12 мин.

10 лучших гонщиков «Формулы-1» в 2011 году

10-е место: Камуи Кобаяси

Японец справился с испытанием, в профессиональном спорте традиционно называемым «синдромом второго сезона». В этот период у дебютантов (особенно тех, что громко заявили о себе при взлете) то и дело наблюдается стагнация. От скорости и эффективности ее преодоления зависит, сможет ли человек перейти на более высокую ступень мастерства и закрепиться в топовой когорте.

В 2011-м Камуи заправским самураем преодолел целую серию испытаний. Прежде всего, разобрался в тонкостях прогрева и темпах износа шин, хоть и угробил на это добрые полсезона. Для укрощения аэродинамически чуткого «Заубера» сия дилемма была сродни гамлетовскому «быть или не быть» — и одно время азиат герра Петера своим решением расстраивал. Благо потом дело пошло на поправку.

Следом Кобаяси разбирался в том, как вести себя в статусе первого пилота. Для гонщика, еще недавно крутившего баранку отнюдь не блестящего по потенциалу болида GP2, шапка Мономаха определенно не по размеру. Тем не менее и ее кое-как Камуи на голову водрузил. Вспомнить хотя бы, как гневно команда отреагировала на слухи о его возможном увольнении, и сколь теплые слова заслужил он от своей бригады и руководства в целом по окончании чемпионата. Простой корпоративной этикой это не объяснить. Да и одобрение инженеров развивать модель-2012 в избранном пилотами направлении говорит о многом.

Наконец, Кобаяси не сорвало крышу от успеха. Он не стал спекулировать на собственном прогрессе, гоняться за контрактами в более состоятельных командах или искать добра от добра в закулисных играх. Трезво оценивая возможности, японец предпочел расти дальше вместе с постепенно входящим в силу коллективом. И, думается, сделал правильный выбор.

Фото:

9-е место: Хейкки Ковалайнен

Уважать финна можно только за то, что он не пасует и не тушуется перед трудностями. На машине, собранной «Лотусом» в начале сезона, смело можно было монтировать барабанную установку — концепции кара она бы точно не нарушила. Другое дело, что Ковалайнен бы игрой на ударных добавил в карму собственного обожания еще сотню пунктов — как это произошло после его летнего совместного выступления вместе с группой Nightwish.

Однако блондин кататься по планете с гастролями не стал, а в компании с механиками и инженерами крутил все подряд, чтобы хоть как-то добавить болиду скорости. Пока Ярно Трулли сетовал на жесткую рулевую колонку, финн боролся с нею, наматывая круги в режиме безнадежного доезда, дабы собрать как можно больше информации для дальнейшей оптимизации узлов. Пока Карун Чандок радовал многомиллионную индийскую семью позерством на камеру, Хейкки опытным путем — вылетами и сходами — проверял предложенные во время брифингов технические изменения. Пока 16 пилотов боролись за попадание в очковую зону, Ковалайнен стремился хотя бы финишировать, ну а при удачном стечение обстоятельств обойти пилотов «Маруси»» и «ХРТ».

А теперь посмотрите на видео. Как говорится, есть вещи, которые не купишь за деньги.

В нашем случае они лучше всяких других слов объяснят включение Хейкки в список лучших пилотов года.

Фото:

8-е место: Серхио Перес

Перед стартом чемпионата мексиканец расценивался некоторыми болельщиками как очередной рента-драйвер, получивший место в «Заубере» лишь за счет спонсоров. Однако после финиша Гран-при Австралии выяснилось, что это далеко не так. Серхио способен бережно работать с шинами, ехать быстрее напарника, а также реализовывать не самую простую гоночную стратегию.

Авария в Монако слегка остудила боевой пыл Переса, а также вывела пилота из строя перед гонками, в которых «Заубер» еще претендовал на серьезные очки. Увы, в оставшейся части первенства на хуже развивавшейся, чем у конкурентов, машине Чеко реже удавалось продемонстрировать свои таланты.

В итоге он хоть и проиграл более опытному Кобаяси по очкам и результативным финишам в гонках, зато здорово смотрелся на одном быстром круге, что для «первогодки» – несомненный успех. Восьмое место в рейтинге, скорее, аванс перспективному спортсмену, однако если мексиканец продолжит прогрессировать в том же духе, то его ждет большое будущее. Возможно, в «Феррари».

Фото:

7-е место: Пол ди Реста

В современном автоспорте найдется мало успешных спортсменов, способных без особых трудностей кочевать между разными по характеру гоночными сериями. Примеры Себа Бурдэ или Сэма Хорниша-младшего одни из самых ярких – из чемпионов «Чампкара» и «Индикара» они превратились в середняков «Формулы-1» и НАСКАР.

