13 мин.

Безумный год «Ф-1» в удобном дайджесте: 1 месяц – 1 мегасобытие

Быстрый дайджест.

Безумный 2025-й подходит к концу – в «Формуле-1» за это время, кажется, хватило событий на пару сезонов.

Еще бы: ведь теперь в календаре 24 Гран-при (на треть больше расписания прошлых лет!) с отдельными спринтами, а пелотон уплотнился настолько, что в квалификациях разница между лучшей и худшей машинами иногда составляла не больше секунды на круге.

Под занавес сезона все только и о говорили о внезапной дозачистке «Ред Булл» и уходе архитектора молодежной программы серии Гельмута Марко, о титуле Ландо Норриса при почти удавшемся «величайшем камбэке в истории» Макса Ферстаппена…

В итоге четырехкратный чемпион мира довольствовался психологической победой по выигранным Гран-при за год (8-7) и перехватом первой позиции по кругам лидирования (454 против 452 у Пиастри – буквально на ленточке!). Макс завершил год объявлением нового номера, под которым будет выступать в 2026-м: чемпионская «единичка» уплыла – теперь на машине Ферстаппена будет нанесен №3.

Но чем же запомнился каждый месяц?

Январь: ажиотаж по первым дням Хэмилтона в «Феррари»

Сейчас это кажется безумием, но в начале года дебют семикратного чемпиона в Скудерии занимал все гоночное медиапространство. Эксперты обсуждали, поможет ли №44 в последнем рывке алых к титулам после второго места Кубка конструкторов в 2024-м, и называли команду из Маранелло одним из скрытых фаворитов сезона.

20 января Хэмилтон приехал на первый рабочий день в новой команде – в шикарном костюме – сфоткался с любимым суперкаром F40 и тут же побил рекорд лайков в инстаграме по связанным с «Ф-1» постам.

Он тут же захватил первые полосы итальянских газет и журналов, его ждали 2 тысячи тифози, а первые тесты караулили сотни репортеров. Встречу Льюиса и его выезд в прямом эфире передавали на Sky Sports F1 и стримили в NOW TV для тиктока – с командировками съемочных команд (и британских, и итальянских).

Самое яркое появление за всю историю «Ф-1»?

Февраль: первая общая презентация болидов «Ф-1» и свист Ферстаппену

В 2025-м «Формула-1» отмечала 75-летие.

Специально для этого организаторы собрали все команды на лондонской арене O2 для общей презентации ливрей, команд и пилотов под названием F1-75 LIVE. Каждому коллективу выделили 7 минут на шоу, 16 тысяч билетов стоимостью в сотню фунтов размели за 20 минут, шоу показывали по ТВ в прямом эфире в 37 странах, а онлайн-трансляция собрала около 7,5 млн просмотров и еще 3 млн – хайлайтами.

Успех события – мощнейший момент для развития бизнеса «Ф-1». С F1 75 Live стартовали новые концертные программы F1 Grid Gigs для трибун перед стартом гонок, и для будущих сезонов менеджерская компания гонок уже пообещала новые похожие шоу.

Но самый резонансный момент – свист в адрес Ферстаппена.

Под соответствующие комментарии британской прессы. «Это была пантомима, и это было великолепно», – писал The Guardian.

Иронично, но после лета любой успех Макса встречали овациями – даже тифози на Гран-при Италии. 

Март: внезапная победа Хэмилтона в спринте на Гран-при Китая и двойной дисквал «Феррари»

После предсезонных тестов и первых неудачных Гран-при мало кто ждал от Хэмилтона реального прорыва. Тем внезапнее выглядел его поул к спринту в Китае и последовавшая победа.

В основном Гран-при Хэмилтон и Леклер вернулись к битве за пятую позицию, но… После финиша их ждал сюрприз – двойной дисквал за износ планки под днищем.

Этот бич станет кошмаром Скудерии на весь сезон: оказалось, болид нельзя настраивать самым эффективным образом на любой трассе. «Феррари» зажало выбором: либо делать машину побыстрее и рисковать нарушениями регламента, либо половину гонки терять темп и экономить ресурс болида, либо снижать прижимную силу и управляемость.

Лучше всех ситуацию после Гран-при Китая описала туринская газета Tuttosport: «Феррари» прыгнула в пропасть, из которой сложно выбраться». 

Апрель: восхождение Пиастри – смелейший обгон Ферстаппена

Второй пилот «Макларена» Оскар Пиастри поехал на уровне претендента на титул со старта сезона – не отставал от Норриса и прессинговал его с первых метров.

Австралиец выиграл Гран-при Китая и Гран-при Бахрейна, а сильнейший маневр продемонстрировал на Гран-при Саудовской Аравии: напарник Норрис разбил болид в квалификации, зато Пиастри стартовал с первого ряда и вышвырнул Ферстаппена с первого места.

Пиастри первым из пелотона доказал: он не боится Безумного Макса и готов к играм по жестким правилам могучего соперника.

Оскар выиграл ту гонку и вышел в лидеры чемпионата. Тогда-то мир и понял: в «Ф-1» действительно появилась новая сила.

Май: Поворотный для сезона поул Норриса на Гран-при Монако

Потеря лидерства в чемпионате сказалась на Норрисе: он занялся самокопанием и сильно засомневался в собственных силах. Уже после завершения сезона англичанин признал: поворотным моментом стала майская квалификация в Монако – Норрис выдал мегакруг и установил рекорд трассы.

«Последний раз, когда я разрыдался – впервые за последние лет десять – после решающего круга квалификации в Монако. Этот момент стал еще одним доказательством для меня, что я ошибался в себе после серии неудачных выступлений.

Мне просто не давались квалификации. Хотя они всегда были моей сильной стороной и подходили мне больше всего. Сильнейшая моя сторона с картинга. Все квалификационные результаты всегда зависели от меня, и в начале сезона они не давались.

В тот уик-энд в Монако я впервые выключил разрывы во времени по секторам на дисплее руля, чтобы не видеть, еду я круг лучше или хуже. И тот круг в квалификации – один из лучших моментов карьеры, потому что я чуть ли не сомневался в себе больше всего за все время, в самый важный сезон. За тот круг – 69 секунд – мне нужно было все перевернуть. Это был момент переопределения самого себя в собственной голове».

На следующий день после поула Ландо выиграл гонку и остался в титульной схватке. Может, майское помутнение Ферстаппена на Гран-при Испании и банзай-атака на Расселла выглядела ярче, но для динамики года просветление Норриса точно важнее.

Июнь: Крэш Пиастри и Норриса на Гран-при Канады

Два главных (на тот момент) претендента на титул наконец сошлись колесо в колесо – и дошли до контакта!

В моменте выглядело как задел на огромный скандал и потенциальный раскол в команде, но Норрис быстро признал ошибку, а ситуацию «заиграли».

По степени яркости и скандальности с аварией главных претендентов может посоперничать только премьера фильма про «Ф-1» с Брэдом Питтом в главной роли – но все-таки его снимали три года, активная рекламная кампания с премьерами и визитами голливудских актеров на этапы и в города Гран-при шла с осени и немного размазала вау-эффект.

Июль: Подиум Хюлькенберга на Гран-при Великобритании

Возможно, вообще главная и самая яркая история сезона, которая подчеркнула, насколько же уравнялась «Ф-1» в эпоху потолка расходов.

Недавний аутсайдер «Заубер» угадал со стратегией в хаотичной дождевой гонке и запустил в топ-3 ветерана с рекордом по Гран-при без подиумов (239-й старт – причем с 19-й позиции!) Но дальше 38-летний Хюлькенберг выдержал сам – «Феррари» Хэмилтона не достала по естественным причинам более слабого темпа. Никаких подарков в виде сходов или аварий конкурентов!.

Нико настолько не был знаком с процедурами, что даже забыл принести в подиумную комнату шлем. Ему помог будущий чемпион мира!

Вероятность такого события приравнивалась к признанию Земли плоской и второго пришествия Христа. Вот все факты об этом чуде. 

Август: Дно и разворот «Ред Булл»

Ферстаппен без форс-мажоров квалифицировался 8-м, приехал на финиш 9-м – и параллельно ничего не мог поделать с «Заубером» Бортолето. Звучал по радио абсолютно уничтоженным.

«Ред Булл» ушел на летний перерыв в худшем состоянии за годы: после увольнения в июле многолетнего шефа Кристиана Хорнера казалось, будто команда коснулась дна и не сможет выплыть.

Тем сенсационнее стал подиум на следующем же Гран-при Нидерландов и возвращение скорости в сентябре.

Сентябрь: Крэш Пиастри на Гран-при Азербайджана

Этап, сокрушивший лидера «Ф-1»: две аварии, фальстарт, 0 очков. Ключевая и решающая ошибка – крэш на первом же круге при агрессивной попытке прорваться сквозь пелотон.

Пока соперники разыгрывали 25 очков и сокращали отставание, Оскар грустно сидел на посту маршала и смотрел гонку по смартфону.

Именно в тот момент и началась череда катастроф австралийца – серия из шести провальных Гран-при, которая стоила ему шансов на титул.

Октябрь: титул «Макларена» и скандал с командной тактикой

Английская команда превзошла рекордную подиумную серию времен Сенны и Проста еще в сентябре на Гран-при Италии, но ждать формального взятия титула пришлось до октябрьской поездки в Сингапур.

В Азии «Макларен» не обошелся без скандала: Норрис обогнал Пиастри после неловкой борьбы на старте и контакта, а команда нашла в собственных «правилах папайи» повод не восстанавливать справедливость.

Момент довершило отсутствие Пиастри на первой же церемонии чествования – после этого слухи о неравном отношении и фаворитизме в пользу Норриса больше не утихали. Как и предположения о намеренном саботаже и критика за неравное отношение.

К слову, именно на «Марина-Бэй» Норрис выиграл дополнительные 3 балла из-за решения команды – если бы он не полез на обгон или «Макларен» приказал провести обратный размен позиций, в финальном Гран-при Абу-Даби вновь короновали бы Ферстаппена с преимуществом в 1 балл.

Ноябрь: двойная дисквалификация «Макларена» на Гран-при Лас-Вегаса

Самый скандальный момент осени, ожесточивший битву за титул. Чемпионская команда потеряла практики из-за красных флагов и отказа телеметрии и просчиталась с настройкой машины. В результате – та же история, что и у «Феррари» в Китае: проверка после финиша, долгие слушания, обоюдное снятие.

Вместо подиума Норриса кубки достались парням из «Мерседеса», а разговоры о «величайшем камбэке Ферстаппена» обросли реалистичностью и превратили финал в нервное зрелище.

Декабрь: конец зачистки «Ред Булл» – уход Гельмута Марко и его разгромные комментарии

Давайте по-честному: к победе одного из парней на «Макларене» все ментально подготовились за длинный сезон и пору оранжевого доминирования. Сомнения в победе Норриса или Пиастри появлялись только после их провалов, даже перед финалом задел Ландо оставался большим. Итоговый исход – закономерный и логичный.

А вот внезапное расставание «Ред Булл» еще и с организатором ее молодежной структуры и главным советником по автоспорту – по-настоящему сейсмическое событие.

Казалось, что Марко выиграл-таки войну за власть и сохранил место в компании под покровительством Ферстаппена – с лета слухи о его потенциальном уходе утихли. Но после финального этапа инсайдеры резко анонсировали расставание, сам Гельмут не стал ничего опровергать – и через пару дней пути последнего мастодонта «Ред Булл» и самой команды действительно разошлись. От доминаторов 2023-го остались только Ферстаппен и пара инженеров.

Гельмут получил $10 млн отступных за неотработанные 2 года контракта и теперь швыряется бомбами: подтвердил войну за власть (поставив себя на стороне «Австрии» против эгоистичного и независимого Хорнера) и обвинил бывшего соправителя во вранье. Кажется, здесь будет продолжение.

А какое событие из каждого месяца запомнилось вам?

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Clive Mason