Федерера вводят в Зал славы. Но почему только сейчас, он же величайший?
Разбираемся.
В этом году введение в Международный зал теннисной славы (ITHF) в Ньюпорте было по-настоящему ярким и запоминающимся – под речь Серены Уильямс в него включили пятикратную чемпионку «Больших шлемов» Марию Шарапову. А сразу после этого объявили кандидатов на следующий год – Роджера Федерера, Хуана Мартина дель Потро и Светлану Кузнецову.

Но ведь Большая четверка – признанные легенды тенниса. Почему же над кандидатурой Федерера думали так долго? И почему еще не номинировали ни Рафаэля Надаля, ни Энди Маррея, завершивших карьеру?
Зал теннисной славы – наследие немцев и казино без игровых аппаратов
Залы славы есть почти во всех сферах, от самых серьезных вроде науки и бизнеса до самых смешных – в Айдахо Зал славы картошки, а в Милуоки – кукол с качающейся головой. Кстати, знаменитая Аллея славы в Голливуде тоже фактически зал славы, просто под открытым небом.

Вообще первый из них, Вальхалла, появился еще в начале XIX века в Баварии, чтобы запечатлевать выдающихся немцев. Чуть позже подобный открыли и в Мюнхене – уже для великих баварцев. Потом традиция Залов славы перекинулась в США – в 1900-м в Бронксе появился Зал славы великих американцев, – и там уже получила наибольшее распространение. В плане сфер же чаще всего такие музеи посвящены спорту.
Теннисный зал славы появился в 1954 году в Ньюпорте на месте Newport Casino. Несмотря на название, казино там никогда не было – название пошло не от английского casino, а от итальянского, где оно при буквальном переводе означает небольшой дом. Фактически же у него два значения: публичный дом и загородный клуб. Ньюпортское казино появилось в конце XIX века и относилось ко второму – там находился театр (после реновации 2009-го он появился снова), бильярд, боулинг, ресторан, читальные зоны, и, конечно, корты для тенниса.
В 1950-х казино переживало не лучшие времена и было на грани сноса, а его директор Джимми ван Аллен как раз съездил в Национальный зал славы и музей бейсбола, один из крупнейших залов славы. Так ему в голову пришла идея учредить что-то подобное, но посвященное теннису – тем более, что на кортах клуба с 1915-го проводился турнир.

Двадцать лет с 1955-го в него вводили только американцев – первыми представителями не-США стали культовых спортивных брендов Фред Перри и Рене Лакост в 1975-м. А вот женщины, кстати, в Зале появились почти сразу – уже на второй год туда вошла Мэй Саттон, четырехкратная чемпионка «Больших шлемов», выигравшая US Open-1904 в одиночке и в паре и дважды победившая на «Уимблдоне» в одиночке (1905, 1907).
Сейчас в Зале теннисной славы 270 игроков из 28 стран. Россиян там трое: Марат Сафин (2016), Евгений Кафельников (2019) и Мария Шарапова. В следующем году этот список может пополнить Светлана Кузнецова, если выиграет в голосовании.
Как выбирают кандидатов?
Вообще у введения в Зал несколько этапов. Все начинается в январе: до 10 числа выдвигают кандидатов, причем сделать это может любой желающий – сейчас на официальном сайте открыта форма на 2027-й. Затем полтора месяца Комитет по допуску решает, соответствуют ли предложенные кандидаты критериям, а после, до мая, решают, достойны ли они войти в итоговое голосование, которое начинается в сентябре. В октябре его закрывают и объявляют победителей – вводят их уже в августе следующего года.

Чтобы попасть в Зал славы, кандидат должен набрать минимум 75% голосов от официального жюри, в которое входят члены мировых теннисных медиа, историки и некие «лидеры индустрии, которые обладают глубокими знаниями о теннисе». Еще с 2019-го начали учитывать голоса болельщиков, но они решают немногое – в зависимости от места в рейтинге, кандидаты получают дополнительно от 3% до 1%.
А как вообще отбирают кандидатов для допуска к итоговому голосованию? Сейчас в Зал вводят людей из трех категорий: это теннисисты, теннисисты-колясочники и деятели – те, кто внес значительный вклад в теннис, не играя в него.
Для игроков действуют следующие условия:
провести в туре не менее 20 лет;
«не играть значительной роли в туре» как минимум пять лет к моменту рассмотрения заявки;
иметь «выдающийся список достижений на самом высоком международном уровне»;
также учитываются характер игрока, его спортивное поведение и честность.
Теннисистов вводят ежегодно, при этом нет ограничений по их числу. Например, в этом году ввели двух (а фактически – трех): Марию Шарапову, Майка и Боба Брайанов.
Деятелей включают в Зал раз в два года – либо через пять лет после окончания активной работы в теннисе, либо в возрасте не менее 65 лет. Они должны быть «настоящими первопроходцами, лидерами или оказать огромное влияние на спорт». В 2017-м, например, туда ввели Ника Боллетьери, в 2013-м – Иона Цириака, который в разные годы был директором «Мастерсов» в Мадриде и Риме и итогового турнира ATP.

