7 мин.

Возмутители спокойствия

О командах, борющихся в нынешнем чемпионате за победы и подиумы, сказано уже так много, что мы не будем лишний раз напоминать читателям и заострять их внимание на всех новинках «Ред Булл», «Феррари» и «Макларена», причинах отставания Виталия Петрова от Роберта Кубицы и проблемах Михаэля Шумахера. Вместо этого кратко отразим динамику выступлений лучших коллективов и гонщиков сезона-2010 и постараемся сделать соответствующие выводы.

«Рено» и «Мерседес»

К началу сезона-2010 конюшни из Энстоуна и Брэкли подошли в несколько различных кондициях. Несмотря на то, что обе команды в конце прошлого года облегченно вздохнули по поводу финансового вопроса (концерн «Рено» продал часть акций бизнесмену Жерару Лопесу, а «Браун» был куплен «Мерседесом»), разница в выступлениях в 2009-м привела к тому, что коллектив Росса Брауна взялся за разработку новой машины в не очень уютных условиях (борьба за чемпионский титул и отсутствие финансов вынудили пойти на компромиссы), в то время как в «Рено», напротив, решили как можно раньше сосредоточиться на машине образца 2010 года.

Поэтому во время первых тестов настроение в командах было разным. Норберт Хауг не стеснялся говорить правду о недостатке скорости W01, а Эрик Булье, напротив, излучал оптимизм:

«Мы определенно хотим вернуться в группу лидеров и как можно скорее включиться в борьбу за подиумы. На нашей базе в Энстоуне имеются ресурсы, с помощью которых можно развивать автомобиль в течение сезона таким образом, чтобы мы смогли улучшать результаты от гонки к гонке. В последней части сезона нацеливаемся регулярно бороться за подиумы.

Главную роль в развитии болида будет играть аэродинамическая труба, серьезную модернизацию которой мы только что закончили. Также у нас имеется современный центр вычислительной гидродинамики. Это сравнительно новые технологии, но они уже дают результаты».

Несмотря на то, что на предсезонных тестах обе команды не блистали, специалисты отметили, что французская конюшня очень много работает над аэродинамикой болида и оптимизацией воздушного потока – в областях, в которых перед первыми гонками R30 немного отставал от конкурентов. Зато по части механического сцепления желто-черная машина оказалась одной из лучших в пелотоне, что показал уже второй гоночный уик-энд сезона в Австралии, где на традиционно скользкой трассе в Альберт-Парке Кубица занял второе место. В Монако, где механическое сцепление тоже играет большую роль, а также не очень велико значение мотора, поляк вновь был одним из главных действующих лиц.

На стандартных автодромах «Рено», скорее, тяготела к концу Топ-10, но благодаря мощным выступлениям Роберта и даже на не самых удачных трассах набирала важные очки. Поляк вообще оказался и быстрым, и трудно проходимым соперником для преследователей.

О причинах отставания Виталия Петрова сказано много. Главная из них – недостаток опыта, в том числе из-за практически полном отсутствии выступлений на тестах. В итоге, в первой половине сезона на незнакомых автодромах россиянин часто ошибался, но на тех трассах, где выборжанину уже доводилось выступать в GP2, он смотрелся прилично.

На графике (на котором можно наблюдать разницу между лучшими результатами гонщиков по ходу каждого уик-энда) хорошо видно, что на «Истанбул-Парке» (седьмой этап), а также в Валенсии (девятый) россиянин был, в общем, довольно близок к напарнику (результаты Кубицы тут идут сплошной линией – 100 процентов). Не будет лишним напомнить, что на этих автодромах в серии GP2 к Петрову приходили победы. Наконец, заметно, что во второй половине сезона стало меньше резких «скачков» – это говорит не только о постепенном приобретении опыта гонщиком, но и о растущей уверенности в собственных силах (несмотря на растущее давление).

Совершенствуется не только Петров, но и вся команда. И в целом, активная программа по развитию R30 весь сезон дает плоды. «Рено» на зацикливается на разработке какой-то одной новинки, и не придерживает из-за нее разработку других элементов, а привозит обновления на каждый этап. При этом, конюшне на некоторых трассах не хватает системы срыва воздушного потока (тот самый воздуховод, или f-канал), но уже в Бельгии Роберт Кубица и Виталий Петров, возможно, тоже начнут зажимать некоторыми частями своих тел волшебные отверстия.

Догнать «Мерседес» им по силам (сейчас разница по очкам 132 против 106 в пользу немецкой команды). И дело не в том, что Виталий Петров, в отличие от Михаэля Шумахера находится ближе к регулярному финишу в очковой зоне, и потому сможет помогать Кубице набирать очки в копилку Кубка конструкторов, а в том, что у парней из Брэкли в этом году возникли проблемы.

О недостатках серой машины исписаны, кажется, целые тома. Главная проблема болида W01 не в том, что он имеет ограниченный потенциал в развитии (это не совсем так), а в сложности этого самого развития. Из-за первоначальных ошибок при проектировании шасси (неправильно были интерпретированы данные о шинах), баланс болида сильно изменился, что привело к печально известной для болельщиков Михаэля недостаточной поворачиваемости. Изменить же конструкцию шасси по ходу сезона оказалось делом непростым, ведь для этого необходимо было изменить фундаментальные элементы, размеры и положение которых омологировались еще до старта сезона. По этой причине во время Гран-при пилотам и гоночным инженерам часто приходилось идти на компромиссы и жертвовать либо темпом в квалификации, либо в гонке. Так что, когда на горизонте замаячил конец сезона, в «Мерседесе» прагматично решили сосредоточить имеющиеся ресурсы на новом болиде.

Проблемы с машиной ударили по Шумахеру сильнее, чем по Росбергу. 41-летнему спортсмену, безусловно, помешал недостаток опыта работы с нынешней резиной, и вообще, отсутствие тестов. Да и вполне естественная для искушенного гонщика привычка подстраивать машину под себя (а не подстраиваться под ее поведение самому) в сезоне-2010 для Михаэля оказалась не к месту. В итоге в этом году Нико Росберг лучше приспособился к проблемной машине, чем более титулованный напарник (это, безусловно, плюс более молодому немцу), но ругать семикратного еще рано. Во-первых, впереди этап на особой для Михаэля трассе в Бельгии, а, во-вторых, в 2011 году и в команде, и в самой «Формуле-1» поменяются некоторые вещи (например, будет совершенно новая резина, изменится конструкция машины), и вот только тогда можно будет сделать серьезные выводы о возвращении «Красного барона» в гонки. Пока же Шумахеру и его болельщикам остается терпеть до конца сезона.

Что касается борьбы в Кубке конструкторов, то подняться выше четвертого места ни «Рено», ни  «Мерседес» уже не смогут. И темп развития с лидерами разный, и задачи на остаток сезона несколько иные. Так что в семи заключительных Гран-при обе команды будут сражаться, по большей части, между собой. Ясно, что, несмотря на объявленные планы завершить доводку машины, сдавать четвертую позицию «Мерседес» не собирается. Последний пакет новинок для W01 появится к Гран-при Сингапура, а там, глядишь, и французская команда полностью переключится на R31.

Хотя общая тенденция пока для немецкой конюшни выглядит не очень здорово, стоит отметить, что ближайшие этапы в Бельгии и Италии пройдут на трассах, где большое значение будет иметь мощность мотора, а у «Рено» в сравнении с конкурентом в этой области все не так здорово.

Еще один график отражает динамику результатов по ходу сезона в сравнении с лидерами пелотона. Как видим, «Ред Булл» в Венгрии устроил нечто совсем неприличное, но и без «Хунгароринга» заметна тенденция постепенного перехода к разработке новых машин у конюшен, которые не участвуют в борьбе за чемпионский титул, и очень активной работой над нынешними болидами у лидеров.

В 2011 году, разумеется, картина должна будет хоть как-то поменяться, но вовсе не обязательно, что ребята их Энстоуна и Брэкли включатся в борьбу за победы.

С новым руководством «Рено» пока больше занималась доводкой машины, чем разработкой новой. Поэтому в следующем году будет интересно посмотреть, правильный ли курс в работе выбрал Эрик Булье. Вообще, персона француза вызывает искренню симпатию. С его приходом в команде, кажется, в лучшую сторону изменилась атмосфера. Кроме того, Булье ведет себя иначе, чем его предшественник Флавио Бриаторе – француз общителен, улыбчив и позитивен. Возможно, что после диктаторского стиля Флава команде нужны были подобные перемены, ведь кнут и розги (излюбленный стиль работы Бриаторе) хороши лишь на определенное время – затем прогресс в работе коллектива прекращается. Как бы там ни было, посвежевшей команде хочется пожелать успехов.

Что касается «Мерседеса», то пока что главного успеха конюшня из Брэкли добилась в переходный сезон-2009, когда на протяжении почти половины чемпионата не имела равных по силе соперников. В другие годы бывшая команда «Хонда» (или «БАР») даже обладая внушительным бюджетом не добивалась больших успехов, поэтому даже Росс Браун с «Мерседесом» – вовсе не гарантия новых побед. В общем, команде предстоит серьезно поработать и доказать, что исключением является нынешний чемпионат, а не прошлый.