6 мин.

Директор ФХМР Сергей Мяус серьезно раскритиковал работу своей федерации

Сергей Мяус, директор по взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов РФ и международными спортивными организациями Федерации хоккея с мячом России, выступил с резкой критикой работы своей организации. В своем интервью ТАСС он затронул вопросы предвзятого судейства, отметил бездействие нынешнего Исполкома, а также заговорил о необходимости проведения внеочередной Конференции ФХМР, что бывает при необходимости экстренной смены руководства.

Сергей Мяус долгие годы работал на руководящих должностях в ФХМР: он был вице-президентом, исполнительным директором, был также главным тренером сборной России. Сейчас он – директор по взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов РФ и международными спортивными организациями ФХМР. Кроме того, Мяус является членом Исполкома ФХМР.

Прежде всего, он отметил необходимость более открытой работы ФХМР, потому что медийность этой структуры на низком уровне:

- Я много раз говорил руководителю ФХМР о том, что в медиа нужно вкладываться: и в объем, и в человеческие ресурсы — пресс-служба должна иметь команду и несколько направлений, а также определенный медиабюджет на сезон для реализации идей и проектов.

Он также вспомнил скандально известный матч «9:11» в Архангельске с автоголами, отметив, что благодаря таким «историям» поддерживается популярность вида спорта:

- Разумеется, никто не говорит, что нужны подобные скандалы, но, чтобы быть интересным, хоккей с мячом должен открыться и раскрыться. Споры и эмоции — это часть любого вида спорта, того же футбола и хоккея. И благодаря разным историям, кстати, популярность тоже поддерживается.

Ответил Сергей Мяус и на вопрос по поводу предвзятого судейства:

— Я ведь не страус, который опускает голову в песок и ничего не замечает. Если об этом из раза в раз говорится, то нужно конкретным людям, ответственным сегодня и все последние годы за это направление, и задавать назревшие вопросы.

Вспоминая скандально известный регламент 2019 года, когда ФХМР ввела цензуру и штрафы для журналистов, Мяус сказал:

— Тогда быстро сориентировались и поняли, что нельзя опреснять сам игровой процесс. Я сам, будучи игроком и тренером, спорил и с судьями, и с тренерами, с игроками, на пресс-конференциях я выступал. Если мы выхолащиваем все и ничего не говорим, то это глупо. Спорт — это в том числе эмоции. И должен быть люфт, чтобы тренер мог сказать: да, мне работа судей не понравилась, разберите те и те эпизоды, пожалуйста. И штрафовать за это не выход. Посмотрите пресс-конференции того же легендарного Янко: когда ему надо было кого-то даже не унизить, а чуть-чуть придавить, он выбирал такой вариант русской речи, что по большому счету судьи понимали, что они не правы. А тот пункт в регламенте был просто абсурдным. Принимать нужно любую конструктивную критику, выжимая нужную информацию — она помогает перестроиться.

Здесь отметим: на самом деле в ФХМР сориентировались не так уж быстро, а только после рядя публикаций в федеральных СМИ. Регламент был принят 14 мая 2019 года, а отменен 17 июня того же года.

Этим высказыванием Мяус подтвердил то, что болельщики давно обсуждают: Исполком в ФХМР «ручной» и иногда принимает не собственные решения, а подчиняясь требованиям руководства. Еслии Сергей Мяус приветствует свободу слова, но выступил за ее ограничение, то, очевидно, на него было оказано давление, которому он не смог или не пожелал противостоять.

Это подтверждается и следующим высказыванием Мяуса – по поводу лимиту на легионеров. Весной 2019 года красноярский «Енисей» планировал пригласить двух шведских игроков, но именно Сергей Мяус выступил с инициативой ограничить лимит до одного иностранца. В то время в России играло всего несколько иностранных игроков, и проблемой это не являлось. Но Мяус не просто предложил ввести ограничение, но и проголосовал за него в качестве члена Исполкома. Хотя его личное мнение резко противоречит тому решению:

– Считаю, что даже два иностранных игрока в текущей обстановке – это нормально. В Хабаровске играют финны Томми и Туомас Мяаття, в «Кузбассе» не один год отыграл Симон Янссон, - отметил Мяус в интервью.

При этом Сергей Анатольевич заметил:

- У меня всегда было, есть и будет свое мнение. Да, когда ты работаешь под чьим-то руководством, вертикаль власти ты всегда должен соблюдать.

