Замедление
Сыгранный загодя матч 24-го тура чемпионата России по футболу «Локомотив»–ЦСКА получился изрядно символическим. Вряд ли сейчас еще можно говорить о том, что действующий чемпион передал полномочия нынешнему лидеру, проиграв 1:3. Питерский «Зенит» показал, как нужно играть с ЦСКА и как можно его обыгрывать. Однако если кто-то и сможет перегнать ЦСКА на финише чемпионата, это будет точно не «Локо».
О победах ЦСКА, как уже тысячу раз сказано, стихов не напишешь. И проза, в общем, получается бедной. Вот и на этот раз можно было привычно заметить, что тактика армейского клуба замечательно заточена под стандартные положения (первый гол в ворота «Локо»). И это немало. Ничего действенней этой заточки в наших широтах пока не наблюдается.
Или вот второй гол ЦСКА пятью минутами позже, после чего матч перешел в 70-минутный эндшпиль,–впечатляющая силовая акция Попова, игра мускулами. Но отныне о победах ЦСКА будут говорить больше и ярче. В воротах ЦСКА появился Игорь Акинфеев. Собственно, это уже не новость. Дебют этого достойного юноши в матче против «Крыльев» помнят все. Оставалось только ждать, когда Мандрыкин даст повод Газзаеву сделать вратарскую рокировку.
Газзаев не стал придумывать этот повод. Достаточно было ясного осознания, что Акинфеев уже лучше Мандрыкина хотя бы потому, что спокойнее. Да и не только Мандрыкина. Если Акинфеев продолжит в том же духе, то он станет главным открытием чемпионата, а сборная России будет заканчивать отборочный цикл к Евро-2004 с 17-летним юношей в воротах. Вряд ли на этот раз кто-то упрекнет Газзаева в клубной пристрастности. Если вспомнить вратарские дебюты последних двух десятилетий, то рядом с Акинфеевым можно поставить разве что Дмитрия Харина.
Однако сколь бы ни был впечатляющ дебют Акинфеева, о поражении «Локо» хочется сказать больше, чем о победе ЦСКА. Отсутствие шести (!) игроков основного состава–чем не оправдание. Но о «Локомотиве» не скажешь, что те, кто заменил болеющих (Евсеев, Пименов, Игнашевич), играющих за сборные (Паркс) или попросту пропавших (Обрадович, Лекхето), выпали из рисунка игры. Напротив, этот рисунок был по-своему цельным и абсолютно неузнаваемым. «Локо» пытался играть так, как не играл никогда.
Не склонен списывать эту перемену на обстоятельства времени. Это похоже на перемену курса: а как иначе объяснить покупку Хохлова? Забудем его игру против ЦСКА–не считается. Накануне он словно предупреждал Семина, что на него лучше не рассчитывать: «Сейчас я очень далек от своей нормальной формы. Сами понимаете, год простоя».
В признании Хохлова важно не то, что он сейчас не в форме, а то, что привело к году «простоя» в сан-себастьянском «Реале». Хохлов очень талантливый, штучный футболист–и в этом его проблема. Такие проницательные, точные в раскрытии возможностей игрока тренеры, как Эрик Геретс и Рейнальд Деунекс, как ни старались, не смогли найти для Хохлова место в основном составе «Эйндховена» и «Реал Сосьедад». Он и не опорный полузащитник, и не классический плеймейкер, хотя обладает частью качеств, необходимых и в той, и в другой специализации. Деунекс определял Хохлова как полунападающего ограниченного отрезка времени.
Семин поставил Хохлова на позицию опорного полузащитника–позицию, к которой он, возможно, менее всего приспособлен в сегодняшнем своем физическом состоянии. Его пас на 10-й минуте на Ашветию был замечательно хорош. Но вот, собственно, и все о хорошем. Игра с парой опорных хавбеков Хохлов–Маминов, с Бузникиным и Измайловым в качестве инсайдов приобрела предсказуемый оборот: все очень скученно и медленно, фатально медленно. Прошу прощения за анахронизм–«спартаковский футбол» в самом худшем, безнадежном его проявлении. Злая карикатура на «Барселону» кройфовских времен. Но если Хохлов–это Гвардьола нового «Локомотива», то где же его Амор? Маминов на роль слуги художника не очень подходит. Дроздов больше похож на Санчо Пансу или Амора, но в матче против ЦСКА он почему-то оказался на левом фланге.
Самое забавное, что весь этот бесконечный, унылый перепас, эта неспешность «Локомотива» едва себя не оправдали. Армейцы просто стали клевать носом. На них никто не давил. Перед ними никто не ставил никаких задач, матч сонно катился к финалу, и в той глухой стене, куда уперся «Локомотив», вдруг образовались щели. Вот тут и пришел час, вернее, десятиминутка юного Акинфеева.
Еще раз оговорюсь: все, что мы увидели в исполнении «Локомотива», не спишешь на отсутствие основных фланговых игроков. Одновременное присутствие на поле Хохлова и Лоськова–сознательный жест, игра «Локо» становится принципиально другой.
Хохлов–ценное и очень рискованное приобретение. И если за оставшееся до начала Лиги чемпионов время Юрий Семин придумает для него роль, то нам останется признать, что тренер «Локомотива», по крайней мере, в одном пункте превзошел своих коллег–Геретса и Деунекса.



