4 мин.

Джо Познански «Почему мы любим футбол: 100 моментов истории». #18. Тэкл

#18. Тэкл

«Я знал две вещи. Я знал, что он наберет очки, только если я промахнусь. И я знал, что не промахнусь».

Майк Джонс

———

30 января 2000 г.

«Это был величайший тэкл в истории Супербоула»

Накануне Рождества 1998 года газета в Белвилле, штат Иллинойс, провела телефонный опрос, в котором задавался всего один вопрос: «Стоит ли «Сент-Луис Рэмс» уволить своего главного тренера Дика Вермейла?»

«Рэмс» заканчивали неудачный сезон с результатом 4-12. Это было через год после того, как они завершили сезон с результатом 5-11. Нападение было ужасным, да, но и защита была, ну, тоже ужасной. До того, как занять пост в «Рэмс», Вермейл не занимался тренерской карьерой пятнадцать лет, пережив выгорание в Филадельфии, и, казалось, у него не было ответов на вопросы. Его тренерская карьера была неудачной. Ему было шестьдесят два года.

Из 111 опрошенных, девяносто один ответил: «Да, безусловно, «Рэмс» должны его уволить». Наиболее вежливо подытожил опрос такой комментарий: «Он действительно хороший парень. Но игра проходит мимо него».

———

«СЕНТ-ЛУИС РЭМС» 1999 ГОДА необъяснимы. В них нет никакого смысла. Команды НФЛ тратят бесчисленные часы на разработку плана, формирование образа мышления, построение команды блок за блоком. «Рэмс» же просто бросили кучу вещей в стену и, в стиле Джексона Поллока, выдали произведение искусства.

«Рэмс» наняли координатора нападения по имени Майк Марц, у которого был миллион идей. Они внимательно следили за ситуацией, когда «Индианаполис Колтс» необъяснимо устали от своего величайшего раннинбека в истории Маршалла Фолка, поэтому выменяли его. За несколько недель до драфта они всем говорили, что им непременно нужно исправить защиту, но затем выбрали своим топ-пиком ресивера Торри Холта.

А потом квотербек, на приобретение которого они потратили большие деньги в межсезонье — уроженец Сент-Луиса Трент Грин — получил серьёзную травму во время предсезонной подготовки, и у «Рэмс» не осталось иного выбора, кроме как отдать его работу неизвестному квотербеку, который всего три года назад работал упаковщиком в супермаркете Hy-Vee в Айове.

Этого квотербека звали Курт Уорнер. И внезапно — акцент на слове «внезапно» — «Сент-Луис Рэмс» показали лучшее нападение не только в том сезоне НФЛ, но, возможно, и в истории НФЛ вообще. Фолк установил рекорд НФЛ, набрав 2429 ярдов от линии скримиджа. Уорнер бросил сорок один тачдаун; больше их было только у Дэна Марино. Они набрали 38 очков против «Бенгалс», 42 против «Сан-Франциско», 41 против «Атланты», 43 против «Сэйнтс» и так далее. Они набирали очки быстро и из любой точки в любое время, и это было невероятно захватывающе.

«Рэмс» превратились из скучной команды НФЛ в «Величайшее шоу на газоне». А Дик Вермейл был на пути к Залу Славы профессионального футбола.

———

НАПАДЕНИЕ «РЭМС» было главной темой сезона. Защита «Рэмс»? Никто их особо не замечал. Они просто тихо занимались своими делами – и никто не делал этого усерднее чем их трудолюбивый лайнбекер с самым простым именем, которое только можно себе представить, Майк Джонс.

Джонс остался незадрафтованным после окончания Университета Миссури. Ему дали шанс в «Окленд Рэйдерс», потому что их координатор защиты, Гюнтер Каннингем, верил в его характер. «Он отдаёт всё, что у него есть», – сказал Каннингем. «И так каждый день».

Джонс стал игроком стартового состава «Рэйдерс», а затем подписал контракт с «Рэмс». Он не обладал большой скоростью; он не делал много захватов; он никогда не попадал в Пробоул. Но товарищи по команде его любили. Более того, они им восхищались. Никто не играл усерднее. Никто не заботился больше.

«Майк всегда был первым на работе», – сказал Холт. «Иногда он был в костюме; с портфелем. Он был занят своим бизнесом».

«Если нам нужен розыгрыш», — сказал его товарищ по команде Лондон Флетчер, — «Мы знаем, что Майк его сделает».

В конце Супербоула XXXIV в Атланте «Рэмс» нуждались в этом.

Они вели в матче с «Теннесси» со счётом 23:16 за пять секунд до конца. Мяч был у «Тайтенс» на 10-ярдовой линии. Квотербек «Теннесси» Стив Макнейр бросил быстрый диагональный пас своему лучшему принимающему Кевину Дайсону. Он поймал мяч на 4-ярдовой линии и, казалось, был уверен, что занесет тачдаун.

«Как только я поймал мяч», — сказал он, — «Я подумал: «Поймай-ка меня».

Вот тогда Джонс обхватил правой рукой талию Дайсона и левой рукой схватил его за левое колено, чтобы тот никуда не ушёл. И Дайсона остановили недалеко от гоал-лайн, когда время истекло. И «Рэмс» выиграли Супербоул.

«Майк держал его изо всех сил», — сказал Айзек Брюс из «Рэмс».

«Это был величайший тэкл в истории Супербоула», — сказал Кит Лайл.

«Один захват», — крикнул Д’Марко Фарр, — «И мы на вершине мира».

Было что-то прекрасное в том, что этот невозможный сезон «Рэмс» закончился именно так, не с фейерверком, вспышками и блеском. Нет, он закончился, когда их скромный и тихий лайнбекер из «синих воротничков» выполнил свою работу и сделал захват.

После игры я спросил Джонса, как он себя чувствует.

«Устал», — сказал он.