Тем удивительнее судьба Пола ди Ресты, сумевшего сначала выиграть титул в кузовных гонках ДТМ, а затем гладко влиться в пелотон «Формулы-1» – словно он выступал в этом чемпионате долгие годы.

Лучший новичок сезона поразил экспертов потрясающей стабильностью, грамотной работой с шинами и способностью учиться. Он набирал очки в тех гонках, когда машина была наименее конкурентоспособной, а также быстро осознал, что терпение и аккуратность могут дать больше, чем красивый, но рискованный маневр. На Гран-при Сингапура Пол продемонстрировал не по годам зрелый пилотаж, финишировав шестым.

Фото:

6-е место: Адриан Сутиль

Никто не знает, что творилось в голове у немца после скандальной истории в одном из ночных клубов Шанхая, однако чем больше проходило времени с того события, тем сильнее выступал Адриан. Он справился с давлением и сумел переломить ход внутрикомандного сражения с ди Рестой, набрав в заключительных гонках значительно больше очков, чем напарник.

На родном этапе в Германии Сутиль финишировал шестым – после впечатляющего квалификационного выступления на холодной трассе, – а на заключительном этапе в Бразилии повторил свое лучшее достижение сезона, тем самым ударно закончив пятилетку в конюшне из Сильверстоуна.

Будет жаль, если такой талант останется без кокпита в 2012 году.

Фото:

5-е место: Нико Росберг

Нико – один из самых незаметных героев прошедшего чемпионата. Кто-то скажет, что он средненько провел сезон, не прыгнув выше головы, но мы считаем стабильность признаком мастерства и профессионализма.

В 19-ти квалификациях сезона Росберг лишь один раз опустился ниже 9-й строчки – когда не смог выехать на трассу из-за механических проблем. Он лишь дважды (из-за соперников) не добирался до финиша, а до подиумов Нико не дотягивался в основном из-за прожорливого характера болида W02 в отношении шин и топлива.

Те, у кого есть глаза, прекрасно видели, на что способен Росберг – блестящий старт в Бельгии и лидирование в Китае словно говорят, что если этот парень получит в свое распоряжение машину, способную побеждать, он обязательно добьется успеха.

Фото:

4-е место: Льюис Хэмилтон

Талант Льюиса не подлежит сомнению. По чистой скорости британец – один из быстрейших пилотов «Формулы-1». Когда Хэмилтон отлично настроен на гонку, когда его не терзают душевные сомнения, а у болида есть четыре колеса – будьте уверены, Льюис будет не ехать, а лететь по трассе.

В год тотального доминирования «Ред Булл» пилот «Макларена» смог ухватить три победы: в Китае, Германии и Абу-Даби. Первые две можно смело назвать шедеврами – в этих гонках британец сражался как лев: прорывался и обгонял соперников так, словно выступал в собственной лиге; а в последней уверенно лидировал в стиле чемпиона этого года.

Однако в нашем рейтинге Льюис лишь четвертый. В 2011 году он нанял новых менеджеров и помирился с папой, но расстался с любимой девушкой и лишился душевного покоя. Временами Хэмилтон был намного быстрее напарника, но терял преимущество из-за глупых аварий и обычной неосторожности. Столкновения с Алонсо, Баттоном, Кобаяси и, конечно, с Массой – такого количества инцидентов, пожалуй, не позволил себе ни один другой лидер в пелотоне.

Если Льюис хочет снова выиграть чемпионат мира, ему следует стать намного хладнокровнее и расчетливее.

Фото:

3-е место: Фернандо Алонсо

В этом сезоне испанец был вынужден вызывать на бой чуть ли не весь мир. Двукратный чемпион мира, не умеющий проигрывать, находился в самой титулованной команде планеты. Но вместо болида, претендующего на стабильное попадание в призы, поначалу получил механизм сомнительного качества. Неверная калибровка новой аэродинамической трубы стоила «Феррари» уймы денег, выброшенных на модернизацию откаченной к азам модели, и времени, потраченных на поиск и устранение неисправностей. Ряду больших боссов техподразделений это, правда, стоило еще и работы, но эти страдания вынесем за скобки — как-никак, люди не справились с профильными обязанностями.

А вот Нандо, напротив, сделал все, что мог, порой даже прыгая выше головы. Постоянно пребывая в режиме убийцы, он прорывался в призовые тройки на автодромах, чьи профили кардинально разнились. И тем самым доказывал, что ныне в пелотоне нет более искусного пилота атакующей стилистики. Насколько это было сложно, поклонники «Ф-1» понимали всякий раз, когда смотрели на синхронное с испанцем этапное передвижение его напарника. Фелипе Масса порой не выжимал из болида и половины потенциала, жалуясь то на капризы менявших свойства покрышек, то на нестабильность носовой части машины, то необъяснимый недостаток скорости. Добавьте сюда психологическое давление, традиционно сказывающееся на пилотов Скудерии, и поймете, что Алонсо во второй половине сезона и вправду заслуживал самых лестных слов за перфомансы на требовательных к технике пилотирования трассах.

Фото:

2-е место: Себастьян Феттель

Чемпион мира более чем убедительно подтвердил прошлогодний титул, взяв верх в 11ти из 19-ти этапов и обставив ближайшего преследователя в индивидуальном зачете на 122 балла. Кроме того, немец на единицу превзошел квалификационный рекорд Найджела Мэнселла, державшийся с 1992 года — тогда пилот «Уильямса» 14 раз занимал самое выгодное место на стартовой решетке. Также на наш выбор повлияла поразительная стабильность лидера «Ред Булл». Он всего раз сходил с дистанции из-за механической поломки и помимо этого случая лишь однажды финишировал за пределами подиума.

Возникает резонный вопрос: почему Феттель не расположился на первой строчке чарта? Отвечаем. С одной стороны, задача у немца была чуть легче, нежели у основных конкурентов, поскольку созданный Эдрианом Ньюи болид не знал себе равных в линейке моделей-2011. С другой стороны, режим благоприятствования, созданный Себу в техническом аспекте и психологическом поле, по умолчанию облегчал его выступления. Как минимум в сравнении с пилотами, что одновременно боролись с напарниками внутри конюшни. Ну и, разумеется, очень трудно установить, сколько же средств на самом деле потратил концерн австрийского мультимиллионера на развитие кара. Есть подозрение, что перерасход лимита, обговоренного командами, составил приличный процент.

Тем не менее отрицать профессиональный рост Феттеля глупо. Он практически полностью избавился от юношеской импульсивности при принятии ключевых решений в гонке, очевидно прибавил в прохождении быстрых кругов по ходу субботних заездов и — если верить техническому департаменту «быков» — стал куда интенсивнее и продуктивнее обсуждать пути развития и доработки машины вплоть до мелких нюансов.

Фото: /Alex Domanski

1-е место: Дженсон Баттон

За два года чемпион мира-2009 превратился в глазах общественности из человека, совершившего на пике карьеры грубейшую трансферную ошибку, в едва ли не самого интересного пилота современности. Если угодно, гонщика позднего раскрытия, чье второе дыхание сегодня ловят миллионы поклонников во всем мире. Британец шел в «Макларен» как номинальный подмастерье, вторая скрипка, которая за счет феноменальной технической выучки в обращении с шинами поможет гуру Уокинга решить последнюю реальную проблему на пути к мировому господству. В качестве подарка с барского плеча многие аналитики отвешивали Баттону перманентные финиши на подиуме и титул вице-чемпиона мира в год неминуемого триумфа Льюиса Хэмилтона.

Однако Дженс, потратив на адаптацию всего сезон, принялся срывать джек-пот за джек-потом. Оперативное нахождение общего языка с шинами «Пирелли», помноженное на удачный кадровый подбор в команду обслуживания, обеспечили гонщику стабильно высокие результаты на трассах, идеально подходивших «Макларену». Треки же, чей профиль «серебряным» претил, брались за счет тактической смекалки Баттона и настойчивости при отстаивании решений в переговорах с капитанским мостиком.

Помимо баллов за доблесть и мужество островитянин получил от нас и очковый бонус за кооперацию в сфере межкомандных отношений. Несмотря на острую конкуренцию внутри конюшни, Дженсон сохранил не просто товарищеские отношения с соотечественником, но перевел их на рельсы сотрудничества. Добытая спортсменами информация в полном объеме стекается в аналитический центр, обрабатывается и раскладывается по полочкам обоими штабами. И только после этого каждая ставка вырабатывает собственный план действий. Это позволяет экономить время и ресурсы техническому персоналу, а заодно уберегает пилотов от повторения чужих ошибок. Думается, если бы не весенние ошибки «Макларена» в попытках скопировать систему переднего выхлопа «Лотус-Рено», такой принцип взаимовыгодного сотрудничества пилотов позволил бы команде более активно вести борьбу с «Ред Булл». Впрочем, второе место Баттона по итогам года тоже следует признать успешным.

Фото: /Getty Images/Ker Robertson