Пеп Лейндерс. «Интенсивность» Неделя 9: Тотальный футбол ЛФК, 2021/22
***
Это была неделя, когда я возвращался «домой». Обратно на «Эштадиу ду Драгау», к «бело-голубой нации». Я был невероятно взволнован, я не мог дождаться, когда поеду в Порту на «финал №2» нашей группы Лиги чемпионов. Это город, в котором я женился. Именно тот клуб забрал меня из ПСВ Эйндховен, когда мне было всего 24 года. Они проявили веру в меня, и я всегда буду благодарен им за налаженные отношения и приобретенный опыт. И... это также единственная команда в синем, которая мне нравится.
На нашей предматчевой аналитической встрече Роберто пришлось подключаться из отдельной комнаты перед телевизором. У его дочери был КОВИД, и мы не хотели рисковать, несмотря на то, что он дважды привит и его тест дал отрицательный результат. Мы договорились, что в аэропорт он поедет на своей машине... по крайней мере, если у него будет топливо, потому что в этот момент в стране практически не было бензина.
Когда началась наша последняя тренировка, Юрген обратился к команде. «Первый вопрос, который мы должны задать себе: хотим ли мы выиграть это соревнование? Если это так, то мы не должны тратить время, пытаясь набрать очки в этой сложной группе».
Мы знали, что можем сделать огромный шаг вперед к выходу из группы. Для этого нам понадобилось бы игра ЛФК старой школы. Пусть они чувствуют себя некомфортно с каждым периодом владения мячом, которое им достанется. Как? С четким планом на игру: мы собирались преследовать их по всему полю, со всех сторон. Когда нас переиграют в какой-то ситуации, мы будем преследовать их сзади. Я еще раз объяснил этот принцип на тренировке: «Они должны просыпаться ночью, чувствуя страх, что за ними есть кто-то!» Вот когда и как мы думали, что они не справятся с нами, особенно учитывая, что не играл Пепе [их центральный защитник]. Они были командой стандартных положений, командой быстрого перезапуска и, когда это было необходимо, неприятной командой. Мы видели это в их матче против «Спортинга» несколькими неделями ранее. На их тренировочном комплексе большими буквами написано изречение: «Мы любим тех, кто ненавидит проигрывать». В течение семи лет я жил в их культуре, поэтому я слишком хорошо знал, что они захотят нас расстроить. Но мы верили, что действительно можем доминировать и вызывать у них сомнения с помощью наших атакующих принципов.
Перед началом тренировки Нэт сказал мне, что он завидовал тому, что у Жоэля был шанс сыграть против Айвена Тоуни. Он, наверное, единственный игрок в мировом футболе, который наслаждается подобными ситуациями. Наверняка для него это была бы игра, закончившаяся несколькими синяками или порезами. Как я уже говорил, он центральный защитник, который сует голову туда, куда другие и ногу не выставят.
Когда началась тренировка, по лицу Трента я видел, что что-то было не так. Под ее конец, когда все телекамеры исчезли, он уходил с тренировки по пробитию штрафных, а я спросил его, все ли в порядке. «Я чувствую боль в паху», — ответил он. Это был нехороший знак за день до игры с «Порту» и всего за шесть дней до игры с «Сити». Юрген стоял с Ли Нобсом, а док размахивал руками. Я сразу же побежал — ругаясь на ходу — чтобы поймать Милнера. Тренерская работа на этом уровне заключается в том, чтобы сделать игроков защищенными, а не неуверенными в себе, поэтому ясность действительно важна — вот почему я сразу же поймал Милли. Мы рассмотрели тактику перед доской: вот то, чего мы хотим в обороне, вот то, чего мы хотим в нападении.
Трент не присоединился к нашему полету в тот день, он остался в учебном центре AXA для прохождения лечения. Несмотря на удар от его потери, было приятно снова сесть в самолет на выездной матч Лиги чемпионов. Мы тренировались утром в день игры на стадионе «Боавишты». Сколько дерби я сыграл там со своими молодежными командами в прошлом... и теперь это было место для подготовки к этой большой игре. «Боавишта» — самый маленький клуб города, и у него превосходный менталитет, позволяющий сражаться изо всех сил. Атмосфера всегда была враждебной, против чего я не возражал. «В данный момент, все — португальцы, — сказал Юрген. Даже самые большие соперники «Порту» поделились бы информацией. Возможно, единственными португальцами, которые не были бы с «Порту», были Диогу и Витор.
Обычно мы работаем над нашими стандартными положениями утром перед игрой, особенно когда у нас столь короткий период для подготовки к матчу. Игра на выезде в Лиге чемпионов — это всегда долгий день, поэтому приятно выйти из отеля и проработать некоторые детали. Мы ввели это в прошлом году, дабы начать с нашего высокого прессинга, просто чтобы задать тон и ритм для вечерней игры. Многие из этих решений основаны на интуиции. Когда дело доходит до их создания — это самый важный фактор. В этот конкретный день мы решили поддержать наше хорошее самочувствие — много коротких, быстрых передач и квадратов. Мне нравится, когда на лицах игроков появляется улыбка.
Роббо рассказал мне, что в детстве приходил на этот стадион «Боавишты», чтобы посмотреть игру «Селтика» в полуфинале Кубка УЕФА. Тренером «Боавишты» в то время был мой друг Хайме Пачеко. Футбольный мир так мал.
Атмосфера была хорошей, светило солнце, и я чувствовал, что мы готовы к вечерней битве, но по дороге обратно в отель мы получили сообщение, что умер Роджер Хант. Такие печальные новости. Он так долго был лучшим бомбардиром клуба, и мы сразу же подумали о том, как бы засвидетельствовать свое почтение не только легенде, но и настоящему джентльмену.
Позже в отеле нам сообщили о незначительной победе после нашей болезненной ничьей в Брентфорде: наши вбрасывания были лучшими, которые Томас когда-либо видел, не только у нас, но и у любой другой команды.
После обеда я спросил в отеле, не могут ли они достать для меня спортивную газету за этот день... может быть, мы могли бы чем-нибудь взбодрится. Их тренер Сержиу Консейсау сказал: «Я реалист. В определенных игровых моментах этот "Ливерпуль" — лучший в мире клуб. Мы должны противостоять этим моментам с помощью организации и менталитета». Их полузащитник Отавио сказал: «На этот раз мы попытаемся изменить историю».
Мы с Юргеном еще раз просмотрели план на игру перед началом командного собрания. В тот день босс был в ударе — своим словарным запасом он захватил каждого игрока: «Суть этой игры в том, что все должны быть готовы к тому, чтобы играть энергично. Нам нужно найти именно этот маленький голос в нашей голове. Нам нужно преследовать их — вот в чем разница. Многие команды прессингуют, мы же занимаемся преследованием. Преследуем, когда нас переигрывают. Винтажное выступление ЛФК — играйте как топ-команда, которая ничего не выиграла. Мы так много говорим об обороне, потому именно это и отличает нас от других. Когда они хотят выйти с мячом в атаку, им нужно быть волшебниками или просто счастливчиками». Мы шаг за шагом меняли личность этой команды, стимулируя наши старые и новые привычки. Тотальный футбол ЛФК, 2021/22
И парни справились. Выездной «финал №2» Лиги чемпионов против «Порту» завершился победой со счетом 5:1. Мы превосходили ослабленную команду хозяев поля. Мы продемонстрировали реальную вариативность, не теряя своей индивидуальности. Я видел лучший футбол как в коллективном, так и в тактическом плане, гибкий, но организованный. Мы постоянно создавали хорошие, четко очерченные треугольники вокруг мяча. В частности, «внешний» треугольник из Садьо, Кертиса и Роббо постоянно находил возможности для выхода вперед. Аналитик «Порту» сказал после игры, что было так трудно подобраться к Фабиньо. Это именно то, что мы и хотели создать: сомнения вокруг их «сдвоенной шестерки», Серхио и Урибе, и наличие наших свободных игроков для развертывания атак.
Кертис был нашим выдающимся игроком в тот вечер, он участвовал в четырех из пяти наших голов. В сентябре мы забили 20 голов. Пять побед, одна ничья и каждый раз не менее трех голов. Предсезонная подготовка приносила свои плоды. Дважды отличившись, Мо снова проявил себя как забивная машина. Что еще сказать. Это был большой шаг к выходу из этой сложной группы.
После игры я сразу же поискал Фабиу Виейру и Жоау Мариу, двух моих парней, когда они были молодыми. Я крепко обнял их и сказал, как я ими горжусь. «Проект 611 ФК "Порту"» (с 2006 по 2011 год) по-прежнему привносил таланты в их первую команду.
После игры Милнер сидел на скамейке запасных, и я спросил его с широкой улыбкой: «Ты все еще думаешь, что нам следовало бы сменить состав?» За день до «Порту» у нас была большая и долгая дискуссия, и я сказал ему, что пришло время для стабильности. В жизни ты заслуживаешь второго шанса, в то время как он считал, что мы должны были провести большую ротацию после нашей игры в Брентфорде. Он так предан делу и все больше и больше мыслил как менеджер — вот почему мы по-настоящему могли с ним обсуждать такие вещи.
После игры мы остались на ночь в Порту, что дало мне время на следующее утро прогуляться мимо Taylor’s Port Cellars, где мы с Даниэль поженились. Порту навсегда останется в моем сердце, и не только из-за футбольных воспоминаний. Но теперь пришло время возвращаться в Ливерпуль и двигаться дальше. Все это в прошлом. Нас ждет «Манчестер Сити». Все больше и больше у меня возникало ощущение, что этот год был совершенно новым началом. Новое время ФК «Ливерпуль». В предсезонке казалось, что у нас новая команда. Мы заново внедрили все наши основные принципы и добавили новые, которые хотели и в которых нуждались. Для меня большая честь иметь возможность задокументировать этот полный процесс со всеми сопутствующими ему мелкими решениями с помощью этого книжного проекта. Фаб сказал задолго до «Порту»: «Мы должны сохранить это качество и интенсивность».
Мы не могли позволить себе отвлекаться в ближайшие несколько дней — это было бы большим врагом, чем «Ман Сити». Я всегда думал: если бы это был наш первый совместный сезон, мы были бы так позитивно настроены по поводу нашего старта, новой команды, нового стиля и новых принципов. Мы участвовали во всем этом, и это было самое главное. Но к таким играм, как против «Ман Сити», нельзя подготовиться за один-два дня.
Там, в Ливерпуле, погода была прямо противоположной погоде в Порту. Было ветрено, шел дождь, но во всем здании чувствовалось, что мы приближаемся к особенной игре. Мы усердно тренировались с теми, кто не играл — им требовалось внимание и масса разного опыта. Наби вернулся и забил один, а затем и еще один гол аккурат в верхний угол. Витор и я подвергли защитную линию сильнейшему давлению — им пришлось играть против восьмерых, но стартовать очень высоко. Пока мы это делали, я сказал Юргену: «Вот ключ к победе над "Сити"». Мы знали, что нам нужно быть настолько агрессивными против их игроков один в один с нашими крайними защитниками Милли и Роббо, и в то же время закрывать наших защитников, чтобы контролировать движения Кевина Де Брюйне и Бернарду Силвы. Здесь мы чувствовали, что можем лишить их части игры в нападении, и единственный способ для этого — быть непредсказуемыми в нашем прессинге. Это гарантировало бы, что мы будем больше владеть мячом, и это первый шаг к тому, чтобы победить их. Мы хотели показать свою игру, доминируя с мячом и по всему полю. С этим пришла по-настоящему хорошая защита; когда мы защищаемся на нашем лучшем уровне, тем больше мы можем атаковать их.
Мы бы не отступили против них. Это философская, но и наша главная идея — и если бы, но только если бы нам пришлось, мы бы отступили как единое целое. «Если мы будем стараться, как в обычной игре, нам не стоит даже пытаться», — сказал Юрген на аналитическом совещании. Это самая захватывающая игра для нас, тренеров. Я провел в два раза больше времени с нашими аналитиками, чтобы убедиться, что мы были правы в своих идеях. Я верил, что мы могли бы хорошенько поколотить «Сити», но некоторые вещи нам нужно было бы сделать очень, очень хорошо. Разрушьте их план нашей защитной линией, заставляя ошибаться и забрасывать нас дальними передачами. Лишите их атакующей игры, создавая ситуации два в одного против их игроков один в один.
«Мы должны снова стать непредсказуемыми в нашем прессинге», — сказал Юрген. Я думал о том, как, черт возьми, Гвардиола будет бороться с непредсказуемостью. «Лишь создав хаос можно остановить тренеров, которые хотят все контролировать». Единственным способом надавить на них были наши принципы — нельзя было говорить им делать вот так, а потом — так. Единственное, что мы могли контролировать и чем могли помочь себе — это убедиться, что наша линия доминировала и была высокой. Было невозможно быть чистыми в нашем прессинге — мы должны были быть дикими. Вот почему мы сосредоточились на принципах, а не на том, что я называю «Азбучным тренерством».
Против «Челси» и Тухеля мы провели нашу самую агрессивную игру в обороне. Мы снова нуждались в этой храбрости. В этой игре все должны были гоняться за мячом. И когда мы отвоевывали бы мяч... первый пас вперед. Против «Сити» прессинга недостаточно — вас переиграют. Итак, наш главный принцип «преследования соперника сзади» — это волшебный трюк. Я еще раз ясно дал это понять во время тренировки. «Жота, преследуй Родри сзади, влияние на их позиционную игру будет огромным. Садьо, преследуй Уокера сзади. Мы должны преследовать их столь усердно, что даже когда они полностью свободны, они всегда должны чувствовать, что кто-то близко и идет на них». Я кричу нашим нападающим: «Вы должны много вкладываться!» Я чувствовал, что мы будем свежими. Мы вступили в эту игру с меньшей стратегией, чем в наших прошлых встречах. Мы сосредоточились на себе, и мне это очень понравилось.
В Киркби нужно было решать другую проблему. Юрген и я сидели с Али, Фабиньо и Роберто в кабинете. У нас была ситуация: мы поговорили с Джонатаном Бамбером, нашим адвокатом, и не было никакого способа облегчить карантин, когда футболисты вернулись из Бразилии после матчей сборных. Он был запланирован на день перед матчем с «Уотфордом», и было неясно, что произойдет и где они смогут провести свой карантин — в собственном доме, частной резиденции или в отеле? Затем, через три дня мы должны были отправиться в Испанию — разрешат ли им поехать? Вдобавок ко всему, они должны были играть в пятницу утром, а мы должны были играть в субботу против «Уотфорда» в 12:30, так что это исключало их участие в этой игре. Мы объяснили им ситуацию. Мы поговорили с Жуниньо о его решении вызвать Роберто в режиме ожидания. Его жена должна была родить третьего ребенка, и в соответствии с этими правилами ему не разрешалось находиться с ней в больнице. Кроме того, мы чувствовали, что ему пойдут на пользу две недели хороших тренировок после травмы и пропуска большей части предсезонной подготовки. Это будет долгий сезон, и он нам понадобится.
На нашей последней тренировке в субботу Милнер прессинговал, как дикая собака. Нам пришлось притормозить его и сказать, что, может быть, лучше не набрасываться так на Канселу. «Старые привычки» бывает трудно изменить; мы просили его играть энергично в последних нескольких играх, и он продолжал это делать. Витор пошутил и сказал, что когда мы едем в Порту, английские парни просят пасту вместо всех вкусных морепродуктов. У него есть свои собственные ритуалы, и он их придерживается. Мы шутили, что англичане ходят в хороший ресторан и жалуются, что в меню нет рыбы с жареным картофелем. Проблема в том, что я становлюсь таким же!
Соревнования «старые против молодых» в конце тренировки выиграли молодые. На тот момент по сезону общий счет был 6:6, что было настоящей конкуренцией между ними. В субботу вечером Мона принесла в отель праздничные торты, пока мы ужинали, а Роберто и Али праздновали свои 30 и 29 лет. Все им пели, а Вирджил рассмеялся и сказал Али: «Ты выглядишь скорее на 30, чем на 29!» Милнер проходил мимо, и Юрген пошутил: «Эти дети!»
Потом мы смотрели матч мадридского «Атлетико» против «Барселоны». В пятницу я отправил текст поддержки Альфреду Шредеру, помощнику Рональда Кумана: «Не вешай нос». Они находились под реальным давлением. Луис Суарес ассистировал и забивал, равно как и Жоау Феликс и Лемар, «Атлетико» раз за разом вскрывал оборону Барсы. Однако талант Барсы невероятен: я верю, что новое поколение Ла Масии не просто стучится в дверь, но просто вышибает ее. Педри — лучший молодой полузащитник в Европе... только потому, что Харви и Кертис теперь из зоны Brexit! Он проектировал каждую атаку сборной Испании на Евро. А еще есть есть Фати, Гави, Нико... можете себе представить их через два года? Это те игроки, для которых класс является самым большим показателем их таланта.
Итак, в воскресенье «финал №7» нашего сезона Премьер-лиги завершился со счетом 2:2 в игре между двух лучших команд в мире футбола. Уровень, которого мы достигаем в таких матчах, просто безумны. Если вам не нравится их смотреть, значит, вам не нравится футбол. Джек Грилиш начал в роли ложной «девятки», Пеп подготовил волшебный план. Но, честно говоря, только во втором тайме мы делали то, что им не нравится. Мы пробовали и в первом, но только мы — и только мы с единой идеей — можем сделать это по-настоящему. Мы слишком сильно открыли центр, не давя на них достаточно сильно. Жота не мог контролировать Родри. Наша полузащита опускалась слишком глубоко. Наша защитная линия была слишком пассивной. В перерыве мы переориентировались, и каждый заблокированный нами мяч во втором тайме, придавал стадиону энергии. Внутри «Энфилда» была та еще разница в атмосфере — можно было видеть, как Роббо рос вместе с ней.
Это была игра, в которой работа не кончалась до последнего свистка. Мы были готовы страдать, но это не лишило нас веры в игру, и это было видно по нашей игре во втором тайме. Чего у нас не было в первом тайме, так это нашего футбола. Уход на перерыв при счете 0:0 был очень важен. В перерыве мы могли бы показать бреши, которые они использовали, и объяснить важность дополнительного паса, чтобы вскрыть их. Сохраняйте спокойствие, делайте дополнительный пас, и мы причиним им боль. К счастью, мы могли легко исправить все это во время перерыва, и мы не сильно что-то изменили, мы просто усилили план, который у нас уже был.
Кертис был храбр на протяжении всей игры, и голы, которые мы забили, были по-настоящему невероятными. В глубокой защите не так много хорошего, но что она дает — у вас есть много пространства для проникновения. Это можно было воочию наблюдать — при голе Садьо, пас Мо был острым, как нож. А гол Мо был просто чистой магией. Вот это да! Светокопия навыков дриблинга. Абсолютный абсурд. Мо выиграл так много мячей — он играет так, как будто он игрок команды до 13 лет, потому что в нем так много чистой радости.
У нас тоже был невероятный шанс выиграть матч, в трех метрах от ворот под самый конец матча у Фабиньо, но Родри заблокировал удар с линии ворот. Наши ребята были реально разочарованы после финального свистка — и они должны быть разочарованы тем, что не играли в свой футбол в первом тайме. Когда я пожал руку Пепу после свистка и обнял его, он сказал: «Какая же у вас команда, ребята, вот это команда». «Ваша команда тоже не так уж плоха», — сказал я ему.
Юрген выступил после игры и сказал, что мы целые пол матча не показывали миру наш футбол. Мы могли бы сыграть против них намного лучше, если бы все сделали правильно, но в итоге счет 2:2 был справедливым результатом. Хендо сказал: «Это немного расстраивает, особенно когда ты во второй раз ведешь в счете, а на часах остаются 12 минут. Я думаю, что мы можем лучше видеть ход игры. Но в целом мы должны учиться на своих ошибках. Это не конец света — впереди еще долгий путь. Используем положительные моменты и извлечем уроки из того, что мы делали не так хорошо, и будем лучше в следующей игре».
Когда я приехал домой, я про себя подумал, что мы уходим на второй перерыв на игры сборных и пока не проиграли ни одной игры. Пожалуйста, ребята, возвращайтесь целыми и невредимыми со своих матчей.
***
Приглашаю вас в свой телеграм-канал, где только переводы книг о футболе и спорте.