К колясочникам, которые появились как отдельная категория 15 лет назад, требования те же, что и к обычным игрокам. Но вводят их раз в четыре года – и максимум двоих за раз.
Но последние годы система значительно меняется. Например, в категории теннисистов с 2018-го убрали деление на «Недавних игроков» (тех, кто завершил карьеру более пяти, но менее 20 лет назад) и «Мастер-игроков» (тех, кто завершил карьеру более 20 лет назад) – оставили только первую. Еще ввели автоматическое попадание в бюллетень для голосования для тех, кто:
выиграл как минимум пять «Больших шлемов» – или же три и был первой ракеткой мира не менее 13 недель в одиночке;
выиграл 15 «Больших шлемов» – или же 12 и 52 недели был первой ракеткой мира в паре.
Помимо этого с 2018 года игроки, которые не прошли дальше в голосовании, находятся в бюллетене еще три года, прежде чем его покинут. Заново их кандидатуру могут рассмотреть еще через два года.
Почему же там еще нет Федерера?
В целом требования к тем, кого удостаивают введения в Зал теннисной славы, довольно гибкие. Та же «честность», как правило, подразумевает чистую репутацию в плане употребления допинга – но в этом году в Зал ввели Марию Шарапову. Очевидно, тут учитывался не только сам факт употребления допинга, но и обстоятельства. Да и критерий «не играть значительной роли в туре» тоже довольно расплывчатый – предполагается, что игрок не должен активно принимать участие в туре, но в целом какое-то количество матчей и турниров допускается. В итоге все решает Комитет по допуску.

Сейчас на сайте ITHF указано, что, например, Эшли Барти, которая завершила карьеру в марте 2022-го, успев выиграть Australian Open, в 2027-м будет автоматически включена в бюллетень первого уровня. Все потому, что ее присутствие в сезоне-2022 будет считаться значительным из-за «Шлема».
Так что с Федерером все просто – его не могут ввести раньше 2026-го, потому что последним для него стал сезон-2021. Официально о завершении карьеры он объявил вообще в сентябре 2022-го – и тогда же провел ту прощальную пару с Надалем на Кубке Лэйвера. Но в правилах нет пункта, что пять лет отсчитываются от завершении карьеры. Светлана Кузнецова до сих пор официально не ушла из тенниса – но последний матч россиянка провела в 2021-м на «Уимблдоне», и пять лет отсчитывают с этого момента. Дель Потро тоже провел последний матч только в 2022-м на турнире в Буэнос-Айресе, но и его не стали учитывать, потому что фактически он покинул тур еще в 2019-м.

Кстати, ни у Кузнецовой, ни у дель Потро нет нужного количества «Шлемов» для автоматического попадания в бюллетень – так что их кандидатуру предлагали вручную.
***
До введения в Зал славы Надаля и Маррея нам остается ждать еще как минимум четыре года. А чтобы собрать там всю легендарную Большую четверку, должно пройти еще больше времени – ведь Джокович продолжает ставить рекорды, доходя до последних стадий «Шлемов» и «Мастерсов».
Шарапова – в Зале славы! Довела папу до слез, а представила ее Серена Уильямс
Фото: instagram.com/svetlanak27, tennishallofame; Gettyimages.ru/Amy Sussman, Roy Rochlin, Adam Glanzman, Joe Buglewicz, Lintao Zhang
Хотя, на мой взгляд, правильнее "большая тройка + Маррей"))
Ибо, для остального тура, не было особой разницы от кого из этих четверых отлетать)))
А вот уже конкретно между этими четырьмя были свои разборки))
Я понимаю, что ты шланг силиконовый для огорода, но ты уж не будь на столько прям обрубком