4 мин.

Джо Познански. «Почему мы любим футбол: 100 моментов истории». #82. Сказка на ночь от Этуотера

#82. Сказка на ночь от Этуотера

«Папочка! Расскажи нам историю про Окойе!»

Пэрис Этуотер

———

17 сентября 1990 г.

Увековечено

Когда мальчики были маленькими, если они хорошо себя вели, чистили зубы, умывались и надевали пижамы, не жалуясь и не ссорясь, Стив Этуотер садился к ним троим на кровать и начинал:

«Когда-то давно, — говорил он, — мы играли Cover 2».

Мальчики дрожали от предвкушения. Это была их любимая история. Неудивительно, что все они в итоге стали играть в футбол. Пэрис, которому тогда было всего два года, играл в старшей школе под руководством отца. Ди Андре было четыре; он играл в футбол за Принстон. Стивен-младший был старшим — ему было шесть лет — и он играл в футбол за Джорджтаун, а потом стал агентом НФЛ.

Иногда кто-нибудь из мальчиков спрашивал: «Что такое Cover 2?» И тогда папа садился на пол и рисовал на ковре пальцем защиту Cover 2. Мальчикам это очень нравилось, они ликовали и кричали, пока мама, Лета, не входила и не приказывала всем успокоиться.

«Была уже глубокая ночь», — продолжал Стив Этуотер. Он был отличным футболистом, этот Стив Этуотер. Он был в Зале Славы. Он играл на позиции сэйфти, в основном за «Денвер Бронкос», и прославился своими сильными ударами. Этот навык появился у него естественным образом: в старшей школе он играл квотербеком и делал много перехватов.

«Много перехватов», — повторил он.

Он так злился из-за перехватов, что яростно гонялся за защитником, делал все возможное и  вскоре понял, что ему больше нравится бить людей, чем бросать перехваты.

Вернемся к рассказу. Стив сказал детям, что сегодня вечер понедельника, и «Денвер Бронкос» играют с ненавистными «Канзас-Сити Чифс». («Бууу!» — кричали дети.) Этуотер посмотрел и увидел, что раннинбеком,  выстроившимся в бэкфилде, был Кристиан Окойе, «Нигерийский Кошмар».

Если вы достаточно взрослые, вы сейчас улыбаетесь. Кристиан Окойе! Он был ростом 6 футов 1 дюйм [185 см] и весом 260 фунтов [118 кг] [*], и носил наплечники размером примерно с «Бьюик». Он вырос в Нигерии и абсолютно ничего не знал о футболе, когда приехал в Америку легкоатлетической сенсацией. Он был звездой олимпийского уровня в метании диска и звездой колледжа в толкании ядра, метании молота и прыжках в длину — представьте себе человека весом 260 фунтов, летящего по воздуху, и это даст вам некоторое представление о том, каким необычным спортсменом был Окойе.

Неизбежно кто-то должен был пригласить его поиграть в футбол. Этим кем-то оказался Джим Милхон, доцент кафедры физического воспитания в Университете Азуса Пасифик. Милхон рассказывал, что когда Окойе впервые принял передачу (ему было уже двадцать четыре года), он посмотрел на мяч и сказал: «Очень интересно, но очень неудобно».

Тем не менее, Окойе так быстро увлекся футболом, что «Чифс» выбрали его во втором раунде драфта 1987 года, а два года спустя он стал лидером НФЛ в выносе. «Окойе», — говорил лайнбекер Дэвид Уайман, — «Был настоящим монстром».

Снова вернемся к истории. «Я начал пятиться», — говорил Стив. «Потом я увидел, как они передали мяч Кристиану Окойе! Нигерийский кошмар!» (Дети вздрагивали.) «И он бежит через центр. И я бегу к нему. А потом...»

Дети готовились.

«А потом...»

Дети кусали свои одеяла.

«А потом...»

Дети садились на кровать.

«БУ-У-У-Я!» — кричал Стив и хватал своих сыновей.

«БУ-У-У-Я!» — кричали дети, прыгая вокруг на кровати.

Бу-у-у-я. Удар Стива Этуотера по Кристиану Окойе до сих пор звенит в голове. Этуотер влетел вперед плечом, двое мужчин столкнулись, и звук был как у метеорита, падающего на землю. Затем, как сказал член Зала Славы НФЛ Лен Доусон, «впервые в жизни Кристиан Окойе отлетел назад». «Мы слышали этот удар с боковой линии», — говорил легенда «Бронкос» Джон Элвей.

«Один из лучших «хитов», которые я когда-либо видел», — сказал Билл Кауэр, который тогда был помощником тренера «Чифс». Этот удар стал настолько знаменитым, что многие позже считали, что он, по сути,  положил конец карьере Окойе. Это не так. В следующем году он пробежал 1000 ярдов и попал в Пробоул. В целом, Окойе воспринял все это с хорошим настроением — «Он такой хороший парень», — сказал мне Этуотер, — но его всегда немного раздражало, что этот удар стал таким знаменитым.

«Мы играли с ними дважды в год, знаете ли», — говорил Окойе. «Но никто никогда не показывает, какие удары я ему нанес».

Этуотер улыбнулся, когда его спросили о ударах, которые он получил от Окойе. Конечно, они случались. Но Стив Этуотер не собирался рассказывать эти истории своим сыновьям.

* – Товарищ Окойе по команде «Чифс» Дерон Черри утверждал, что когда он вставал на весы в полной форме, он весил 300 фунтов [136 кг].