0

Финал уже состоялся

Перелеты - составная часть любого длительного соревнования. На Кубке Канады их набралось аж целых 9. Перелет из Сен-Пола в Торонто 11 сентября был последним. Если, конечно, не считать будущего возвращения домой...

Перелеты выматывают, особенно если учесть, что большинство из них сопряжено едва ли не с обыском, досмотром вещей детальным. Это почти обязательно. Особенно внимательно встречают в торонтском аэропорту. Бдительный взгляд проверяющих паспорта - каждого третьего метят и гонят для беседы по душам в огромный загон, именуемый эмигрейшн. Переводить не хочется. Во время пребывания в Северной Америке журналисты уже сплотились, и попадание в эмигрейшн считается чем-то вроде нашивки за доблесть. Слово это наполнено конкретным, хотя и непонятным (уже навсегда) смыслом. Быть рекордсменом по эмигрейшн, как сейчас говорят, прикольно. Хотя шутить по этому поводу если и можно, то не 11 сентября.

В этот раз я не послушал совета Бориса Майорова, рекомендовавшего вставать в очередь на паспортный контроль к мужчинам, а не к девушкам, они-де чаще отправляют в этот самый эмигрейшн. Майоров знал, о чем говорил, по числу попаданий он на тот момент лидировал. Я совета не послушал. Сами, мол, с усами. В результате был вынужден вытаскивать из сумки все билеты и объяснять: на какой матч, когда и куда я летал комментировать и с чего это сегодня я прилетел именно в Торонто, какого матча жду именно я. Ну а какого же еще? Зато по количеству нашивок догнал именитого коллегу.

Помимо задушевной 15-минутной беседы мне грозил еще и детальный осмотр большого (не буду врать) чемодана. Однако уже другая проверяющая вдруг посмотрела на аккредитацию и улыбнулась. Кубок мира? За кого болеть будете сегодня? - Не знаю, без разницы - Без разницы? Она поворачивается боком и сгибает руку в локте. На фирменной куртке знак Канады. Видите? - подсказывает. - Без разницы.

Но я уже сошел с ума от усталости, от злости непонятно на что и кого. Короче, уперся. Без разницы, да, без разницы. И еще добавил: А вот вчера болел против американцев, за финнов. Вздохнув, я тяну чемодан на стойку. Ой, я тоже, - неожиданно расплывается в милой улыбке девица, - только им не говорите, - показывает пальцем вправо и влево, - они за американцев болели.

Слева и справа от нее угрюмые ребята препарируют содержимое сумок с каменным выражением лица. А я ухожу без проблем. Уже вступая в клокочущее нутро зала прилета, оглядываюсь: она еще раз согнет руку в локте: Канада? Нет, без разницы.

Вот накануне разница была. Отчасти эта разница обуславливалась фигой в кармане, мстительностью, выбили, мол, наших, вот и сами вылетайте, а отчасти - желанием увидеть в финале хотя бы одну команду из Европы. Отчасти тем, что в Москве в каком-нибудь из клубов поздно ночью наверняка матч США - Финляндия смотрит ярый поклонник финнов во всех жизненных сферах, старый друг Миша Мельников. Короче, я просто болел за финнов. Оттого, может быть, вдвойне обидно было наблюдать сверхосторожность сборной Суоми, приехавшей в Штаты за сутки до матча (чтобы проблема акклиматизации, пик которой приходится на 3-4-й день, не стояла так остро), знавшей, что шансы есть - и шансы неплохие, посаженной перед игрой на армейское почти расписание.

Финны очень хотели этой победы. Может быть, даже слишком. И перестраховывались на каждом шагу. Защитники вперед ходить не моги. Знаменитое финское давление выглядело сказкой. Шайбу потеряли - домой. Все. Сразу. А поскольку и американцы играли в нечто подобное, то к 18-й минуте счет бросков по воротам являл соотношение удивительное - два против двух. Ну и нули на табло, естественно. А что случилось на 18-й, спросите вы. А ничего, отвечу я. Ничего не случилось. Как и на 28-й. Жуткое напряжение и этакий ´сюрпляс´, который, как, впрочем, и молчание трибун, взорвет-таки хирургически выделенной диагональю в середине второго периода центрфорвард третьего звена американцев Скотт Гомес.

Между коньков сразу двух защитников на дальнюю штангу - Дугу Уэйту. 1:0 - США. Оказалось, что вот это-то финнам и было нужно. И они пошли вперед. И сразу все ´прорезалось´. И их вроде бы не очень изысканное, но страшное для соперников давление, и доминация в любой толчее на пятачке - что у своих ворот, что у чужих. До перерыва забить не вышло. А вот в третьем получилось. Забили финны дважды. Любимым своим способом. Многоярусная атака вгоняет соперника в панику, а на добивании они короли. Йоккинен и Койву позволили мне уйти из Эксель Энерджи почти счастливым. Не помешали ни арбитры, выдумавшие удаление у финнов в концовке, ни сами американцы, присмиревшие вдруг: все - от игроков до болельщиков после матча.

Раймо Сумманен, главный тренер сборной Финляндии: Мы еще никогда не забирались так высоко. Я немного волновался. Все же матч начинался в два ночи по финскому времени. А оказалось - волновался зря. Да, мы сегодня играли не так активно, как обычно, зато в другом были хороши - в концентрации, во взаимовыручке. Уступая в счете, попытались сыграть активнее. А когда забил Йоккинен, я вдруг увидел, что американцы занервничали.

Теему Селянне (нападающий сборной Финляндии): Во втором периоде мы не паниковали. Мы выполняли план на игру, не нарушали правила. А гол американцев был шедевром. От такого не убережешься. Мы знали, что играем нормально, надо было только чуть-чуть добавить. Я очень рад. Ведь сборная Финляндии очень сильна. Может быть, 10 лет назад 4-е место на таком турнире и устроило бы нас, но не теперь.

Итак, в финал вышли финны. И то, для чего придумывалась схема, создавалось выгодное для хозяев расписание под финал Канада - США было исключено. Хорош был бы вид у организаторов, если бы и канадцы не сумели выйти в главный матч. Рисовались глазу пустые трибуны торонтского Эйр Кэнада и спускающиеся скальперы с кипой непроданных билетов на финал.

Впрочем, похоже, финал уже состоялся. Не по рангу - по красоте, по драматизму. Это был матч Канада - Чехия 11 сентября в Торонто. Таких игр ждут годами...

Перед каждым матчем в хоккее (если он международный) исполняются гимны стран - это и дети знают. В Торонто перед каждым матчем гимны исполняет человек по имени Роберт Помаков. Поет изумительно. Штоколовский бас вкупе с внешностью архидьякона, одетого в хоккейный свитер, - это одно из самых сильных впечатлений на турнире. Но канадцы сумели перекрыть и его. Гимн Чехии Роберт прогудел, заставив всех игроков в белой форме пригнуть головы.

А гимн Канады пела абсолютно безголосая длинноносая девушка. Она волновалась, голос у нее срывался. Но уже со второго слова Эйр Кэнада затянул вместе с ней. У многих на глазах были слезы. Объяснялось все просто: девушку звали Полина Гретцки - дочь генерального менеджера сборной Канады. Стало ясно, что вечер предстоит необыкновенный. Еще более это стало понятно, когда тренер канадцев Пэт Куинн первой отправил на лед тройку Доан - Торнтон - Дрэйпер. Четвертую в своей команде, самую не звездную, умеющую между тем выбить дух из лидеров соперника. А лидеры у чехов были такие: Страка, Проспал и Ягр.

''Канада не пожелала идти в бой с открытым забралом, пытаясь вместо этого подстроиться под соперника. Основания у Куинна были. Уж больно сильно подействовала та легкость, с которой чехи буквально уничтожили в гостях шведов. К тому же за два дня до игры у главного вратаря канадцев Бродо обнаружилась травма кисти руки. Бродо чуть не умолял выпустить его: Я смогу играть через боль. Но тренер был неумолим. Не готов - отойди. Место в воротах занял Роберто Люонго. Ему было чем заняться - разогрели чехи его быстро. Полтора периода Канада подстраивалась под соперника, почти двукратно уступая по броскам, атакуя максимум силами двух форвардов. Бояться было кого. Ягра с компанией звено Торнтона - это правда - ´разменяло´. Но ведь были и другие: Хейдук, Гавлат, Элиаш. Движение чехов в чужой зоне было умным и безостановочным, их перевес просматривался ярко. Вовремя поняв, что шутки плохи и два форварда все время вязнут в чешской обороне, Куинн принял мудрое, хотя и рискованное решение: в атаку пошли защитники канадцев. Атака всей пятеркой. Для чехов такое решение было неожиданным и быстро дало хозяевам перевес в два гола, второй из которых забил-таки Марио Лемье. Канада доминировала до конца второго периода. Но свой шанс соперник отловил. Чаянек сократил разрыв.

В перерыве появилась редкая возможность сверить свои ощущения от игры с главным тренером сборной России Зинэтуллой Билялетдиновым. Я думаю, все-таки Канада, - заявил Билялетдинов, - уж больно хорошо умеют они цепляться за счет. Впрочем, в дальнейшем по ходу матча Билялетдинов только и делал, что поднимал вверх большие пальцы рук.

Третий период был лучшим из того, что я видел в хоккее за последние два года. Особенно когда случилось единственное (!) за матч удаление у канадцев и Гавлат счет сквитал. Вихреобразные атаки чередовались в шахматном порядке. Каждый пас в чужой зоне обострял ситуацию до предела. Эйр Кэнада стонал и охал. За шесть минут до конца Дрэйпер неожиданно для всех (включая, должно быть, и самого себя) попал в ближнюю девятку. В эту секунду арбитр уже держал руку поднятой - отложенный штраф у чехов. Раз гол - 3:2 - и удаления нет. На огромном экране в центре арены появился Уэйн Гретцки, взмахивающий руками так, как, похоже, не взмахивал даже в 87-м году. Однако радовался он рано. Всего через шесть (!) секунд - вновь ничья. Три касания после выигранного чехами вбрасывания - и Элиаш восстанавливает паритет. За оставшиеся шесть минут счет еще три-четыре раза мог измениться в любую сторону. Вот вам последние 20 секунд. Сначала вратарь чехов Вокоун непонятно как отразит шайбу, хитроумно переправляемую Сакиком в ворота, а потом шайба выскочит в среднюю зону и трое чехов выйдут на одного канадца. Кто-то пожадничает и не отдаст пас на ´пустые´. Овертайм. В североамериканской части Кубка мира это слово прозвучало впервые.

Из высоченной гондолы для комментаторов кажется, что зритель канадский особо не шумливый. Если попадете в эту гондолу, не верьте. Это только так кажется. Зритель канадский горлопан, каких и нет больше.

Рев, стоящий над всем, кажется, Торонто может оглушить, когда, отчаявшись дождаться лифта, ты выйдешь на площадь перед Эйр Кэнада центр - по 15 длинным лестничным пролетам и двум коридорам. Выйдешь после того, как Венсан Лекавалье накажет чехов за то, что они в течение трех первых минут овертайма не забили три верных гола.

''Шайба Лекавалье будет очень похожа на давешний гол Койву. Получил на дальней штанге, заковырялся, упустил, кажется, момент. Но именно что кажется. Рев над Торонто перекрывают торжествующие гудки машин. Он растекается по почти уже ночному городу. Маленький мальчик в маленькой, но уже с номером Лекавалье хоккейной фуфайке будет утирать слезы счастья с бородатой физиономии своего отца. В такой же, к слову, красной и с тем же, к слову, номером майке. И оба они будут орать, перекрикивая друг друга: Гоу, Кэнада, гоу!

И я пойму, что не совсем мне без разницы. Было без разницы, это точно. Но теперь - нет. Жалко чехов. Даже не в проигрыше дело. Они были лучше и канадцев, и самих себя. Они сыграли с канадцами так, как когда-то играла большая красная из четырех букв машина. И они могли внести этот матч в список пусть самых черных для организаторов, но эпохальных игр Кубка Канады (ну Кубка мира, без разницы).

Могли встать рядом с нашими 8:1 и с канадскими 6:5, забив всего одну из тех в овертайме. Не забили, не встали. Кто теперь поставит этот матч в парадный ряд - канадцы что ли? Им-то зачем? Выиграли, записали в строку и готовятся к финалу. Кто? Тот кто видел? А многие видели за пределами-то Канады?..

P.S. Перед турниром тренер чешской сборной Владимир Ружичка обещал постараться выиграть соревнования и посвятить эту победу памяти трагически погибшего Ивана Глинки. Чешской сборной не удастся это сделать. Но если Иван Глинка с небес смотрел матч 11 сентября, он может считать обещание своего наследника выполненным...

Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости