3 мин.

Обо мне пускай узнает вся Европа!

Обилие рекламы, насилующей глаз зрителей автоспортивного праздника под названием «Формула-1», порой не на шутку утомляет. Грешным делом задумываешься: кто ж это такой щедрый, что готов украсить каждый вираж трека своими биллбордами? И в какую копеечку влетает (при этом не факт, что окупается) приземление стикера с логотипом той или иной фирмы на облюбованный телекамерами участок болида? Задавшись целью отыскать ответы на данные вопросы, корреспондент «Спорт сегодня» в ходе импровизированного «расследования» добыл довольно любопытную информацию.

На самом деле в мире Больших Призов существует два основных рекламных пакета. Меценаты могут либо стать титульными спонсорами этапа в целом, либо же выбрать опцию, по условиям которой можно согласовать выбор мест на треке для тиражирования продукции. Сроки действия договоренностей «плавающие»: от двух до пяти лет. Для постоянных клиентов предусмотрена гибкая система скидок.

В чем преимущества титульного спонсорства? О вас узнают даже те, кто смотрит исключительно первые и последние минуты соревнований, – то бишь вход в первый поворот и церемонию награждения. Потому как название фирмы будет внесено в официальную «вывеску» этапа и станет обязательным к упоминанию во всех протоколах Гран-при, включая свободные практики (это правило распространяется на любые перепечатки, претендующие на звание официальных итогов). Кроме того, ваш бренд будет вписан в декор подиума – традиционно для этого служит задник наградной стены, – а логотип непременно запестреет на воротцах над линией «старта-финиша» или конструкции ее заменяющей. Примерная стоимость услуги довольно «скромна» – от 7 до 15 млн. долларов. Формирование расценок зависит от престижности этапа и варьируется сообразно изменению телерейтингов. Так, по подсчетам маркетологов, компания Sinopec за протежирование китайского Гран-при выложила 10 млн. «зеленых» (дело было в 2005-м), тогда как концерну Petronas, поддерживающему состязания в Куала-Лумпуре, удалось заключить сделку на сумму в полтора раза меньше. Самыми же экономными по сей день считаются представители Mobil, три года назад состряпавшие контракт на кураторство над гонкой в Маньи-Куре за рекордно низкую сумму – 2,5 млн. долларов. Правда, длительным сотрудничество не получилось. Уже в 2007-м власти Невера через СМИ предлагали состоятельным бизнесменам обратить внимание на «свободную кассу».

Теперь обратимся к рекламе на автодромах. Обычно на трассе присутствует не более десяти наименований фирм. Искусственное ограничение позволяет организаторам создать конкуренцию, отсеяв компании без солидного «золотого запаса», и извлечь максимальную прибыль (права приобретаются с помощью торгов, отдаленно напоминающих аукцион). Далее – все почти что по фэн-шую. Вы получаете возможность задекорировать выбранный (читай – оплаченный, ибо каждый вираж имеет удельную стоимость) поворот подборкой «агитационных материалов». Что любопытно, число щитов, наклеек и растяжек также строго регламентировано. На поблажки организаторов реально рассчитывать, если ваша фирма работает на благо Большого Цирка не один десяток недель, либо же если имеется договор о взаимном сотрудничестве с любой командой пелетона (в последнем случае скидка может достигать 35 процентов!). Приблизительная стоимость пакета – 5 млн. долларов.

Не меньшим шиком, нежели статическая реклама, считается брендинг непосредственно на болидах элитного класса. Возможно, вы удивитесь, но самым лакомым кусочком для компаний нынче считается не поверхность заднего антикрыла или плоскость боковых понтонов (самые широкие места в конструкции кара), а верхняя часть монокока. На первый взгляд парадоксальные расценки площади выглядят сомнительно с точки оправдания затрат, однако ситуация кардинальным образом меняется, если вспомнить о наличии видеокамер на борту автомобилей. По статистике, именно пространство перед пилотами чаще всего выхватывает техническое око (при этом внимание зрителя волей-неволей фокусируется на логотипах там изображенных – такова природа человека!). Далее идут уже упомянутые необъятные просторы антикрыльев и понтонов – обычно эти места выкупают титульные спонсоры, чтобы оформить элементы машины в соответствии с привычной визуальной гаммой бренда. «Бронзу» прочно удерживают зеркала и кожух моторного отсека. Последний, кстати, прочно держит место в тройке, несмотря на кардинальную смены конъюнктуры последних лет. Разгадка феномена проста – как ни крути, он попадает в львиную долю снимков, что публикуют печатные издания в отчетах с тестов или Гран-при.

Революционерами последних лет в области размещения рекламы считаются «Рено» и «Тойота». Они постоянно экспериментируют с выносами логотипов на неожиданные участки болида (именно французы привнесли моду на маркировку зеркал) и сочетанием брендов на поверхностях с текстурой основной раскраски. Тогда как титул наиболее консервативной командой в пелетоне безальтернативно удерживает «Феррари». Наверное, это справедливо: конюшне, чаще всех попадающей в кадр (что естественно отражается на росте расценок рекламных площадей), не с руки заморачиваться над компоновкой рекламных стикеров. Ведь желающих покрасоваться на алом фоне всегда будет в избытке…