Артём Рубанков
Автор

«Я похоронил 57 товарищей». Полвека назад в гонках выживали

Эпо�а легкой �ме��и и б����ого в�го�ани�.

�жеки С��а��а �а��о наз�ва�� одним из л���и� гон�иков в и��о�ии ав�о�по��а: �о�ланде� изна�ал�но занимал�� ���ел�бой и в�иг��вал �емпиона�� �в�оп� и ��и�ан�ки� о���овов. �и�� по�ле п�овала о�бо�а в на�ионал�н�� �бо�н�� �еликоб�и�ании дл� �лимпиад�-1960 �жеки пе�е�ел на �або�� ме�аником и �ол�ко �огда д�жин� ме���ев �п���� впе�в�е по��а��вовал в локал�н�� гонка� в 22 года. �а�� ле� �п���� он �же гон�л в «Фо�м�ле-2» и го�овил�� ����мова�� ��ан-п�и.

�а в�ем� в����плений в �ил�ней�ей �е�ии в ми�е С��а�� в�иг�ал по��и ��е�� в�е� �вои� заездов, п�ев�а�ил �вое им� в б�енд не �ол�ко в �нглии, но и в �ме�ике, и ��ал одним из �ам�� ��пе�н�� пило�ов до во��ождени� �ики �а�д�. Тем не менее, �о�ланде� �ано в�го�ел и ��ел на пике �о�м� � п�и�ем не �ол�ко из-за бол��ого коли�е��ва погиб�и� в гонка� д��зей. ��о��о �огда «Фо�м�ла-1» о�ен� �ил�но о�ли�ала�� о� �ов�еменной � и не кажд�й мог ее в�де�жа��.

�менно об ��ом зд�ав��в���ий 79-ле�ний �жеки и �а��казал в новом в�п��ке подка��а Beyond The Grid.

Самое бол��ое гоно�ное на�лаждение

«�не в�егда н�авило�� гон��� по �он�е-�а�ло � �ам везде б�л глам�� и �ве�а, а наг�аждение вела кн�гин� ��ей� (�елли � одна из �ам�� к�а�ив�� жен�ин поколени� � п�им. Sports.ru). �з в�е� ��ан-п�и в�егда �о�е�� в�иг�а�� �онако либо �вой дома�ний заезд.

С д��гой ��о�он�, «���б��г�инг» б�л опа�нее � ог�омн�м о���вом и б�о�ал бол��ий в�зов. Ч�об� в�иг�а�� зде��, н�жно б��� по-на��о��ем� о�обенн�м. �он��� по нем� в ��е�ли��овом болиде «Фо�м�л�-1» б�ло неве�о��но � за к��г подле�ае�� где-�о 13 �аз. Также в�е �вал�� ��а��� в Спа и наз�ва�� «� Р�ж» вели�ай�им пово�о�ом � но дл� мен� он никогда �аким не б�л. �е �акой �ж и �ложн�й. � во� «�а��а» (�ек�и� из ��а�ой кон�иг��а�ии «Спа-Ф�анко��ама») б�л �ам�м �ложн�м � �о�� б� по�ом�, ��о б�л б����ее: по�ледова�ел�но��� левой и п�авой �икан межд� дв�м� п��м�ми � пе�епадом в��о�. Ч�об� п�ой�и его � полн�м газом, н�жно б��� по-на��о��ем� о�обенн�м. �дин��венн�й �еловек, ко�о��й об�а�ал на ��о внимание � ж��нали�� �ени� �женкин�он. Я �а��о видел его в «�а��а»: он �ледил за �ем, к�о п�о�оди� пово�о� � полн�м газом. �ак он �а��каз�вал мне, об��но на �акое о�меливали�� не бол��е дв�� гон�иков за год. Так ��о ��о� пово�о� дл� мен� � л���ий в ми�е. �о «���б��г�инг» � л���а� ��а��а.

��ла ли мо� победа �ам в 1968-м л���ей в ка��е�е? (С��а�� в дожд� и ��ман п�ивез в�ем� пело�он� более �е���е� мин�� � п�им. Sports.ru). Хе�, да �� гонк� по��о�нно о�клад�вали и вооб�е не должн� б�ли на�ина��. � �ов�еменной «Фо�м�ле-1» ее б� ни за ��о не на�али. Те�ни�е�ки, наве�ное, ��о и п�авда б�ла мо� л���а� гонка. �о � мен� б�ли �ин� «�анлоп», а мок��й «���б��г�инг», по-моем�, о�ен� им подо�ел».

Сил�ней�а� �е��а С��а��а

«Я полно���� избавил�� о� �мо�ий в п�о�е��е пило�и�овани� � ��ом� �ок��� � на��ил�� во в�ем� ка��е�� ���елка. �ооб�е ���ел�ба � намного более ��ебова�ел�н�й вид �по��а, по�ом� ��о когда ���еми���� к �ем�-�о зна�и�ел�ном� � в�егда немного ��евожи����, вне зави�имо��и о� �ого, к�о ��. Я должен б�л �п�авл����� � ��евогой, по�ом� ��о е�ли из-за нее п�омаже�� по ми�ени в �о�евновании на 200 ми�еней � никогда �же ее не ве�не��. У �еб� не б�де� дв�� �о�ен ми�еней � �ол�ко 199, а �емпиона� можно в�иг�а�� �ол�ко � дв�м� �о�н�ми. ��оиг�а�� можно из-за не�вов на пе�вой или �ли�ком акк��а�ной ���ел�б� на �е���е�-п��и по�ледни�, но в�иг�а�� � �о�но никак. Такова �ена золо�ой медали. Так � пон�л, ��о не мог� позволи�� �ебе поддава���� �мо�и�м.

��ли в� ве�не�е�� к запи��м гонок и пе�е�мо��и�е и�, �о пойме�е: �жеки С��а�� оде�жал в�е �вои побед� на пе�в�� п��и к��га�, по�ом� ��о в�е о��ал�н�е как �аз не�вни�али. ��о��о л�ди �ми�али в �� �по�� ав�о�по��а. Тепе�� же в�е по-д��гом�: гон�ики к�айне �а��лаблен�. �ожно гово�и�� � л�б�м по�ле �ого, как они закон�а� диалог � инжене�ами. � мое в�ем� �акого и близко не б�ло. ��� ��а��ова� �е�е�ка не�вни�ала. Я же никогда не не�вни�ал. � ден� гонки � в��авал � ���а по�ан��е и �и�ал � �о�� � неве�о��но пло�ой ��е� из-за ди�лек�ии (на���ение �по�обно��и к об��ени� ��ени� и пи��м� � Sports.ru). �л� мен� ��ение книги � ог�омн�й кон�ен��а�ионн�й �ок, ко�о��й в�м�вал аб�ол��но в�е м��ли о �лед���ем дне или б�д��и� �об��и��. Я �и�ал Ха�ол�да Робин�а или �ла��а�а �аклина, а за�ем зав��акал �о��ом и �еплой водой на �л��ай ава�ии � в�а�и не л�б��, когда � и� па�иен�а полн�й жел�док, по��ом� � в�егда гон�л�� голодн�м. �о�ле зав��ака � �аем � �нова �и�ал впло�� до момен�а, пока мне не надо б�ло в�езжа�� на ��ек.

�оп�о��� гово��, � опи��вал �вое �мо�ионал�ное �о��о�ние пе�ед гонкой как �езинов�й �а�ик � и пе�ед гонкой � �п��кал из него возд��. � момен��, когда � заби�ал�� в болид, в �а�ике не о��авало�� ни�его, к�оме �езин�. � на пе�в�� п��и к��га� л�бой гонки � мен� вооб�е никогда не б�ло никаки� �мо�ий. Я никогда не о�ибал�� � пе�еда�ей, не п��ал ди��ан�и� �о�можени�, никогда и ни � кем не ��алкивал��. У мен� по��и никогда не б�ло ин�иден�ов за в�� мо� ка��е��. �о�ом� ��о � мен� в�егда б�ло в�е под кон��олем � неза�ем б�ло в��оди�� из �еб�, � знал, ��о обгон� и� в �лед���ем пово�о�е.

��ма�, мо� мен�ал�но��� б�ла моим �ил�ней�им ка�е��вом. �ол��ин��во л�дей п�и пило�и�овании об��но ��а�а���� �ли�ком �ил�но: они �ка��� по по�еб�икам, в�езжа�� на ��ав� и вооб�е в��д�. �а�ем они �ак дела��? Э�о в�егда не�е� в �ебе по�лед��ви�. ��а�� по ��абам в�егда медленнее, �ем гна�� по �овной пове��но��и. ��жно в�его ли�� о��ава���� на до�оге! �а, б�де�� в неко�о��� ме��а� немного медленнее, но �ак не пов�еждае�� ма�ин�. �олид н�жно л�би�� и обе�ега��, а не б�о�а�� по по�еб�икам. �онки �ак не �або�а��!

Я и �ей�а� виж�, как л���ие гон�ики ми�а по�ем�-�о в�езжа�� за п�едел� ��ека. � � по-п�ежнем� не понима�, за�ем. �аве�ное, они д�ма��, ��о поед�� �ак б����ее � миним�мом �и�ка. �и�а�л� Ш�ма�е� пе�в�м ввел �акое. ���нали�� �лан Хен�и как-�о под��и�ал дл� мен�, ��о �и�а�л� в�езжал за п�едел� ��ека в каждом �ик-�нде и в каждом ��ан-п�и. ��о��о он знал, ��о в �л��ае �его ма�ина не пол��и� �е��езн�� пов�еждений � мак�им�м набе�е� г�ави� в �адиа�о��. �о ��о не п�ивело б� к ава�ии. � на�е в�ем� �ак нел�з� б�ло дела��, по�ом� ��о �акое �о�но п�ивело б� к ава�ии. �адо б�ло ди��иплини�ова���� и о��ава���� на ��а��е. �а, л�ди в�еменами в�ле�али, но ��о и� замедл�ло. Хо�� ��о и �ей�а� замедл�е�, а �акже в�з�вае� множе��во ме�ани�е�ки� о�казов, ко�о��е можно б�ло б� избежа�� в п�о�ивном �л��ае. Я на��ил�� ��ом� � �жима �ла�ка � � него по��и никогда не �л��ало�� подобн�� поломок. Хо�о�ие гон�ики не в�ле�а�� за п�едел� ��а���».

�о�л� не имели зна�ени�

«�вали�ика�ии в �о в�ем� б�ли не важн�. �ен Ти��елл (владеле� команд�, за ко�о��� в����пал С��а�� � п�им. Sports) никогда о ни� не волновал��. У мен� б�ла ����Ч��Я ма�ина, ко�о�а� в�егда б�ла на���оена на ����У. �е на один к�айне б�����й к��г. �на должна б�ла е�а�� ��абил�но и �овно, по��о�нно �о��ан�� �п�авл�емо��� � полн�ми ли баками, п����ми или пол�п����ми. �а и не �ак много � мен� по�лов (17 � п�им. Sports.ru), за�о м� в�иг�али много гонок � ли�но � в�иг�ал 27 из 99 �вои� ��ан-п�и».

У�ел на пике �о�м�

«Сов�еменн�е пило�� вооб�е ��ого не пойм��. �не б�ло 34 года, мой пило�аж б�л л���им в ка��е�е. �о в �о в�ем� м� гон�ли не �ол�ко в «Ф-1»: е�е и в «Ф-2», �по��ка�а�, ��ан-Т��измо, «�ндика�е», �е�и�� Can-Am! � один �езон � пе�еле�ал �е�ез ��лан�ик� 86 �аз. Я �нимал�� в �екламе «Фо�да», Goodyear и е�е к��и компаний, � �або�ал на канале ABC Sports коммен�а�о�ом � в�е па�аллел�но � гонками «Фо�м�л�-1». � да, � гон�л�� е�е и в Can-Am и одном� �ол�ко бог� �ей�а� �же изве��но, �кол�ко заездов п�овел за год. Я в�го�ел. � е�е за год до ��ого, в 1971-м, � мен� б�л монон�клеоз � и � в�иг�ал � ним �и��л. �а �о� �езон � вооб�е бол��е �о�ни �аз пе�е�ек ��лан�ик�. ��о��о по�мо��и�е на мои �о�ог�а�ии � ��ан-п�и �онако �ого года � м�ж�ина на ни� неве�о��но ���ал и едва двигае���. Я неве�о��но в�го�ел. �о в�иг�ал гонк� на одни� �ол�ко пе�едни� �о�моза�. ��о��о � �же знал, ��о надо дела�� � ма�иной � а в �аки� �л��а�� гонка в �он�е-�а�ло, давай�е на�и��о��, не о�обо �ложна�. �омн�, � ���� не закон�ил � гонками �же в 71-м.

� �лед���ем �езоне � п�оиг�ал �и��л по�ом�, ��о мне п�и�ло�� п�оп���и�� ��ан-п�и из-за �зв� жел�дка. � во� в 73-м � в�е е�е ���ал, но п�одолжа� в�полн��� �во� �або��. ��о��о мне н�авило�� на ABC и �о���дни�е��во � «Фо�дом» � � пол��ал на�лаждение о� ��и� ве�ей, но � по��о�нно пе�еле�ал �е�ез ��лан�ик� �о зна�и�ел�н�ми изменени�ми �а�ов�� по��ов и п�одолжал гон����� в «�о�м�ла�». ��о��о Ф�ан��а Севе� б�л е�е молод и не б�л го�ов мен� �мени��, во� � и не мог �й�и, о��авив �ена Ти��елла � ним одним. �о к кон�� 73-го � �е�ил, ��о � мен� �ва�и�.

���а�и, мен� не�кол�ко �аз п��али�� ве�н��� и однажд� п�едложили ог�омн�е по �ем в�еменам ден�ги � в �айоне 6 миллионов долла�ов за �езон. �о � б�л ��а��лив и даже не ��ал �а��ма��ива�� п�едложение».

��но�ени� �о �ме���� в 60-70-е

«Я недавно пе�е��и�ал и о�ознал, ��о к момен�� заве��ени� ка��е�� поб�вал на по�о�она� 57 �ова�и�ей из �и�ла �е�, кого знал, � кем п��е�е��вовал и жил. �о в�е �мо�ии, �в�занн�е � и� �ме���ми, п�опадали за ��лем болида. Х�д�им дл� мен� п�име�ом ��ого ��ала �ме��� �о�ена Ринд�а в п�ак�ике � в момен�, когда он �кон�ал��, � б�л � ним. �онка должна б�ла п�ой�и на �лед���ий ден�. �и�� �а�идж погиб в гонке на «�андво��е». Родже� Уил��м�он погиб в гонке. �о Шле��е� погиб в гонке. � м� кажд�й �аз п�оезжали �е�ез обломки и запа� � �огда-�о � и пон�л, ��о гон�ика в болиде нел�з� назва�� об��н�м зве�ем. �о�ом� ��о ��о� зве�� п�одолжае� е�а��. У �и��а вооб�е �ле�ел �лем, и м� видели, к�о погиб � � б�л одним из его л���и� д��зей, как и �о�ен. Тем в�еменем гонка п�одолжала��, и, как ни ���анно, �мо�ии не ко�н�ли�� мен� вооб�е никак. Ужа�но о�ознава�� �акое о �ебе �амом. Я и �о�ен в�иг�али гонк�, в ко�о�ой погиб �а�идж, и �е�или не �азб��згива�� �ампан�кое � во� и в�е, ��о м� �делали. Тол�ко на�и жен� по�ом п�и�ма��ивали за вдовой �и��а. Такие ве�и невозможно заб��� � они капи�ал�но в�бива�� из колеи. �о � гон�иков б�ла о�оба� �ими� в �о в�ем�: не�мо��� на в�е ��о, они в�е �авно ���овали�� вме��е и ��ановили�� близкими д��з��ми.

�ва�и� болида Родже�а Уил��м�она. �он�ик погиб, задо�н�в�и�� д�мом. ��ан-п�и �олландии 1973 года

Сме��� �о�ена б�ла п�о��о �жа�ной. � ��алии ник�о не погибае� на ��еке: к�о-�о � в ве��оле�е, к�о-�о � по п�иб��ии в бол�ни��. � ли�� �о�ен �кон�ал�� е�е пе�ед �ем, как покин��� ��а���. �го жена �ина и мо� Хелен б�ли л���ими под��гами, они пое�али в бол�ни��. � �ен Ти��елл �п���� 35-45 мин�� �казал мне «�жеки, �� должен ве�н����� на ��а��� на по�ледн�� п�ак�ик�». Я б�л в �леза�, когда влезал в болид, но когда оп���ил визо� � вкл��ил�� гоно�н�й зве��. Я п�ое�ал п�ог�ево�н�й к��г, а �лед���ий же б�����й к��г ��ал л���им дл� мен� на �о� момен� в �он�е. �икаки� м��лей о �ме��и: в голове �аздае��� �ел�ок � и в�полн�е�� в�е �� же акк��а�н�� �або��.

� н�не�нее в�ем� �акие зве�и �же не жив��. Сов�еменн�е гон�ики не ок��жен� �ме����, не ок��жен� по�о�онами, они не ��о�� пе�ед �ем��ми, �оди�ел�ми, баб��ками и дед��ками, вдовами и де��ми �вои� д��зей и не п�едлага�� им �вои ��л�ги. � каком-�о �м��ле �акие момен�� ковали на� как м�ж�ин, но � д��гой ��о�он� они же на� и ломали.

Я пов��д� возил � �обой в�а�а, по�ом� ��о знал: на ��ека� в �о в�ем� не б�ло н�жного обо��довани� и �пе�иали��ов. Я нан�л �вей�а��кого �пе�иали��а в �еми ��е�а� меди�ин�, и он п�иезжал на кажд�й мой ��ан-п�и � по�ом� ��о � бо�л��, ��о попад� в ава�и� и гл�по �м�� из-за �ого, ��о мне не �мог�� оказа�� помо��. � календа�е б�л ��ек, где главн�й меди�ин�кий о�и�е� б�л по ���и един��венн�м в�а�ом из в�ей б�игад� и п�и ��ом �вл�л�� гинекологом. �е ней�о�и���гом, не �пе�иали��ом по ожогам, не ��авма�ологом.

�жеки С��а��а пе�евоз�� в го�пи�ал� по�ле ава�ии в ��ан-п�и �ел�гии, 1966 год

�о�ем� «Фо�м�ла-1» ��оила �ме��и? �е зна�. У мен� пол��ало��, зде�� б�ли мои д��з��. �нае�е, как-�о �аз м� � ��нни Халмом и �и�е�ом Р�в�оном по�по�или во в�ем� дли�ел�ного пе�еле�а, каким об�азом можно б����ее в�его покин��� ��ек по�ле гонки. �е по возд��� на ве��оле�е, а по до�оге. ��о-�о п�едложи� поли�ей�кий ��ко��, но он и близко не �ак �о�о�, как �ко�а� помо��».

����ий �опе�ник

«��ма�, ��о б�л �жим �ла�к. �о-моем�, он вооб�е не имее� �ебе �авн�� как гон�ик. Я б� по��авил �воего к�ми�а Х�ана-�ан��л� Фан�ио на пе�вое ме��о, а �жима на в�о�ое ��еди в�е� пило�ов. �� него � на��ил�� бол��ем�, �ем о� кого-либо е�е: плавно��и пило�ажа. �жим �ла�к б�л неве�о��но акк��а�ен и нежен �о �воим «�о���ом», �бив�ем, наве�ное, бол��е на�од�, �ем л�ба� д��га� ма�ка. �жим же е�ал на болиде � �акой п�о��о�ой, ��о ма�ине ��о н�авило��. �менно он на��ил мен� б��� мак�имал�но акк��а�н�м � л�бой ма�иной. �о мало к�о знае�, ��о он б�л о�ен� не�вн�м �еловеком. У него по��и не б�ло ног�ей � он по��о�нно �г��зал и� до к�ови. �н ��в��вовал �еб� дома �ол�ко в ма�ине. � он неве�о��но �мело об�а�ал�� �о �воими дев��ками: в�е его па��ии д�мали, ��о они един��венн�е.

�жим �ла�к, 1967 год

��о б�л �ам�м г��б�м? � на�е в�ем� и� б�ло не �ак �ж и много, по�ом� ��о ав�о�по�� б�л �ли�ком опа�ен, и мало к�о �е�ал�� �ак �еб� ве��и. Тогда вед� по г�ани�ам ��ека не б�ло о�бойников и зон безопа�но��и � �ам на� ждали �елег�а�н�е ��олб� � де�ев��ми. �дин��венн�й гон�ик, п��ав�ий�� пе�ек��ва�� мне ��аек�о�ии � �л�й Рега��они. Э�о б�ло на «���б��г�инге» в 1972-м � �огда � впе�в�е в �воей ка��е�е и жизни ��олкн�л�� � подобн�м. Я пе�еп�обовал в�е �по�об� его опе�еди��, и в кон�е кон�ов он ��олкн�л�� �о мной и в�бил мен� � до�оги. �н п�одолжил е�а�� без пов�еждений, а � в ��о��и о�п�авил�� к гоно�ной ди�ек�ии и пожаловал��: мен�, одного из лиде�ов �емпиона�а, п�е�ендовав�его на ме��о на поди�ме, вз�ли и в�били! Тогда не б�ло никаки� �елекаме� и �еле��ан�л��ий, �ак ��о и доказа�ел���в моим �ловам �оже никаки� не б�ло. Тем в�еменем гонка п�одолжила��, и ник�о ни�его не �делал. � � �оже не ��ал ни�его п�едп�инима��. �л�й Рега��они за п�еделами болида б�л �о�о�им �еловеком, но в ма�ине его иногда зано�ило � и ��о б�л один из �аки� дней. Я б� ни�его не п�иоб�ел, е�ли б� п�одолжил воева��. �а�о � пон�л, ��о � ним надо б��� о��о�ожнее.

�л�й Рега��они о��авл�е� ав�ог�а�, 1972 год

�жека ���б�ма б�ло ���дно п�ой�и, но он никогда не вил�л пе�ед но�ом � �ол�ко �ме�ал�� на по�еб�ики и камни, мен�� ��аек�о�ии. �н п�о��о делал как ��и�ал н�жн�м. Сов�еменн�е гон�ики момен�ал�но �били б� �ин�, е�ли б� вели �еб� �ак же. �жек б�л о�ен� �о�о�им пило�ом, на��о��им магом. �о иногда он п�о��о заб�вал пе�екл��а�� пе�еда�и! �а�о он б�л на��о��им кон����к�о�ом и по�ом в�иг�ал �и��л на �об��венно���но �п�оек�и�ованной ма�ине. � ��о б�ла одна из л���и� и��о�ий «Фо�м�л�-1» и в�его ав�о�по��а в �елом».

Фо�о: Gettyimages.ru/Joe Bangay/Daily Express/Hulton Archive; globallookpress.com/Sutton Motorsport Images/Heritage-Image (2,3,5,7,10); Gettyimages.ru/Victor Blackman/Daily Express; globallookpress.com/National Motor Museum/Heritage-Images; Gettyimages.ru/Daily Express/Hulton Archive, Ronald Dumont/Express

52 комментария

Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
"... а затем завтракал тостом и теплой водой на случай аварии — врачи не любят, когда у их пациента полный желудок," Вот оно, описание того времени экстремального спорта.
+много.
Эпоха в одной фразе.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ priova
Комментарий удален
Гниду видно за версту. Во мне тоже говорят эмоции, когда я вижу "принятия более удобной картины мира", как это происходит в данном случае. В итоге Сенна доездился. А Прост жив.
0
-2
-2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Primus525
И много ты смертей пилотов видел, что тебе так интересно было раньше? И что ты делал в период между 82 и 94 годом, между Палетти и Ратценбергером с Сенной? Скучал по интересным гонкам?
не много на самом деле

года с 90 по 96 активно смотрел.

но много читал за рулем там и прочая. Отчего казалось что эти кровавые события вот совсем то и недалеко были.

А потом да, стало не интересно.

Хотя вроде гегемона Шуми потеснили.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Ответ Rio (BLR)
Страшно в этом признаться но интерес к гонкам Ф1 пропал одновременно с тем как перестали гибнуть пилоты. Очень мощный материал. Автору спасибо.
И много ты смертей пилотов видел, что тебе так интересно было раньше? И что ты делал в период между 82 и 94 годом, между Палетти и Ратценбергером с Сенной? Скучал по интересным гонкам?
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Rustyshka
Почему это вновь на главной?
Обычная практика спортсру
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Почему это вновь на главной?
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
"Жизнь взаймы" Ремарка 1959 года. Обреченная больная туберкулезом Лилиан и еще более обреченный гонщик Клерфэ.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ trubouklad4ik
В 1992 году, когда показали первый гран-при по нашему ТВ, у меня появился огромный интерес к Формуле 1. Мне сразу стало интересна история Ф1, чемпионы, команды и т.д. Тогда эту информацию найти можно было только в журнале За рулём. Мой отец его выписывал с 67 по 83 год. Я достал журналы с чердака, разложил их по годам и месяца. Найдены были практически все номера. И вот я погружаюсь в историю ф1, с 1967. Я запоем читаю статьи про чемпионат, команды и гонщиков , обзоры гран при и конечно смотрю таблицу и так скажем, в живую, слежу за развитием чемпионатов. Именно та эпоха, конец 60х и начало 70, влюбила меня в формулу 1. Борьба за чемпионство среди нескольких гонщиков, аварии и да, трагические гибели. Всё это будоражило юный ум и гонщики были сродни героев, которые идут на смертный бой. Я помню, как плакал, когда узнал , что Рони Петерсон погиб, так как он стал моим любимчиком. Или как восхищался Ники Лаудой, когда он вернулся после ужасной аварии. И даже упрекал, Джеки Стюарта, когда он решил покинуть в 73 году гонки. Конечно, сейчас такое в гоночных сериях невозможно, уровень безопасно очень высок, и упрекать в этом современных гонщиков не стОит, но сказать, что тогда у мужиков были, стальные яйца, надо обязательно. И для меня, те чемпионы, гораздо в большем почёте, чем нынешние. За статью, большое спасибо!
Спасибо за такой комментарий. Прям на одной ноте с этим интересным материалом . Удачи тебе. Кажется ты хороший человек.
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
НА первой фотографии на Гран-при Монако зрители едва ли не вполтную стоят к трассе. Вот это демократия, вот это действительно настоящая свобода и кайф. Не то что сейчас - эпоха ограничений и запретов под соусом безопасности. По итогу где-то ее прибыло, а где-то убыло - люди все равно так же погибают. Не в гонках, так в школах.
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Представил себе фильм "Гонка" про Хэма или Фитиля. Старт с поула и... и всё +10секунд через 5 кругов. Я, честно говоря, даже не очень понимаю ради чего вообще чемпионат Ф1 проводиться последние лет 12. Три гонки и в принципе, чемпион ясен. А если быть в теме, то он ясен ещё на предсезонных тестах. Настоящая формула умерла на повороте Тумбурелло, а окончательно в начале 00-х.
Доля правды в этом есть, но...

Вот сезон-1993. В 16 гонках у Проста 13 поулов, ещё два у его партнёра Хилла. Ну Сенна там что-то пытался сделать на более слабой машине. Вот и вся борьба.

Сезон-1992. Полное доминирование Уильямса и Мэнселла. Это настоящая формула? Чем-то отличается от тотального доминирования Шумахера, Феттеля или Хэмилтона в некоторых сезонах?

Сезон-1988. Полное доминирование одной команды. Да, там битва двух легенд внутри команды, но с точки зрения общей борьбы на трассе это то же самое, что Мерседес в 2016-м.

Сезон-1984. То же самое что в 1988-м.

Тогда получается, что настоящая Формула-1 умерла где-то в середине 80-х, не позже.
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Тиль Уленшпигель
+3
0
+3
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
А ещё Стюарт выиграл у Вильямса, потому что того приспичило и его закрыли в вагончике)
+1
-2
-1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Rio (BLR)
Страшно в этом признаться но интерес к гонкам Ф1 пропал одновременно с тем как перестали гибнуть пилоты. Очень мощный материал. Автору спасибо.
Это когда же? Бьянки только недавно погиб.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Как лайк поставить за статью?
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ sfairait
Ну да. А сколько бы забил Грецки сейчас? А сколько бы перстней выиграл MJ в современной НБА? Вечные вопросы. Только это глупые вопросы. ПОдставьте в ваше неумное уравнение любого пилота современности и получите тот же ответ. Что было, то было. Каждому свое и т.д.
Гретцки выбил бы очков 150 минимум
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ sfairait
Конечно. Это как Майоров заливает, что в их время... Да, в их время они. Но поставь его в современный состав, его бы по бортам размазали.. Также и тут. Все совсем другое.
В 90е может размазали бы, сейчас явно не пик физического хоккея. А вообще, современники Майорова типа Халла или Хоу спокойно играли бы в современной НХЛ и считались бы образцами физической готовности. А вот Кросби и Малкин имели бы большие проблемы в 60е
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Вот это реальный трешак раньше был! )))
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Плакал после гибели Сенны, современную Ф-1 не смотрю.
Тоже слезы были. Там же за один день до Сенны на квалификации разбился Роланд Ратценбергер.

