«Это кощунство: уже до музыки дошли». Интервью композитора, который спас Гуменника
10 февраля Петр Гуменник выйдет на лед в Милане с короткой программой. Той самой, которую обсуждают несколько дней: проблема с авторскими правами заставила фигуриста поменять музыку накануне выступления на Олимпиаде.
Вместо саундтрека к фильму «Парфюмер», под который программу Гуменнику поставил Даниил Глейхенгауз, срочно нашли новую композицию и адаптировали под нее хореографию.
В итоге Петр привез на Игры «Вальс 1805» композитора Эдгара Акопяна.

Майя Багрянцева поговорила с человеком, спасшим олимпийский прокат Гуменника.
***
– Как получилось, что Петр теперь катается под вашу музыку?
– Со мной вышли на контакт его тренерский штаб и Федерация фигурного катания России. Права на этот трек у меня, я его автор и исполнитель, поэтому все юридические моменты мы решили очень быстро. У меня и в мыслях не было обсуждать какие-то условия.
Со мной связались несколько дней назад, сразу, как случилась вся эта ситуация. И мы начали думать, что делать.
Тренерской команде была знакома эта композиция. Произвольная программа Петра поставлена под музыку из саундтрека к кинофильму «Онегин», а этот вальс тоже там звучит.
– Вы написали его специально для фильма?
– Нет, я сочинил его 3-4 года назад для своей концертной программы с оркестром. Несколько раз уже выступал с ним в больших залах, у трека почти 4 миллиона скачиваний в музыкальных сервисах – для инструментальной музыки это прилично.
Но я держал в голове, что он может прозвучать и в других сферах. Под него и в художественной гимнастике выступали, и в цирковых представлениях использовали.
Видимо, когда Петр с командой внезапно оказались в этой кошмарной ситуации, они вспомнили об этом вальсе.
Мне отправили запрос, и мы все быстро согласовали. Я с огромным удовольствием и радостью дал добро на использование своей музыки. Федерация действовала очень профессионально и слаженно, у нас хорошие и доверительные отношения.

– А как вы познакомились?
– Я попал в мир фигурного катания много лет назад – благодаря Ари Закаряну (агент, среди прочих работает с Ильей Малининым – Спортс’‘). Еще в 2006 году меня пригласили участвовать в туре, который он устраивал. Так что я уже 20 лет тесно связан с этим прекрасным видом спорта. Со многими фигуристами у меня сложились творческие отношения.
Я аккомпанировал вживую фигуристам на шоу – Евгению Плющенко, Аделине Сотниковой, Елизавете Туктамышевой, Евгении Медведевой и многим другим. А Виктории Синициной и Никите Кацалапову помогал с музыкальной адаптацией нескольких треков.
Еще много работал с ледовыми шоу Татьяны Навки. От самых первых, где я был музыкальным продюсером, до последнего спектакля, «Золушка». Там я исполнил и записал все скрипичные партии.
Наверное, поэтому со мной решать вопросы легче, чем с другими авторами. И когда возник вопрос по музыке, вспомнили обо мне.
– Вы следите за фигуркой как болельщик? Знали, кто такой Петр Гуменник?
– Естественно. Вся страна следит за нашими замечательными фигуристами, а я в этом мире так давно вращаюсь, что с удовольствием болею за ребят.
Я со многими знаком, общаюсь и, когда возникает проблема с авторскими правами, стараюсь всем помочь. Не только Пете – сейчас много случаев, когда возникают сложности с авторскими правами на зарубежные произведения. А ведь сложились такие правила, что фигуристы вынуждены решать ее сами.
В последнее время, когда я пишу музыку, сразу закладываю в нее акценты и точки для развития – чтобы это можно было обыграть на льду. Я знаю, как важен тайминг для программ – особенно если речь не про шоу, а про соревнования. Иногда мне звонят фигуристы с тренерами и просят усилить какую-то музыкальную часть, добавить акцент – всегда стараюсь помочь.
Но это, конечно, не основной мой род деятельности. Главное – концерты, продюсирование, написание музыки для кино. Например, вот-вот в прокат выйдет сказка «Царь Салтан», там я один из композиторов.
– Ваша музыка будет звучать на олимпийском льду. Какие ощущения?
– С одной стороны, невероятные – как автор музыки я горжусь тем, что она прозвучит на Играх. Это наш спортсмен, а вальс написан в русской классической музыкальной традиции. Когда я его писал, черпал вдохновение в произведениях Толстого, Пушкина и всех наших классиков. «Анна Каренина», «Война и мир», «Евгений Онегин» – конечно, на меня повлияли эти великие книги.
Отсюда и название композиции: «Вальс 1805» – год связан с временами Пушкина. Хочу отметить, что у Петра получилось очень точно передать образ из той эпохи.

Но с другой стороны, меня очень расстраивает, что Пете и его команде пришлось столкнуться с таким форс-мажором. Я не рад, что они оказались в такой стрессовой ситуации – за несколько дней до важнейшего старта.
Я знаю и понимаю фигурное катание: подготовка программы к Олимпийским играм – это колоссальный труд. А поменять накануне старта музыкальное сопровождение, которое так важно для программы – ужасная история.
Печально, что использование музыки могут запретить из-за каких-то интересов. На мой взгляд, искусство и спорт не должны быть политизированы.
Ситуация кощунственная, мягко говоря. Уже до музыки дошли, ну куда это годится. Считаю это неприемлемой историей.
Но я думаю, что у Петра стальные нервы, он парень крепкий и сильный, поэтому должно все получиться и сложиться.

– Вы не просите денег у спортсменов за свои композиции. Почему? Могли бы на этом зарабатывать.
– Можно еще каждый свой выход из дома монетизировать – какой простор для прибыли! Ок, финансы важны для всех людей – это стимул для развития и роста, но ведь деньгами все не измеряется. Может, это прозвучит банально, но есть еще душевная составляющая и реализация в творчестве.
Когда ребенок приходит в фигурное катание, он ведь не думает о финансах, он стремится к мечте и хочет покорить Олимп. В музыке ровно так же.
К тому же, я не считаю правильным думать о деньгах в такой сложной для людей ситуации. Я заработаю другим – например, за те же авторские права я получаю отчисления от кинотеатров.
Для меня очень важно, что Петр – представитель нашей страны, это наш парень, который уже столько сделал для своей олимпийской мечты. С моей стороны это не доблесть, а нормальное человеческое поведение в такой ситуации.
Я желаю Пете и Аделии, нашим замечательным ребятам, сил, побед и чтобы им ничего не помешало. Фигурное катание ведь не просто спорт, это искусство, музыка и красота. Будем за них болеть.
Больше о фигурном катании – в телеграм-канале Багрянцевой
Гуменник остался без музыки в короткой программе. И это не заговор, а политика МОК
Чему учит история Гуменника, которому запретили музыку в последний момент
Есть новая программа Гуменника! Репортаж с первой тренировки в Милане
Фото: личный архив Эдгара Акобяна; РИА Новости









Сейчас уже новости появились, что у американской, прости господи, чемпионки Эмбер Гленн появились претензии к музыке. Автор утверждает, что лейбл не выдавал ей разрешения на использование. И нет бы тихо между собой уладить, строчит в твиттере и обидки кидает. Мне кажется, что для творца, музыканта, артиста - быть таким мелочным, это днище. Спасибо Акопяну за человеческие качества и красивые композиции.
Без них бы давно все за бабло перегрызлись и самоуничтожились.
Счастья и долгих лет настоящему Человеку.
Выручил, спас программу, помог Петру и нас, болельщиков успокоил.
Можно смело говорить, что эта олимпиада для россфк сделана русско-армянским тандемом. Столько там участия армян. Включая Аделию, которая имеет армянские корни.
Отрадно, что в такой ситуации армяне пришли на помощь, а прогнулись перед русофобской политикой