0

Марьян ПАХАРЬ: Новый год встречал с апельсиновым соком

''Нынешний чемпионат Англии по футболу чрезвычайно щедр на снайперские подвиги, но самая эффективная связка нападающих премьер-лиги играет, к удивлению многих, в скромном "Саутгемптоне". Это Джеймс Битти и Марьян Пахарь, забившие уже по десятку голов на брата, а вообще причастные к 24 из 26 мячей своей команды. 25-летний форвард сборной Латвии Марьян ПАХАРЬ -- в сущности, единственный, помимо Андрея Шевченко, представитель постсоветского пространства, регулярно забивающий в элитных европейских чемпионатах вот уже три года кряду. Дмитрий НАВОША поговорил с "латышским стрелком" специально для "Известий".

-- Нынешний сезон, должно быть, самый успешный в твоей карьере...

-- Думаешь? Ну, значит, так и есть. Как-то я пока не особенно над этим размышлял -- наверное, просто недосуг. Играем по 7 матчей в месяц. И ведь это праздничный месяц, который все приятели и знакомые провели в заботах о подарках и праздничном столе. Я уже три года в Англии -- но, признаться, до сих пор и не свыкся со столь ударным графиком матчей в декабре и январе.

-- Новый год футболисты премьер-лиги встречают с апельсиновым соком?

-- А что делать? Ведь уже первого января у нас возобновился чемпионат. И спать пришлось пораньше лечь, чтобы не нарушить режим... Только не принимай все это за жалобы. Я не ропщу. В чужой монастырь со своим уставом не ходят, каким бы строгим этот устав ни был. Зима -- фактически самый ответственный участок чемпионата Англии. Кто не сдюжит этого накала, весной упущенное наверстает едва ли.

-- Твой "Саутгемптон", кажется, сдюжил...

-- Да, переломить провальный старт чемпионата нам удалось. Недавно взобрались даже на 12-ю строчку, кое-кто заговорил о повторении прошлогоднего успеха -- тогда мы были десятыми. Но я бы с радужными надеждами не спешил. "Саутгемптон" -- клуб слишком небольших возможностей, чтобы позволять себе иллюзии. Дело усложняется тем, что группа кандидатов на вылет из премьер-лиги никак не сформируется и угодить туда по-прежнему может каждый из нижней десятки. Уж до чего явным аутсайдером выглядел "Ипсвич" -- а после трех побед подряд выкарабкался и он. В этом сезоне нижняя половина чемпионата Англии состоит из на редкость крепких и ровных клубов -- недаром тот же "Ипсвич" осенью спокойно обыграл "Торпедо", третью команду России. Только среди нападающих звезд в нижней половине таблицы -- на иной чемпионат: Раванелли в "Дерби", Коул в "Блэкберне", Бокшич в "Миддлсбро", Радзински в "Эвертоне", Филипс в "Сандерленде", Риккетс в "Болтоне"...

-- В "Саутгемптоне" такой звездой являешься ты?

-- Нет у меня никакого ощущения звездности. Обилие голов на счету нашего с Битти дуэта предопределяется стратегией команды, почти всегда -- оборонительной. 8--9 игроков делают свое дело: отстоять ворота. Мы с Джеймсом -- свое: что-нибудь придумать впереди.

-- "Что-нибудь придумать" -- не слишком-то изобретательная тактика, чтобы в полной мере раскрыть потенциал такого разнопланового форварда, как ты. Никогда не задумывался о смене клуба?

-- "Саутгемптон" мне по душе, и после продления контракта я принадлежу этому клубу еще на два с половиной года. Одно время мной интересовался "Ковентри" и его тренер Гордон Страчан, но Гленн Ходдл меня никуда не отпустил. Сейчас Страчан возглавляет как раз наш клуб и ни о каком трансфере слышать не хочет.

-- Тем не менее "Саутгемптон" продолжает приобретать форвардов одного за другим...

-- Вылетать из премьер-лиги -- себе дороже. Разница в доходах от телевидения между премьер-лигой и первым дивизионом гигантская, а потому делается все возможное, чтобы не вылететь.

-- Но за Дельгадо "Саутгемптон" выложил пять миллионов долларов, за Омерода -- два с половиной. Твоя стоимость при переходе из "Сконто" равнялась всего полутора миллионам. Этот фактор присутствует при определении состава?

