8 мин.

Хроники бесславных дней. Чем запомнились предсезонные тесты «Формулы-1»

Подводя итоги трех предсезонных тестовых сессий, можно с уверенностью сказать, что они точно не были похожи на подобные мероприятия предыдущих лет. С одной стороны, холодные дни в Хересе не помешали проверить надежность основных узлов новинок, но уже в Барселоне, где традиционно обкатываются детали будущего «боевого» обвеса, погода оказалась, мягко говоря, неподходящей. Судите сами: в холодные утренние часы команды не могли работать с наиболее устойчивыми составами резины и оценить их работу на длинной серии кругов, после обеда испытаниям мешали осадки, а постоянно меняющийся ветер никак не облегчал выполнение поставленных задач.

Шины в «февральском диапазоне температур» вообще стали большой головной болью для инженеров. Один-два круга в более-менее стабильных условиях, а далее – резкое падение темпа, сопровождающееся зернением и быстрым износом. В результате только «Лотус» и «Мерседес» (похоже, команда победила проблему высокого износа покрышек, которая мучила ее последние сезоны) выглядели достойно все время, в то время как многие другие команды «выстреливали» эпизодически.

Что касается самих болидов, то стоит отметить отличную продуманность и завершенность их аэродинамических обвесов, которые за все три сессии претерпели не слишком серьезные изменения. Да, новинки, разумеется, в течение 12 дней тестов появлялись, но связаны они были в большей степени с теми частями машин, которые и должны были претерпеть изменения до Гран-при Австралии – переднее и заднее антикрыло и выхлопная система… Но, в целом, новинок оказалось значительно меньше, чем в аналогичный период прошлого года, и даже последние дни, когда на автомобили навешивается все самое сокровенное, не стали днями откровений.

Мы попробуем вкратце описать прогресс команд, достигнутый в этих непростых условиях, держа в уме тот факт, что в Мельбурне все может встать «с ног на голову» из-за шинного фактора – там наверняка будет теплее.

«Ред Булл»

Чемпионы выглядели не слишком убедительно. RB9 изначально не нес в себе ничего революционного, и новинок, которые намекнули бы на будущее доминирование, никто так и не увидел.

Да, команда испытала свою версию пассивной DRS, но при этом все прекрасно представляют, что подобные изыски с воздуховодом под нижней планкой заднего антикрыла крайне сложно заставить работать стабильно. Систему демонтировали до имитации гонки, и это говорит о том, что ее еще будут упорно дорабатывать.

Кроме того, в последние дни инженеры «поиграли» с передним антикрылом, сделав его сложнее и изощреннее, а также с понтонами в области выхлопных труб, но Себастьян Феттель, покидая машину в воскресенье, заявил, что в Мельбурне обвес будет совершенно другим – Эдриан Ньюи предпочел оставить все лучшее на пятницу первого гоночного уик-энда.

К результатам «быков» следует отнестись осторожно – конюшня из Милтон-Кейнса и в прошлые годы не спешила раскрывать все карты, поэтому судить об RB9 можно только, основываясь на свидетельствах очевидцев. А они утверждают, что новый болид выглядит словно приклеенным к трассе. Если скорость RB9 окажется под стать его управляемости, можно не сомневаться, что Феттель поборется за четвертый чемпионский титул.

«Макларен»

Уокингцы тоже не спешили с новинками. Главные силы разработчики вложили в переднюю часть MP4-28, в которой с этого года появилась подвеска с тягами. Снижение центра тяжести внесло свои коррективы – пришлось многократно пересматривать окружающие элементы: так, отклоняющие закрылки под кокпитом сначала имели сложную трехлопастную структуру, а в последние дни приобрели совсем простые формы, облегчающие доступ механикам к регулировочным узлам. На этапе тестирования это оказалось важнее.

Изменилось и переднее антикрыло – оно утратило привычную, хорошо продуманную многоярусность, но в новой лайт-версии приобрело агрессивные вертикальные плавники в стиле «Лотуса». Это говорит о хороших прижимных качествах машины с одной стороны, а с другой – намекает на проблему с поиском регулировок, и «Макларен» наверняка также пройдет сложный путь прошлогодней «Феррари» по поиску эффективных настроек новой подвески.

Однако эти два коллектива наверняка окажутся в более выигрышном положении в следующем году, когда высота носового обтекателя еще более снизится и сегодняшние вздернутые носы уйдут в прошлое.

«Феррари»

Итальянская конюшня отметилась в лидерах по темпам навешивания обвесов на свою машину – наиболее заметные изменения прослеживаются в задней части болида, где выхлопная система перестала быть одной из точных копий решения команды из Уокинга, а диффузор имеет необычную конфигурацию «склеенных» секций.

Также интересные элементы появились в передней части машины. Например, над воздухозаборниками инженеры установили горизонтальные планки, по принципу действия похожие на массивную панель «Макларена» – для прижимания потока к верхней части корпуса.

Переднее антикрыло стало изощреннее – добавилось не менее семи новых элементов, расположенных каскадом от основной планки до закрылков, предназначенных для отклонения потоков воздуха от колеса, с новыми боковыми шайбами.

Скорость «красного жеребца» впечатляет – оба пилота не раз отмечались в верхних строчках неофициального протокола и остались весьма довольными. Правда, несколько испортила идиллическую картину нелепая авария Фелипе Массы за день до окончания тестов – переднее колесо просто поехало своей дорогой, а остальной болид – своей.

«Лотус»

Подопечные Эрика Булье собрали очень качественную машину для этого года – она очень бережно относилась к шинам в прохладных условиях Барселоны, обладает хорошей скоростью и стабильностью на длинных сериях кругов.

Однако общее хорошее ощущение несколько портит ненадежность новинки – так, в последний день тестов забарахлила коробка передач, а установленная финальная версия заднего антикрыла в дождь явственно показала, что на низких скоростях направление потоков вокруг торцевых пластин не соответствует расчетным. Впрочем, это дело поправимое – у команды есть несколько различных конфигураций антикрыльев, с которыми пилоты также показывали впечатляющую скорость.

В целом, «Лотус» явно находится в отличной позиции перед началом чемпионата и если ничего не изменится, будет претендовать на высокие места в первых гран-при.

«Мерседес»

«Серебряная стрела» с ее массивными обводами корпуса в задней части, создающими эффективное дополнительное антикрыло из нижнего ребра жесткости, пожалуй, является открытием этого года.

Действительно, машина обладает отличной прижимной силой, хорошо проходит повороты, она быстра и стабильна на длинной серии кругов. Внешние изменения по ходу тестов носили незначительный характер – база проработана до мелочей. Скорее, до последних дней инженерный штаб искал хорошие настройки.

Впрочем, из необычного можно выделить кропотливую работу над конфигурацией прорези в днище в районе, куда «падает» струя выхлопа, и совершенно новое переднее антикрыло с каскадом отдельных элементов, начинающихся с прорезей в основной плоскости.

«Мерседес» также являлся одним из лидеров тестовых сессий – и по количеству кругов и по скорости. Впрочем, обозреватели подметили, что в отличие от конкурентов, пилоты «стрел» частенько пользовались DRS везде, где считали нужным…

«Уильямс»

Команда из Гроува отметилась необычным решением тормозных воздуховодов передних колес. Гайка крепления полая, а в ней явно просматривается выходное отверстие для эвакуации горячего воздуха. Прелесть такой конструкции в том, что раструб можно развернуть в любую сторону и получить акцентированное воздействие теплом в нужном направлении.

Одним из этих направлений можно считать область задних колес, так как поток движется в «теневой» области, образуемой отбрасываемым передним колесом воздухом. Однако, для получения видимого эффекта придется увеличивать входные патрубки тормозной системы. В большинстве Гран-при подобная инновация не принесет прибыли – проблем с прогревом шин больше нет, однако на «прохладных» этапах это может стать хорошим аргументом для завоевания подиумных мест.

Остальные

Из середняков наиболее привлекательно выглядел «Заубер» – болид C32 кажется серьезно проработанным, а также шустрым и устойчивым на трассе. «Форс-Индия» пока задает загадки – машина ничем не впечатлила, но в то же время и не вызвала никаких нареканий, а вот «Торо Россо» смотрится очень нестабильной, особенно на торможениях – можно не сомневаться, что у Джеймса Ки впереди много кропотливой работы.

Сравнение двух аутсайдеров тоже по-своему интересно, и здесь стоит отметить, что болид «Маруси» выглядел заметно лучше нервного «Катерхэма». И как тут не вспомнить о том, что под рукой у инженеров «зеленых» нет ни одного опытного пилота, способного направить работу по устранению неприятностей в нужное русло…

***

Неблагоприятные погодные условия сильно усложнили как работу командам, так и специалистам, оценивающим расстановку сил, однако, даже глядя на упрощенную и сокращенную картину тестов, можно сделать несколько простых выводов: борьба в Австралии наверняка окажется плотной, но победит тот, кто лучше приспособится к шинам. Все просто, верно? Осталось лишь дождаться и посмотреть, кто из участников чемпионата лучше справился с домашним заданием…

Славные парни. 10 самых перспективных автогонщиков

Февральские иды. Обзор деятельности пилотов «Формулы-1» в социальных сетях

Последний из могикан. «Уильямс» FW35 замкнул парад новых болидов