7 мин.

Русский след: лапта на Аляске

Фотография алеутских женщин с сайта Russia Beyond

Этот след довольно скромный, но реальный. У алеутов, живущих на полуострове Кенай, в частности в поселениях Порт-Грейам и Нанвалек, есть интересная игра под названием «miatzic», в которой игроки по очереди бросают мяч, бьют по нему битой и совершают пробежки между двумя линиями.

Исследователи из Университета Аляски во Фэрбенксе для удобства называют игру «алеутским бейсболом». Она действительно похожа на бейсбол, но ещё больше — на лапту. Авторы статьи 2010 года Медея Чоба Де Хасс и Андреас Друлиас ознакомились с современными правилами нашей игры и считают, что она некогда была занесена на Аляску русскими поселенцами.

Здесь действительно в XIX веке были посты Российско-Американской компании, служащие которой занимались охотой и торговлей. Поселение Нанвалек раньше называлось Александровск. И, как вы могли заметить, термин «miatzic» явно созвучен русскому слову «мячик». Кстати, алеуты — русский термин; самоназвание этого народа «сугпиат».

Это суровая и отдалённая местность с низкой плотностью населения. Чтобы попасть в Анкоридж, нужно пройти по воде 250 км. Сейчас в Порт-Грейаме и Нанвалеке суммарно живёт чуть больше 400 человек — и, скорее всего, это максимум за последние 200 лет. Местные жители имеют смешанное русское и алеутское происхождение.

Исследователи видят прямую связь между лаптой и игрой miatzic, но не считают это полным заимствованием. Вернее, называют это культурной интерпретацией русского и американского влияния в разных пропорциях.

Причины для осторожности есть: в дневниках русских поселенцев отсутствуют упоминания об этих играх и алеуты не спешат утверждать, что это русское наследие. Но отделаться от ощущения, что это всё-таки наша лапта — сложно.

Давайте посмотрим, что это за игра, какие у неё особенности, в чём она напоминает лапту, что о ней думают алеуты. Никаких домыслов и мистификаций: опираться буду на материал из статьи «Алеутский бейсбол».

Правила алеутского бейсбола

Авторы более 16 месяцев наблюдали за жителями Нанвалека, а также посетили турнир 26 августа 2007 года с участием гостей из соседнего Порт-Грейама. Также они учли данные из работ предыдущих исследователей, изучавших другие поселения алеутов, чтобы описать правила максимально корректно.

«Хотя правила варьируются от сообщества к сообществу, все игроки и зрители согласны с тем, что это сильно отличается от американского бейсбола». Попробуем описать обобщённые правила, помня о том, что иногда они могут не соблюдаться во всех деталях.

Схема поля из статьи 2010 года

Поле для игры представляет собой прямоугольник. В его пределах находится команда защиты, а за одной из сторон — команда атаки. Один из защитников бросает мяч бьющему из атаки, и если тот отбил, он может попробовать добежать до противоположной линии. И если он потом сможет вернуться — его команда получит очки. Часто после удара бьющие не начинают пробежку, а отходят в сторону и ждут подходящего момента, чтобы совершить групповую перебежку.

Когда мяч отбит, защита пытается поймать его. Если мяч пойман в воздухе — все атакующие автоматически выбиваются и команды меняются ролями. Если нет, то нужно осалить мячом хотя бы одного из перебежчиков. Если это удалось, возможно «переосаливание»: перебежчик поднимет мяч и будет пытаться осалить уже вас, так что нужно самому убегать за одну из линий.

Как указывают авторы, в игре практикуют высокие «свечи», возможно, в тех версиях, когда пойманный с лёту мяч не приводит к выбиванию всей атаки.

Что важно: здесь нет четырёх баз. Конечно, на схеме привычным бейсбольным термином указан бросающий «питчер», но нет ловца «кэтчера» и зоны страйка с правилами попаданий и промахов. Подача в сторону «бэттера» делается как лёгкое подбрасывание, а не сильный бросок.

Все эти моменты игры miatzic частично или полностью совпадают с лаптой. Причём некоторые сегодня не используются в официальных правилах, но известны историкам, тренерам и игрокам, интересующимся старыми вариантами народной игры. Сходства с бейсболом тоже есть, но в меньшей степени.

Культурные особенности

Важный момент — игра для алеутов является всего лишь игрой. Они не вкладывают в неё идею противостояния и спортивный смысл. К примеру, никто не ведёт счёт промахам, поэтому бьющие делают столько попыток попасть по мячу, сколько захотят. Турнир, который посещали авторы статьи, по большей части являлся культурным действом.

Авторы пишут, что на поле нет чётких боковых линий, во время пауз к игрокам могут подходить болельщики, чтобы пообщаться со своими друзьями, или дети — которые любят имитировать игру взрослых. Нет и судей, хотя игра ведётся до определённого количества очков.

Поскольку элемента соревнования нет, на следующее утро многие игроки не могли ответить на вопрос: а кто же вчера победил? Это скорее был праздник, а не турнир. По словам игроков, им важней было встретиться со своими родственниками и друзьями, а также почувствовать свою идентичность.

Алеуты высоко ценят miatzic и стараются сохранить его в исходном виде. Они с гордостью утверждают игру своей, «подчеркивая её отличие от американского бейсбола». Их не удивляет, что игра так сильно похожа на лапту, но это уже как будто не имеет значения.

Любопытно, что одна из давних традиций — это играть в miatzic на Пасху. Да, во многих деревнях алеутов православие до сих пор является единственной религией.

Вот что в 2001 году писала Мэри Петерсон об игре в деревне Акхиок на острове Кадьяк, что в 350 км от Нанвалек: «И Пасха! Пасхальное воскресенье, они начали играть в мяч. Они называли его «miatzic». Это игра с одной базой, как и бейсбол, только вы бегаете в одну сторону, а затем обратно. Там были две стороны, половина группы в поле, наблюдая за мячом, а другая половина бьет. Те, кто бьет больше всех, выиграют».

Есть и более ранние упоминания. В 1974 году Роберт Квасников писал, что «утро после церкви [пасхальные службы] около 4:00 утра мы, дети и некоторые взрослые, идём играть в бейсбол», а также «После Пасхи мы играем в алеутский бейсбол. Это весело. Мы играем после школы в аэропорту. Когда самолеты прибывают, мы движемся, а когда самолет уходит, мы снова играем».

Сегодня игра в мяч менее популярна, чем была в 1970-х и 1980-х годах. Тем не менее, в пасхальное воскресенье жители по-прежнему играют в «алеутский бейсбол».

Nanwalek Airport

Заключение

Очевидно, это уникальная страница истории лапты, которая заслуживает дальнейшего изучения. Должны быть ещё поселения, где играют в miatzic или в похожие игры. Должны быть старики, которые помнят рассказы своих предков и сами могли бы описать развлечения своего детства.

Почти с полной уверенностью можно утверждать, что игра miatzic это и есть лапта. Может, это версия лапты в том виде, в котором её завезли русские, но пережившая отдельные изменения с течением времени, поэтому её правила не идентичны во всём современной спортивной лапте.

Если так, то Аляска оказалась единственным регионом, где на нейтральной территории «встретились» два дальних родственника. Только пришли они по спортивным меркам в разные эпохи: лапта как простое развлечение, а бейсбол как часть американской идеологии.

Авторы статьи изучали miatzic в первую очередь как этнографы, чтобы увидеть, как коренные народы севера перерабатывают колониальное наследие и внедряют в собственную культуру. Собранный материал прокладывает путь новым исследователям, которые могут поставить цель научно определить происхождение и распространение игры.