-- Разве что на первых порах, когда тренер обязан дать шанс всякому дорогостоящему новобранцу. А потом... Потом на лавке может оказаться любой игрок, даже ценой в 16 миллионов, -- как Сергей Ребров, самый дорогой футболист "Тоттенхэма".

-- В Англии совсем немного форвардов такой скромной антропометрии, как твоя...

-- В этом смысле мне повезло с командой. Делай "Саутгемптон" ставку на "воздух" -- было бы, конечно, очень сложно. Ведь я полагаюсь на совсем другие качества -- скорость, обводку, наитие, умение ворваться в свободную зону. Выигрывать верховую борьбу здесь мне удается нечасто, зато некоторую тяжеловесность английских защитников стараюсь использовать сполна.

-- В Саутгемптоне тебя называют не иначе как "латвийским Майклом Оуэном".

-- Сравнение с лучшим футболистом Европы -- слишком лестная оценка. Хотя, не скрою, приятная.

-- Когда тебя пригласили в премьер-лигу из скромного по европейским меркам рижского "Сконто", чего было больше: гордости, удивления, боязни не заиграть?

-- Мой переход представлял собой поступательный процесс, поэтому свыкался со своим новым статусом я понемногу: сначала был просмотр, потом подписание контракта, потом два месяца ожидания трудовой визы. Клуб так яростно ее выбивал, об этом столько писали газеты, что после всех этих стараний и шумихи я не имел права не заиграть. Конечно, опасений хватало, но было и ощущение, что это -- тот самый шанс, ради которого я столько лет занимался футболом.

-- К чему было сложно адаптироваться в Англии -- к игре или к жизни?

-- Футбол -- это все-таки первичный фактор, именно ради футбола я здесь. Когда у тебя все хорошо на поле -- тогда и в жизни чувствуешь себя увереннее. А у меня игра пошла сразу. Голы я стал забивать раньше, чем смог комментировать их для журналистов на нормальном английском и приноровился к левостороннему движению. Теперь ни в общении, ни на дорогах проблем, конечно, нет.

-- Что думаешь о шансах на свержение "Манчестер Юнайтед" в этом сезоне?

-- Думаю, что их нет. Сейчас манкунианцы поверили в свои силы, а главное -- эта вера пропала у их конкурентов. Хотя врать не буду: если бы ты задал мне этот вопрос семь туров назад, я поставил бы против "МЮ". Тогда действительно казалось, что пришло время новых имен.

-- Кому из лидеров симпатизируешь лично ты?

-- "Лидсу". Да, это команда настолько яростная, что хочется посмотреть на те таблетки, которые им дают в раздевалке. Да, ее болельщики -- такие же хулиганистые, как и сам клуб. В Англии вообще нельзя выкладываться меньше чем на 110 процентов, но от этих парней просто током бьет! В общем, я уважаю эту команду, хотя мне всегда сложно и неприятно против нее играть.

-- Сложно, неприятно и, наверное, страшно?

-- Страха как раз нет. А даже если есть, никто, кроме тебя, о нем знать не должен. Будешь бояться, дашь слабину -- тебя первого растопчут, сомнут. Здесь как в джунглях: или ты, или тебя...

-- Твои родители -- украинцы, главный язык -- русский, паспорт -- латвийский, клуб -- английский. Как ты идентифицируешь себя сам?

-- Как латыша. Я родился в городке Чернобай неподалеку от Черкасс, но уже в нежном возрасте попал в Ригу и именно там стал футболистом. За сборную Латвии всегда играю с удовольствием. Хотя в последнее время к удовольствию примешивается чувство неудовлетворения. От результатов сборной -- прошлый цикл мы попросту провалили.

-- Опыт приглашения к работе со сборной английского специалиста Гари Джонсона оказался неудачным?

-- Опыт был полезным, нам было очень интересно с ним поработать. Неудачным был результат. Джонсон не хотел отсиживаться в обороне, проповедовал атакующий стиль игры -- даже против заведомо более классных соперников. Латвийская же сборная все самые яркие матчи в своей истории провела именно в осторожной манере. Наши дела сразу пошли в гору недавно, как только мы к ней вернулись.

Вы в шоке?10567 голосов
Да!!!Кубок Африки
Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости