Трибуна
8 мин.

Анна Пругова: из вратарской формы в деловой костюм

Интервью с Анной Пруговой.

На церемонии закрытия сезона в Женской хоккейной лиге Анна Пругова объявила о завершении карьеры. В составе уфимской «Агидели» она выиграла пять Кубков ЖХЛ и со сборной России дважды брала бронзовые медали Чемпионатов мира.

Анна провела впечатляющую карьеру хоккеистки, но сразу же после этого начала новый путь, став советником генерального директора ФХР. Специально для нашего блога и телеграм-канала «Красивый хоккей» Пругова дала небольшое интервью, ответив на вопросы о завершившейся карьере игрока и рассказав о своих новых обязанностях.

Для начала расскажите о недавнем завершении карьеры. Как вы пришли к этому? Тяжело далось это решение?

Решение было последовательным и взвешенным. Летом, перед началом предсезонной подготовки, в разговоре с мамой я озвучила для себя внутреннюю установку: если «Агидель» выигрывает регулярный чемпионат и завоевывает Кубок ЖХЛ, я завершаю профессиональную карьеру. Это стало моей личной мотивацией. Дальше — ежедневная работа, дисциплина, режим восстановления и тренировок. Проверено на собственном опыте: только самоотдача и системная работа приводят к максимальному результату.

Как охарактеризуете свою карьеру?

Я считаю, что мне повезло провести по-настоящему насыщенную и интересную спортивную карьеру. Благодарна за все, что пришлось пройти, и особенно — за людей, с которыми свел меня хоккей. Это был важный этап становления как личности и как профессионала.

Не скучаете по хоккею? Не думаете, что еще могли бы выступать на высоком уровне?

Я по-прежнему в хоккее — просто изменила угол зрения. Многие действительно удивились моему решению, но для меня оно было осознанным и зрелым. Я искренне хотела после победного сезона выйти на новый этап — с новыми задачами и перспективами.

Возможно, вы самая узнаваемая хоккеистка России. Как это сказывалось на вашей игре? Было труднее или наоборот приятно?

Это, безусловно, накладывало дополнительную ответственность. Медийность должна подкрепляться результатами — это важный принцип. На первый взгляд может показаться, что публичность дает лишь бонусы: приглашения, внимание. Но за этим стоит большая внутренняя работа. Ты представляешь весь женский хоккей, и по тебе формируется образ всей лиги. Это и выстраивание коммуникации с болельщиками, и готовность работать в любой день, включая выходные, участвуя в мастер-классах и региональных программах.

Так, например, я побывала в десятках районов Башкортостана в рамках программы «Красная Машина». В сезоне 2022/23 начала работать как комментатор матчей КХЛ на федеральном телевидении. Согласовав это с руководством «Агидели» и «Салавата Юлаева», я летала на трансляции в Москве и возвращалась к утренним тренировкам. Это только усиливало мотивацию. В итоге «Агидель» в 2023 году завоевала четвертый чемпионский титул ЖХЛ.

Теперь у вас статус функционера ФХР. Как вы пришли в организацию, кто вас пригласил? Как проходит ваш рабочий день? За какие сферы деятельности вы отвечаете?

О завершении карьеры я заявила на церемонии закрытия ЖХЛ. Сразу после этого ко мне подошел заместитель генерального директора Федерации хоккея России Алексей Викторович Киреев и предложил направить резюме и пройти собеседование. Еще в детстве, когда я только начала заниматься хоккеем, мама сказала мне: «Хочешь играть в хоккей — нужно учиться. Будешь хорошо учиться — будешь хорошо играть в хоккей».

За время игровой карьеры я получила два высших образования, включая красный диплом, а также прошла переподготовку в Высшей школе тренеров по программе «Менеджер по спортивным операциям». Эти знания и навыки стали важным аргументом при трудоустройстве. Сейчас я работаю советником генерального директора ФХР и отвечаю за развитие женского хоккея, продвижение ЖХЛ и реализацию проектов федерации в этой сфере.

Штат сотрудников офиса ЖХЛ — он большой или не хватает кадров?

В работу над ЖХЛ вовлечено множество управлений ФХР: проведения соревнований, судейства, сборных команд, маркетинга, коммуникаций, медицинское, юридическое – всех не перечислишь. Без тесного взаимодействия с ними полноценная деятельность невозможна. В ближайшее время ожидаем пополнения штата: нового сотрудника, который будет заниматься социальными сетями и официальным сайтом ЖХЛ. Сейчас идет активный подбор — это зона ответственности управления коммуникаций.

Что тяжелее: работать в офисе или предсезонные тренировки?

Тренировочный процесс был привычным, не требующим адаптации. Работа в офисе — это новый опыт, новые знания и вызовы. Это, скорее, интересно, чем сложно. Плюс я продолжаю посещать тренажерный зал и поддерживать себя в хорошей форме — спортивные привычки остаются со мной.

Вы вносите свои идеи в структуру проведения сезона в ЖХЛ, в календарь, а также регламент ЖХЛ?

Конечно, при трудоустройстве, я понимала, что могу предложить что-то интересное и новое для лиги. На все требуется время и конечно же согласование с коллегами и руководителями клубов! Поэтому искренне верю, что нам удастся сделать матчи лиги более популярными и еще более зрелищными.

Можно ли назвать вас «представителем игроков в ЖХЛ», который будет продавливать свои идеи для улучшения условий хоккеисткам?

Можно назвать и так, но, наверное, себя я позиционирую как посол женского хоккея, чтобы ни только представлять интересы спортсменок, но и учитывать возможности команд, заинтересованность болельщиков и привлечение новых ресурсов для развития женского хоккея.

«Ледяная Армия». Как получилось, что лига приняла в состав эту команду из Москвы, но сама же исключила?

В мае команда направила в адрес ФХР заявку и документы о готовности вступить в ЖХЛ. В начале июня информация была опубликована на официальном сайте. Однако впоследствии клуб перестал выходить на связь и не предоставил ни одного из запрошенных документов — ни по инфраструктуре, ни по составу, ни по графику подготовки. Несмотря на это, команда начала тренировки. Повторный запрос о финансовых гарантиях также остался без ответа. Чтобы избежать рисков, в том числе в отношении самих спортсменок, ФХР приняла решение не допускать «Ледяную Армию» до участия в чемпионате. Девушки, которые подписали с клубом контракты, получили возможность перейти в другие команды и продолжить карьеру в ЖХЛ.

Что думаете о сборной России? Для чего в нынешних условиях ее собирают слишком часто? Не лучше проводить сборы до и после сезона?

Сегодня сборная — это важный элемент подготовки и адаптации. Да, сейчас полноценных международных соревнований нет, но, когда они вернутся, нам нужно быть к ним готовыми. Сборы помогают сохранить соревновательный ритм и командное взаимодействие. А спарринги с мужскими командами — отличная проверка и способ повышения уровня мастерства. Здесь важна каждая деталь — как ты читаешь игру, насколько быстро реагируешь, умеешь ли видеть площадку. Такие навыки закладываются именно в процессе игры. Поэтому подобные сборы и матчи — важный этап роста для каждой хоккеистки.

Вы в очень юном возрасте попали на Олимпиаду. Каково было попасть в сборную на игры в Ванкувере? Какие самые яркие моменты, связанные с вашим выступлением в сборной России?

Это был опыт на всю жизнь. Я благодарна тренерскому штабу за доверие и за то, что оценили мои усилия и отдачу на льду. Само участие в Олимпиаде — незабываемо, как и весь период выступлений за национальную сборную. Искренне надеюсь, что в скором времени российский хоккей вновь будет представлен на международной арене.

Как вы смотрите на сокращение сроков сезона? Например, не уменьшать количество матчей, не уменьшать годовые расходы на зарплаты игроков, но можно же сделать так, чтобы провести 40 матчей регулярки за 4 месяца. У девушек будет больше времени на учебу или на семью.

На первый взгляд идея понятна, но ее реализация повлечет за собой риски. Сокращение сроков почти всегда означает сокращение финансирования. С учетом географии России логистика требует немалых затрат — перелеты, проживание. А значит, в первую очередь пострадают контракты спортсменок. Представим: сезон длится всего четыре месяца. Что делать спортсменке остальное время? В большинстве случаев — искать дополнительную работу, чтобы обеспечить себе стабильный доход. Это уже не про профессиональный спорт, а скорее про любительскую модель, где хоккей становится не основным, а «вторым» занятием.

Сегодня в ЖХЛ игроки — это профессионалы, для которых хоккей — полноценная работа. И наша задача — сохранять этот статус, расширять сезон, усиливать конкуренцию и создавать устойчивый интерес со стороны зрителей и партнеров. Укорачивание сезона может решить сиюминутную задачу, но стратегически это шаг назад. Нам важно двигаться вперед.

У вас есть опыт комментирования матчей не только в ЖХЛ, но и регулярного чемпионата КХЛ. Вы сможете совмещать работу в офисе ЖХЛ и комментирование матчей на ТВ?

Предварительно с руководством Федерации хоккея России было согласовано мое участие в комментировании матчей КХЛ. Надеюсь, что руководители КХЛ ТВ по-прежнему заинтересованы в формате моего участия в трансляциях матчей, ведь это все же новый интересный формат, как для аудитории зрителей, так и для хоккея. Ответственность возрастает, но меня это только дополнительно мотивирует.

Звали ли вас в иностранные лиги?

Да, были предложения переехать и учиться за границей, играть в иностранных лигах. Но в тот момент я уже училась в российском вузе, и это решение было осознанным. Сейчас, с появлением PWHL, с интересом слежу за тем, как наши воспитанницы из ЖХЛ начинают покорять международные вершины.

Чего не хватает ЖХЛ для стабильного роста?

Есть несколько направлений, над которыми необходимо системно работать. В первую очередь — развитие медиаприсутствия лиги. Сегодня большинство информации болельщики получают через интернет и социальные сети. Также важно привлекать новых партнеров, заинтересованных в развитии ЖХЛ. Это поэтапная работа, которая будет приносить результат от сезона к сезону.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал о женском хоккее.

Фото: соцсети Анны Пруговой, ВКонтакте «Агидели».