Блог Шахматы для всех

Словарь шахматного жаргона.

Язык шахматистов велик, могуч и чуден! Данный толковый словарь поможет бестолковым понять смысл специфических шахматных выражений.  

А Адванс (продвинутые шахматы) - шахматы, в которых людям позволяется пользоваться помощью компьютеров. От английского Advanced chess. Армагеддон - решающая блиц-партия, в которой чёрным даётся на минуту меньше и ничья в их пользу. Атакёр - шахматист, играющий в остро-атакующем стиле. Б Баранка (бублик) – поражение, ноль в таблице турнира. Белопольник - белопольный слон. Белоцветчик - игрок, который сильно играет белыми фигурами и заметно слабее - чёрными. Бешеная фигура - фигура, которую многократно приносят в жертву, чтобы создать на доске пат.  Пример бешенства ладьи в этюде. Михаил Кройтор, 2007  

Ничья Первый ход очевиден. 1.Rxc2 f2! После 1...Re1+ 2.Kh2 R1e2 3.Kg3 fxg2 4.R2c6+ Ka5 5.Rc1= задание выполнено. 2.Rxf2 g3 3.Rf1 Rh5+ 4.Kg1 Reh6 5.Rf6+! Жертва ладьи не просто откладывает мат, но и подготавливает патовый «домик» для короля! 5...Rxf6.  6.Ra8+ Kb7. Понятно, что нельзя ни 6...Kb5 7.Ra5+; ни 6...Kb6 7.Ra6+. 7.Ra7+ Kb8 8.Rb7+ Kc8 9.Rc7+ Kd8 10.Rd7+ Ke8 11.Re7+. «Бешеная» ладья - вечный шах, ничья!

Бомба - дебютная новинка (разработка) огромной силы, меняющая оценку известного варианта

.

Буллит (или пуля) - игра с ультра-коротким контролем времени, от одной минуты на партию и меньше. Практикуется в основном на интернет-серверах. От английского bullet - «пуля». Быстрые шахматы (быструшки) - игра с контролем времени от 15 до 30 минут на партию.  В Вилка – нападение одним ходом на две (или три) фигуры. Редчайшая разновидность вилки встретилась в следующей партии. Ботвинник - Смыслов Матч на первенство мира (м/12), Москва 1954 (М. Ботвинник)  

33...Nf2+ 34.Kg2 Qf6 35.Qxf6 Rxf6 36.Kxf2 Rxf5+ 37.Bf3 Rf4 38.Rg4. Чёрные сдались. 1-0  

Висячие пешки - Белые пешки на с4 и d4 (или чёрные на с5 и d5) в отсутствие поддерживающих их пешек на вертикалях «b» и «е»

Вынести в одну калитку - уверенно обыграть. Г Голый король - незащищённый король. Гроб (тж. безнадёга, горшок, жбан, труба, ящик ) - плохая, безнадёжная позиция. Д Дармовой заезд - атака без жертв или удобная позиция без риска. Детский мат - 1.e4 e5 2.Bc4 Nc6 3. Qh5 (или 3.Qf3 и 4.Qxf7#) Nf6 4.Qxf7# - мат. Возможны вариации. Доплывать - cознательно играть на ничью во всех оставшихся партиях турнира, имея хороший запас очков - чтобы не упустить синицу из рук.  Дракон - вариант сицилианской защиты, в котором расположение чёрных пешек напоминает одноимённое чудовище: 1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4. Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6! 

И затем 6...Bg7. Изобретатель названия Ф.И. Дуз-Хотимирский счёл положение чёрных пешек от d6 до h7 напоминающим расположение звёзд в созвездии Дракона.

 

Дыра - слабое поле. Длинная рокировка - помимо общепринятого значения, имеет и другой смысл: три поражения подряд. Возникло от обозначения 0-0-0. Дрова (дровишки) - слабые пешки. Дурацкий мат - 1.g4 e5 2.f3 Qh4# - мат. Это наикратчайший возможный мат в шахматной партии. Ё Ёж - возникающая во многих дебютах пешечная структура, в которой пешки стоят по шестой (третьей) горизонтали. З Забор - пешечная цепь.

После 38.h5 в партии Belov,V - Nguyen,N (Aeroflot Open 2007 Moscow) была зафиксирована ничья. Чёрные фигуры никоим образом не могут перелезть через забор.

 

Задвижка - тематическая жертва завлечения, создающая предпосылку для спёртого мата. Закрыть (похоронить) вариант - опровергнуть дебютный вариант, который ранее считался корректным.  Заснуть - надолго задуматься. Звон - болтовня во время блица.  Зевок - грубая ошибка, результатом которой становится потеря той или иной фигуры или пешки. Петросян - Бронштейн Турнир претендентов, 1956 36. Ng5?? «Этот ход не нуждается в комментариях. Комичность зевка в том, что белые оставили ферзя под ударом единственной боеспособной фигуры противника» (Петросян). 36…Nxd6, и белые, разумеется, сдались. И Игра на 2 результата - ситуация, когда стабильный перевес одной из сторон фактически исключает вероятность проигрыша.  Игра на 3 результата - острая ситуация, в которой крайне трудно предсказать итог партии и всё возможно...  Играть руками - играть автоматически, без раздумий, делая напрашивающиеся ходы.  Играть с листа - играть незнакомую дебютную схему, без домашней подготовки. Изолятор - изолированная пешка. Испанка - испанская партия. Возникает после ходов 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5…

 

Испортить прическу - разрушить монолитность пешечного построения. Итальянка - итальянская партия. Возникает после ходов 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Bc5. К Катать - играть на победу абсолютно любую позицию.  

Качка - качество, разница между ладьей и лёгкой фигурой. Китайская ничья - прекратить игру, размашистым движением руки смахнув фигуры с доски. Клиент - удобный партнёр, у которого удаётся выигрывать всегда и всюду. Комбинат - эффектная комбинация. Комбинатор (великий к.), комбайнёр - игрок, умеющий красиво комбинировать за доской. Коновал, Коноваленко(будённовец) - игрок, умело оперирующий конями.

Кооператив - 1. Жанр шахматной композиции, в котором обе стороны, белые и чёрные, сотрудничают в деле постановке скорейшего мата одной из них. 2. Шутливое обозначение для слабой игры, помогающей противнику выиграть "на ровном месте". Короткая рокировка - помимо общепринятого значения, имеет и другой смысл: два поражения подряд. Возникло от обозначения 0-0. Контра - контригра, встречная инициатива. Конь Каспарова - чёрный конь на d3. (См. 16-ю партию матча Карпов - Каспаров, Москва, 1985) Конь Тарраша - конь на краю доски. Король Стейница - активный король в миттельшпиле. Круговик - турнир по круговой системе, которая предусматривает небольшое и обычно чётное количество участников. Все они должны сыграть друг с другом - в один или в два круга. Крайне редко - в четыре.  Л Ладейник - ладейное окончание. Лошадь (или скакун, кобыла) - конь. То есть шахматная фигура! М Маленькое качество - преимущество слона над конём Материал - фигуры и пешки. А также их сумма, иногда выражаемая в пешечном эквиваленте.  Матешник (матец, композитор Матецкий) - мат!

