6 мин.

Отец современного тенниса

Давайте продолжим наши исторические экскурсы. Сегодня рассказ о знаменитом теннисисте прошлого американце Джеке Крамере, который на самом деле, оказывается, не Джек.

Джей Эй Аллен (Bleacher Report).

«Джон Альберт Крамер, более известный как Джек Крамер, не просто играл в теннис. Он выстроил игровой стиль, который больше напоминал serve-and-volley Джона Макинроя, чем Пита Сампраса – хотя в игре обоих вышеназванных можно было разглядеть отголоски искусства Крамера.

А вне корта Крамер запустил эволюцию структуры современного тенниса. Он управлял кораблем, который зашел в порт в 1968 году, когда любительский и профессиональный туры соединились в один, и игроки, наконец, смогли сами управлять своими карьерами.

Начало

«Джек» Крамер родился первого августа 1921 года в Лас-Вегасе, Невада. Умер 12 сентября 2009 в возрасте 88 лет. Его отец работал на железной дороге «Юнион Пасифик». Естественно, что жизнь не приготовила семье ничего особенно хорошего, потому что денег всегда не хватало.

Вскоре после рождения Джека семейство переехало в район Лос-Анджелеса. Но у молодого Крамера был врожденный спортивный талант. Очень скоро после переезда в Сан-Бернардино Джек открыл для себя теннис – ему выпала честь посмотреть матч великого Эллсворта Вайнса. Он вдохновился гениальной игрой Вайнса и посвятил себя теннису.

Любительская карьера

Хотя у Крамера было мало денег, ему удалось попасть в LA Tennis Club под крыло легендарных педагогов Дика Скинса и Перри Ти Джонса. Во время успешной «юниорской» карьеры природный правша Крамер стал чемпионом США среди мальчиков 1938 года.

В 1939 Крамера вместе с Джо Хантом позвали в команду США в Кубке Дэвиса. Крамер стал самым молодым игроком, выступавшим в финале Кубка Дэвиса – этот рекорд стоял 29 лет. США тогда проиграли Австралии.

С началом Второй мировой Крамер присоединился к Береговой охране США. При этом он продолжал выступать и выигрывать на турнирах в Америке – особенно в паре. Эти успехи помогли ему обосноваться в Топ-10 американских игроков.

Однако после войны Крамер всерьез принялся за свою карьеру.

Он агрессивно играл в стиле serve-and-volley, входил в корт почти после каждой первой подачи, особенно на траве и бетоне. В 40-х он играл в стиле, который Джон Макинрой демонстрировал в конце 70-х – 80-х. Крамер врывался в корт и никогда не давал сопернику достаточного времени на реакцию. Он рано принимал короткие удары и вторые подачи, наказывал соперников по ту сторону сетки игрой на высокой скорости и точными, смертельно опасными ударами с отскока.

Но особенно агрессивен Крамер был тогда, когда выходил на свою подачу. У него было правило – любой ценой удержать гейм на своей подаче, а потом уже искать счастья на подаче соперника. Это делалось ради эффективности игры – сохраняешь энергию, а потом используешь ее, когда шансы на победу особенно высоки. Эту теорию он объяснил в своей книге «Игра: Мои 40 лет в теннисе».

После войны Крамер доминировал в теннисе и в 1946 и 1947 выиграл U.S. National Singles Championship – сейчас мы зовем этот турнир US Open. В 1947 он также выиграл «Уимблдон». Часто говорят, что он должен был выиграть его в 1946, но натер мозоли на руках, что во многом не позволило ему сыграть в своем стиле.

Он четырежды выигрывал турнир, равнозначный нынешнему парному US Open – в 1940, 1941, 1943 и 1947, а также пару на «Уимблдоне»-1946 и 1947. Кроме того, в 1941 он вместе с Сарой Пэлфрай Кук выигрывал микст на U.S. National Championship.

Добавьте к этим и без того впечатляющим результатам тот факт, что Крамер выиграл все 6 одиночных матчей Кубка Дэвиса и привел свою команду к победам в 1946 и 1947.

