Что впечатлило и огорчило на прыжковом турнире фигуристов
Если бы бана российской сборной не было, прыжковый турнир фигуристов все равно следовало придумать.
Несмотря на то, что фигурное катание в нем ужато до одного элемента (у пар – до трех), это зрелищный и понятный формат, который в меньшей степени, чем привычные соревнования, подвержен судейской субъективности.
А еще стабильно дарит сюрпризы.

Год назад Владислав Дикиджи приземлил здесь четверной аксель, в 2024-м Маргарита Базылюк пошла на исторический каскад из двух квадов, а в этот раз случилась премьера ультра-си Анастасии Мишиной и Александра Галлямова.
Чем еще запомнится чемпионат по прыжкам?
1. Регламент стал проще, хотя некоторые фигуристы все равно в нем потерялись
Главное преимущество нового формата – турнир стал короче, а от этого динамичнее. Если год назад пригласили сразу 16 парней, а у девушек никого не отсеивали в первом раунде, то теперь ограничились двумя разминками в каждом виде, а в полуфинал пускали только шестерых.
Визитку с правилами записали заранее – в 2025-м их демонстрировали вживую Маргарита Базылюк и Арсений Федотов. Пропало и ощущение хаоса: в прошлый раз организаторы по ходу турнира отменили чемпионский раунд.
Сам регламент тоже стал ощутимо проще, хотя некоторые фигуристы все равно ошибались: Марк Кондратюк прыгнул лишний лутц в личном зачете, Анна Фролова потеряла каскад из-за фальстарта, а Александра и Макар Игнатовы запутались в ограничениях на повторы во время парного исполнения комбинаций.

2. Дуэты – классный шоу-формат, но пары должны быть более сбалансированными
Параллельные прыжки существовали на этом турнире и раньше, но теперь стали полноценной дисциплиной с отдельным призовым фондом. По вау-эффекту этот раунд точно впереди остальных: кто бы мог подумать неделю назад, что Андрей Мозалев станет идеальным командным игроком?
Элемент случайности, впрочем, оказался слишком велик для серьезного турнира.
Сформировать равноценные пары в нем невозможно: у кого-то есть фора в виде совместных тренировок (золото с серебром забрали как раз одногруппники); Алиса Двоеглазова с надежными четверными обеспечивала своей паре более дорогой и разнообразный контент; а еще многое зависело от личных предпочтений в элементах.
К чести победителей (Двоеглазова и Мозалев), они рискнули пойти в финале на квад, хотя для победы хватило бы и каскада с тройными. Возможно, справедливее было бы не делить дуэты по тренерам, если некоторые одиночники остаются без партнеров и образуют пары по остаточному принципу.
Дуэт Владислава Дикиджи и Марии Захаровой, например, был заведомо обречен, хотя по отдельности оба – сильные прыгуны. Маша стабильно делает четверной тулуп, но у Влада это один из нелюбимых прыжков, который он исключил из программ.

В итоге Захаровой и Дикиджи пришлось исполнять параллельно старшие тройные – даже если бы Мария не упала в финале, отставание от серебра невозможно было компенсировать каскадом.
Кроме того, тренировались в паре они всего 35 минут – сложно за это время наработать синхронность, как у тех же Муравьевой и Семененко, занявших второе место.
3. Бойкова и Козловский проиграли стратегией или судейством?
Хотя в трансляции Максим Траньков подчеркивал, что на национальном уровне Александра Бойкова и Дмитрий Козловский не выигрывали только золото прыжкового турнира, их стратегия явно не была подчинена этому титулу.
В финале они выступали, уже зная, что свой квад Мишина и Галлямов сорвали. Для победы было достаточно чистого тройного выброса: он компенсировал бы поставленный на каскаде недокрут. Зайдя на четверной, Бойкова и Козловский сделали нерациональный, но очень атлетичный выбор.

Правила турнира работали скорее на Сашу и Диму – и возможно, именно они мотивировали Мишину и Галлямова заявить пока не доработанный выброс.
В отличие от одиночников, парникам ойлер засчитывали как отдельный прыжок – а это сразу ограничивало выбор контента. В итоге дуэты друг за другом заходили на комбинацию из тройного сальхова и двойного акселя, в финале добавляя к ней еще один аксель.
Мишина и Галлямов, между тем, несколько лет обыгрывали соперников именно прыжками, стабильно исполняя каскад из двух тройных сальховов через ойлер, стоящий на 1,5 балла дороже секвенции с акселем. Бойкова и Козловский тоже пытались его делать, но менее успешно.
Когда правила добавили веса секвенциям, сложный каскад постепенно исчез из протоколов. Но на прыжковом турнире он мог бы стать неплохим ответом квад-выбросу.
Траньков в первом раунде намекал на то, что Мишиной простили касание рукой на выбросе – надбавки получились небольшими, но все же положительными. По правилам такая ошибка действительно влечет снижение на 1 или 2 пункта, однако их можно компенсировать за счет выполнения других критериев – высоты, пролета, безусильности или хорошего положения в воздухе.

