Почему футбольный мир так и не оценил уникальность Микаэля Лаудрупа?
Теория коллективного разума давно на слуху. Суть «мудрости толпы» проста: если собрать группу людей и усреднить их ответы, то результат часто оказывается точнее, чем мнение даже самого крутого эксперта — особенно когда речь идёт о пространственном мышлении, оценках на глаз и общих знаниях. Эту идею ещё Аристотель подкинул, а потом её обсуждали все — от философов до экономистов. Именно поэтому у нас есть суды присяжных и экспертные комиссии.
Но, без обид Аристотелю, маркизу де Кондорсе и Франсису Гальтону, иногда толпа всё-таки ошибается. Взять хотя бы Микаэля Лаудрупа: с 1989 по 1996 год он был, пожалуй, лучшим футболистом Европы, но так и не получил «Золотой мяч» и даже ни разу не попал в тройку. Это уже какой-то абсурд, и Пеп Гвардиола тут полностью на нашей стороне: «Не могу поверить, что он не стал лучшим игроком мира».
Перед тем как перейти к статье, хочу рассказать пару слов о проекте «Ретро Футбол». Наша главная цель — объединить людей, которые по-настоящему любят футбол прошлых лет. Мы следим за жизнью легенд, обсуждаем их успехи на тренерском поприще, вспоминаем лучшие моменты старого доброго футбола и делимся редкими архивными фотографиями. Если вы взрослый, адекватный и неравнодушный к истории игры человек, добро пожаловать в наше сообщество!
Лаудруп мог сыграть где угодно — он был настоящим универсалом, раскрывшимся по-настоящему под руководством Йохана Кройффа в легендарной «Барселоне». По элегантности на поле ему, пожалуй, не было равных среди европейцев — разве что сам Кройфф мог с ним поспорить.
Впервые Лаудруп стал Игроком года в Дании уже в 18 лет, а вскоре перебрался из «Брондбю» в «Ювентус». Хотя, по его словам, был очень близок к переходу в «Ливерпуль»: «В то время «Ливерпуль» входил в тройку лучших клубов Европы. Они думали, что я тут же соглашусь, но я не перезвонил — и через пару недель подписал контракт с «Ювентусом».
В Италии у Лаудрупа всё складывалось не так гладко. Из-за лимита на легионеров его без особого согласия отправили в аренду в «Лацио» на два года, а потом травмы не давали покоя. Но в 1989 году он оказался в «команде мечты» Кройффа и стал одним из ключевых игроков самой успешной эпохи «Барселоны». За пять лет на «Камп Ноу» Лаудруп выиграл четыре чемпионата, Кубок Испании, два Суперкубка страны, Суперкубок УЕФА и Кубок европейских чемпионов.

Когда Лаудруп решил уйти из «Барселоны» после конфликта с Кройффом — тот не включил его в заявку на финал Кубка европейских чемпионов 1994 года — Пеп Гвардиола был настолько расстроен, что, по слухам, даже расплакался и уговаривал Лаудрупа остаться, признавая, что именно у него научился всему, что знает о футболе.
Переходя к заклятому сопернику — мадридскому «Реалу», Лаудруп сразу же помог вернуть титул Ла Лиги в столицу. Хотя он провёл за «Реал» всего 62 матча, в 2002 году его признали 12-м лучшим игроком в истории клуба. А в 1999-м Лаудрупа назвали лучшим иностранцем в испанском футболе за четверть века — и это при конкуренции Кройффа, Уго Санчеса, Стоичкова, Роналдо, Шустера, Ривалдо и Луиша Фигу! Удивительно, но Лаудруп — единственный, кого по-настоящему любят и в Барселоне, и в Мадриде, несмотря на то, что он успел обыграть оба клуба со счётом 5:0 в двух сезонах подряд, просто меняя футболку.

Есть и королевская байка: в 1996 году Лаудруп ужинал в Мадриде с другом, обсуждая завершение карьеры и переезд. За соседним столиком сидел сам король Хуан Карлос I. Услышав разговор, он подошёл и шепнул Лаудрупу: «Хорошие новости — теперь я снова единственный король в Мадриде». Вот это признание!
Если смотреть на карьеру Лаудрупа в целом, то именно в деталях раскрывается его настоящее волшебство. Возможно, это смелое заявление, но в умении отдавать передачи и вести мяч ему не было равных — по крайней мере, среди его современников.
Сегодня дриблинг — это, как правило, игра на скорости: нападающие проносятся сквозь защиту, ловко уходя от соперников. Но Лаудруп был другим. Его дриблинг не строился на рывках — он брал вариативностью и чистотой техники. Он замедлял игру, не пытаясь убежать от защитника, а выигрывал за счёт идеального тайминга. Как настоящий фокусник, он давал сопернику поверить, что тот вот-вот перехватит мяч, а в последний момент ускользал. Это был футбол в стиле иллюзиониста: обещание, разворот, финальный трюк — и всё это за пару секунд.

А потом были его передачи, по-настоящему гениальные. Лаудруп мог отдать точный пас любой частью стопы, в любой момент, с любой позиции. Молниеносные короткие передачи, длинные диагонали, пятки, прострелы с обеих ног — и фирменные разрезающие пасы, которые другие делают раз в год, а он — по несколько раз за матч. Самое удивительное, никто не мог предугадать, когда и куда он отдаст пас, и именно это делало его неуловимым для защитников. Не зря, когда Лаудруп ушёл из «Барселоны», Стоичков признавался, что завидует каждому пасу, который теперь доставался Саморано в «Реале».
В основе уникального стиля Лаудрупа лежало видение поля, которое казалось почти сверхъестественным. Тренер «Реала» Хорхе Вальдано говорил, что «у него глаза повсюду», а Саморано шутил, что у Лаудрупа, кажется, три глаза — настолько он всё видел на поле.
На YouTube есть видео, где собраны лучшие передачи Лаудрупа, целых 83 минуты футбольной магии, и смотреть его можно бесконечно. Каждый раз поражаешься, насколько разнообразны его решения. Можно даже устроить игру: ставьте видео на паузу во время паса и попробуйте угадать, кому и куда Лаудруп отдаст мяч. Даже с видом сверху и стоп-кадром угадать получится далеко не всегда! А его фирменные передачи без взгляда, это вообще отдельная глава в истории футбола.
Так почему же Лаудруп так и не получил того признания, которого явно заслуживал? Точно не из-за недостатка уважения среди коллег. Достаточно посмотреть, кто его считает одним из величайших. Месси прямо говорит: «Я понимаю, почему его называют одним из лучших в истории «Барселоны» и вообще мира». Иньеста на вопрос о лучшем игроке отвечает: «Лаудруп». А Кройфф вообще сравнивал его игру с волшебством: «Когда играет Майкл, это как сон, как магия, никто не может сравниться с ним».
Ромарио и Рауль называли Лаудрупа лучшим партнёром по команде за всю карьеру. И это только начало списка: Бебето, Роналдо, Куман, Стоичков, Хаджи, Роналдиньо, Ривалдо, Шукер, Зеедорф, Фигу, Зидан, Криштиану Роналду, Хави, Иньеста, Луис Энрике, Гвардиола — все они играли с великими, но выделяли именно Лаудрупа.
Возможно, причина в его бескорыстии и умении быть идеальным «режиссёром» для звёздных нападающих. Как однажды заметил Мишель Платини: «У Микаэля было всё, кроме одного: он был недостаточно эгоистичен».

А может быть, как считал Кройфф, Лаудруп просто относился к футболу как к искусству, играл ради красоты, ради удовольствия. Когда у тебя всё получается так легко, окружающие часто ошибочно принимают это за лень, хотя это совсем не так.
Кройфф говорил: «Если бы Майкл родился в бедном гетто в Бразилии или Аргентине, где мяч был бы для него единственным способом выбраться из нищеты, сегодня его бы признали величайшим гением в истории футбола. У него были все данные, чтобы достичь этого, но ему не хватало этого инстинкта гетто, который мог бы его туда привести».
Но даже если Кройфф был прав, это не умаляет величия Лаудрупа. В каждой великой команде нужны и бойцы, и художники, и именно загадочная лёгкость Лаудрупа делала его особенным. Он сделал футбол красивее, изящнее, чем кто-либо со времён самого Кройффа, был его настоящим наследником. Прости, Йорди.
Пожалуй, лучше всего это иллюстрирует история с Аланом Тейтом, бывшим защитником «Суонси». В 2012 году он сказал в эфире, что даже в 48 лет Лаудруп был лучшим игроком на тренировках клуба. Ведущие посмеялись, но Тейт остался серьёзен. Это была не шутка. Даже спустя годы после завершения карьеры Лаудруп играл на уровне, который большинству так и остался недоступен. Большую часть жизни он был там, где играют только ангелы и Йохан Кройфф.
Не забывайте кликать на «+» этой статье, если она вам понравилась. Спасибо, что читаете! Жду вас в своем телеграмме.
Очень жалею, что не поехал на Евро -92 , хоть датчане и выиграли его.
Хоть он не выиграл Золотой мяч, игру Михаэля будут помнить настоящие ценители футбола!
Его скрытые передачи и пасы черпачком - отдельный вид искусства!!!
Его Ла Крокетта - смесь элегантности и эффективности!
Почему-то сейчас её редко кто использует.
В Барсе он творил магию!
В Реале , пасами учил открываться молодого Рауля!
Кстати, на первом и шестом фото Брайан Лаудруп.