Способы психологической коррекции спортсменов-инвалидов перед соревнованиями
Психологическая подготовка членов сборных команд России по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта с применением программно – аппаратного комплекса «Бослаб»
Современная спортивная физиология и медицина называют самыми актуальными проблемами среди всех проблем спортивной деятельности проблему устойчивости к физическим нагрузкам.
Тенденция развития спорта предполагает увеличение нагрузок при тренировках и в соревнованиях. Поэтому необходимо дальнейшее повышение интенсивности в разработках проблем при комплексном применении разных средств и методик по восстановлению и повышению работоспособности у спортсменов, когда идёт подготовка к соревнованиям и непосредственное в соревновательных мероприятиях.
Современная подготовка спортсмена высшей квалификации должна учитывать его психологический статус, изучение которого является актуальной задачей. Когда нарушается сфера психологической адаптации спортсмена, происходит возникновение дополнительных стрессорных факторов, снижающих моторную деятельность и вызывающих нарушение концентрации внимания, что снижает спортивные результаты и увеличивает риск получения травмы.
Перед соревнованиями спортивная подготовка включает в себя важную задачу определения психофизиологических критериев, правильно показывающих состояние спортсмена. Необходимо объективно оценивать границу изменений нормативных величин при начинающемся утомлении и учитывать психофизиологический профиль спортсмена для оценки степени подготовки организма к соревнованиям. Различные заболевания, травмы и дефекты, а также степень выраженности ограничения жизнедеятельности непосредственно у каждого спортсмена-инвалида предполагает учёт специфики различных психологических особенностей.
Анализ типологических различий адаптационной реакции фактора неспецифической защиты показывает, что при соревнованиях происходит повторение закономерностей, которые были выявлены в ходе подготовительного периода, поэтому повышать адаптацию спортсменов к увеличению физической нагрузки необходимо с повышения качества при психофизиологическом обеспечении процесса тренировок и соревнований. Это позволит своевременно и точно провести диагностику изменения функциональных резервов и широты функциональной возможности спортсмена, а также наметить выстраивание соревновательных нагрузок без возможности получения негативных вариантов в период адаптации.
Чтобы оптимизировать тренировочный процесс и получить высокие спортивные результаты, необходимо выявить и отследить психофизиологические особенности профессиональной деятельности спортсменов при спортивной подготовке перед соревнованиями и непосредственно в период таковых.
Такие особенности включают в себя навык быстрого ориентирования в окружающей спортсмена обстановке, поддерживание высокого уровня концентрации внимания, скорости реакции, умение с максимальной быстротой мобилизовывать собственные скрытые способности для получения высокого результата. Кроме этого, спортсмену необходимо умение отлично справляться с возникновением стрессовых нагрузок, необходим навык полного восстановления сил в течение короткого времени, нужно иметь правильную реакцию на ситуации с возможным проигрышем или получением травмы. Для спортсменов-инвалидов подобная специфическая подготовка является большим плюсом, учитывая уже имеющиеся заболевания или дефекты, и здесь необходимо особое внимание специалистов в профилактике таких случаев. Основываясь на многолетних исследованиях, проводимых при изучении данной проблемы, можно произвести формирование основных задач и целей по психофизиологическому обеспечению профессиональной деятельности спортсменов-инвалидов:
- проведение психологической и психофизиологической диагностики состояния спортсмена на данный момент; - поддерживание состояния оптимального функционирования (СОФ) и помощь в достижении пика формы в спортивной карьере; - проведение профилактики хронических стрессов и психосоматического расстройства; - ослабление влияния стресса при негативном спортивном опыте.
Состояние оптимального функционирования (СОФ) включает в себя понятие психофизиологического феномена, который обеспечивает быстрое приведение организма в состояние готовности, чтобы наиболее эффективно решить задачи с привлечением минимальных «затрат» организма, то есть соблюдение условий, при которых внутренняя (интрацеребральная и вегетативная) динамика и поведенческий паттерн гармонично сочетаются. СОФ подразумевает, что:
- сохраняется высокий уровень работоспособности; - есть присутствие готовности выполнения сложных двигательных и когнитивных задач при условии ограничения во времени; - различные физиологические функции (оптимизация частоты дыхания при соотношении длительности вдох/выдох; снижение мышечного напряжения; нормализация сердечного ритма, периферической температуры, кожно-гальванической реакции) успешно управляются спортсменом; - разрабатывается навык быстрых восстановлений после эмоциональной и физической нагрузки.
Главным методом формирования СОФ называют технологию биоуправления, которая основывается на принципе биологической адаптации обратной связи с позволением определения психофизиологических показателей эмоционального напряжения, с оценкой и оптимизацией актуальных психофизиологических состояний, где учитываются различные физиологические параметры. Такие параметры включают в себя ритм ЭЭГ, интегральную ЭМГ, учитывается температура, частота дыхания, кожно-гальваническая реакция.
Программа формирования СОФ реализуется на базе ФГУ «ФБМСЭ», при этом применяется программно-аппаратный комплекс «БОСЛАБ», приспособленный к проведению психофизиологической диагностики, тренингу с оптимальным функционированием и медико-психологической реабилитации. «БОСЛАБ» оптимизипует температурно-миографическое, миографическое, альфа-электроэнцефалографическое и бета-электроэнцефалографическое биоуправление
С помощью программного обеспечения «БОСЛАБ» происходит осуществление таких функций, как:
- регистрация ЭЭГ (учитываются два канала), ЭМГ, температуры, кожно-гальванической реакции; - вычисление мощности альфа-, бета-, тета-ритмов ЭЭГ, способность рассчитывать индекс внимания, максимума и минимума в амплитуде ЭМГ, частоты дыхания, ЧСС; - тренинги по биоуправлению с привлечением специалистов; - предоставление возможности работы на двух мониторах: на мониторе врача (психолога), где выводится вся информация о проводимом тренинге, и на мониторе тренируемого с установкой сигналов обратной связи от спортсмена; - продуктивная работа с базами данных, возможность упорядочивания полученных результатов в таблицы, графики, готовые формы-отчёты к отдельным сеансам и для прослеживания динамики проводимых курсов.
В методике по биоуправлению для работы со спортсменами-инвалидами различают два этапа. Этап диагностики подразумевает оценку актуальных психофизиологических состояний при контроле ритма ЭЭГ, интегральной ЭМГ, учет температуры и кожно-гальванической реакции.
Для методики в психофизиологическом тестировании применяется многоканальный мониторинг, где просматриваются все функции в ходе выполнения специального задания, которое моделирует ситуацию стрессов. При этом происходит регистрация интегральной электромиограммы фронтальных лобных мышц, кожно-гальванической реакции, электроэнцефалограммы.
В протоколе сеанса представлен последовательный набор тестовых задач, который чередуется с минутными перерывами на отдых. Стресс-тесты включают в себя когнитивные задачи, выполняющиеся с применением ограничений во времени или предъявляемые с очень высокой скоростью; задачи, затрагивающие эмоциональную сферу; задачи, моделирующие условия, близкие к условиям соревнований. В качестве эмоциональных стрессов хорошо подходит применение игровых приложений, которые настроены так, что по мере прохождения этапов игры выполнение заданий усложняется.
Стрессоустойчивость, готовность эффективно действовать в ситуациях соревнований эффективно диагностируется с помощью технологий, где имеется компьютерное биоуправление. И чтобы выиграть, необходимо применять эффективную стратегию поведения, контроль и саморегуляцию психовегетативного статуса.
Проведя исследования основных психофизиологических показателей спортсменов, можно увидеть, что для этого этапа характерны следующие изменения: тета-ритм (12Гц), низкий показатель альфа- (8) и бета- (14) активности головного мозга, значительная амплитуда ЭМГ (4 – 4,5 mV), температурная реакция имеет низкий показатель динамики (75 – 800 F). Видна зависимость реакции спортсмена на физиологическом уровне от поведенческих стереотипов. Выявление такой зависимости даёт возможность определять дальнейшие направления в тренингах и работать по индивидуальной схеме при психологической и психофизиологической подготовке, занимаясь максимальным приближением функционирования спортсмена к оптимальному уровню.
Система, по которой проводится оценка актуальных психофизиологических состояний спортсменов, даёт возможность оценивать психофизиологическую готовность с обязательным учитыванием всех индивидуальных особенностей каждого организма. Принимается во внимание вид спортивной деятельности, выявление наиболее значимых механизмов, участвующих в формировании психофизиологической готовности. Использование подобного подхода далее позволит облегчить применение психофизиологического сопровождения тренировочных процессов.
Проведение психофизиологического этапа (тренинга состояния по оптимальному функционированию) – это проведение тренинга по основным психофизиологическим качествам, которые обеспечивают профессиональную подготовку.
Обучаясь технике по управлению физиологическими функциями с широким применением биоуправления, спортсмен учится снижать мышечное напряжение, управлять периферической температурой. Спортсменам предлагается обучаться методике, способствующей быстрому восстановлению и пройти «глубокий» тренинг методов нейробиоуправления.
Базовые технологии биоуправления и включение сюда нейробиоуправления позволяют обучать таким способам, как релаксация, восстановление и активация, то есть готовность к действию.
Настройка в формировании курса лечения наглядна и проста при использовании. Каждый отдельный курс содержит несколько сеансов – лечебные процедуры, проводимые с пациентом. Кроме этого, проведено разделение каждого сеанса на сессии, являющиеся отдельными структурными единицами. Каждая структурная единица – это минимальный блок, с помощью которого происходит построение всего курса.
Возможности программного комплекса могут расширяться благодаря подвижности процесса формирования сессий, когда применяется управление её характеристиками. Необходимо особо отметить присутствие возможностей задавать условия, управляющие сигналами, обозначающими адаптивную обратную связь, а также задавать экранные формы, определяющие формат представления сигнала на экране. Благодаря этим характеристикам сессия обеспечивается достаточно гибким построением.
На психофизиологическом этапе происходит процесс обучения способностям к быстрому изменению физиологической реакции организма на стрессовые воздействия по таким показателям мощности, как альфа-, бета-, тета-ритмы ЭЭГ, вычисление индекса внимания, расчёт максимальной и минимальной амплитуды ЭМГ, ЧСС.
При изменении этих параметров данный этап имеет характер повышения альфа-, бета-активности головного мозга, снижение тета-ритма и амплитуды ЭМГ, а увеличение ЧСС не выходит за рамки субмаксимальной нагрузки. Задача проведения тренинга состоит в том, чтобы при анализе динамики всех показателей сделать правильный вывод о достижении или недостижении конкретным спортсменом уровня СОФ.
Компьютерное биоуправление может применяться для получения хороших результатов по эффективному решению проблем в психофизиологическом сопровождении тренировочных и соревновательных процессов и в выявлении наиболее значимых механизмов при формировании психофизиологической готовности в предсоревновательных периодах с учётом индивидуальной особенности спортсмена и различных видов спортивной деятельности.