11 мин.

Драфт-2026 пройдет в Баффало. А как «Ванкувер» выбирал там раньше

Сезон для «Ванкувера» в спортивном плане потерян безвозвратно. Все разговоры сейчас о перестройке и о том, какой она будет. Вот и в блоге нет особого смысла освещать прошедшие матчи и двигаться вместе с командой по турниру. Но фишкой здесь всегда были аналитические (раз, два, три, четыре) и исторические (раздва, три, четыре) материалы. Вот на чем-то таком и сосредоточимся в ближайшее время, причем тексты выходить станут чаще – очень много задумок в голове.

Ну а начнем с забавного. НХЛ объявила, что драфт-2026 пройдет 26 и 27 июня в Баффало. «Ванкувер» будет выбирать высоко, возможно, очень высоко. Может быть, даже впервые в своей истории первым. В этом городе церемония драфта до сих пор проходила трижды – в 1991, 1998 и 2016 годах. Давайте вспомним, кого на тех драфтах выбирал «Ванкувер», и к чему все это привело.

Драфт-1991

Драфт 1991 года оказался уникальным. Не тем, что он был первым в Баффало. Просто «Квебек» выбрал под первым номером тогда Эрика Линдроса, который сразу же (первый и последний на данный момент) отказался играть за «Нордикс». В результате канадский клуб вынужден был провернуть обмен с «Филадельфией», получив Петера Форсберга, еще пять игроков (включая Рона Хекстолла, Стива Дюшена и Криса Саймона), два первых выбора на драфте, а также $15 млн (пресловутая «денежная компенсация» тогда еще не была запрещена в сильнейшей лиге мира).

«Квебек» от того обмена, конечно же, выиграл, чуть позже превратившись в чемпионский «Колорадо». По иронии, «Нордикс» могли обмануть сами себя, потому что умудрились обменять Линдроса дважды, но арбитр с почти родной для этого блога фамилией Бертуцци после почти недельного разбирательства признал действительной сделку с «Флайерс», а не с «Рейнджерс» (дававших вдобавок к игрокам и пикам драфта $20 млн).

Петер Форсберг вряд ли пожалел, что не сыграл за «Филадельфию»

Форсберга вспомнил не случайно и не только из-за обмена на первого номера драфта Линдроса. «Филадельфия» на том же драфте забрала его шестым (и вряд ли бы обменяла, если бы швед не остался на пару сезонов на родине), ну а «Ванкувер» выбирал следующим, седьмым.

На драфте, где десять игроков провели затем в лиге по тысяче матчей, 14 человек набрали 500+ очков, а двое – 1000+, «Кэнакс» выбрали правого нападающего Алека Стоянова. Канадский форвард набрал перед драфтом 45 (25+20) очков в 65 матчах регулярки ОХЛ и 2 (1+1) в четырех играх плей-офф.

Алек Стоянов

Позже в первом раунде были выбраны, например, Брайан Ролстон, Мартин Ручински, Алексей Ковалев и Маркус Нэслунд. Стоянов очень долго добирался до НХЛ. В сезоне-1994/95 он провел четыре матча, в следующем сезоне – еще 58. За эти 62 встречи выбранный под седьмым номером вингер оформил 0+1 и 136 минут штрафа. А ведь удачный выбор очень пригодился бы в походе за Кубком в 1994 году…

Но нет худа без добра, ведь затем менеджмент «Кувера» смог исправить свою ошибку. До сих пор не вполне понимаю, как Пэту Куинну удалось убедить «Питтсбург» на дедлайне в 96-м отдать за Стоянова Нэслунда, будущего франчайза и капитана клуба. Маркус тоже проводил первый полноценный сезон в лиге, но имел 52 (19+33) очка в 66 встречах! В НХЛ всегда была сильна вера в канадских талантов, даже если они на старте профессиональной карьеры в моменте страдают, и для «Кэнакс» это тогда обернулось победой.

Маркус Нэслунд был классным бомбардиром и капитаном

Вот кого клуб выбрал на том драфте еще. Во втором раунде был взят защитник Джейссен Каллимор, проведший в итоге в регулярках 64 матча с 5 (2+3) очками и отыгравший 11 встреч в плей-офф. Всего же в НХЛ он сподобился на 812 встреч и 111 (26+85) баллов. В плей-офф он отыграл 35 встреч с 4 (1+3) очками.

Вы же знаете, что сейчас «Ванкуверу» принадлежит младший брат Макклина Селебрини Эйден, а также старший брат блеснувшего на только что закончившемся МЧМ 17-летнего Вигго Бьерка Вилсон? Так вот, в третьем раунде «Кэнакс» выбрали Шона Пронгера, старшего брата будущей суперзвезды лиги Криса. За «Ванкувер» Шон сыграл только на финише своей энхаэловской карьеры, проведя в сезоне-2003/04 последние три матча в лиге и сделав в них одну результативную передачу. Всего же в НХЛ у него 260 встреч в чемпионатах с 59 (23+36) очками и 14 матчей в плей-офф с двумя ассистами.

Выбор четвертого раунда был обменян в «Монреаль» ранее, в пятом взяли правого вингера Дэна Кесу. Не самый талантливый парень, но ванкуверский, так что простительно. 19 матчей и 6 (2+4) очков за «Кэнакс» в кампании-1993/94, а дальше балансирование между АХЛ, ИХЛ и НХЛ, где было еще три команды. Всего в сильнейшей лиге он провел 139 встреч и набрал 30 (8+22) очков. В плей-офф – 13 матчей и один гол.

Карточка Евгения Наместникова, за которого я успел поиграть в NHL 97

В шестом раунде Куинн выбрал советского защитника Евгения Наместникова, только что перешедшего из горьковского «Торпедо» в ЦСКА. Наместников отыграл в системе клуба четыре сезона, проведя 35 встреч в регулярках с восемью передачами и две игры в плей-офф. После этого были еще восемь игр за «Айлендерс» и «Нэшвилл», но уже без очков и кубковых баталий. Левый вингер Брент Терстон из седьмого раунда до лиги не добрался.

Драфт-1998

На втором драфте в Баффало в 1998 году «косатки» выбирали еще выше – под четвертым номером. Это был первый драфт Брайана Бурка, только что сменившего практически до основания развалившего команду Майка Кинэна. И тут можно провести несколько параллелей с драфтом семилетней давности. Снова самый высокий выбор клуба оказался, мягко говоря, не самым удачным. Снова выбранный в первом раунде игрок принес в дальнейшем большую пользу как часть обмена. А еще снова в первом раунде после «Ванкувера» другой клуб выбрал будущего важного игрока «косаток» – под седьмым номером в «Рейнджерс» ушел Мэнни Мэлотра, будущий центр третьего звена команды-2011, дошедший до финала, и нынешний главный тренер «Абботсфорд Кэнакс», фарм-клуба, который он в прошлом сезоне привел к Кубку Колдера в АХЛ.

Но вернемся к работе Бурка. Тогда «косаткам» очень нужен был защитник, вот только беда в том, что на том драфте не оказалось настоящих звезд этой позиции. «Кэнакс» забрали канадца Брайана Аллена – 100-килограммовую машину с левым хватом. Он отыграл в НХЛ 519 матчей в чемпионатах со 104 (28+76) очками, провел еще семь встреч в плей-офф (все за «Кувер»). Аллен был добротным игроком, но согласитесь, это не то, чего ждешь от общего четвертого выбора. За пять сезонов в «косатках» у него 216 встреч и 32 (14+18) очков.

Брайан Аллен

Из примечательного: во время локаута отыграл 19 матчей за воскресенский «Химик». Он был обменян уже Дэйвом Нонисом, пришедшим на место Бурка, перед сезоном-2006/07, когда вышел на свой игровой пик. Аллен вместе с Тоддом Бертуцци и голкипером Алексом Олдом стал частью пакета, приведшего в команду Роберто Луонго (и защитника Лукаса Крайчека в довесок). Эта сделка стала одним из больших камней в фундаменте блестящей команды-2011.

Бобби навсегда в сердце (и на аватарке в профиле на Спортсе")

Что до других защитников, то ниже в первом раунде ушли Виталий Вишневский, Мартин Шкоула, Дмитрий Калинин, Робин Регир, Мэтью Бирон, Кристиан Бэкман, Иржи Фишер и Майк ван Райн – откровенно средненький набор. Но можно было взять в нападение, например, Алекса Тангуэя, Симона Ганье или Скотта Гомеса…

Во втором раунде был выбран Артем Чубаров, и российский центр отыграл всю карьеру в НХЛ за «Кэнакс», проведя 228 матчей в чемпионатах и набрав в них 58 (25+33) очков, а также оформив 0+4 в 27 играх плей-офф. Чубаров был неплох, но для второго раунда тоже не выглядит успешным.

В третьем раунде «Ванкувер» забрал финского забияку Яркко Рууту (267 матчей и 23+28 за команду в чемпионатах и 24 встречи с 1+3 в плей-офф), а также некоего вингера Джастина Моррисона.

Защитники Риган Дерби и Рик Бертран из четвертого и пятого раундов до НХЛ не доехали, как и Пол Кэбана из шестого, Винсент Мальтс из седьмого, Крейг Мишлер и Кертис Валентин из восьмого и Джейсон Меткаф из девятого.

Я сказал, что класс защитников на этом драфте был слаб? Но при этом под 161-м номером в «Монреаль» ушел Андрей Марков. И да, это тот самый драфт, где под 171-м номером «Детройт» выбрал Павла Дацюка. Ну а самим «Кэнакс» в будущем очень помог последний пик пятого раунда Микаэль Самуэльссон, ушедший под 145-м номером в «Сан-Хосе».

Драфт-2016

И вот последний на данный момент драфт в Баффало. 2016 год. Работает Джим Беннинг – пожалуй, худший генменеджер в истории клуба, если не считать короткий, но насыщенный отрезок Кинэна. Но именно на драфтах он работал весьма неплохо. В 2015-м он 23-м поймал Брока Босера, в 2017-м выбрал пятым Элиаса Петтерссона. Оба впоследствии войдут в число самых результативных игроков в клубной истории, как бы к их игре не относились прямо сейчас.

Но в 2016-м клуб нуждался в защитниках. И это был год, когда на весь мир прогремела золотая финская молодежка. Звезды сошлись в комбо и, как всегда, против «Ванкувера». «Кэнакс» закончили третьими с конца, но проиграли лотерею, откатившись к пятому пику.

Впрочем, никаких вопросов и сомнений не было бы только при победе в лотерее – «Торонто» с удовольствием забрал Остона Мэттьюса. А дальше пошли финны. «Виннипег» поверил в Патрика Лайне, «Коламбус» выбрал Пьер-Люка Дюбуа (который тоже был интересен «Кэнакс»), «Эдмонтон» повелся на Йессе Пулюярви. Перечисляю эти выборы, чтобы как-то оправдать Джимбо – он был слеп не в одиночку.

Йессе Пулюярви, Патрик Лайне и Олли Юолеви втроем обманули хоккей, но Юолеви все-таки обманул сильнее всех

Но все же оправданий нет. «Ванкувер» выбрал защитника Олли Юолеви, и сейчас это выглядит как катастрофа. Но даже тогда было очевидно, что лучший вариант доступен, и это не финн. Следующим же выбором «Калгари», не веря своему счастью, забрал одноклубника Юолеви по «Лондон Найтс» Мэттью Ткачака. Потом еще были Клейтон Келлер, Михаил Сергачев, Чарли Макэвой, Джейкоб Чикран, Тейдж Томпсон – это все выборы первого раунда, в том числе поздние.

Юолеви долго шел к месту в основе, дебютировал за «Ванкувер» в матче плей-офф в пузыре, и та встреча так и осталась для него единственной в розыгрыше Кубка Стэнли в карьере. В следующей кампании при пустых ковидных трибунах он отыграл за основу 23 матча, забросив две шайбы и сделав один голевой пас. Как и два других выбора клуба в первых раундах в «Баффало», он в итоге был обменян. И, как и Аллен, обменян во «Флориду». Трейд был проходным, но Юхо Ламмико и Ноа Джулсен, полученные за не заигравшего защитника, принесли хоть какую-то пользу. А Юолеви не заиграл ни в «Пантерс», ни потом в «Ред Уингс» и сейчас бегает за «Таппару» в финской лиге.

Во втором раунде «Ванкувер» не выбирал, в третьем взял Уилла Локвуда, который в сумме провел за «косаток» 15 встреч с одной голевой передачей, а в прошлом сезоне встретился в финале плей-офф АХЛ в составе «Шарлотт Чекерс» с «Абботсфордом» (но был травмирован). Двумя выборами позже «Калгари» забрал Адама Фокса, нынешнюю суперзвезду «Рейнджерс».

Следующий выбор «Кэнакс» был только в середине пятого раунда, но защитника Коула Канделлу можно особо не упоминать, в шестом был взят левый (во всех смыслах) нападающий Джейкоб Стакел, ну а закрыл Беннинг этот фееричный драфт выбором Родриго Аболса в седьмом раунде. Латвиец доехал до НХЛ только в прошлом сезоне в 29 лет и в «Филадельфию», где показывает себя добротным хоккеистом.

Что будет летом

Какие выводы можно сделать из всего этого? Да никаких. Просто забавно посмотреть, как «Кэнакс» выбирал (и участвовал в драфт-лотерее) в Баффало. Мягко говоря, это не место силы для клуба.

Вообще в среде болельщиков «косаток» ходят шутки, что тот, кого выберет клуб в этом году, окажется бастом. Если «Кэнакс» останутся на последнем месте в лиге, то будут выбирать не ниже третьего пика. Так что Гэвину Маккенне, Ивару Стенбергу и Китону Верхоффу стоит напрячься.

Гэвин Маккенна не просто талантливый канадец и кузен Коннора Бедарда. Он – талантливый канадец из Ванкувера

Ну а если говорить серьезно, то не стоит забывать, что у «косаток» уже сейчас есть два выбора в первом раунде, и клуб нацелен на получение еще хотя бы одного. Глубокий драфт и перестройка располагают.