Профессиональная карьера

До 1968 года очень немногие игроки сами руководили своей судьбой. Они считались любителями, а поэтому не получали денег за участие в таких турнирах, как «Уимблдон», «Ролан Гаррос», US Open и Australian Open, а также и других официальных национальных чемпионатах, как, например, Italian Open и Canadian Open (сейчас Rogers Cup).

Конечно же, за этим почти не следили, так что игроки получали деньги в конвертах – так сказать, на путешествия и другие расходы. Будучи любителями, они были под контролем национальных или международных федераций, которые могли принять решение не отправлять их на некоторые турниры.

Проблема состояла в том, что для того, чтобы зарабатывать деньги на жизнь, лучшие игроки становились профессионалами, и их уже контролировал контракт с промоутером, который составлял расписание.

Как только игрок становился профи, он (или она) уже не мог соревноваться на любительских турнирах. Они больше не могли играть на «Уимблдоне» или US Open – потому что им это запрещалось, и потому что они должны были ехать туда, куда их отправлял агент.

Как и многие современники, Крамер стал профессионалом в 1947, потому что ему были нужны деньги. Он больше не мог играть просто ради славы. Так же, как Род Лэйвер, Кен Роузвелл, Панчо Гонсалес и многие другие известнейшие игроки – лучшие не играли «Шлемы».

В 1948 году Крамер стал чемпионом США среди профессионалов и вел за собой профессиональный теннис с 1948 по 1953. Он превзошел Бобби Риггса и стал главным игроком в про-туре. Когда артрит спины не позволял ему больше играть, он взвалил на себя ношу двигателя тенниса – и задержался в этом качестве на десять лет.

Открытая Эра

Крамеру было очевидно, что тогдашня система организации была несостоятельна. Он много трудился на ниве соединения профессионального и любительского туров, чтобы теннис мог расцвести. Престижные турниры проигрывали от отсутствия громких имен. Без престижных турниров громкие имена лишались заслуженной славы. Крамер видел это и наращивал усилия.

Уже в 1960 он был близок, но не достиг поставленной цели. И только в 1968 он все-таки добился успеха. Первым турниром «Большого шлема», прошедшим «в открытую», стал «Ролан Гаррос»-1968. Именно труд и желание Крамера помогли этому произойти.

Крамер также был человеком, который разработал систему накопления очков и итоговый турнир – с 1970 года с его подачи эта концепция пробовалась в разных вариациях. Рейтинговая система, разработанная Крамером, почти без изменений дошла до нашего времени. К тому же Крамер стоял у истоков ATP. Он оказал огромное влияние на теннис, его действия всегда были продуманны, он был прозорлив и дальновиден.

Но большинство нынешних зрителей, наверняка, помнит Крамера как теннисного комментатора на ВВС и US Open. Его телевизионные материалы отличались легкостью подачи и глубоким пониманием игры.

Своей аудитории он передавал всю сложность и глубину каждого матча – он одновременно развлекал и просвещал зрителя. В 60-70-х он 14 сезонов отработал комментатором на ВВС. А потом АТР решила бойкотировать «Уимблдон», когда Ники Пилич был дисквалифицирован ITF. (Пилич отказался играть за сборную в Кубке Дэвиса, и национальная федерация дисквалифицировала его, а ITF поддержала это решение. Пилич не мог принимать участие в ТБШ, и его коллеги, в количестве 81 человека, включая 13 из 16 сеяных, снялись с «Уимблдона» в знак протеста)

Когда Всеанглийский клуб поддержал дисквалификацию, а Крамер, будучи президентом АТР, поддержал бойкот, он стал персоной нон-грата на «Уимблдоне».

Несомненно, Крамер был самым влиятельным человеком в теннисе ХХ века, и именно он стоял за возросшим после 1968 года интересом к этому виду спорта. Его влияние было таким разнообразным и глубоким, что трудно оценить его в рамках одной статьи.

Об этом человеке уже много написано, а понимание прошлого помогает понять дилемму современных любителей тенниса – почему невозможно сравнивать игроков прошлого и настоящего, основываясь на их результатах.

Джек Крамер был и остается отцом современного тенниса».