Ностальгия и модерн
Блог

В «Ф-1» побеждали даже без бокового корпуса машины – его сняли ради снижения массы. Зрители видели ноги пилота!

Абсолютный сюрреализм.

60-е в «Формуле-1» – эпоха многочисленных смертей, травм и опасностей. Каждый год как минимум один пилот разбивался во время Гран-при. К безопасности машины и треков относились как бонусу, но не как к основополагающей характеристике – ею легко жертвовали, если надо было выжать немного больше лошадиных сил или сократить массу машины.

«Я похоронил 57 товарищей». Полвека назад в гонках выживали

Самый дикий, опасный и сюрреалистичный пример подобного подхода – Гран-при Монако 1961 года. Это была первая гонка нового сезона и нового регламента: «Формула-1» перешла на более экономичные 1,5-литровые моторы после 2,5-литровых. Производители предпочли разные версии реализации объема: «Феррари» выбрала схему V6, «Порше» – крайне необычную F4, а главный поставщик двигателей в пелотоне (у него покупали и «БРМ», и «Лотус», и чемпионы из «Купер») – «Климакс» – остановился на L4.

В итоге ставка последних проиграла: «Феррари» построила настоящего монстра 156 Sharkhorse, впервые в истории марки воплотив в жизнь среднемоторную концепцию. Благодаря удачному совмещению двигателя и шасси именно Скудерия ближе всех подошла к минимальной планке по весу в 450 кг (ее тоже впервые ввели именно в 1961-м) – 156-я модель весила 460 кг при мощности в 190 л.с.

Мотор «Климакса» оказался тяжелее и проигрывал от 10 до 20 л.с. – казалось, «Феррари» просто раскатает всех конкурентов в ровный блин уже на первой же гонке сезона.

Но в дело вступила смелость инженеров «Лотуса»: для сокращения массы до минимально разрешенных 450 кг, дополнительной вентиляции корпуса и охлаждения мотора (выкрученного до абсолютного предела) они сняли боковые пластины с устаревшей 18-й модели Стирлинга Мосса. Зрителям открылась возможность видеть ноги пилота, а сам британец гнал словно на карте.

В итоге он выиграл квалификацию, обогнал захватившего лидерство на старте гонщика «Феррари» Ричи Гинтера на 4-м круге и впоследствии 300 километров подряд и 2,5 часа чистого времени отбивался от трио пилотов Скудерии. Мосс победил, а другой ближайший пилот с мотором «Климакс» Брюс Макларен на «Купере» уступил ему аж 5 кругов! Товарищи по «Лотусу» Джим Кларк и Клифф Эллисон проиграли Стирлингу 11 и 7 кругов соответственно – они гоняли без модификаций корпуса.

Просто феноменально!

К сожалению, 12 апреля 2020 года сэр Стирлинг скончался в возрасте 90 лет. Но он навсегда останется одним из великих благодаря вот такому вот пилотажу и четырем вице-чемпионским титулам.

В «Ф-1» 70-х аутсайдеры приезжали на подиум с персоналом в 20 человек и бюджетом в $280 тысяч. Машину придумывали два человека

Шестиколесный болид «Ф-1» способен гнать быстрее стандартного. Выигрыш в мощности с тем же мотором – до 40 л.с.!

Новичок с опытом в два Гран-при тащил болид-корыто на подиум «Ф-1». Помешал неудачный шов на новом комбинезоне

Фото: formula1.com

Фото: Gettyimages.ru/Central Press/Hulton Archive, Keystone; globallookpress.com/Sutton Motorsport Images/Imagestate

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья