Трибуна
4 мин.

Джо Познански «Почему мы любим футбол: 100 моментов истории». #56. Фейк-спайк

#56. Фейк-спайк

«Я отдаю должное Берни. Но это я бросил мяч. Так что это и моя заслуга».

Дэн Марино

———

27 ноября 1994 г.

Clock! Clock! Clock!

Не было другого квотербека, похожего на моего героя Берни Косара. Он был неуклюжим парнем ростом 6 футов 5 дюймов [195 см]. Он совсем не умел бегать [1], у него была не очень сильная рука и выглядел он жутковато.

И все же, каким-то образом, этот парень был потрясающим. Он привел команду Университета Майами к национальному чемпионству. Он вдохнул жизнь в команду своего (и моего) родного города «Кливленд Браунс», выведя их в три финала конференции АФК. Как ему это удалось? Ну, во-первых, он был сверхъестественно точным. Одна история, которая обошла всех, была про то, как на благотворительной вечеринке квотербека «Баффало» Джима Келли его в последнюю минуту уговорили поучаствовать в конкурсе квотербеков, где нужно было бросить мяч сквозь автомобильную шину с 20 ярдов.

Косар шагнул вперед и чисто кинул мяч, не коснувшись ни одной части шины. Другие квотербеки, включая Келли и, вероятно, величайшего распасовщика в истории НФЛ, Дэна Марино, пытались сделать то же самое, но не смогли. Наконец, еще один квотербек кое-как сумел пробросить мяч через шину рикошетом от борта, и Косара позвали снова для броска на победителя.

Он спокойно подошел к линии и снова чисто бросил мяч.

Итак, у Берни была эта сверхъестественная точность, но, что еще важнее, у него был блестящий футбольный ум. Он постоянно обманывал защиту. Даже после того, как его рука и тело отказывали, этот ум не переставал работать. В 1994 году он подписал контракт с «Майами Долфинс» на роль запасного Марино и постоянно предлагал какие-то идеи. Одну из этих идей он просто назвал «clock play».

Неясно, сколько раз «Долфинс» отрабатывали эту тактику – неясно, делали ли они это вообще, – но в конце матча «Джетс» – «Долфинс» в 1994 году Берни Косар увидел потенциал момента. «Долфинс» отставали 24–21. Они получили мяч на своей 16-ярдовой линии. 

А затем Дэн Марино проделал то, что обычно делает Дэн Марино. Когда он был в форме, – вау!, – никто никогда не бросал мяч так, как Марино. Мяч просто выпрыгивал из его руки, как птица, летящая с важной миссией. В 1984 году, в первый полноценный сезон Марино, он набрал 5000 ярдов, в то время как немногие квотербеки набирали хотя бы 4000 [2]. Рекорд НФЛ по тачдаунам на пасе составлял тридцать шесть; Марино бросил сорок восемь. Он бросал так примерно следующие пятнадцать лет.

Марино начал драйв, отдав пас Ирвингу Фрайару, затем Майку Уильямсу, Киту Джексону и дважды Марку Ингрэму. Это был Марино в своей лучшей форме, дирижер, работающий в поле — сначала со струнными, затем с духовыми, затем с ударными, — находя того, кто был открыт.

Последний пас Ингрэму переместил мяч к 8-ярдовой линии «Джетс». Оставалось 33 секунды. В этот момент Косар сказал Марино через передатчик на шлеме: «Clock play! Время пришло!»

Марино сразу это заметил. Он крикнул: “Clock! Clock! Clock!”, показав жестом, что собирается делать спайк. Неясно, сколько его товарищей по команде вообще понимали, что он делает.

Предельно ясно, сколько защитников «Джетс» понимали, что он делает. Никто.

Марино вышел на линию, сделал снэп и отступил на два шага назад. Игроки «Джетс» предполагали, что он будет бросать мяч в землю, поэтому расслабились. Затем, внезапно – и это было неожиданно; у Марино был самый быстрый в футболе релиз – мяч полетел к Ингрэму в зачетную зону. Новичок «Джетс» корнербек Аарон Гленн не был полностью одурачен – он побежал за Ингрэмом, – но повернулся спиной, и мяч пролетел за ним прямо в руки Ингрэма. «Дельфины» победили.

После розыгрыша «Джетс» отправились в свободное падение. Они проиграли все оставшиеся игры, после чего уволили тренера Пита Кэрролла. Сначала он винил фейк-спайк. Но годы спустя — после того, как он зарекомендовал себя как победитель, выиграв национальный чемпионат с Университетом Южной Калифорнии и Супербоул с «Сихокс», — он по-прежнему не мог забыть этот розыгрыш.

Двадцать два года спустя он дал интервью ESPN. Заголовок был: «Нас не одурачили».

Представляю, как Берни Косар от души смеялся над этим.

1 – Когда Косар был квотербеком в Университете Майами, Дженни Келлнер из Miami News писала, что он «бегает с грацией и скоростью жирафа под действием метаквалона».

2 – Что еще более абсурдно, 5084 ярда пасом Марино в том году более чем ВДВОЕ ПРЕВЫСИЛИ рекорд «Долфинс». Тренер «Майами» Дон Шула славился своей консервативностью в нападении, но, получив Марино, он создал самую результативную атаку пасом в истории футбола. Полагаю, это и есть определение хорошего тренера.