7 мин.

Олимпиада-2016: Мадрид, Чикаго, Токио или Рио?

Мадрид

Опыт. В 1982-м Испания принимала футбольный чемпионат мира, и столица отхватила себе финал, но вот заполучить Олимпиаду еще не удавалось ни разу. Четыре года назад Мадрид вплотную приблизился к цели, однако Игры упорхнули в Лондон.

Финансы. Город получил поддержку от федеральных и региональных властей, плюс несметное количество спонсоров разного калибра нашлись сами собой. Потратить на организацию планируют 2,7 миллиарда долларов, а с учетом строительства – более 6 миллиардов. Комиссия, однако, намекнула, что можно было бы и побольше.

Спортивные объекты. Безусловный козырь Мадрида – две трети сооружений уже готовы. Внимательно приглядеться стоит к свежему многопрофильному «Palacio de Deportes», а из намеченного – к роскошной олимпийской деревне стоимостью 1,2 миллиарда долларов. 96% объектов расположены в радиусе 10 километров от центра и распределены на два сектора: Восточный и Речной, между которыми полчаса езды на скоростном поезде. При этом Олимпиада заглянет и в другие города: футбольные матчи пройдут в Барселоне, Кордобе, Малаге, а соревнования парусников – в порту Валенсии.

Транспорт. Строятся новые ж/д станции, обновляется метро (третье в мире по общей протяженности), международный аэропорт Барахас обещает выдержать олимпийский наплыв. Глава мадридской заявки Мерседес Коэн, словно шулер, достает из рукава разную интересную цифирь по этому поводу: по ее подсчетам, 80% спортсменов будут тратить на дорогу не более десяти минут.

Безопасность. Мэр Альберто Руис Гальярдон обещает, что к решению данного вопроса привлекут 72 тысячи сотрудников различных служб. В уровне развития общей инфраструктуры Мадриду отказать сложно. Кризис и прочие глобальные напасти никого не пугают.

Рио-де-Жанейро

Опыт. В 2007-м сюда пожаловали Панамериканские игры. Бразильцы прямо заявляли, что расценивают турнир как генеральную репетицию Олимпиады (любой будущей), и репетиция по большому счету прошла успешно, даже если учесть неслабый скандал вокруг кубинских боксеров-дезертиров.

Финансы. Совместными усилиями правительства и частников бюджет оргкомитета составил 2,8 миллиарда долларов. На строительство и инфраструктуру планируют – 11 миллиардов.

Спортивные объекты. Основная их часть была подготовлена еще два года назад. Арены разбиты на четыре кластера, главный из которых – Барра (с олимпийской деревней, аренами для бокса, тенниса, баскетбола и др.). Расположение комплексов не самое выигрышное, и, например, в водную гавань спортсменам придется ехать через весь город. С другой стороны, Копакабана с шикарным портом Marina de Gloria (вмещает 10 тысяч) заткнет за пояс любое аналогичное строение конкурентов. В футбол сыграют не только на легендарной «Маракане», но и в Сан-Паулу, Бразилиа, Сальвадоре.

Транспорт. Поле непаханое, и половина тех 11 миллиардов пойдет как раз на «вспашку». Два аэропорта в Рио и один в Сан-Паулу небывалый пассажиропоток сдюжат, а дальше уже сложнее. Четыре городские зоны свяжет кольцо, по поводу метро планов много, что-то из олимпийских схем оттачивалось на Панамериканских играх, что-то еще отшлифуют на футбольном ЧМ-2014. Бразильская сторона чувствует, что в этом аспекте их заявка «просела», поэтому спешит с гарантиями и чемоданом денег. МОК видит необходимый объем работ и дает понять, что решение транспортной задачи будет иметь определяющее значение.

Безопасность. Несколько лет назад Рио называли столицей преступности, но в последние годы ситуация медленно выправляется, и бразильцы сумели доказать это оценочной комиссии. О кризисе не беспокоятся – страна, по словам президента Лулы, твердо стоит на ногах.

Токио

Опыт. В 1964-м Олимпиада впервые приехала в Азию. Тогда в Токио вообще много что произошло впервые: Игры транслировались на США и Европу, участники созрели до подкупа судей и ведения закулисных войн, а организаторы вдруг взялись проверять спортсменов на наличие в крови запрещенных препаратов.

Финансы. Японская обязательность и предусмотрительность в действии – правительство сформировало олимпийский фонд до кризиса. Бюджет оргкомитета составил около трех миллиардов долларов, а еще столько же уйдет на строительство.

Спортивные объекты. Пока глава японской заявки Ичиро Коно нахваливал свою компактную концепцию (почти все сооружения расположены в радиусе 8 км от Олимпийского стадиона), оценочная комиссия с удивлением обнаружила, что часть построек, заявленных как уже возведенные и разнесенные по двум городским зонам, существует только на бумаге. Вполне материальны и особо впечатляющи арены для настольного тенниса и дзюдо, видавшие еще тот самый 1964-й. Главный стотысячник тоже очень неплох на картинке, но, как и другие объекты, сойдет он с нее лишь после победы в гонке кандидатов.

Транспорт. Головная боль организаторов. Есть два крупных международных аэропорта, от которых пустят новые поезда до центра, остальную же систему (и без того одну из самых загруженных в мире) придется фактически переделывать под олимпийский траффик. Вокруг города уже строится три дорожных кольца, острова планируется связать тоннелями и ж/д мостами, возле каждого комплекса японцы сулят как минимум одну станцию. Если столь масштабная затея выгорит – прекрасно, нет – даже страшно представить потенциальный бардак.

Безопасность. Все соответствующие заверения, как полагается, даны, серьезных потрясений не ожидается. Смущает одно: примерно треть токийцев по-прежнему не горит желанием принимать Игры.

Чикаго

Опыт. Его почти нет. Не считать же таковым Панамериканские игры пятидесятилетней давности.

Финансы. Не в пример конкурентам, гораздо большая нагрузка ляжет на плечи частного сектора экономики. Организацию оценили в 3,8 миллиарда долларов, строительство – еще в один. При этом даже такая относительно небольшая сумма далась натужно и не факт, что будет «отбита» самими Играми. Мэр Ричард Дэйли, почуяв неладное, финансовых гарантий не дал, но пообещал заморозить полмиллиарда на черный день. Комиссия дипломатично охарактеризовала бюджет как амбициозный, но выполнимый.

Спортивные объекты. Не самый праздничный и даже слегка унылый Город ветров только на полпути к финишу, но практически все готовые постройки дадут сто очков форы кому угодно. Стрелковый комплекс на 9 тысяч, грандиозный McCormic Place (он же Lake Michigan Sports Complex), который, кажется, способен при желании принять Олимпиаду в одиночку, знаменитая Чикаго-арена, где пройдут баскетбольные и гандбольные финалы – таких дворцов во всем мире по пальцам пересчитать. И пусть тем же стрелкам добираться нужно почти час, а велосипедистам вообще стартовать в Мэдисоне (Висконсин), концентрация основных объектов не уступит мадридской.

Транспорт. С аэропортами, как и везде, проблем быть не должно: О’ Хэй модернизируют и расширят, Мидвэй окажут посильную помощь. Городские трудности тоже, в общем, довольно типичны, и наиболее интересным выглядит их решение – девять миллиардов на апгрейд транспортной системы (эта сумма не входит в бюджет Игр) в течение следующих семи лет, введение специальных олимпийских полос, а также обширное использование банальных велосипедов.

Безопасность. Есть основания пенять, пожалуй, лишь на неловкую ситуацию с деньгами, которая на фоне текущего кризиса может сыграть серьезную роль.

Итоги

Мадрид заручился поддержкой массы медийно популярных и просто по-настоящему авторитетных личностей. Усэйн Болт и Криштиану Роналду, Фернандо Алонсо и Рауль, даже Хуан Антонио Самаранч активно склоняет на испанскую сторону мировое спортивное сообщество. Откровенные изъяны в мадридской заявке найти трудно, поэтому оценочной комиссии пришлось ссылаться на непонятое распределение ролей и непонятное антидопинговое законодательство Испании. На самом же деле (хоть об этом говорить непринято) все упирается в принцип ротации континентов. Если МОК вновь (после Сочи и Лондона) оставит Олимпиаду в Европе, его просто не поймут. Пора куда-то съездить.

Например, в Рио, и тогда бразильский мегаполис получит второй крупнейший мировой турнир за два года. Такое бывало с США, Мексикой и Германией, но для нынешней Бразилии все-таки перебор. Ее кандидатура держится на многих хрупких «если» и одной прочной куче денег. По идее, МОК не приветствует, когда гонка городов перерастает в гонку кошельков. Но сейчас все чаще говорят о том, что Рио, во многом благодаря кипучей агитационной деятельности президента страны, симпатичен многим влиятельным людям.

Не сказать, что японцы из кожи вон лезли, придумывали оригинальные пиар-акции и беспрестанно организовывали массовые мероприятия. Весь олимпийский потенциал проявится как раз тогда, когда это будет необходимо – то есть в случае победы. Против Токио, по сути, лишь внушительная часть его собственного населения, но оргкомитет всеми силами гасит подобный настрой. Насчет остального можно не сомневаться: если добьются Игр – достроят арены и проведут так, что еще и Пекин-2008 обзавидуется.

Мощнейшая спортивная составляющая Чикаго, кажется, не в должной мере подкреплена собственно поддержкой чиновников. Когда это в Америке не могли поручиться за финансы? Олимпиада – дело, в котором без федеральной помощи никак. Пока же госдеп работает вяло, мэр города тоже не блещет рвением, а Барак Обама предпочитает моральную поддержку любой другой. С другой стороны, одно его присутствие в Копенгагене махом перекрывает промадридские речи Болта и Роналду, энергичность Лулы и всю скрытую мощь японцев. Поэтому Чикаго пока чуть впереди остальных.

Загрузка...