4 мин.

Джо Познански «Почему мы любим футбол: 100 моментов истории». #83 Эммитт в действии

#83. Эммитт в действии

«Я могу победить, могу проиграть, но я никогда не буду побежден».

Эммитт Смит

———

21 декабря 1992 г.

Рекорд Смита никогда не будет побит

Футбольные болельщики не так одержимы статистикой, как бейсбольные. Мало кто скажет вам, что Эммитт Смит набрал 18 355 ярдов за карьеру. Бейсбольные болельщики скажут вам, что у Пита Роуза было 4256 хитов. Они могут сказать, что у Сая Янга было 511 побед. Они могут сказать, что Генри Аарон выбил 755 хоум-ранов [*].

Но 18 355 ярдов Эммитта? Почти никто не может вспомнить эту цифру с ходу. И это тоже печально, потому что ее стоит запомнить. Рекорд Эммитта по выносу никогда не будет побит.

Взгляните на эту цифру еще раз. Это восемнадцать сезонов по 1000 ярдов. Или, возможно, еще более непостижимые двенадцать сезонов по 1500 ярдов. Это больше, чем у Эрла Кэмпбелла и Террелла Дэвиса вместе взятых. Это больше ярдов, чем у Ларри Чонки плюс Гейла Сэйерса плюс Ленни Мура. Сейчас, когда я пишу эти строки, ни один действующий раннинбек не набрал даже 10 000 ярдов. Замечательный Деррик Хенри уже восемь лет убегает от защитников; он – необычайное сочетание мощи и скорости. 

Деррик Хенри едва ли на полпути к рекорду Эммитта Смита по выносу [прим.: на начало сезона- 2025 у Хенри 11 423 ярда на выносе].

Нет, этот рекорд никогда не будет побит, и все же, каким-то образом, особое величие Эммитта Смита, похоже, исчезает из памяти. Легендарный руководитель «Ковбоев» Гил Брандт не включил Смита в свою десятку лучших раннинбеков. Хотя это и крайность, мало кто вспоминает Эммитта с таким же благоговением, как Джима Брауна, Уолтера Пэйтона или ослепительного современника Смита Барри Сандерса.

Думаю, есть две причины, по которым Эммитта Смита так часто упускают из виду в разговорах о величайших раннинбеках всех времен. Одна из них заключается в том, что величие Эммитта складывалось из тысячи мелочей, и поэтому было легко упустить общую картину. Есть те, кто скажет, что он был продуктом великолепной линии нападения, но правда в том, что никто никогда не использовал блокировщиков лучше. Есть те, кто скажет, что ему пошло на пользу наличие квотербека из Зала Славы (Трой Эйкман), и это, несомненно, правда, но Эммитт фантастически играл на приеме и был, возможно, лучшим в мире по распознаванию блицев. Он был идеальным товарищем по команде. Есть те, кто скажет, что он набрал большую статистику, продержавшись долго, но это потому, что он был самым неуязвимым раннинбеком всех времен.

Другая причина в том, что – давайте посмотрим правде в глаза – блеск Эммитта был довольно скучным. Он использовал блокировщиков, находил проходы, падал вперед, чтобы заработать каждый дюйм. Он был готов как никто другой. Он заработал на выносе 164 тачдауна, больше, чем кто-либо когда-либо, но 114 из них были на дистанции пять ярдов или меньше.

Конечно, Эммитт сбрасывал захваты, делал обманные движения и набрал свою долю длинных выносов. Но заставлял ли он людей затаить дыхание? Нет, не часто.

Ну, был один случай. «Даллас» играл в Атланте в понедельник вечером 1992 года. Шел конец третьей четверти. Смит получил вкладку и начал выносить по центру, но увидел, что там закрыто. Его инстинкты в такие моменты были непревзойденными.

Смит отскочил вправо и побежал на внешнюю сторону. Затем он обнаружил, что бежит прямо на свободного сейфти Скотта Кейса, одного из самых сильно бьющих защитников. Кейс толкнул Смита плечом, и именно в этот момент лайнбекер «Фэлконс» Дарион Коннер врезался в спину Смита. Эта комбинация отправила Смита в объятия Джесси Таггла, самого надежного тэклера в футболе. В 1992 году Таггл третий год подряд лидировал в НФЛ по тэклам.

Таггл схватил Смита и начал его оттеснять. Джефф Дональдсон из «Атланты» и трое других «Фэлконс» присоединились к веселью, чтобы добить Смита. «Там были все игроки «Фэлконс», которых только можно представить», — говорил Смит.

Вместо того, чтобы упасть, Смит просто позволил игрокам «Фэлконс» вытолкать себя дальше на открытое пространство, после чего он выскочил и побежал вдоль боковой линии. Это было невероятно. Ближе к зачетной зоне игрок «Атланты» Деон Сандерс все-таки вытолкнул его за пределы поля, но Эммитт все равно успел пересечь гоал-лайн, потому что Эммитт всегда пересекал гоал-лайн.

«Эммитт Смит», — сказал Эл Майклс в кабинке, — «Старается изо всех сил произвести впечатление на Барри Сандерса».

Вздох. Даже после своего самого захватывающего забега Эммитт Смит все еще пытался соперничать с Барри Сандерсом. Вот так. Это был один из самых удивительных забегов в истории НФЛ. Мне больше всего нравится, как после розыгрыша принимающий «Далласа», член Зала Славы, Майкл Ирвин подбежал и сказал: «Это был лучший розыгрыш, который я когда-либо видел».

На что Эммитт, идеальный раннингбек, ответил: «Ты не должен был этого видеть. Тебе следовало блокировать Деона».

* – 755 хоум-ранов Аарона, как известно любителям бейсбола, не являются рекордом; его побил Барри Бондс. И все же именно 755 хоум-ранов Аарона, 714 Бейба Рута и даже 660 Вилли Мейса навсегда останутся в памяти бейсбольных фанатов.