Оптическая иллюзия лишила нашу гимнастку золота ЧМ: для судей ее нога ниже горизонтали, но фото и видео все опровергают
В гимнастике – теперь не художественной, а спортивной – опять скандал с участием наших.
Лучшая гимнастка России Ангелина Мельникова возмутилась судейством на чемпионате мира в Японии – в вольных упражнениях она осталась лишь с серебром, уступив 0,066 балла японке Маи Мураками.
Вот эмоциональный монолог Мельниковой сразу после поражения.
«Разочарование очень велико, потому что мне судьи не дали полную базу, хотя у меня в жизни не было проблем с этим поворотом, который они не засчитали. Их смутило, что нога должна быть 90 градусов, а у меня якобы она была низко. Хотя я говорю, что у меня никогда с этим проблем не было.
Я знаю свою базу на вольных. Мне дали на 0,3 балла меньше, чем должно быть. Проблема – поворот с поднятой ногой, причина – нога ниже 90 градусов. Я еще не сталкивалась с такой ошибкой у меня за все 6 лет выступлений. Ни разу».
Обида Мельниковой понятна – в Китакюсю-2021 она впервые выиграла личное многоборье (у России до нее таких чемпионок было всего две – Светлана Хоркина и Алия Мустафина) и рассчитывала на первое золото на отдельных снарядах, но не сложилось: бронза в опорном прыжке и серебро на вольных.
Теперь вникнем в детали случившегося – они действительно запутанные.
• В финале на вольных Мельникова получила от судей 5,6 балла за сложность и 8,4 балла за исполнение – в сумме вышло ровно 14 баллов.
Главные вопросы у Ангелины к оценке за сложность – они с тренерами составляли программу, исходя из максимальной базы 5,9. Два месяца назад в Токио-2020 Ангелине регулярно выписывали такую сложность – сначала в триумфальном командном многоборье, затем в личном (бронза Олимпиады) и, наконец, в отдельном финале на вольных (тоже бронза в Токио).
В олимпийской квалификации база Мельниковой была 5,8 балла, но серьезного значения то снижение не имело – возможно, Ангелина сознательно не делала программу по максимуму.
Проблемы появились непосредственно на ЧМ: если в квалификации сложность Мельниковой судьи оценивали в 5,8 балла, то уже в финале многоборья появились 5,5 и те же претензии к высоте поднятой ноги при повороте.
• Немного новых знаний о спортивной гимнастике: правила требуют, чтобы на вольных упражнениях свободная нога гимнастки находилась на уровне горизонтали во время всего поворота. Что такое горизонталь, не расшифровывается, но интуитивно понятно – это угол не ниже 90 градусов между опорной и поднятой ногами (или точнее – параллель ноги в воздухе полу), и если хотя бы на мгновение он будет ниже, элемент сразу теряет в трудности.
Мельникова в программе делает такие поворотные элементы:
1) связка из двух поворотов – на 720 градусов с пяткой маховой ноги на уровне горизонтали + на 720 градусов с маховой ногой в любом положении ниже горизонтали;
2) два похожих поворота на 1080 и 720 градусов в приседе с прямой ногой.
В многоборье Ангелина исполняла еще и поворот на 720 градусов с удержанием ноги рукой в шпагате 180 градусов, но в воскресенье заменила его на три оборота в приседе. Это элементы из групп D и Е (чем ниже буква в алфавите, тем выше стоимость элемента), которые стоят 0,4-0,5 балла.
Очевидно, претензии у судей появились к первому повороту, который Ангелина делает сразу после стартовой диагонали прыжков.
Здесь идет соединение двух поворотов: уровня D (0,4 балла) и В (0,2 балла), которое с учетом 0,1 балла за связку стоило бы 0,7 балла. Но, похоже, судьи не зачли Мельниковой положение ноги выше диагонали и присвоили первому повороту уровень B, при котором допускается любое положение ноги в воздухе. Соединение двух таких элементов стоит уже на 0,3 балла дешевле – всего 0,4.
На самом деле, в повороте Мельниковой сложно угадать, в какой момент судьи посчитали, что нога опустилась ниже горизонтали – попробуйте сделать это сами (с 0:23).
Да, Ангелину пошатнуло на втором круге, но даже в самой низкой точке ее пятка, кажется, не опускается ниже горизонтали – ошибку можно разглядеть только при большом желании.
Видимо, у судей оно действительно было.
• победа досталась 25-летней японке Маи Мураками – и это отдельный сюжет. Она выступала сразу после Ангелины и получила оценку ниже Мельниковой, но японские тренеры оформили оперативный протест – так сумма Мураками потяжелела на решающие 0,1 балла.
Забавно, что на вольных в Токио-2020 они с Мельниковой поделили бронзу с абсолютно одинаковыми баллами – не только по сумме (14,166), но и в оценке сложности (5,9) и исполнения (8,266). Забравшие тогда золото и серебро американка Джейд Кэри и итальянка Ванесса Феррари соответственно этот ЧМ пропускали, поэтому россиянка с японкой превратились в хедлайнеров турнира на вольных.
Ангелина намекает, что золото японке выдали за выслугу лет, но претензий к ней лично не имеет:
«Маи заканчивает карьеру, это ее заключительные соревнования. Возможно, эта медаль очень важна, она завершила карьеру чемпионкой мира, я за нее рада», – Мельникова на 4 года моложе Мураками и с гимнастикой точно не прощается.
Наверное, если бы спортивной гимнастикой в России управляла Ирина Винер, то национальная принадлежность действующего президента Международной федерации гимнастики (FIG) Моринари Ватанабе (как вы поняли, он тоже японец), которого через пару недель ждут перевыборы на этот пост, стала бы мощной темой для обсуждения. Но тренер Валентина Родионенко ограничилась простой констатацией:
«У нее отняли золото, что тут говорить, ведь тот неучтенный элемент стоил 0,1 балла, что давало Мельниковой возможность стать первой. У меня нет слов после всего этого», – сокрушалась Родионенко после турнира.
• Мельникова не говорит этого напрямую, но обозначает претензии к своему штабу – история с протестом до сих пор покрыта туманом: Родионенко утверждает, что протест не приняли, Ангелина сомневается.
«Официальной подачи никто не видел. Что происходило там, я не видела, так как должна была сидеть в зоне камер. В очередной раз понимаю, что бороться за себя будешь только ты сам, и пока ты не будешь, никто не будет. Такова моя философия и характер такой, в обиду себя никогда не дам. В общем, вывод такой: больше никогда не выйду на вольные упражнения без готового на руках протеста», – слова Мельниковой, в которых обиды и одиночества даже больше, чем в те времена, когда ей пришлось отбывать карантин перед встречей с президентом.
Впрочем, Ангелина не унывает и точно не собирается превращать эту историю в слезливый сериал:
«Этот сезон для меня был счастливым и радостным, хотя я сейчас очень расстроена из-за вольных упражнений. Да, в целом сезон крутой, лучше, наверное, не бывает», – важный итог сезона от спортсменки, которая возвращает России победы в женской гимнастики.
Фото: East News/Charly TRIBALLEAU / AFP; REUTERS/Kim Kyung-Hoon; Gettyimages.ru/Toru Hanai
Ребят, кто разбирается, такие микроскопические расхождения часто оценивают в гимнастике или в исключительных случаях?
Дело в протесте, тренеры не были готовы подавать протест или не захотели, а Ангелина по правилам даже не имеет право подойти к координатору и заявить протест, это может сделать только тренер. Казалось, что после 2010, когда у Алии Мустафиной случилась похожая ситуация можно было навсегда всем выводящим тренерам выучить, что надо для подачи протеста. Нидерланды, Япония, США выводят на старт гимнасток и у них в кадрах мелькает папка с бланками на протест, кто-то даже деньги туда сразу складывал (за протест полагается пошлина, сейчас уже можно со счета федерации взымать деньги).
Да, и кстати, у Ангелины в финале в опорном прыжке тоже был даунгрейд элемента, который к счастью не стоил ей медали.
А вариант с поворотами на вольных - это подстраховка, если Геля не попадает в тройной поворот в пистолетике и получается только двойной, то она идет на меммель (двойной с ногой в шпагате). Если получается тройной, то следом делает двойной, за который меньше вероятность получить сбавку.