Новые налоги для букмекеров уже бьют по Медиалиге: «Амкал» сокращает зарплаты, клуб Гатагова закрылся
Все плохо?
В ноябре Госдума повысила налоги для букмекерских компаний – с 2026-го они заплатят примерно в 60 раз больше. Новый закон уже влияет на медиафутбол: «Амкал» сокращает зарплаты, «Броуки» могут закрыться, а клуб Сослана Гатагова и музыканта Бахти встал на паузу (вероятно, бессрочную).
Урезали зарплату главной звезде на 30-40 процентов, отпустили четырех игроков. Ужимается даже «Амкал»
Ультракратко о новом налоге (в деталях – здесь): с 1 января 2026-го вводится налог 7% на GGR (разницу между внесенными депозитами и выплаченными выигрышами), а также на 25 процентов от прибыли. Советник гендиректора БК «Фонбет» Николай Оганезов прогнозирует, что в 2026-м букмекеры заплатят в 60 раз больше налогов, чем в 2025-м. Пострадает и медиафутбол.

Тем более ужесточение налогов прилетело в момент, когда в медиафутболе и так не все в порядке. Бюджеты команд постоянно растут, а доходов на хватает даже топам.
Яркий пример – «Амкал». В 2025-м клуб впервые выиграл Медиалигу, но по ходу сезона его президенту Герману Эль Класико приходилось занимать деньги на зарплаты. Были и задержки зарплат – из-за потери партнера, видеоплатформы Nuum. Лишних денег не было совсем – не нашлось даже двух миллионов рублей на организацию домашнего матча в Fonbet Кубке России, из-за этого турнир могли пропустить.
Кажется, сейчас ситуация хуже. 28 ноября (через неделю после принятия закона) Эль Классико выложил ролик в телеграм-канале.
«Ближайшая зима для «Амкала» будет определяющей, – анонсировал босс клуба. – Бюджет уменьшился. Будут сокращения по зарплатам, по людям. Это вынужденная история, потому что ты не можешь платить такое количество денег, которых у тебя нет. Я вынужден принимать не самые популярные решения, чтобы клуб функционировал круглый год без пауз».
Последствия уже видны.

● В тот же день «Амкал» расстался с четырьмя основными футболистами. Среди них экс-форвард «Краснодара» Леон Сабуа и даже перспективный (2 гола в Кубке России) полузащитник Давид Папикян – хотя еще в октябре он продлил контракт на год.
● Игрокам и сотрудникам сократили зарплаты. Даже главной звезде Василию Маврину – на 30-40%.
● Часть игроков несколько дней размышляли – оставаться в клубе или нет. Например, главный тренер Виталий Панов взял пару дней на раздумья, но остался в «Амкале».
«Амкалу» сильно урезали бюджет, – подтверждал Маврин. – Герман [президент] работает над тем, чтобы все вырулить, как было с Кубком России. Я понимаю, что время тяжелое, поэтому не нагнетал и согласился на эти условия. Закрывают ли деньги потребности моей семьи? Нет, буду активно работать. Часть игроков, как я, сказали, что готовы на понижения. Некоторые нашли другие варианты продолжения карьеры.
Наступила новая реальность. Эта ситуация коснулась не только «Броуков» и «Амкала», просто мы об этом открыто говорим. Весь спорт сейчас живет в этой парадигме. Если бы вы знали, какие потери у РПЛ, то это было бы фиаско полное».

Телеграм-канал Sport Baza даже инсайдил о закрытии «Амкала» весной. Но канал «Mash на спорте» опроверг: клуб уже договорился с новым спонсором (подпишутся как раз весной) и уйдет к другому букмекеру. Президент «Броуков» Дмитрий Егоров раскрыл, что амкаловцы от Pari перейдут к Winline, титульному партнеру Медиалиги.
«Амкал» уже согласовал предложение, но случился кризис налогов, – объяснял Егоров. – Переговоры заморозили, а ставка опустилась. Чтобы было проще: прошлый контракт [с Pari] составлял цифру 1. Тебе 1 не хватало, предложили 1.2-1.3. Но вдруг ты слышишь 1.7-1.8 [от Winline]. Конечно же, соглашаешься.
Но после [принятия закона] все меняется: тот, кто предлагал ранее 1.2, прекращает все отношения с медиафутболом. А те, кто предлагал больше, спускаются до 1.2, а может, даже и до 1. Но «Амкал» будет существовать надежно и жирно».
«Мне напрямую сказали: нам выгоднее, чтобы тебя не было в Медиалиге». Сложности и у «БроукБойз»
Под вопросом и «БроукБойз» – топ-клуб Медиалиги. У них 153 тысячи подписчиков на ютубе, 32 тысячи в телеграме. Летом они играли в Кубке России со Смоловым и Ари и рубились в финале Медиалиги.
Еще в сентябре, по ходу Кубка Лиги, Егоров говорил о сложностях с продлением контракта с BetBoom – из-за эксклюзивного договора Медиалиги и Winline: «Я все еще живу в парадигме, что этот сезон может стать последним. Какой смысл BetBoom повышать контракт? У нас нет возможности интеграций – это ключевая проблема».

В октябре Егоров раздумывал о роспуске состава до следующего сезона Медиалиги (апрель 2026-го). А после принятия закона рассказал о сложном положении клуба на шоу «Стол».
«Последние два-три месяца я только и занимаюсь тем, что пытаюсь сохранить «БроукБойз». Естественно, мы на грани. Мне напрямую сказали: «Нам выгоднее, чтобы тебя не было в Медиалиге». Пытаюсь обосновать, зачем нам участвовать в Медиалиге. Какие-то аргументы принимаются, пробую убедить партнера.
Я и Райзен [второй президент] хотим, чтобы «Броуки» существовали. Но есть реалии, в которых не хочется колупаться. Нет никакого смысла набирать игроков на маленькую зарплату. У нас такое уже было: мы набирали игроков с зп 30-40 тысяч, а потом они махали нам ручкой и уезжали. Зачем мы таких развивали?»
А что с Медиалигой? Президент гарантирует, что она не закроется, поможет собственный стадион – сэкономят больше миллиона долларов на аренде полей
Под угрозой и Медиалига. У турнира два глобальных партнера – «Альфа Банк» и букмекерская компания Winline. Она с лигой с момента появления турнира. Президент Николай Осипов гарантирует, что Медиалига будет жить – хотя выплаты от титульного партнера могут снизиться.
«У нас есть договоренность с Winline, они останутся, – рассказывал Осипов за месяц до принятия закона. – Возможно, будут чуть меньше условия. Даже если вместо 100 рублей нам предложат 70, это не нанесет урон для лиги. У нас есть другие партнеры и теперь свой стадион (планируют играть на нем с седьмого сезона – Спортс’‘). Это поможет [сохранить бюджет]: расходы лиги на аренду полей в этом году составили больше миллиона долларов. Эти средства будут сэкономлены».

В начале декабря Осипов на шоу «Стол» подробно рассказал о финансовом положении лиги – и высказался о новом законе.
«Он [закон] повлияет на всю индустрию спорта в стране. Если собрать клубы РПЛ, то они также скажут, что у них очень большие проблемы из-за сокращения финансирования. Мы все зависимы от партнеров, так как застали классные времена в индустрии. Росли контракты, появлялись амбассадоры в командах. Мы все как яйца в корзине, но корзина упала. Не все яйца разбились. Наша задача – не посыпать голову пеплом, а найти решения. Может быть, придут партнеры из других секторов.
В 2026-м не получится ничего приумножить: либо сохраним, либо потеряем то, что уже есть. Мы в тяжелой экономической ситуации с 2022 года. Сейчас это отразилось на наших партнерах. Нужно найти альтернативы.
Я рисковал, строя стадион, который никому, кроме меня, ##### [нахер] был не нужен. А сейчас он позволит сохранить 100 млн рублей в год. Главный лозунг следующего года – сохранить то, что у нас есть».

Букмекеры и до закона теряли интерес к медиафутболу. Только у 5 клубов беттинг-партнеры
Cитуацию усугубляет и то, что букмекерам в целом не так интересна Медиалига. Да, в 2022-м партнеры из беттинга были у всех клубов, но ситуация изменилась.
Подписаться с букмекером было непросто еще летом 2024-го – тогда закрылись давние участники лиги GOATS, Bus и ФК «Деньги». В начале 2025-го началась волна закрытия клубов: от «Родины Медиа» и «Народной» ушел Winline, «Чисто Питер» покинул BetBoom.
Особенно удивляло закрытие «Родины Медиа», ведь у клуба был популярный ютуб-канал, селебрити из медиа (Крап, Прокоп, Текила) и футбола (Каряка, Тарасов).
Летом волна закрытий продолжилась – свернулись клубы, которые за несколько лет вообще не нашли партнеров-букмекеров. Это «Тандем» – жили на деньги бизнесмена и владельца строительной компании Кирилла Яковенко. «Рома» – на вложения известного донатера в фифа-комьюнити Кантона. И Rocket Team – спонсором были одноименный музыкальный лейбл и поп-певец ЮрКисс (Юрий Киселев).

«Мы искали партнера из сферы беттинга, — рассказывал операционный директор «Эгриси» Иван Мозговой Спортсу’’ весной (тогда клуб искал партнера). — Мы провели предварительную встречу с Fonbet и Pari. Но казалось, что медиафутбол становится менее интересен для букмекеров. И первые, и вторые максимально тактично сказали, что мы им не особо интересны.
В нашей команде их смущало количество подписчиков, объем аудитории, отсутствие медийной звезды — Вилсаком еще не было в команде. Они прямым текстом говорят, что интересны медийные личности, а не команды.
Pari не были готовы заходить титульным партнером, потому что это существенная сумма денег. Бюджеты растут, в первую очередь — из-за зарплат. Ради качественных игроков приходится участвовать в гонке зарплат. Второй момент — количество тренировок, аренда поля, экипировка. Все дорожает. УМО, которое нужно перед каждым сезоном проходить — на всю команду около 400 тысяч. И так потихоньку накапливается: тренерские штабы, во многих команда врачи, тренажерные залы.
Медиаклубам стало гораздо сложнее находить беттинг-партнеров. В связи с раздутыми бюджетами и отсутствием медийных имен, которые могли бы стать амбассадорами. Что самое важное для букмекеров, как я понимаю? Переходы по ссылкам, они анализируют, сколько от того или иного партнера к ним пришло регистраций, сколько денег потратили эти регистрации. Как я понимаю, вложения в медиафутбольные команды не соответствуют выхлопу».

В шестом сезоне Медиалиги букмекеры остались только у пяти клубов (плюс у «Эгриси» на рукаве, без титульного спонсорства). Предсказуемо – четверка топов: «Амкал», 2Drots, «БроукБойз», ФК «10». Плюс СКА с президентом-суперзвездой Бастой.
Беттинг-партнеров могли бы заменить партнеры из других сфер, однако этого практически не происходит. «Эгриси» полгода сотрудничал с часовым ломбардом «Перспектива», однако летом, после шестого сезона МФЛ, партнерство закончилось.
По-настоящему букмекеров заменили состоятельные владельцы. Такой есть в «СиндЕкате» – миллионер Андрей Семенов, строит дороги по всей России. В «10» – Азамат Мусагалиев, звезда шоу-бизнеса: за несколько лет он вложил в клуб 30 млн плюс привел личных спонсоров – Winline и «Мегафон». Fight Nights содержит босс бойцовского промоушена Камил Гаджиев. Lit Energy – блогер Михаил Литвин, клуб живет на деньги компании по производству энергетиков, в которой Литвин является соучредителем.
Но и такие клубы неустойчивы: всегда есть риск, что владелец свернет проект. Это и произошло с некоторыми закрывшимися летом клубами. Главе музыкального лейбла ЮрКиссу и предпринимателю Кириллу Яковенко надоело тратить деньги на Rocket Team и «Тандем». Партнеров за 1,5 года существования команд не нашлось, и проекты закрыли.

В это межсезонье уже есть закрытие – Lotus Music музыкального продюсера Бахти. В октябре клуб объявил о роспуске состава до седьмого сезона Медиалиги. Причина: дорого содержать (Бахти тратил 50 млн в год), важных турниров нет, а партнеры так и не нашлись. В декабре Lotus приостановил деятельность – Бахти признался, что повлиял и новый закон о налогах для букмекеров.
Медиалига может ввести ставки – «если это вопрос развития клубов и лиги»
Последние недели в комьюнити много мыслей о том, как привлечь в индустрию деньги и партнеров. Самый популярный вариант – разрешить ставки на матчи. Сейчас они запрещены, так как турнир не входит в систему профессиональных лиг и не зарегистрирован как официальное спортивное соревнование.
Звезды комьюнити с октября убеждают лигу ввести ставки: идею поддерживают президенты «Броуков» Егоров и Райзен, руководитель «СиндЕката» Андрей Семенов и босс 2Drots Некит. По их мнению, это поможет привлечь букмекеров.
Осипов сначала был против: «Пока я в лиге – ставок не будет. Меня останавливает не предубеждение против деятельности букмекеров, а опасения насчет порядочности игроков и участников комьюнити, которые могут заниматься грязью».

Интервью вышло в субботу 25 октября, а уже через пять дней президент лиги передумал: «Есть риски при введении ставок в медиафутбол. Но мы уже видели на МКС [Московском Кубке Селебрити] и в Кубке России – у наших футболистов не было соблазнов зарядить против себя.
Мне кажется, должны быть максимально простые ставки: победа/поражение, фора, тотал, будет ли серия буллиталити. Простые события, в которых легко попробовать себя. Если мы идем к такому серьезному шагу, то это должно быть коллективное решение команд закрытой лиги. Если это вопрос развития лиги и клубов, то я готов пересмотреть свою позицию».
«Медиафутбол работает на репутацию. Этим проще пожертвовать». А что говорят эксперты?
Почему медиафутбол пострадает от нового закона в числе первых? Насколько серьезные будут последствия? Автор канала «Вредный букмекер» и беттинг-эксперт Спортса’’ Владимир Прокофьев рассказал о влиянии нового закона на медиафутбол.
– Почему новый закон о букмекерах так сильно бьет по медиафутболу?
– В медиафутболе короткие контракты. Индустрия относительно молодая. Уйти из нее букмекерам может быть проще и юридически, и репутационно.
Медиафутбол для БК работает уже не на привлечение новых клиентов, а на имидж, репутацию, повышение активности действующих игроков. Этим пожертвовать проще.
– Почему медиафутбол cейчас не выгоден для букмекеров?
– Букмекерам нужно сокращать расходы, чтобы оставаться прибыльными. Получают ли прямо сейчас Winline, BetBoom, Fonbet, Pari тот же результат от медиафутбола, что 1-3 года назад? Сомневаюсь. БК уже получили основной приток игроков, дальше клиентская база растет куда медленнее.

– Какие последствия от закона могут быть? Медиалига может закрыться?
– Медийных размещений ради охватов и узнаваемости станет кратно меньше. Минимальный урон – если букмекеры сократят вложения, но попросят больше опций и/или перейдут на модель с меньшим фиксом, но с частью вознаграждения за выполнения KPI (ключевые показатели эффективности).
Максимальный урон – если Winline уйдет из Медиалиги. И тогда либо другой букмекер придет по прайсу кратно ниже, или лига останется без беттинг-партнера.
– Введение ставок в Медиалиге заинтересует букмекеров?
– Это однозначно пойдет в плюс для Медиалиги по части интереса букмекеров. БК смогут эффективнее анализировать влияние медиафутбола и лучше вовлекать игроков в продукт. Эта мера – чуть ли не единственная реальная возможность сохранить спонсорские вложения букмекеров в медиафутбол.
Но если за год результаты будут слабенькими, это станет приговором.
«Рынка, как раньше, уже не будет». Букмекеры осознают новые налоги
Медиалигу убеждают разрешить ставки. Кто и зачем?
Телеграм-канал Максима Иванова
Фото: «Спорт Бизнес Конгресс»; Медиалига















на деле просто осваивали бабло, прикрываясь количеством подписок
P.s. у поста все шансы выйти в топ заплюсованных за год