Время перемен
По окончании сезона’2016 Формула-1 резко вступила в эпоху перемен.
Речь даже не о том, что технический регламент в 2017 году серьезно меняется. Об этом было известно заранее, достаточно давно, поэтому морально все были готовы и даже с нетерпением этих перемен ждали.
Но произошли другие неожиданные перестановки, причем на важнейших позициях. Почти одновременно свои должности покинули Берни Экклстоун и Рон Деннис. Один – сделавший McLaren по-настоящему легендарной командой и крайне успешной компанией. Другой – сделавший Формулу-1 в том виде, в каком знаем ее мы. Оба были одними из самых известных и авторитетных персон в мире Формулы-1, и без них она уже никогда не будет такой, как прежде. Понятно, клише, но так оно и есть.
На фоне отставки Денниса и, особенно, Экклстоуна даже завершение карьеры чемпионом мира Нико Росбергом, столь всколыхнувшее весь мир автоспорта прошлым декабрем, не выглядит слишком уж поразительным. Не говоря уж обо всей этой неожиданной суете на трансферном рынке в декабре’2016 – январе’2017, обязанной освободившейся вакансией в кокпите одной из двух «серебряных стрел». То, что ее занял Валттери Боттас – вообще выглядит совершено банально, да и эта история только начинается. Посмотрим.
Что касается отставки Рона Денниса, - история, конечно, вышла некрасивой. Как я уже вскользь упомянул выше, но это нелишне и повторить, человек вывел McLaren из кризиса конца 70-х, и вывел эту команду на новые высоты. Именно с Роном McLaren стала такой, какой ее мы знаем. Наиболее успешной, наряду с Ferrari, командой в истории Формулы-1. В последние годы Деннис еще больше приблизил McLaren к Ferrari, сделав на основе команды Ф1 целую корпорацию, включая производство эксклюзивных спорткаров. И эта ипостась McLaren в настоящий момент крайне успешна. Конечно в последние годы Рон не обходился без ошибок, и все же его значение было слишком велико, чтобы все так закончилось. Отставка Денниса в результате решения совета директоров сильно напомнила каноническую историю с увольнением Стива Джоббса из Apple. Вот только Джоббс тогда был совсем молод, и все, по большему счету, у него было еще впереди. Чего нельзя сказать в настоящий момент о Деннисе. Конечно, сказались неудачи McLaren последних сезонов, неудачи, по меркам команды, просто катастрофические. Возрождение партнерства с Honda оказалось донельзя сложным и пока неуспешным (по результатам спортивным, нефинансовым). Но как бы то ни было, даже если Рон Деннис в чем-то ошибался, в чем-то был неправ, «дворцовый переворот» оказался очень некрасивым.
Далее McLaren идет во главе с американцем Заком Брауном. Человеком в мире Формулы-1 не чужим, его в прошлом году прочили даже на высшие позиции в менеджменте всей Формулы-1, после прихода Liberty Media. И это неплохо. Но все равно что-то в McLaren поменялось, что-то значительное. И есть большие сомнения, что команда быстро выкарабкается из того кризиса, в котором оказалась.
Фернандо Алонсо, как охарактеризовал его Джо Рамирес (еще одна легендарная фигура McLaren), - человек небывалого терпения. Но как показывает история, иногда терпение заканчивается и у Алонсо. Тем более, Фернандо слишком хорошо помнит о времени.
Эрик Булье – классный автоспортивный менеджер, но в McLaren он фигура наемная. Сегодня здесь, а завтра… На ком зиждется McLaren сейчас, и на ком будет держаться завтра, если успехи так и не придут? Эти вопросы и предстоит решать Заку Брауну. Вопросы, следует сказать, небанальные, к тому же еще и накладывается выстраивание отношений с генеральным партнером в лице Honda. По правде сказать, задача сейчас перед McLaren стоит не менее масштабная, чем была у Жана Тодта в Ferrari середины 90-х.
Но если отставку Рона Денниса еще можно было спокойно переварить, все-таки руководители команд иногда уходят, пусть даже такие мастодонты, то что касается Берни Экклстоуна… Берни создал вокруг себя такую ауру, что казалось уже, что он вечен.
И все-таки ничто не вечно. Берни тоже уходит с ведущей позиции в Формуле-1, и уходит, по большему счету, по-тихому. Да, ему предложена должность «почетный президент». Но что такое «почетный президент»? «Я не знаю», говорит сам Экклстоун, «это какие-то американские уловки».
А ведь другого, по-большему то счету, и ожидать не приходилось. Хотя в начале Liberty Media и объявила, что Берни остается на своем месте, и будет в течение трех лет постепенно передавать бразды правления новому менеджменту во главе с Чейзом Кэри. Но как это было сделать на практике? Экклстоун – фигура слишком властная, он признает только близкий к диктатуре метод управления. И он в любом случае мешал бы новому менеджменту Формулы-1 в лице триумвирата Кэри – Браун – Братчес. Демократия и диктатура вообще редко удачно сочетаются. Поэтому тот факт, что Берни отстранили от реального управления, не должен вызывать удивления. С ним никто резко не рвет, тот же Кэри производит впечатление умного человека и он сохраняет нормальные отношения с Экклстоуном, который нужен ему по крайней мере как консультант. Но теперь впервые за почти 40 лет Берни Экклстоун лишен реальной власти в Формуле-1. И значит Формула-1 тоже никогда не будет прежней.
По правде сказать, такая отставка Экклстоуна вызывает грусть. Слишком уж он харизматичен, и слишком много для Ф1 сделал. Он был и остается олицетворением Формулы-1, как тот же Рон Деннис, какими были Энцо Феррари и Колин Чепмэн.
И я бы всерьез обеспокоился будущим Ф1 с ее новым руководством, если бы не одно «но». Чейз Кэри и Шон Братчес – люди для Формулы-1 новые и чужие, несмотря на богатые резюме каждого. Успокаивает лишь одна фигура в триумвирате. Росс Браун теперь отвечает за техническое и спортивное направления, и он выступает гарантом правильности реформ. Этот человек знает, что делает, в нем сомнений нет.
И вообще первые шаги нового руководства, те посылы, которые оно дает, пока не вызывают беспокойства и даже настраивают на оптимизм. Они в меру осторожны, хотя и говорят о неизбежности нововведений. Но ни о чем подобном безумным реформам NASCAR речи не идет. NASCAR – вот современный пример, когда замечательная гоночная серия, с богатейшими историей и традициями, отличными гонщиками, командами, машинами и трассами подвергается совершенно непонятным и неоправданным изменениям, меняющим ее лицо, и в конечном счете портящим весь «продукт».
Не будем забывать и об еще одном, грустном, событии межсезонья 2016-2017. Команда Manor в очередной раз оказалась на грани закрытия, и на этот раз видимо уже окончательно. Жаль славную команду, начинавшую как Virgin в 2010-м. Из того «призыва» она оказалась самой долгоиграющей и самой успешной. В начале, еще под маркой Virgin она вызывала интерес новациями Ника Вирта, решившем построить болид Ф1 исключительно опираясь на компьютерный инструментарий CFD, без натурного моделирования. Эксперимент, оказавшийся неудачным. Тогда на команду еще падала тень знаменитого Ричарда Брэнсона, но в итоге он так Ф1 всерьез и не увлекся, предпочтя суборбитальный космос и новации в сфере энергетики. Затем был «русский след» в лице Marussia и Николая Фоменко, наша страна номинально получила вторую в истории российскую команду Ф1. Но главное, чем запомнится Virgin / Marussia / Manor, - это Жюль Бьянки, его успехи, и его трагедия. Безусловно, Бьянки стал самой значительной фигурой в истории Marussia/Manor. Это также и трагичная история Марии де Виллоты. Это то, как команда поднялась после ужасного конца 2014 года, и вновь вышла на старт в Мельбурне в 2015-м. Это практически ставшая успешной команда в 2016-м, ее сотрудничество с Mercedes, и успехи Паскаля Верляйна. Команда находилась на подъеме по своим результатам, это был славный, настоящий гоночный коллектив, и они подготовили проект машины 2017 года. Увы, финал этой истории такой же, как у многих других команд Ф1, среди которых немало славных имен…
Почему же сезон’2017 так интригует, особенно сейчас, в преддверии Гран-при Австралии? (как сказал Падди Лоу, квалификация в Австралии – это самый интригующий час сезона Ф1)
Новые машины, эти монстры. Значительно выросшая прижимная сила означает значительный рост скорости в поворотах. Кстати, на прямых новые машины будут медленнее предыдущего поколения болидов, из-за возросшего лобового сопротивления. Никто сейчас не знает, будет ли больше борьбы на трассе, чем в последние годы, будет ли больше обгонов. Будет ли доминировать одна команда, или все-таки борьба обострится. Тесты дают некие намеки, но не позволяют сделать полностью обоснованных выводов. Машины действительно стали агрессивнее внешне, они эффектно выглядят, и даже плавники на воздухозаборниках не портят картины, как считают некоторые эксперты. Но главное – теперь, со значительно выросшей прижимной силой и широкими шинами эти машины будут выжимать все соки из своих пилотов. И это именно то, чего многие так хотели и ждали.