Дождались

2010 год для России в автоспорте проходит под знаком больших свершений: в «Формуле-1» дебютировал Виталий Петров, осенью Михаил Алешин выиграл один из престижнейших молодежных гоночных чемпионатов – Мировую серию «Рено», а сегодня был подписан семилетний контракт на проведение Гран-при в Сочи. Sports.ru рассматривает ситуацию вокруг будущей гонки, которая состоится в 2014 году.

Знаменитая поговорка о том, что русские долго запрягают, но быстро едут, почти в полной мере отражает историю вокруг Гран-при России. Наши чиновники долгие годы вели переговоры с промоутером «Формулы-1» Берни Экклстоуном, встречались, торговались, неоднократно обещали создать трассу в Москве, Санкт-Петербурге, под Москвой, под Петербургом, в Сочи, даже во Владивостоке… Пока, наконец, англичанин, которому через две недели исполнится 80 лет, не поставил ультиматум: либо контракт подписывается на моих условиях, либо никакой гонки не будет.

Медлительность и нерешительность российской стороны отчасти можно понять: контракты, которые заключает Экклстоун с организаторами новых этапов, подписываются на очень большие суммы, причем деньги ФОМ требует вперед. Потянуть такие проекты частным бизнесменам, как правило, очень трудно – нужна поддержка правительства. Примеры с гонками в Бельгии, Канаде, Великобритании и Франции – хрестоматийны. Практически каждый год промоутеры ведут с Экклстоуном затяжные войны по поводу возможного снижения выплат, и практически всегда упираются в неприступную стену – Берни ведет бизнес достаточно жестко. А что такое отсутствие поддержки со стороны правительства – хорошо знают все европейские Гран-при: бельгийцы каждый год ведут споры с чиновниками за то, чтобы те не закрывали трассу, которая, по мнению некоторых местных жителей, является источником слишком большого шума, англичанам традиционно не хватало денег на реконструкцию «Сильверстоуна», а французы и вовсе лишились Гран-при, а также шансов на строительство новой трассы – местные власти начали вставлять организаторам гонки палки в колеса, прикрыв новый проект из-за экологических требований.

Поговорка о том, что русские долго запрягают, но быстро едут, почти в полной мере отражает историю вокруг Гран-при России

У нас другие проблемы. Одна из них – нежелание бизнесменов работать на перспективу, поскольку многие живут последним днем. Главная задача – урвать сегодня, а завтра хоть потоп. Ясно, что вкладывать деньги в проект, который, возможно, начнет давать отдачу лет через десять, никто не стремится. А ведь собственный этап «Формулы-1» может оказаться и вовсе убыточным – достаточно взглянуть на положение дел у южного соседа – Турции, которая после инаугурационного Гран-при 2005 года из-за неправильной рекламной компании, неверной ценовой политики, а также после ряда скандалов практически лишилась зрителей, возможных спонсоров, а заодно и других гоночных серий. В итоге, хоть промоутеры этапа и предприняли попытки исправить ситуацию, имидж Гран-при оказался серьезно подорван, и сегодня Экклстоун не спешит продлевать контракт на проведение новых гонок. И через несколько лет может получиться так, что автодром «Истанбул-Парк», ныне принимающий у себя только «Формулу-1» и гонки поддержки, опустеет окончательно.

Так что в условиях, когда частный бизнес не мог самостоятельно взяться за такой проект, как проведение Гран-при, только и оставалось ждать, пока «Формулой-1» заинтересуется наше правительство. Ведь ни для кого не секрет, что в России главным двигателем прогресса в области спорта являются верховные руководители государственного аппарата.

Дождались. Сначала Олимпиада, затем приказы «сверху» начать спонсирование «Рено», затем поездка вице-премьера Дмитрия Козака на Гран-при Сингапура, и вот уже Владимир Путин с гордостью объявляет о подписании контракта с Берни…

40 млн долларов за проведение первого Гран-при – это слишком много даже для щедрой русской души

Тут следует отметить, что 40 млн долларов за проведение первого Гран-при (а ведь с каждым годом сумма будет увеличиваться на 10 процентов) – это слишком много даже для щедрой русской души. Традиционно цена за проведение Гран-при варьируется от 15 до 30 млн долларов, а зависимости от статуса трассы и страны. Гонки на традиционных автодромах, вроде «Сильверстоуна», «Хоккенхаймринга» и «Аутодромо Национале» в Монце обходятся организаторам дешевле, а вот новоявленные участники Большого Цирка, которые не могут похвастаться развитой автогоночной культурой, платят Экклстоуну больше. Впрочем, в последнее время ходили слухи, что в связи с последствиями мирового экономического кризиса Берни, как и всей «Формуле-1», придется усмирить финансовые аппетиты, но, как видим, ничего подобного не произошло: англичанин заполучил солидный контракт (долгосрочный и денежный), и его успехам можно только позавидовать.

С постройкой трассы, как правило, тоже все проходит не слишком гладко. Причин тому много: это и финансовые, и организационные трудности. Кроме того, российский автодром будет строиться параллельно с олимпийскими объектами, что, с одной стороны, обязывает построить трассу к запланированным срокам, а с другой – добавит новых проблем, ведь исключать чисто российскую безалаберность и халатность во всеобщей суматохе совсем нельзя.

Строительство новых автодромов вообще вещь крайне непростая. К примеру, организаторы Гран-при Кореи, который состоится на следующей неделе, до сих пор проводят работы по благоустройству территории, а асфальт был уложен менее десяти дней назад. Гран-при Абу-Даби, хоть и был признан по уровню организации лучшим в 2009 году, тоже прошел через невероятную нервотрепку со сменами подрядчиков и управляющих строительством. Какое-то время трасса шейхов даже отставала от графика, и были серьезные опасения, что строительство не будет закончено вовремя. Наконец, автодром в Донингтоне, хоть и заполучил контракт на проведение Гран-при Великобритании с 2010 по 2017 годы, но так и не сумел разобраться со своими проблемами и в итоге с позором покинул календарь «Формулы-1».

Главные трудности у российских организаторов Гран-при еще впереди

Подобные примеры говорят о том, что главные трудности у российских организаторов Гран-при еще впереди, хотя следует отметить, что времени, в отличие от недавно подписавших контракт с Берни американцев, у нас больше – целых три года.

Что касается самого автодрома, то пока организаторы объявили только основные характеристики: объект будет построен в олимпийском парке в Имеретинской низменности, а разработкой сочинского трека, который будет проложен как по специально построенным участкам, так и по дорогам общественного пользования, займется фирма главного архитектора «Формулы-1» Германа Тильке.

Следует отметить, что выбран самый оптимальный вариант, ведь строительство отдельного стационарного автодрома может обойтись России слишком дорого. К примеру, корейцы на свое детище выложили более 300 млн долларов, а шейхи Абу-Даби – более 400 млн долларов. В то же время прокладка трассы только по дорогам общественного пользования может привести к организационным и транспортным проблемам в дни проведения самого Гран-при. Так что нынешний вариант получается «золотой серединой» – не слишком дорого (по самым некоторым подсчетам – около 200 млн долларов), и не слишком обременительно для города.

Слишком сильно заострять внимание на конфигурацию трассы пока рано. За время строительства соседних объектов еще могут произойти некоторые изменения, да и сам Тильке способен внести в проект определенные коррективы. Тем не менее, следует отметить, что трек выглядит скоростным и в конфигурации довольно четко выражены пара точек, где можно и нужно обгонять.

«Очень рад, что «Формула-1» пришла в Россию и особенно в такой прекрасный город как Сочи»

Но рабочие будни начнутся завтра, а сегодня у автоспортивной России праздник. Поэтому во время подписания контракта обе стороны говорили не о возможных проблемах, а о светлом будущем.

«Как известно, «Формула-1» является одним из престижных соревнований в автоспорте и демонстрирует достижения в области автомобилестроения. Многие разработки, особенно связанные с безопасностью в движении, приходят в автомобильную промышленность именно после того, как они разрабатываются для спортивных соревнований.

Нам важно эффективно использовать спортивную и другую инфраструктору после Игр-2014. Но важно и другое: «Формула-1» даст развитие автоспорту в России, будет способствовать росту мастерства наших спортсменов», – отметил премьер-министр России Владимир Путин.

«Очень рад, что «Формула-1» пришла в Россию и особенно в такой прекрасный город как Сочи. Меня очень впечатлила идея использования олимпийских объектов и после Олимпийских игр. Я много где побывал и по своему опыту могу сказать, что зачастую эти объекты практически не используются», – заявил Экклстоун.

Что ж, остается надеяться, что так и произойдет, и что все читающие эти строки в 2014 году смогут лично посетить первую настоящую гонку «Формулы-1» в России.

Материалы по теме


83 комментария

Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ dmsstar
необязательно. любая встреча и проезд от аэропорта.
вчера, говорят, друг Уго Чавес весь Ленинский на пару часов остановил :)
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Ответ evv
место то шикарное, не спорю, но я о бабосах говорил, ну не соберут стольуо болельшиком, как в москве или питере могли бы.
Разумеется не соберут. Ну, а что с того-то? Кому надо сами соберутся :) В том же Стамбуле, начиная с 2006-го полупустые трибуны... И что? Приехавшим на гонку болелам от этого ни жарко ни холодно, как и до бабосов, которые кто-то недособрал...
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Ответ Ollerd
Но у Би-би-си, конечно, и качество, и формат трансляции более серьезные. >>>>>>>>>>>> Это уж точно. Скачал тут в субботу впервые трансляцию несостоявшейся квалы с канала BBC (обидно просто стало что так рано встал - и зря что ли), так даже при ее отсутствии как таковой было на что посмотреть - все 2 часа отведенного им эфира пролетели на одном дыхании. Один набор ведущих чего стоит - Джордан, Култхард, Брандл, Ли Маккензи. Кучи интервью, отлично переданная атмосфера в паддоке, видеозарисовки. Даже без знания языка произвело впечатление. Эх, умеют же люди продукт делать... Теперь полностью согласен с бытующим мнением, что у БиБиСи лучшая команда в плане освещения гонок! Вот интересно, к моменту проведения Гран-При России мы хоть на чуток к их уровню подачи материала приблизимся??? Хотя вопрос чисто риторический.
Дык там одни бриты-неадекваты :)))
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ evv
тренд наметился после выкупа прав на телетрансляцию у РенТВ, потом Петров, Лада, и вот теперь Гран-При. Следующий и последний этап - Российская команда :)
интересно в каком порядке они будут выбывать:)
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ The Hoosier
Ну вот, а Newsweek называл Тильке «конкурентным преимуществом Москвы» :) Остается надеяться, что при определении цен на билеты учтут турецкий опыт)
а там очень мало народу пришло из-за высокой стоимости(назовите, плиз, цену, если знаете) или что-то другое
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ dmsstar
интересно в каком порядке они будут выбывать:)
Дима, смотрю здоровый скепсис присутствует. У меня, по правде говоря, тоже. Особенно место проведения смущает. Подмосковье или Ленобласть, на мой взгляд, имели бы больше смысла. С другой стороны, Сочинская кормушка уже все равно имеет место быть, так что лучше пусть остается в единственном экземпляре, пусть и с увеличенной сметой. Что-то подсказывает, что конечная стоимость строительства трассы в итоге будет рекордной и перевалит за 500 млн.

При этом все это не отменяет того, что, откровенно говоря, я рад - по крайней мере национальный ГП получим.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
слава Богу! Ну а нам остается копить немного денег и съездить в феврале на Олимпиаду, а летом (или осенью) - на ГП. Скорее всего сам лично точно на формулу поеду! столько ждали!
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Это ты про приснопамятный автопробег?:)
необязательно. любая встреча и проезд от аэропорта.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
ну наконец-то!
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Поздравляю всех россиян с хорошей новостью! По части 40 лямов скажу так: ничего удивительного в этом нет, на того же Ведрова в год выкидывается примерно половина этой суммы...плюс, наш менталитет - понты дороже денег. Так не только в России, а и в Украине, которая «тратит» на гребанное Евро-2012 больше чем ЮАР на ЧМ (и это при том, что напополам с пшеками)...Плюс, традиционная коррупция и разворовывание средств (откаты). Так что гнусавить нечего, копите капусту на билеты и вперед в Сочи!:)
Так что гнусавить нечего, копите капусту на билеты и вперед в Сочи!:)
------------------------------
пожалуй самое лучшее отношение к событию. пилить будем не мы, так и фигли об этом думать.:)
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Jul
Да все равно там олимпийские объекты строят. На самом деле, думаю, не идиоты проект просчитывали, видимо, действительно дешевле. К тому же уже несколько частных компаний в спонсоры наклевываются, уже легче.
»...На самом деле, думаю, не идиоты проект просчитывали...»

Совершенно верно, среди бед России идиоты не числяццо... числяццо дураки.... вот они то как раз и подсчитывали...
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ заблокированному пользователю
Вот не понимаю, в чем прелесть этого вида спорта? Ездят по кругу одинаковые машины разного цвета, ну пусть разной конструкции, и что??? И в чем прикол наблюдать за этой тягомотиной несколько часов подряд??? Это ж элементарно скучно и однообразно... ИМХО, самый тупой вид спорта, керлинг и то интереснеее...
молодой человек, проходите мимо - вас тут никто не задерживает. «Нравится - ешь, не нравится - не ешь» (с)
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Поздравляю всех россиян с хорошей новостью! По части 40 лямов скажу так: ничего удивительного в этом нет, на того же Ведрова в год выкидывается примерно половина этой суммы...плюс, наш менталитет - понты дороже денег. Так не только в России, а и в Украине, которая «тратит» на гребанное Евро-2012 больше чем ЮАР на ЧМ (и это при том, что напополам с пшеками)...Плюс, традиционная коррупция и разворовывание средств (откаты). Так что гнусавить нечего, копите капусту на билеты и вперед в Сочи!:)
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Без Петрова не было бы и ГП России, спасибо Виталию за толчок!
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ evv
Ну что же, сам не в восторге от выбора места проведения, но похоже Сочи становится мировым брендом. Будем надеяться, что удасться конвертировать этот бренд в реальный международный спортивный и курортный центр.
Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в великолепный город. Столица автоматически переходит в Сочи. Сюда переезжает правительство. Сочи переименовываются в Нью-Москву, а Москва -- в Старые Сочи. Питерцы и нижегородцы скрежещут зубами, но ничего не могут поделать. Нью-Москва становится элегантнейшим центром Европы, а скоро и всего мира. А впоследствии и вселенной. Спортивная мысль, превратившая райцентр в столицу земного шара, превратится в прикладную науку и изобретет способы междупланетного сообщения. Из Сочи полетят сигналы на Марс, Юпитер и Нептун. Сообщение с Венерой сделается таким же легким, как перелёт из Монако в Барселону. А там, как знать, может быть, лет через восемь в Сочи состоится первый в истории мироздания междупланетный Гран-при!
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Дождались! И опять Тильке!
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
в 2020 больше 70 лямов придется заплатить
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Merry Christmas
> у нас больше – целых три года. Из октября 2014 вычесть октябрь 2010 получается 4 года, откуда взяли три?
Строительство самой трассы начнется в 2011 году. В апреле только объявят тендер. Завершать строительство нужно не как Корея, а на три-четыре месяца раньше даты проведения Гран-при. Итого - у нас будет примерно три года.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
интересно а сколько приносит владельцам один Гран-При чистыми?
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ dmsstar
интересно в каком порядке они будут выбывать:)
полагаю, начиная с Петрова :)
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ evv
тренд наметился после выкупа прав на телетрансляцию у РенТВ, потом Петров, Лада, и вот теперь Гран-При. Следующий и последний этап - Российская команда :)
Дай Бог!
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ evv
по сути не построив при этом ничего >> на оф. сайте Сочи2014 есть интерактивный тур по строящимся объектам, регулярно обновляющийся. Можешь посмотреть, что уже построено. После подписания Гран-При тема Сочи заинтересовала, вот и ознакомился :)
Увы, но мне достаточно неплохо знаком термин потемкинских деревень. А в том, что на официальном сайте все в ажуре, я особо и не сомневаюсь.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Ollerd
Говоря о других цифрах я имел ввиду стоимость контракта с Берни (40 и 59 лямов за 1-ый год по разным источникам Димы и «Ъ» - разница в 1,5 раза совсем так не хилая, правда). Что же касается стоимости строительства самой трассы, тут я с тобой согласен, разве что в цифрах разойдусь - по моему мнению она не уступит стоимости всего 7-летнего контракта - 700-800 лямов - ИМХО.
«по моему мнению она не уступит стоимости всего 7-летнего контракта - 700-800 лямов»

По моему тоже, просто написал по-минимуму, имея в виду, что нынешние цифры будут увеличены в разы.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Андрей
Без Петрова не было бы и ГП России, спасибо Виталию за толчок!
тренд наметился после выкупа прав на телетрансляцию у РенТВ, потом Петров, Лада, и вот теперь Гран-При. Следующий и последний этап - Российская команда :)
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ dmsstar
Спасибо. Но думаю они костьми лягут, чтоб воплотить его в жизнь. Начиналось с Евровидения, потом Олдимпиада, потом этот ГП. Везде, где прошло, реализация на очень высоком уровне и везде, где пройдет тоже наверняка так и будет. Просто отсутствие в календаре гонки формулы 1 в России, в общем, не было проблемой, а вот сколько у нас есть других проблем, которые, в том числе, требуют и денежных вложений.
В жизнь может и воплотят - и, даже, скорее всего, воплотят. Вопрос несколько в другом. Между Евровидением с Олимпиадой и Гран-При Формулы-1 есть разница, и немалая. Сам наверное знаешь какая. Первые два события - разовые мероприятия, а вот этап Гран-При надо каждый год будет проводить - хватит ли терпения и умения каждый год поддерживать требуемый уровень. Показухи-то у нас в стране умеют организовывать с незапамятных времен. А то ведь есть риск, что наиграются с игрушкой и решат, что хватит, что дальше все как-нибудь само собой организуется. Вот как бы тогда краснеть не пришлось. Хотя понятно же должно быть организаторам, что поддержание трассы в достойном состоянии требует ежегодных средств - и не малых - но вот как бы об этом не забыли со временем.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Показать все комментарии
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий