6 мин.

Статистические итоги телесезона

Сегодня блог «Телеканал Спорт» подводит статистические итоги телесезона. Вы узнаете какое спортивное событие стало главным для российского зрителя, как изменились показатели зрительского интереса по сравнению с 2007 годом; насколько сильно отличаются рейтинги спортивных и неспортивных трансляций и о многом многом другом. Итак, поехали.

На этот раз набольшую зрительскую аудиторию собрал вовсе не футбол, а хоккей. Но если вы думаете, что это матч Россия – Канада, то вы ошибаетесь, это полуфинальный матч против финнов, за которым одновременно наблюдали почти 15 миллионов россиян. А вот матч Россия – Канада собрал на 500 тыс. чел. меньше. Хотелось бы также отметить, что этот показатель почти в два раза ниже зрительской аудитории этого же матча знаменитого финала 2008 года. Тогда за противостоянием двух хоккейных держав наблюдало 28 млн. чел. В другом хоккейном турнире – Евротуре, наибольшую аудиторию также собрал матч Россия – Финляндия – 6,5 млн. чел. А вот матчи КХЛ пока не собирают большой аудитории и даже финал этого турнира заинтересовал лишь 2,6 млн. россиян.

Что касается футбола, то больше других собрал матч Россия – Армения в рамках отборочного турнира к Евро-2012 – 13,9 млн. чел. Достаточно большое количество людей интересовались матчами Лиги Европы с участием российских клубов, средняя аудитория таких матчей составила 7,7 млн. чел., а максимальное число зрителей собрал матч «Зенит» - «Твенте», который посмотрели 8,7 млн. чел. И в РФПЛ наибольший интерес вызвал матч с участием «Зенита» - 5,4 млн. чел. наблюдали за его противостоянием с ЦСКА.

Что любопытно, в топ  вошли сразу 3 матча с участием питерской команды. Главное же дерби страны ЦСКА – «Спартак» на этот раз оказалось не главным событием РФПЛ для российского зрителя, его аудитория составила 3,4 млн. чел. Если взять во внимание условно центральные игры каждого из туров, то их средняя аудитория оказывается равной 2,8 млн. чел. и это худший показатель с 2007 года. Да, стоит учитывать тот факт, что позади только первая часть чемпионата, но даже самые ярые оптимисты понимают, что это показатель вряд ли сильно изменится в лучшую сторону.

 За 5 лет средняя аудитория центральных матчей РФПЛ снизилась на 64 %

Вообще показатель зрительского интереса РФПЛ колебался в очень больших пределах – от 0,9 млн. чел. («Спартак Нч» - «Динамо») до 5,4 млн. чел. («Зенит» - ЦСКА). Кстати говоря, минимальная аудитория одного матча РФПЛ равна максимальной аудитории одного матча первого дивизиона, также 0,9 млн. чел. смотрели матч «Алания» - «Сибирь» в рамках 4 тура первенства ФНЛ.

Остался еще один футбольный турнир, о трансляциях которого я не упомянул – это английская премьер-лига. Надо отдать должное ТК «Россия-2» - все самые интересные матчи туров они показали, и бОльшего внимания удостоился – здесь уже обошлось без сюрпризов – матч «Манчестер Юнайтед» - «Челси» в 36 туре АПЛ, его посмотрели около 2 млн. чел.

Профессиональный бокс большим спросом среди российской публики в этом сезоне не пользовался – в среднем поединки различных турниров не собирали даже и 1 млн. чел., но бой Лебедев – Джонс посмотрели сразу 2,5 млн. чел.

Ситуация с волейболом носит схожий характер – собирая в среднем чуть более 1,5 млн. чел. за одну трансляцию, аудитория финала Россия – Бразилия превзошел этот показатель почти в 3 раза – 4,25 млн. чел.

А вот максимальный зрительский интерес одного баскетбольного матча не сильно отличался от его средних значений – 1,4 млн. россиян наблюдали за матчем женского евробаскета-2011 между Россией и Чехией. Совсем скоро стартует мужской евробаскет-2011, быть может, эти матчи этого турнира соберут у экранов телевизоров бОльшую аудиторию, по крайней мере, я искреннее на это надеюсь. На самом деле очень жаль, что интерес к баскетбольным трансляциям в этом сезоне значительно снизился по сравнению с предыдущими годами.  В этот раз зрительский баскетбол уступил даже автоспорту – несмотря на то, что в среднем зрительский интерес одной трансляции у этих видов спорта идентичен, максимальная аудитория ЧМ-2011 в серии Формулы-1 составила 1,6 млн. чел.

На непривычно низкой отметке оказался показатель максимального зрительского интереса одной трансляции у биатлона – 4 млн. чел. Вероятно, это связано с неудачным выступлением наших спортсменов на этапах КМ, другого объяснения я здесь найти просто не могу.

Говоря о футболе, я упомянул, что рейтинг РФПЛ резко упал по сравнению с показателем 2007 года. Но такая ситуация оказалась не только в футболе – аудитория некоторых других видов спорта тоже сократилась и порой это сокращение оказалось весьма значительным. Ложкой меда в бочке дегтя стало увеличение зрительского интереса к матчам ЛЕ с участием российских клубов, футбольным матчам Первого дивизиона и матчам хоккейного Евротура с участием российской сборной.

Таким образом, по сравнению с июлем 2007 года  популярность (ТВ-аудитория) по видам спорта изменилась следующим образом:

  1. ФУТБОЛ. Лига Европы (Кубок УЕФА) – увеличилась на 2,3 %

  2. ФУТБОЛ. Отборочные турниры чемпионата Европы – снизилась на 44,4 %

  3. ФУТБОЛ. Чемпионат России (Премьер-лига) – снизилась на 61,4 %

  4. ФУТБОЛ. Первый дивизион (ФНЛ) – увеличилась на 16, 67%

  5. ХОККЕЙ. Чемпионат мира – снизилась на 13, 1 %

  6. ХОККЕЙ. КХЛ (ранее Суперлига) – снизилась на 60 %

  7. ХОККЕЙ. Евротур – увеличилась на 11,5 %

  8. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БОКС – снизилась на 56,5 %

  9. БАСКЕТБОЛ – снизилась на 62, 7 %

  10. ВОЛЕЙБОЛ –  снизилась на 5,6 %

  11. БИАТЛОН – снизилась на 31 %

  12. АВТОСПОРТ - снизилась на 36%

Среди прочих изменений хотелось бы отметить, что матчи хоккейной суперлиги в 2007 году собирали гораздо большую аудиторию, чем матчи КХЛ в текущем сезоне. Разговоров вокруг преобразования суперлиги в КХЛ было достаточно, а констатируя факт можно лишь заключить, что новый, по сути, турнир до сих пор не прижился.

Ну и в завершение подведения статистических итогов телесезона, предлагаю вашему вниманию рейтинг неспортивных проектов.

Если составить условный общий рейтинг спортивных трансляций и неспортивных проектов, то спортивная трансляция, собравшая максимальную аудиторию – напомню это хоккейный матч ЧМ-2011 Россия – Финляндия – займет в этом рейтинге 5 строчку – не самый плохой показатель. Это рейтинг без учета сериалов, аудитория которых вне конкуренции и иногда зашкаливает за отметку в 35 млн. человек.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Считается, что телезритель посмотрел трансляцию по ТВ, если он смотрел более чем 1/3 ее основного времени. Учитываются телезрители старше 10 лет всех населенных пунктов РФ.

ТВ-аудитория спортивных трансляций зависит не только от афиши события, но и от доступности транслирующих телеканалов, режима вещания (прямой эфир, запись) и многих других факторов.

Рейтинги составлены по данным  аналитического агентства СК