Видео
6 мин.

«Суть не в амплуа, а в наполнении». Экспертиза Шаронова: как ЦСКА строит позиционные атаки

С камео Мостового!

Девятый тур РПЛ на ВидеоСпортсе” проанализировали Антон Ванюшов, Глеб Чернявский, Роман Шаронов и Александр Мостовой в программе «Про наш футбол», два часа с Мостовым сами по себе заслуживают просмотра.

А здесь – впечатления Шаронова о позиционной игре ЦСКА тренера Фабио Челестини. Роман не согласен с Леонидом Слуцким о том, что у Челестини нет позиционной атаки – и показывает это на скринах.

«Слышал это мнение. Как раз на «Матч Премьер» разбирал позиционную игру ЦСКА после матча с «Краснодаром». Плюс после этого еще съездил на стажировку. Мне было очень интересно, как там выстраивают игру». 

В тренировочном процессе основной акцент – на атакующие действия команды. Взаимодействие игроков и понимание эпизода – одинаковое. 

В билдапе ЦСКА часто использует вратаря. Пример – пропущенный от «Ростова»: «Здесь Акинфеев как раз отдавал проникающую в центр, они играют через центр и длинные передачи. И вот как раз подчеркнул, куда должна была пойти передачи для того, чтобы ЦСКА не потерял мяч.

Мы видим камеру со спины: просто Игорь под давлением неудачно подработал мяч и надо было катить в «дальнюю ногу», где пространство. И этой потери бы не было. ЦСКА пропустил гол, но это ни о чем не говорит – по словам Челестини, они продолжают продвигать мяч так». 

Следующий эпизод – матч с «Рубином». Оранжевыми стрелками – взаимодействие. Акинфеев сыграл налево центральному, потом на Кисляка, и дальше они отрезали проникающей передачей группу игроков «Рубина» и забили.

Ошибка Акинфеева ни на что не влияет. 

«Понимаю Игоря. Он играл очень долго в другой футбол, есть определенные привычки. Мы не обсуждали с Челестини, но в упражнениях, которые он использует, Игорь и все вратари постоянно выходят из-под давления. У них эти взаимодействия есть. Я посмотрел следующую игру – они все равно это делают».

Включился Александр Мостовой: «Поверьте, если Игорь еще раз ошибется так, он больше делать этого не будет. Челестини ничего не скажет. Будет выбивать этот мяч куда подальше и правильно сделает. Просто мы множество раз видели, когда вратари так чудят. Но нельзя это делать, нельзя. «Ростов» это делал постоянно, и все постоянно ошибаются. Выбивай этот мяч – и все. 

Какая разница? Мяч вылетел – ты не пропустил. Футбол простая игра, понимаешь, выбей туда мяч. Вратарь должен защищать ворота. Не разыгрывать. Его основная работа – не пропустить мяч. У Гвардиолы кто разыгрывал? Никто не разыгрывал. Ты разыгрываешь, когда ясно, что в радиусе 10-15 метров нет нападающих, когда под прессингом – зачем разыгрывать? Долбанул туда и все, забыли. Или на трибуну – и все». 

Шаронов продолжил: «Мы видим, что ЦСКА отрезал пять игроков «Рубина» – и дальше провел вертикальную атаку.

Мы видим шесть игроков в штрафной. Пять игроков отрезано. Это не говорит о том, что ЦСКА всегда так играет, они используют и длинный пас. 

Мостовой парировал: «Там прошло, в следующий раз не пройдет. Я и говорю: когда-то пройдет, когда-то не пройдет». 

И снова Шаронов: «Челестини не уговаривает Акинфеева, но сами тренировочные упражнения построены на этом. Он не говорит разыгрывать, Игорь в моменте принимает решения. В этом моменте принял такое, в другом делает длинную передачу».

Следующая фаза – позиционная атака. 

ЦСКА делает перегруз в полуфланге: с «Локомотивом» пять.

«Смотрим, где Кисляк. Когда мы говорим про схемы: опорник, восьмерка, я говорю про расположение игроков.

Мы видим, где сейчас Матвей находится: условно играет шестерку, между линиями. У игрока с мячом есть вариант слева и справа. Проникающая или диагональная передачи. Он выбирает и играет через Матвея, тот дальше играет на третьего. Они забивают.

Это говорит о том, что я слышал. Челестини им постоянно с деталями говорит: вы должны одинаково понимать эпизод, правильные открывания. ЦСКА хорошо наполняет штрафную – опять шесть игроков в завершающей фазе, здесь на второй темп катят, забивают мяч.

Суть не в амплуа, а в наполнении». 

Матвей хорош тем, что он играет в футбол Челестини. В другой команде, считает Шаронов, мы его бы не увидели. Дело не столько в Кисляке, а в том, как строится игра. Это тоже важно. 

Еще слайд – матч с «Краснодаром», семь игроков в полуфланге (перегруз) и два игрока во фланге. Круговой и Гайч в ширине и создадут опцию: они здесь потеряют мяч, зато хорошо реагируют на потерю.

Тут же забирают мяч и проводят атаку, которая закончится ударом.

«С «Рубином» такое же взаимодействие: смена направления, прошла проникающая через полуфланг на Кругового, он сделал кросс, Глебов замыкал. Это тенденция прослеживается. Так и строится позиционная атака у ЦСКА. Я не говорю, что они всегда играют через полуфланг, но понимание эпизодов очень хорошее».

Напоследок – главное. Как Шаронов попал на стажировку Челестини? «Там же работает Хави – работал в «Спартаке», моем штабе в «Рубине». Когда узнал это, позвонил – без проблем пустили, сам Челестини был очень открыт. Даже пришел к нему на обсуждение подготовки к «Ростову», посмотрел как все будет работать, никаких секретов». 

***

Полтора часа обсуждения матчей девятого тура РПЛ – на видео.