Задержка с выставлением баллов, вызвавшая смех у самих спортсменов и комментатора Василия Соловьева, который в паузу собрался за кофе, не вызвала доверия.
Даже предложение Транькова разделить призовой фонд между двумя парами, кажется, лучше помогло бы сохранить лицо организаторам.
4. Валиева стала хедлайнером турнира, даже не выйдя в финал
В финал личного турнира Камила Валиева не прошла: помешала и неудача на четверном тулупе, и неразбериха с контентом, из-за которой потерялся каскад. Но самым обсуждаемым человеком на «Навка Арене» она стала вовсе не из-за элементов – хотя количество успешных попыток квада действительно впечатляло.
Несмотря на то, что прыжковый турнир включал сразу два громких камбэка (причем Александра Трусова не выступала на соревнованиях дольше Камилы), акцент ведущие и комментаторы делали именно на последней.

Если возвращение Трусовой преподносилось скорее как семейный выход, где жена за компанию поддержала мужа на соревнованиях, то Валиеву обсуждали как полноценно перезапускающую карьеру спортсменку. С точки зрения контента Камила действительно выглядела убедительнее, хотя четверной лутц на тренировке у Саши все же был.
Возможно, по отношению к Алисе Двоеглазовой это выглядело не совсем честно: ее квады превратились в дежурное событие на фоне чествования Валиевой. С другой стороны, ультра-си с пометкой 18+ всегда воспринимались с особенным пиететом – а предыстория Камилы усилила эффект.
5. Сарновский – не сенсация, а логичный победитель прыжкового турнира
Поскольку в мужском катании камбэков не случилось (впрочем, Евгений Плющенко уже поразмышлял о возможном участии в паре с Яной Рудковской или Алексеем Ягудиным), от строго соревновательной интриги здесь ничто не отвлекало.
Хотя золото Никиты Сарновского вряд ли было полностью предсказуемо, победа условного Матвея Ветлугина или Артура Даниеляна изумила бы куда сильнее. Или, например, первое место того же Сарновского на турнире по шоу-программам.

Таким же победителем 3 года назад стал тогда еще малоизвестный Григорий Федоров – причем правила, не поощрявшие разнообразие квадов, сработали в его пользу. Сейчас регламент поменялся, но и прыжковый потенциал Сарновского сильнее.
Прыжки всегда были сильной стороной Никиты, и когда от их исполнения не приходится отвлекаться на дорожку или хореографию, он вполне способен обходить Лутфуллина с более слабым набором или Дикиджи не в пиковой форме.
Другое дело, что даже такое количество разных старших квадов не принесет Сарновскому больших титулов при демонстративном безразличии ко второй оценке.
6. Открытые протоколы и инфографика по элементам – чего пока не хватает до топ-уровня?
Хотя Елена Чайковская в мини-интервью во время турнира жаловалась, что ей не хватает артистизма, очевидно: главная проблема не в этом.

Любое соревнование делает серьезным не призовой фонд или количество звезд на трибунах, а наличие доступных зрителям протоколов. Чем больше скрытности в оценках, тем больше у публики недоверия к результатам – особенно в ситуации, когда выставление оценок затягивается, как в финале парного зачета.
На прыжковом турнире известны надбавки, выставленные арбитрами, но кто именно и за что их выставил – загадка. Комментаторы Михаил Коляда и Василий Соловьев, например, много рассуждали о том, как важно близко прыгать в дуэтах, но на оценках это, кажется, практически не отразилось.
Который год просится в трансляцию и статистика – о высоте, пролете и докрутах на прыжках. Первый канал в новостном сюжете накануне турнира обещал зрителям «подробную графику», но по факту просто добавил в эфир стандартные таблицы с названиями элементов и надбавками за них.

Хотя у президента федерации Антона Сихарулидзе свои идеи: в эфире он пошутил, что ради молодежи на трибунах можно пригласить диджея. Интересно, осуществит?
Больше текстов о фигурном катании – в телеграм-канале автора
Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович, скриншот эфира Первого канала

















Огорчило: серебро БК и Влада.
А так всӗ понравилось.
Квад Мигов состряпан на психе.
А квад БК, мощный и красивый, планомерно вытренированный.
С каждым разом он становится интереснее и, что особенно ценно, его спортивная составляющая уже начинает превалировать над чисто развлекательной.
К чему оказались не готовы ни судьи, ни даже Сихарулидзе, которому не хватило на нем диджея.
Антон Тариэльевич, то, что турнир становится все более спортивным - это не упущение его организаторов, а их заслуга!
Кого тащили, те и выиграли в парах.Судьи полчаса подгоняли баллы. Траньков был прав. разделили бы первое место.