Квята убрали из «Формулы-1». Что дальше?
Пока он пропустит две гонки.
В конце этой недели на трассе «Сепанг» пройдет Гран-при Малайзии, в котором не примет участие Даниил Квят: русского гонщика отстранила от участия собственная команда. К такому решению закономерно привели слабые результаты самого Квята в «Формуле-1» в последние полтора года и обстановка вокруг других гонщиков системы «Ред Булл» – Карлоса Сайнса-младшего и Пьера Гасли.
Почему Квята отстраняют?
В следующем году в «Торо Россо» произойдут перемены: конюшня перейдет на двигатели «Хонда», а также потеряет своего лидера Карлоса Сайнса, который уже со следующего года будет выступать за «Рено». В качестве замены испанцу руководитель программы пилотов «Ред Булл» Гельмут Марко выбрал Пьера Гасли – француз в прошлом сезоне выиграл престижную молодежную серию GP2, а в этом году борется за титул в японском чемпионате «Супер-Формула». Да и особой альтернативы в системе «газировщиков» не наблюдалось.
Изначально ходили слухи, что Сайнс уйдет в «Рено» уже на этой неделе, но трансферу помешало несколько обстоятельств:
– гонщик «Рено» Джолион Палмер, в машину которого французские боссы хотят усадить Сайнса, отказался разрывать контракт – по слухам, ему предложили выплатить компенсацию в размере 3 млн евро, но пилот требует не меньше 7 млн.
– Сайнс провел фантастическую гонку в Сингапуре и финишировал четвертым, что позволило «Торо Россо» вплотную приблизиться к пятому месту в Кубке конструкторов.
Отпускать испанца вместо того, чтобы бороться за высокое место (и за дополнительные призовые деньги, которые получают команды по итогам чемпионата) – не очень разумно, если учесть, что Квят за сезон заработал всего 4 очка, а Сайнс – 48.
Кроме того, Гасли прошел процедуру подгонки сиденья в болиде «Торо Россо», в его чемпионате наступил трехнедельный перерыв, и пилот уже сгорает от желания поскорее выступить в «Ф-1».
Наконец, от замены Квята на Гасли «Торо Россо» не только не пострадает, но даже в каком-то смысле выиграет: Даниил заработал в этом году столько штрафов, что в случае еще одного инцидента почти наверняка будет дисквалифицирован на один Гран-при. Когда Гельмут Марко подумывал о замене, то, скорее всего, держал в уме и такой сценарий.
Отстраняют надолго?
Гасли никогда не выступал в гонках «Ф-1» – лишь работал на симуляторе и участвовал в тестах. То есть, чтобы как следует освоиться, парню нужно предоставить минимум два уик-энда – помимо этапа в Малайзии он, вероятно, примет участие и в Гран-при Японии (пройдет 6-8 октября). Не исключено, что Пьера также отправили бы и на Гран-при США, но в те же дни в «Супер-Формуле» пройдет заключительный этап, где у француза будет шанс выиграть чемпионский титул. В отличие от некоторых других компаний, «Ред Булл» любит, когда ее молодежь доводит начатое до конца – именно поэтому японская серия для Гасли будет приоритетом.
Так что, похоже, Квят вернется в «Торо Россо» в Остине, и ему следует провести техасскую гонку аккуратно – ведь часть штрафных баллов сгорит именно после американского Гран-при. Если же он вновь получит штраф, то в Мексику вместо него точно отправится Гасли.
Это вообще законно?
Разумеется, красивой перестановку не назвать – хотя бы потому, что она выглядит как унижение для Квята. Но у «Ред Булл» со своими гонщиками подписаны кабальные контракты, которые позволяют делать компании что угодно. Один такой пример мы видели в прошлом сезоне, когда Даниила после слабого старта чемпионата понизили из «Ред Булл» в «Торо Россо».
Но, с другой стороны, у Квята после перевода в младшую конюшню «быков» было много времени, чтобы восстановиться и вернуться к хорошей форме – вместо этого он попадал в аварии, винил ФИА в предвзятости (хотя порой его упреки были обоснованными) и ошибался там, где этого делать точно не следовало. На Гран-при Сингапура (где Сайнс стал четвертым), в условиях, когда лидеры потеряли кучу очков, а середняки могли воспользоваться шансами и заработать большое количество зачетных баллов, Квят безо всяких причин въехал в стену.
У него было много времени утвердиться если не в качестве лидера «Торо Россо», то хотя бы в виде достойной замены Сайнсу – но этого не произошло, так что винить людоеда Марко не нужно: мы давно знали, на что способен старый австриец.
Что будет после Гран-при США – Квята выкинут из «Формулы-1»?
Все зависит от выступлений как Дани, так и Гасли. Если Пьер успешно выступит в своих двух гонках (это не исключено, хотя верится с трудом), а Даниил провалится в Остине, то ничего хорошего для русского спортсмена это означать не будет – остаток сезона в составе «Торо Россо» может провести француз.
Но главное – это 2018 год. Летом руководители «Ред Булл» утверждали, что Даниил останется в «Торо Россо», но до официального объявления дело не дошло. Ситуацию для гонщика могут осложнить новый моторист «Торо Россо», «Хонда», и ее протеже Нобухару Мацусита. Несмотря на то, что японский пилот не обладает суперлицензией, дающей право выступать в «Формуле-1», в правилах ее получения есть несколько оговорок.
Логика и здравый смысл подсказывают, что «Хонде» не удастся убедить ФИА выдать лицензию Мацусите, а «Торо Россо» не рискнет усадить за руль своих болидов двух малоопытных спортсменов, но даже в таких размышлениях нужно понимать: Квят должен провести хорошую гонку в США, чтобы его оставили в команде на следующий год. Других возможностей убедить Марко в обратном у него просто может не появиться.
Хоть какой-то позитив есть?
Для «Ред Булл» это уникальный шанс наконец-то сравнить Гасли напрямую с Сайнсом (и Квятом, конечно) и сделать выводы о скорости француза еще до старта 2018 года. Кто знает, возможно, посмотрев на работу Пьера, Гельмут Марко примет еще одно неожиданное решение, но уже в пользу россиянина?
Для самого Даниила замена может стать встряской и перезагрузкой в карьере – иногда гонщики после стрессов резко прибавляют в результатах.
Подобные ходы в духе доктора Марко, который не любит, когда его подопечные скатываются и вязнут в какой-то колее. Однако если судить по карьере Даниила, есть ощущение, что перезагрузка, наоборот, его ослабит. Но опровергнуть это мнение сможет только сам Квят – хорошей гонкой в Остине.
Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox, James Bearne; Global Look Press/Hoch Zwei
Самое смешное, я всегда думал, что Петров это был провал, но Даня, особенно в последнее время, это просто катастрофа.
Еще понравился абзац, о том, что подобная встряска должна помочь Квяту перезагрузить карьеру. Ничего никому не напоминает? Лично мне пост, когда Квята выперли с Ред Булла в Торро Россо. Тогда тоже писали, что понижение должно Квяту помочь реанимировать карьеру и т.д. Итог все прекрасно видят. Ничего не имею против Дани, но ИМХО ему не место в Формуле-1. Как сказал бы классик: "Даниил Квят, к сожалению"