12 мин.

Квят теперь в японских гонках спорткаров. Это круто?

После ухода из «Формулы-1» Даниил Квят пустился в настоящие гоночные путешествия.

Едва он покинул пост резервиста «Альпин» в конце 2021 года, как уже в начале следующего присоединился к российской G-Drive Racing в гонках на выносливость. Однако насыщенные планы с участием в чемпионате мира перечеркнули события февраля 2022-го. В итоге сотрудничество свелось к одной 4-часовой гонке на «Игоре Драйв».

Оставаться без дела Квят не стал. В том же 2022-м рванул в NASCAR – проехал по гонке в двух дивизионах, основном и втором. В 2024-м добавил еще один старт в младшем зачете. Параллельно познакомился с «Формулой Е» – дважды участвовал в тестах новичков, в 2023-м и 2025-м.

И все же главный фокус – гонки на выносливость. В 2023-м Даниил получил итальянскую гоночную лицензию и присоединился к «Преме» в LMP2. Позже при поддержке «Ламборгини» команда шагнула в класс гиперкаров, и Квят оформился в качестве заводского пилота марки.

Но сезон-2025 вышел непростым: «Ламборгини» покинула чемпионат мира, сосредоточилась на американской ИМСА, однако целый чемпионат не потянула. В конце года проект гиперкара был закрыт окончательно, и марка сконцентрировалась лишь на категории «Гран Туризмо».

Квят, сохранивший должность заводского гонщика, в 2026-м получил возможность проявить себя в другом популярном кузовном чемпионате – японской серии «Супер ГТ».

Для тех, кто далек от мира спорткаров, переход может показаться странным. На деле – это мощный трансфер. И вот почему.

Что такое «Супер ГТ»?

Серия появилась в 1993-м под названием JGTC (All Japan Grand Touring Car Championship – Японский чемпионат «Гран Туризмо»). В 2005-м ее переименовали в «Супер ГТ» – календарь расширился, к гонке в Малайзии добавился этап в Китае. Называть чемпионат национальным стало странно, поэтому организаторы выбрали более универсальное имя.

Но суть осталась прежней – это гоночное лицо японских спорткаров.

С первых сезонов существуют две категории – GT500 и GT300.

GT500 – класс производителей. Здесь выступают силуэт-прототипы: внешне они напоминают серийные модели, но внутри – чистая гоночная инженерия мощностью около 650 л.с. Эти машины мощнее некогда грозной категории GT1, от которой в конце 1990-х отказались даже в «24 часах Ле-Мана» из-за запредельных расходов.

Главные силы GT500 – «Тойота», «Хонда» и «Ниссан». В разные годы здесь выступали Supra A80, GT-R R34, NSX. Сейчас гоняют GR Supra A90, Z NISMO и дебютирующий Prelude GT.

Иностранцы тоже бывали. В 1995-м «Порше» взял командный титул с 911 GT2, в 1996-м «Макларен» F1 выиграл и командный, и личный зачет. Но в современной истории «Супер ГТ» в GT500 зарубежных машин уже нет. Разве что в 2019-м провели совместную гонку с немецкой ДТМ – Super GT x DTM Dream Race на «Фудзи Спидвей».

Квят поедет в GT300 – в экипаже JLOC за рулем «Ламборгини». 

И слово «второй» пусть не смущает. Этот класс, на самом деле, местами даже круче главного.

Категория Квята – настоящий праздник автоспорта

GT300 ближе к международным стандартам GT3, но с японским характером. По мощности немного скромнее, зато допускает участие более простых силуэт-прототипов.

Это класс частников, хотя уровень заводской поддержки разный. Кто-то тесно работает с производителем, кто-то – почти автономен.

Например, Saitama Green Brave – команда дилерского центра Saitama Toyopet, работающего с «Тойотой». Здесь поддержка чувствуется – вплоть до инженеров из японской компании.

А есть Goodsmile Racing & TeamUKYO. Команду создал бывший пилот «Формулы-1» Юке Катаяма. Позже к проекту подключилась Good Smile – компания, известная товарами для хобби и связью с Vocaloid и виртуальной певицей Хацунэ Мику. Ее изображение уже несколько лет украшает «Мерседес» команды.

В GT300 настоящее техническое разнообразие. Помимо «Ламборгини» Квята здесь гоняют:

• «Тойота» GR86 GT300
• «Мерседес» AMG GT3 Evo
• «Феррари» 296 GT3 Evo
• «Ниссан» Fairlady Z GT300 (RZ34)
• «Лексус» RC F GT3
• «Тойота» GR Supra GT300
• «Лексус» LC 500h GT
• «Ниссан» GT-R Nismo GT3
• «Субару» BRZ GT300
• «Порше» 911 GT3-R
• «Астон Мартин» Vantage AMR GT3 Evo

Таким разнообразием не может похвастаться ни один крупный чемпионат спорткаров.

Японцы сумели избежать «проклятия» GT3. В Европе категория оказалась столь массовой, что на нее перешли почти все серии – от «24 часов Ле-Мана» до региональных марафонов. В итоге из-за одинаковой техники почти полностью исчезла местная идентичность.

Самый показательный пример – немецкая ДТМ. После кризиса 2021 года серия полностью ушла в GT3 и тем самым стерла собственный уникальный образ.

«Супер ГТ» сумела сохранить собственное лицо: японцы переработали машины под свои требования и уникальность чемпионата. И в этом его ценность.

Что нужно знать о команде и машине Квята: какие плюсы и минусы, получится ли побороться за титул?

Квят будет выступать за JLOC – Japan Lamborghini Owners’ Club – японский клуб владельцев «Ламборгини».

Команду основали в 1993-м, и связь с производителем у нее давняя. Дебют в 1995-м состоялся благодаря тому, что клуб попросил «Ламборгини» доработать Diablo под регламент – и итальянцы омологировали три машины.

Сам факт появления Квята как заводского пилота подтверждает тесный контакт. Последний раз представитель итальянской марки гонялся здесь в 2018-м – тогда за JLOC выступал Марко Мапелли.

Пока неясно, на чем поедет Даниил. В 2024-м команда использовала Huracan GT3. Сейчас «Ламборгини» продвигает новую Temerario GT3 – ее уже подтвердили в ДТМ. В JLOC обсуждали смену техники, но окончательного решения нет. Руководитель Исао Норитакэ говорил, что все зависит от бизнес-плана «Ламборгини».

Вероятнее всего, в «Супер ГТ» останется Huracan GT3. Возможно, Temerario появится лишь на тестах.

Huracan GT3 – машина на базе «Ауди» R8 с атмосферным V10 до 640 л.с. Звучит грозно, но в «Супер ГТ» действует баланс производительности: быстрых притормаживают, медленных подтягивают – через ограничение мощности и веса.

Сильная сторона Huracan – темп в медленных и средних поворотах и стабильное торможение. Вес смещен к передней оси, машина охотно ныряет в апекс – стиль, который может подойти Квяту.

Но рабочее окно узкое. Ошибся с настройками – и резкая поворачиваемость превращается в нервную нестабильность. Добавим к этому слова технического директора «Ламборгини» Рувена Мора: машина не создана для обгонов в поворотах. Ее козырь – прямые. И тот часто гасится балансом производительности.

Плюс проблема с воздухом: маленький воздухозаборник на крыше. В слипстриме двигатель может недополучать воздух – и мощность для атаки падает.

Именно это ярко проявилось в 2025-м.

В 2024-м JLOC стала чемпионом GT300 – 4 победы из 8, титулы в обоих зачетах. Но затем рестриктор урезали с 51 до 48 мм. Для команды это был удар.

Норитакэ признавался, что после первой гонки сезона он «не мог собраться с мыслями». Итог – ни одной победы и лишь один подиум, 12-е место в чемпионате.

В 2026-м баланс могут пересмотреть. Возможно, соперников слегка прижмут. Но многое зависит от техники.

Одно ясно – боевые гонки с участием Квята мы точно увидим.

А что об этом думает сам Даниил? Говорит, что придется многому учиться – но он готов

Квят признал: программа «Ламборгини» в гиперкарах провалилась – однако желание продолжить сотрудничество никуда не делось. Вариантов было несколько, и из них пилот выбрал именно японскую серию.

«Когда я увидел возможность присоединиться к JLOC, то тут же обратил на нее внимание. Я подумал, что это хороший шанс выступить в Японии. «Супер ГТ» – чемпионат с очень хорошей репутацией. Отличный шанс узнать трассы и японскую гоночную культуру.

Идеальный шаг в японский автоспорт, который давно был в моем списке. Я всегда восхищался этой страной, культурой – они с огромной страстью относятся к машинам. Будет здорово закрепиться там», – сказал Даниил.

При этом Квят осознает – легко не будет. И дело не только в том, что это первый опыт в GT – проблема в особенности чемпионата. Например, Квят еще не работал с местными поставщиками шин, а значит не знает тонкостей поведения машины:

«Придется быстро учиться. В Европе и Японии используют совершенно разные шины, так что с этим тоже нужно будет разобраться – но ничего особого. У меня, например, был схожий опыт в NASCAR, и все было в порядке.

Будут некоторые трассы, где нужно будет быстро адаптироваться, также будут треки, где придется выступать без возможности устроить пробный заезд – но, если судить по моему опыту, к трассе можно быстро привыкнуть, так что я не особо переживаю по этому поводу».

Кстати, Квят не первый звездный иностранец в «Супер ГТ». В разные годы на разных стадиях карьеры здесь выступало много известных пилотов – правда, в категории GT500. Некоторые даже становились чемпионами:

  • Бывший пилот «Ф-1» Педро де ла Роса – в 1997-м за рулем «Тойоты» Supra

  • Еще один экс-пилот «Ф-1» Хейкки Ковалайнен – в 2016-м на «Лексусе» RC F

  • Чемпион «Ф-1» 2009 года Дженсон Баттон – в 2018-м на «Хонде» NSX

  • Нынешний лидер «Формулы Е» Ник Кэссиди – в 2017-м на «Лексусе» LC 500

  • Трехкратный победитель «24 часов Ле-Мана» Андре Лоттерер – в 2006-м и 2009-м за рулем «Лексуса» SC 430

В GT300 именитые иностранцы почти не гонялись. Самые яркие гонщики – это четырехкратный чемпион «Индикара» Алекс Палоу и сын экс-гонщика «Ф-1» Джулиано Алези, который появился в «Супер ГТ» в 2021-м и позже перебрался в высшую категорию – где до сих пор продолжает выступать.

Оба здесь без крупных достижений, хотя Палоу со своим экипажем один раз сумел добраться до 2-го места. Впрочем, испанец провел всего сезон, после которого отправился покорять «Индикар».

У Квята на Японию серьезные планы:

«Мы не знаем, что тут произойдет. Для начала важно сфокусироваться на GT300 и посмотреть, что из этого выйдет, но в будущем можно обсудить и другие варианты.

Это идеальный трамплин для входа в мир японского автоспорта – моей давней цели. Я всегда восхищался этой страной и ее культурой. В Японии с большой страстью относятся к автомобилям – поэтому здорово здесь обосноваться. В будущем здесь можно обнаружить много возможностей».

Намеки Квята прозрачны: судя по всему, он допускает возможность будущего перехода в GT500, а также явно планирует совместить выступления в «Супер ГТ» с другими сериями – скорее всего, с японской «Супер-Формулой» (в которую он не попал два года назад из-за санкций). Нельзя исключать появления Даниила и в других чемпионатах GT за рулем «Ламборгини» – для гонок спорткаров это вполне нормальная практика.

Похоже, в отличие от прошлого года, в 2026-м у Квята будет очень много гоночной практики.

Что еще почитать про Квята:

Фото: Gettyimages/Jonathan Bachman / Stringer, James Gilbert / Stringer; Joao Filipe/Keystone Press Agency, IMAGO/CLEMENT MARIN/Global Look Press; East News/Hazrin Yeob Men Shah/Icon Sportswire; supergt.net