Эдуард Васильевич не меняет профессию
''В отличие от англичан, которые уходят, не прощаясь, главный тренер футбольной сборной Белоруссии Эдуард Малофеев регулярно прощается, но не уходит. Прошение об отставке, поданное им 30 августа, в самый канун старта отборочного цикла Евро-2004, стало третьим за год. На этой неделе в Минске тренер заявил на специально созванной пресс-конференции, что остается в сборной Белоруссии, а заодно пояснил, наконец, свой скандальный демарш, предпринятый за неделю до вылета команды на стартовый матч в Голландию. Пояснение, правда, вышло до крайности туманным.
"Я сделал заявление об отставке для того, чтобы обратить всеобщее внимание на сборную. Для того, чтобы решить кое-какие ее проблемы", - заявил Малофеев. Какие именно проблемы - детализировать отказался, равно как и говорить, какого еще внимания он хотел для команды, и без того являющейся светочем и надеждой всей страны. Зато он проникновенно смотрел в глаза собравшимся, пересказывал притчу из Расула Гамзатова, обильно уснащал речь библейскими аллюзиями и по пять раз за пять минут поминал Господа. В общем, как обычно.
Несмотря на религиозные обертоны ("Я к вам с проповедью пришел", - охарактеризовал жанр встречи с прессой Эдуард Васильевич), с нынешней малофеевской способностью затевать скандалы может сравниться только мультипликационная Шапокляк. Неоднозначная отставка с поста тренера минского "Динамо", уличение Белькевича и Хацкевича в "предательстве" (с последующим перетолкованием этой ультражесткой формулировки в нечто более расплывчато-мягкое), три заявления об уходе из сборной за какой-то год. В первый раз об отставке он заговорил 1 сентября 2001 года после поражения в Минске от сборной Украины в решающем матче отборочного турнира, во второй - по окончании предыдущего отборочного цикла, в третий - перед самым стартом нового. 7 сентября в Эйндховене матч с Голландией сборная Белоруссии проводила без него и, представ деморализованной и скучной, проиграла ровно столько, сколько хозяевам хотелось выиграть, - три мяча.
Если задаться целью, в истовом лицедействе отца "искреннего футбола" запросто можно усмотреть неискренность, в его словах и поступках - обилие противоречий и намеков на некоторый отрыв от реальности. Скажем, версия демарша, заявленная на пресс-конференции, была лишь одной из многих. Еще три фигурировали в официальном заявлении Малофеева об уходе: "...в связи с ухудшением состояния здоровья, достижением пенсионного возраста и негативной позицией прессы". Еще одну он объявил игрокам на командном собрании: "Я поступил так для того, чтобы ускорить решение вопроса о премиальных" (хотя он к тому моменту уже был решен). Когда делами сборной озаботился ее болельщик номер один, президент Лукашенко, то по приезде в расположение команды услышал от малофеевских помощников просьбу поднять зарплату Эдуарда Васильевича. Наконец, в комментариях людей, знакомых с ситуацией изнутри, нет-нет, да и проскакивает фраза актера Мягкова из "Иронии судьбы": "Надо меньше пить".
Однако вышеозначенной целью задаваться не хочется, к тому же любые сколько-нибудь критические голоса безнадежно тонут в волнах возродившегося при Малофееве белорусского футбольного оптимизма. В речах 60-летнего тренера нынче куда больше теологических категорий, нежели спортивных, но - хоть бы кто хихикнул! Напротив, кажется, что футбольный Савонарола обратил в свою веру абсолютное большинство жителей страны, сам стал в ней фигурой сакральной и объектом почти религиозного культа. В конце концов ему благоволит Главный Спортсмен страны, а в нынешней белорусской системе координат столь высокопоставленное расположение - все равно, что помазание священным елеем. Специалистами высказываются самые разные мнения о мере заслуги Малофеева в прогрессе белорусской сборной (говорят, он до сих пор путается в именах некоторых своих подопечных), но главный вывод не оспаривается никем: команда, застенчивая и унылая в домалофеевскую эпоху, при нем вдруг ЗАИГРАЛА - связно, свободно, с видимым удовольствием.
Ведущая роль в ней по-прежнему принадлежит киевскому дуэту Белькевич-Хацкевич, но многолетние лидеры сборной уже не чувствуют себя одиноко. Молодые белорусские звезды Александр Глеб (хавбек "Штутгарта") и Виталий Кутузов (форвард "Милана", в данный момент арендованный чемпионом Португалии "Спортингом") получили твердое место в команде только в этом сезоне, но сразу заиграли так, будто выступали в ней годами. При этом в белорусской сборной сохранился полный боекомплект зрелых, испытанных, прошедших вместе уже несколько отборочных циклов футболистов: Гуренко, Максим Ромащенко, Островский, Лухвич, Штанюк, Кульчий, Тумилович, Шанталосов. За месяцы, предшествовавшие последнему малофеевскому демаршу, белорусами был выигран приснопамятный Кубок LG в Москве, разбиты на выезде сборные Венгрии (5:2) и Латвии (4:2). Учитывая до крайности неровное выступление украинской и грузинской сборных, белорусскую команду, кажется, можно назвать второй по силе впечатлений в этом году на всем постсоветском пространстве.
В октябре ей предстоят очередные матчи в своей отборочной группе, одной из самых сильных в нынешнем цикле, - против Австрии и Чехии. Какое будущее ждет сборную Белоруссии после очередных передряг, предсказать сложно. Предсказуемо другое: скучно с ней снова не будет.



