотики и Бодирога»: у сербов в 90-х были нетрадиционные ценности. Деян Бодирога обыграл Россию и обрел статус бога

Фото: nba.com; globallookpress.com/ygimantas Gedvila, via www./www.imago-images.de; Gettyimages.ru/Bongarts, Doug Pensinger