Герхард Бергер поэтому на похороны в Бразилию не поехал, потому что не успевал с одних похорон на другие.. Я перестал смотреть формулу после ухода Мэнселла.

И к вопросу "были люди..."

Гипотетически, если б безопасность вдруг осталась как в 50-60-е, то вместо условного Хэмилтона обязательно нашлись бы такие же Стюарты и Кларки из " Жизнь взаймы" Ремарка.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Я вспомнил книгу Ремарка "Жизнь взаймы"
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
да уж раньше жесткко было
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Как же мне не хватает таких материалов на спортсе
Здесь на любой вкус материалов достаточно
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Тем кто лепит про "сколько бы забил Гретцки, Джордан играй они сейчас"? Дохерища бы забил и тот и другой. Хоу да, до 50+ не смог бы играть. Кросби 180см. Когда здоров кладет по 40 шайб и 60+ передач спокойно, Гретцки 183см, в супертройке играл . Она уж явно не хуже чикагской пятилетней давности. Джордан забил бы ещё больше, особенно получая по 60млн в год в текущих ценах.
+5
-1
+4
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Представил себе фильм "Гонка" про Хэма или Фитиля. Старт с поула и... и всё +10секунд через 5 кругов. Я, честно говоря, даже не очень понимаю ради чего вообще чемпионат Ф1 проводиться последние лет 12. Три гонки и в принципе, чемпион ясен. А если быть в теме, то он ясен ещё на предсезонных тестах. Настоящая формула умерла на повороте Тумбурелло, а окончательно в начале 00-х.
+10
-1
+9
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Rio (BLR)
Страшно в этом признаться но интерес к гонкам Ф1 пропал одновременно с тем как перестали гибнуть пилоты. Очень мощный материал. Автору спасибо.
Справедливости ради один труп не так давно был, но что-то интерес не вернулся.
+1
-1
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ trubouklad4ik
В 1992 году, когда показали первый гран-при по нашему ТВ, у меня появился огромный интерес к Формуле 1. Мне сразу стало интересна история Ф1, чемпионы, команды и т.д. Тогда эту информацию найти можно было только в журнале За рулём. Мой отец его выписывал с 67 по 83 год. Я достал журналы с чердака, разложил их по годам и месяца. Найдены были практически все номера. И вот я погружаюсь в историю ф1, с 1967. Я запоем читаю статьи про чемпионат, команды и гонщиков , обзоры гран при и конечно смотрю таблицу и так скажем, в живую, слежу за развитием чемпионатов. Именно та эпоха, конец 60х и начало 70, влюбила меня в формулу 1. Борьба за чемпионство среди нескольких гонщиков, аварии и да, трагические гибели. Всё это будоражило юный ум и гонщики были сродни героев, которые идут на смертный бой. Я помню, как плакал, когда узнал , что Рони Петерсон погиб, так как он стал моим любимчиком. Или как восхищался Ники Лаудой, когда он вернулся после ужасной аварии. И даже упрекал, Джеки Стюарта, когда он решил покинуть в 73 году гонки. Конечно, сейчас такое в гоночных сериях невозможно, уровень безопасно очень высок, и упрекать в этом современных гонщиков не стОит, но сказать, что тогда у мужиков были, стальные яйца, надо обязательно. И для меня, те чемпионы, гораздо в большем почёте, чем нынешние. За статью, большое спасибо!
Спасибо Вам за отличный пост и статью!
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий