Игорь Яновский: Сын поддерживает ЦСКА, так как знает, что за этот клуб играл отец
Звезда 90-х, экс-полузащитник сборной России сейчас живет в Испании и работает юристом. Мы решили узнать, как у него дела.
У двукратного чемпиона России в составе двух разных клубов – «спартака-Алании» и ЦСКА – уникальная судьба. Среди бывших футболистов высокого уровня найдутся успешные бизнесмены, но есть ли среди них действующие юристы, как Игорь Яновский? Сегодня бывший игрок сборной России, сыгравший за нее в 32 матчах, – глава представительства известного адвокатского бюро в Марбелье.
– Оказываю содействие при сделках с недвижимостью в районе Коста-дель-Соль, оформлении вида на жительство и других юридических процедурах, – рассказал Игорь Сергеевич, когда мы встретились на днях в московском кафе.
– Работаете вместе с супругой, потомственным адвокатом?
– Катерина занималась в России в основном гражданскими делами, в том числе бракоразводными процессами. Иногда она дает юридические консультации, но в целом переквалифицировалась в психолога. У нее есть талант общения, и ей нравится эта область деятельности. Постоянно учится, посещает семинары, оказывает помощь не только россиянам, но и англоязычным клиентам.
У меня-то английский на уровне средней школы, далеко не такой, как у жены. А вот испанский освоил. Помогла база французского языка, который изучал, когда играл за «Пари Сен-Жермен».
– В общем, подхватили у жены эстафету в адвокатских делах?
– Получается, что так.
– Футбольными контрактами не доводилось заниматься?
– Периодически поступают запросы, но не хочется влезать в эту кухню, начиная с нуля. Без меня агентов хватает, да и рынка большого нет.
Курируемые Игорем Яновским направления
– юридическая экспертиза трудовых договоров спортсменов и тренеров, помощь в расторжении трудовых договоров; – защита нарушенных прав спортсменов и тренеров, в том числе в судебном порядке; – представление интересов спортсменов в дисциплинарных комиссиях, в том числе в Палате по разрешению споров Комитета РФС по статусу игроков; – юридическое сопровождение получения банковских кредитов; – помощь в открытии счетов в престижных банках Швейцарии, Франции; – юридическое сопровождение крупных сделок с недвижимостью, в том числе во Франции, Испании, Доминиканской Республике.
– Много в Марбелье россиян?
– На побережье Коста-дель-Соль, как писали, около ста тысяч. Нашим соотечественникам принадлежат не только виллы и квартиры, но и рестораны. Есть свои теннисные клубы. Словом, образовалось солидное землячество.
– Год назад довелось беседовать с Геннадием Перепаденко, в прошлом футболистом «спартака», который устроился советником президента в клубе «Марбелья», выступающем в третьем испанском дивизионе. Занимался организацией детских летних футбольных лагерей. Не встречались?
– Мы лично не знакомы. Перепаденко несколько старше. В то же время я встречал в Марбелье многих бывших футболистов – Писарева, Гусева, Мостового, Онопко. «Марбелья», кстати, принадлежит россиянину Александру Гринбергу. А летние лагеря устраивает на Коста-дель-Соль не только этот клуб. Их организуют там и «Челси», и «Атлетико». Есть лагерь под эгидой главного тренера сборной Висенте Дель Боске. За адекватные суммы выдают форму и проводят для отдыхающих из разных стран футбольные занятия. Дети общаются, тренируются, работают над техникой, гоняют мяч. Жаль, в России такого нет, хотя в районе Сочи или Крыму это вполне реально.
– Футбольные матчи посещаете?
– Редко. На играх местного клуба ни разу не был. А на «Барселону» и «Реал» билеты надо чуть ли не за год доставать. Ездил как-то в Севилью, а также в Малагу, когда осенью 2012 года там играл «Зенит». Хотелось Сережу Семака повидать. Кроме того, как-то наведался в Париж и посетил матч с участием «ПСЖ». Мне тогда приятель устроил экскурсию на новую клубную базу, где довелось немного пообщаться с Карло Анчелотти. Конечно, было любопытно посмотреть, что изменилось, но знакомых лиц в клубе с конца 90-х осталось мало. Только кое-кто из административных сотрудников.
– За какой испанский клуб болеете?
– «Болею» – слишком сильное слово. В недавнем прошлом очень нравилась «Барселона». А вот сын предпочитает «Реал».
– Из духа противоречия?
– Дети сейчас по Криштиану Роналду с ума сходят. А еще Юра поддерживает ЦСКА, так как знает, что за этот клуб играл отец. Недавно приезжал в гости Женя Варламов, который работает в армейской футбольной школе, и привез сыну в подарок свитер с фамилией Акинфеев на спине.
– Юра – вратарь?
– Был им в прошлом году, а теперь играет то в защите, то в нападении. В 7 лет он еще не определился с позицией на поле.
– Но задатки-то футбольные есть?
– Прогрессирует потихонечку. Сразу что-то видно только у вундеркиндов. Главное – занимается с удовольствием. Даже когда приболел, рвался на тренировки.
О профессиональном становлении
Еще будучи профессиональным футболистом точно знал, что после завершения спортивной карьеры займется финансами и юриспруденцией. Для этого, несмотря на постоянную занятость, в 1995 году поступил на юридический факультет Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова, который окончил в 2000-м. Неустанно занимался самообразованием в области финансов: осваивал финансовые рынки, изучал ценные бумаги. В качестве практики инвестировал собственные денежные средства в различные финансовые инструменты. Так, например, с 2005 года успешно управляет собственным пакетом акций. Сотрудничает с крупными управляющими финансовыми и юридическими компаниями Швейцарии и Франции.
– Посещает группу подготовки при «Марбелье»?
– Состоит в клубе при колледже. Если хотите, в футбольной секции, команда которой участвует в местном чемпионате вместе с другими колледжами и частными клубами из Марбельи, а также прилегающих городков. У всех команд хорошие футбольные поля, в основном искусственные, минимум четвертого поколения. Организуются выезды на игры, а матчи освещаются на сайте в интернете. Даже 5-летние разыгрывают свои турниры. Их матчи смотреть забавно. Тем не менее, приходят скауты из профессиональных клубов и примечают наиболее талантливых ребятишек, которых впоследствии приглашают в футбольные школы.
– Русская команда в Марбелье еще не появилась? Глядишь, в благодатных условиях вырос бы игрок для российской сборной.
– Идея создать футбольный клуб для русскоязычных детей витает в воздухе. Мне даже предлагали его организовать. Но у меня нет физкультурного образования, только юридическое – в свое время окончил университет во Владикавказе. Был бы еще какой-то крупный проект…
– Вы сделали необычный выбор в жизни после футбола. Неужели никогда не думали стать тренером?
– Задавшись вопросом: «Смогу ли достичь результатов на высшем уровне?», – я дал себе отрицательный ответ. Кто-то не может отдать себе в этом отчет – и вечно болтается где-то в ожидании чего-то. Хотя, может, изначально не было никакой предрасположенности к тренерской деятельности. Можно, конечно, и детей тренировать, тем более что заработал кое-что в большом футболе и есть на что жить, но работа прежде всего должна приносить результат и удовлетворение.
– С Денисом Черышевым не пересекались?
– Вижу его только по телевизору в матчах за «Вильярреал», радуюсь успехам. Парень уверенно смотрится. По количеству голевых передач только Месси да Криштиану Роналду уступает. Жаль, в сборной мы пока такой эффективности от него не видели.
– Ее провал на чемпионате мира как восприняли?
– Трансляции из Бразилии смотрели с друзьями в русском клубе. Всегда надеешься на лучшее, но вообще-то я предполагал, что закончится примерно так, как закончилось.
– Почему?
– Игроков не хватает. Таланты надо растить и пестовать, как в той же Испании. Если в одной маленькой Марбелье искусственных полей больше, чем во всей Москве, то где, спрашивается, будет больше появляться хороших футболистов? А стоит отъехать от столицы километров на 50, так там вообще ничего нет. В Испании же в каждой деревушке по паре полей. У нас же до сих пор не видно замены 35-летнему Игнашевичу и 32-летнему Василию Березуцкому, которые играют за сборную уже 12-13 лет. Василий в последнее время даже еще прибавил.
– Глядя на них, не приходила мысль, что поспешили, закончив с футболом в 32 года?
– Нет, время пришло. Когда футбол приедается, исчезает драйв, когда выходишь на поле и дрожишь за результат, надо заканчивать, потому что больше уже ничего хорошего не будет.
Из служебной характеристики
Обладает аналитическим складом ума. Отличается сверхдисциплинированностью и чрезвычайной ответственностью. В любом деле нацелен на победу. Немногословен, тактичен, скромен, трудолюбив. Отличный стратег: умеет грамотно просчитать все плюсы и минусы любого начинания и выбрать правильную стратегию для достижения успеха. Известная фраза: «Талантливый человек – талантлив во всем!» – как нельзя лучше подходит для его характеристики.
Несмотря на то, что Игорь Яновский играет сегодня на другом (не футбольном) поле и по другим правилам, он сумел перенести свои лучшие бойцовские и человеческие качества в новую сферу своей деятельности. И также как прежде, он действует ярко, конструктивно и созидательно, и также безошибочно и точно просчитывает каждое свое действие, как когда-то рассчитывал силу и точность своего удара.
– У некоторых, такое впечатление, драйв исчезает уже в 20 в небольшим.
– У меня тоже такое впечатление. Подписывается огромный контракт – и все, жизнь удалась. К сожалению, нашим людям редко свойственно стремиться в благоприятных условиях к дальнейшему развитию. Стоит чего-то достичь – и можно ложиться на подушку и отдыхать. В этом-то и проблема. И никакие искусственные ограничения не помогут. Лимит на иностранцев задуман из хороших побуждений, но у нас все извратили. Молодому игроку набивают цену, и в 21 год у него уже одни контрактные нули крутятся в голове.
– Переходя летом 1998 года из «Алании» в «Пари Сен-Жермен», вы выиграли в деньгах?
– И существенно. Я переходил в молодом возрасте – мне исполнилось только 24 года, так что во Владикавказе был не очень большой контракт. Но сейчас зарплаты в России по европейским меркам сильно переоценены. Те, кто зарабатывает миллиона полтора евро в год, не пойдут на многократное сокращение доходов. На Западе в клубах-середняках, а то и аутсайдерах им светит тысяч триста, не больше.
– Фабио Капелло, на ваш взгляд, великий специалист?
– Судя по результатам, да.
– Но, может быть, он клубный тренер? В сборной Англии итальянец ничего особенного не добился.
– Возможно. Знаю одно: он не стоит тех денег, которые ему платят. Положить иностранному тренеру сумасшедшую зарплату, не думая о будущем, могли только где-нибудь в Катаре, Саудовской Аравии да России. Да будь он хоть семи пядей во лбу, выше головы не прыгнешь.
– А как же Гус Хиддинк? Бытует мнение – и я с ним в целом согласен, что подход голландца к футболу и его методы больше подходили российским игрокам.
– Хиддинку, по-моему, повезло. Как раз в 2008 году, незадолго до чемпионата Европы, на котором сборная заняла третье место, «Зенит» выиграл Кубок УЕФА. Тремя годами ранее то же самое сделал ЦСКА. Поколение Аршавина было еще в самом соку. Теперь одни уже завершили карьеру в футболе, другие – в возрасте. Есть Кокорин, еще парочка игроков, но команды, как таковой, не набирается. А вообще факторов успеха может быть много. Адвокат выиграл Кубок УЕФА с «Зенитом», но продолжения со сборной не последовало, а теперь с командой Сербии он и вовсе только три месяца проработал.
– Так, может, лучше не надувать щеки и, стремясь к хорошему выступлению на домашнем ЧМ-2018, воспринимать этот турнир просто как большой праздник?
– Это должно быть всем понятно. Чем нанимать самого дорогостоящего тренера, а потом смешить мир и не платить ему месяцами зарплату, лучше было бы дать молодому российскому тренеру возможность набираться опыта. Результат намного хуже в любом случае не был бы. Но для России широкие купеческие жесты в порядке вещей. Пока денег было много, их никто не считал. Хотя сколько ни плати, кардинально проблем нашего футбола за нас никто не решит.
А.Просветов ◊ источник