Матильда, Матильда Петровна - красивый неожиданный мат.  Матовала - шахматист, любящий или умеющий играть на мат. Мельница – комбинация с последовательным чередованием шахов и вскрытых шахов, когда соперник вынужден лишь переставлять короля с одной клетки на вторую и обратно.  Н Навес - удар.  Насиловать позицию - играть вопреки требованиям позиции. Например, играть на выигрыш там, где необходимо защищаться и бороться за ничью.  Не выйти из дебюта - получить прямо в дебюте плохую позицию.  Ничья в кармане - возможность играть (в том числе на выигрыш) без какого-либо риска, с гарантией ухода на ничью при необходимости. О Обдёрнуться - сделать не тот ход, что задумал. Обжорный ряд - седьмая (вторая) горизонталь, на которую вторгается неприятельская ладья, и начинает пожирать пешки. Огребание люлей - действие, во всех смыслах противоположное их раздаче. Окучить (пешку или слабость) - методично, постепенно атаковать, окружить и уничтожить. Отжарить или отпарить - обыграть. Убедительно обыграть! Отравленная пешка (или фигура) - незащищённая явным образом боевая единица, взятие которой ведёт к печальным последствиям. П Первая линия - наилучший вариант игры за обе стороны, предлагаемый той или иной шахматной программой. Пешечник - пешечное окончание. Пластуны - пешки, «ползущие» в ферзи на разных флангах одновременно Плюс раз (два и т.д.) или "+1" ("+2"и т.д.) - текущий результат игрока в турнире, означающий разницу между количеством побед и поражений. Например, 6 из 10-ти - это плюс два ("+2"). А 3,5 из 10-ти - это минус три ("-3"). Соответственно, быть в плюсе (или идти в плюсе) - иметь положительный баланс побед и поражений. Быть в минусе (или идти в минусе) - отрицательный. Минус бывает глубоким. А плюс - большим.  Плотный ход - ход с повышенным запасом прочности, улучшающий взаимную защиту фигур.  Подкрутить (или замутить) позицию - осложнить игру неочевидным и быть может даже плохим ходом. Осуществляется в блице или в серьёзной партии в цейтноте соперника.  Полтинник - 50% набранных очков из возможных. Например, 3,5 очка в 7-ми турах. Поднять ход (идею) - найти в позиции неочевидное, нетривиальное решение.  Поза - позиция. Поплыть - растеряться, потерять нить игры. Похоронить вариант - опровергнуть применяемый на практике и считающийся корректным дебютный вариант. Довести анализ до категоричной оценки в пользу одной из сторон. Бывает так, что потом вариант удаётся реанимировать. Прихватить соперника в дебюте - добиться значительного преимущества в начальной стадии партии. Провисать (фигура, пешка) - оказываться без защиты. Промежуток - промежуточный ход - неожиданная вставка в вариант, который изначально казался форсированным. Проходимец - проходная пешка. Р Работа по дереву - анализ на доске с фигурами, без использования компьютера. Раздача люлей - выигрыш с особым цинизмом. Разноцвет - позиция с разноцветными слонами. Например, с белопольным слоном у белых и чернопольным у чёрных. Других слонов в позиции нет.  Расписать (ничью) - Исполнить короткую, быструю ничью. Чаще всего в подобных случаях соглашение на ничью происходит еще до партии.  Рассыпаться – проиграть неплохую позицию в несколько ходов. Рентген - эффект долговременного воздействия дальнобойной фигуры, от которого фигуры соперника не в состоянии надёжно укрыться. Например в конструкции «белый слон на g2, чёрные конь на с6, ферзь на b7, король на a8» чёрный король ощущает рентгеновское действие белого слона.  Рубить флаг - играть исключительно с целью заставить соперника просрочить время.  Рыба - ничья. Рыбка - один из сильнейших аналитических модулей (шахматных программ). С Самоходки - связанные и далеко продвинутые пешки, остановить которые соперник не в состоянии. Сбор урожая - реализация позиционного перевеса: серия ходов, в результате которой атакующая сторона добивается значительного материального преимущества. Сицилианка - сицилианская защита. Скинуть (пешку и т.д.) - пожертвовать или вернуть материал. Славянка - славянская защита. Слоны Горвица (Horwitz Bishops) - два слона, стоящие рядом и простреливающие открытие диагонали. Употребляется на Западе. «Мне рассказывал один туркменский тренер, что у них старики называют двух рядом стоящих слонов вторым ферзём» (Ivanych). Слон Гуфельда - чёрный слон g7 в старушке. Слон Фишера - активный белопольный слон в испанке или сицилианке. Соскок - спасение в трудной позиции. Сплав - умышленный проигрыш партии. Старушка - староиндийская защита. Столбик - серьёзный перевес. От +/- или -/+. Это оценки, введенные в обиход югославским «Информатором». Произносятся как «плюс-минус в столбик» (если перевес у белых) и «минус-плюс в столбик» (у чёрных). Стоять (или стоять на месте) - не предпринимать активных действий, делать выжидательные ходы. Строчка - решающий перевес. От +- или -+ . Это оценки, введенные в обиход югославским «Информатором». Произносятся как «плюс-минус в строчку» (если перевес у белых) и «минус-плюс в строчку» (у чёрных). Стучать - играть в блиц. Также играть в серьёзной партии на цейтнот соперника, быстро ходить и резко переключать часы.  Т Треугольник - круговой манёвр по трём клеткам, с помощью которого можно передать очередь хода сопернику. Топталка, топталово (тоже что и сюрпляс) - повторение позиции вновь и вновь. Тура (бадья, башенка) - ладья. Туристы - 1. Любители, получавшие в XIX - нач. XX вв. фору, равную ладье (туре); 2. Участники чемпионата мира, не претендующие на титул или высокий результат. Термин ввёл в обиход Гарри Каспаров в 1999-м году - во время нокаут-чемпионата мира ФИДЕ в Лас Вегасе. Тычок - пешечный удар. У Уконтрапупить - обыграть, разгромить. Ф Фианкетировать слона - развить белого слона на b2 или g2. Или чёрного, соответственно, на b7 или g7. Фишка, фига - шахматная фигура. Форсаж - форсированный, то есть вынужденный вариант. Форточка – ход пешкой, имеющий целью защитить короля от потенциальных матовых угроз по последней горизонтали. Х Хвост - аутсайдеры в турнире. Последние доски в командных соревнованиях.  Ц Цементировать - надёжно защитить. Цуг, цуцик - цугцванг: ситуация, в которой любой ход ведёт к ухудшению позиции. Может быть взаимным. Пример цугцванга: Новиков - Яковенко Aeroflot Open 2007 Moscow, 2007 Ход чёрных: «=». Например, 80…Rf8 81.Rf4+! Rxf4 - пат. Ход белых: «-+». То есть 1.Rg7 (1.Rc4 g2+) 80...Rf8 и т.д. Ч Чернопольник - чернопольный слон. Четырёхлошадник, квадрига, куадрилья - дебют четырёх коней. Возникает после ходов 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Nc3 Nf6.

Ш Шайба - пешка или лишняя пешка. Шведки или шведские шахматы - игра пара на пару, когда съеденные у противника фигуры передаются партнёру, который имеет право вместо хода выставить фигуру на произвольное поле. Швейцарка - турнир по швейцарской системе, которая предусматривает произвольное большое число участников и жеребьёвку перед каждым туром. Её основной принцип - между собой должны играть игроки с одинаковым количеством очков.  Швиндель - короткий комбинационный удар. От немецкого Schwindel (головокружение). Шлёпать - играть бездумно и быстро. И как правило - слабо. Шпилер - от немецкого Spieler, азартный игрок, цепкий практик, который делает ставку на мелкие ловушки и использование грубых ошибок соперника. Штаны - ситуация, в которой две проходные пешки рвутся в ферзи, и вражеский слон не в состоянии их задержать, действуя по одной диагонали.  

уффф...

 

Автор
  • Irakly

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.