Таким образом, Мяус открыто дал понять, что ФХМР действительно долгие годы процветало замалчивание, необоснованное затыкание ртов, введение незаконных штрафы и прочее. И Мяус долгие годы был частью этой системы, помогая ее выстраивать.

Казалось бы, такое саморазоблачение удивительно, но не слишком, если задуматься: ради чего?

Действующий президент Борис Скрынник, которому 77 лет, в последние годы практически не появляется на крупных турнирах, на финале Кубка России в Москве 4 октября он также не присутствовал. Сейчас активно говорят о скорой смене руководителя ФХМР. Называют в числе кандидатов на смену Скрыннику и Мяуса, который не скрывает своего желания, и хотя выразил его он несколько завуалированно. На вопрос, есть ли предпосылки для того, чтобы в ближайшее время могла пройти внеочередная конференция ФХМР, он ответил:

— Отчетно-выборная конференция, как вы знаете, проходила в сентябре 2024 года. Но спустя год невозможно не признать, что хоккей с мячом нуждается в обновлении и перезагрузке. Возможно, для кого-то станет откровением, что я выступаю с открытой критикой, находясь внутри системы, но у меня есть свое видение, которое зачастую расходится с нынешним руководителем федерации. Но я прошел все ступени: игрока, тренера клуба, тренера сборной, министра спорта региона и вернулся в хоккей с мячом. И сейчас мне есть что предложить для выхода из сложившегося кризиса, учитывая и критику, и свой огромный опыт.

Очевидно, Мяус, понимая, что система «ручного управления» в народе не популярна, решил резко от нее откреститься, чтобы завоевать симпатии публики. 

Судя по тому, что в интервью Мяус неоднократно упоминает как своего союзника бывшего губернатора Кузбасса, а ныне министра энергетики РФ Сергея Цивилева, это как раз та сила, которая может в будущем способствовать назначению Мяуса. Но хотелось бы, чтобы при таких назначениях власть руководствовалась не давней дружбой, а профессиональными качествами.

Мяус открыто дал понять, что к самостоятельной работе в ФХМР он не готов, так как всю жизнь вынужден был подчиняться более сильным управленцам: Андрею Сельскому, Борису Скрыннику. А в наше время, когда жизнь диктует все новые вызовы, глава спортивной федерации должен обладать твердой рукой и жестким характером.

Взять для примера предвзятое судейство, наличие которого Мяус отрицать не стал: совершенно очевидно, что, если на него как на руководителя ФХМР будут оказывать давление с требованием обеспечить «нужный» результат, он не сможет этому противостоять. Как долгие годы не мог ничего возразить Борису Скрыннику.

К тому же сейчас, когда финансирование спорта в стране резко снижается, хоккею с мячом придется самостоятельно конкурировать за внимание спонсоров, властей, прессы, болельщиков и так далее.

В крупных регионах, как правило, несколько спортивных команд. И чтобы нашлись средства именно на хоккей с мячом, виду спорта необходимо жестко вгрызаться в борьбу. Мяус показал, что он способен быть лишь послушным исполнителем чужой воли, но не  может самостоятельно выигрывать противостояния. И даже не вступает в них. 

В своем интервью Мяус к тому же несколько раз исказил действительность в угоду более благоприятной «картинке». Например, он скрыл, что после того, как ФХМР после шума в прессе вынуждена была отменить запрет на критику, спустя какое-то она опять ввела санкции за это. И Мяус как член Исполкома принял в этом участие.

Таким образом, Мяус не только лукавит, но и придерживается двойных стандартов: себе он позволяет критику в адрес ФХМР, а других за это велит наказывать штрафами.

А замалчивание проблем и приукрашивание реальности в наше время является настоящим злом, которое не раз приводило к большим потерям. Сейчас руководители все чаще понимают, что им гораздо важнее видеть реальную картину, чем приукрашенную – потом это грозит катастрофами.

Очень хочется верить, что Министр спорта России Михаил Дегтярев понимает это. И хотя Министерство спорта России не раз отвечало, что не имеет влияния на общественные организации, коими является ФХМР, но мы все понимаем: его мнение тоже будет иметь значение.

Добавим, что санкции за критику в ФХМР до сих пор не отменены. И интервью с таким объемом данных вполне можно считать за критику. Интересно, будут ли применены меры будут применены к директору Сергею Мяусу за это интервью?..