9 мин.

Состояние DEL

Акроним DEL, родившийся в 1994 г., в русском языке легко преобразуется в НХЛ (DEL –Deutsche Eishockey Liga – Немецкая Хоккейная Лига – НХЛ). И это символично, поскольку пятнадцать лет назад германская затея выглядела первой попыткой бросить хоккейный вызов через Атлантику.

Старт DEL совпал с первым локаутом в NHL, и немцы решили ковать внезапно разогревшееся железо. ИИХФ тогда запретила хоккеистам, имеющим контракты с американскими и канадскими клубами, играть в Европе. Независимая от немецкого хоккейного союза DEL плюнула на запрет и решила ослепить своих зрителей широтой размаха. В некоторых случаях речь шла о рекламных акциях – Брендан Шэнахан и Дуг Уэйт сыграли в Германии по восемь матчей, Павел Буре и вовсе один (в котором, конечно же, отметился хет-триком). Но вот Йожеф Штумпел провёл в Германии 25 игр, а самая интересная история случилась с Робертом Райхелом. В сезоне 94/95 чех, сыграв 21 матч в составе Frankfurt Lions, после завершения локаута вернулся за океан, в Calgary Flames. Однако сезон 95/96 он снова провёл во Франкфурте, заработав 2 миллиона немецких марок – что по тогдашнему курсу составило около 1,4 млн. долларов и до сих пор является европейским рекордом. Не жаловался на зарплату и наш Сергей Березин, бывший одной из главных звёзд лиги в 94-96 гг. Самый высокооплачиваемый немец, Герд Трунтчка, зарабатывал 700 000 марок в год.

Естественно, что такие замашки, отнюдь не подкреплённые соответствующей экономической базой, вышли немцам боком. Поначалу в DEL было 18 команд (16 выходили в четырёхраундовый плей-офф – чего в Европе так же никогда раньше не бывало), однако уже после второго сезона эпидемия банкротств начал собирать свою кровавую жатву, и процесс этот продолжается по сию пору. В 1996 г. чемпионат DEL начали 16 команд, сегодня это число, после некоторых колебаний, сократилось до 14. За 17 лет через лигу прошли 32 клуба, причём до сезона 2011/2012 дожили всего 7 команд из первого состава.

В общем, хоккейный бизнес в Германии остаётся делом сложным и рискованным. А ведь, казалось бы, предпосылки для успеха есть. Начать хотя бы с того, что Германия – страна богатая и большая.

Германия: экономико-географическая справка

Население: ~ 81,8 млн. человек.

Площадь: 357 111 квадратных километров

Плотность населения: 229 человек на квадратный километр

ВВП на душу населения: ~ 40 000 долларов.

Столица: Берлин (3,45 млн. жителей, ~ 4,3 млн. в агломерации)

Крупнейшие города:

Гамбург (1,78 млн. жителей, ~ 2,6 млн. в агломерации)

Мюнхен (1,33 млн. жителей, ~2,0 млн. в агломерации)

Кёльн (1,0 млн. жителей, ~ 1,9 млн. в агломерации)

Франкфурт (0,67 млн. жителей, ~ 1,93 млн. в агломерации)

Штутгарт (0,6 млн. жителей, ~1,8 млн. в агломерации)

Дюссельдорф (0,59 млн. жителей, ~ 1,22 в агломерации)

Валюта: евро.

Обозрели, и - к делу.

Германское инфраструктурное чудо

Стадионы – главная гордость DEL. Стадионы по большей части новые и большие. Сразу шесть команд проводят домашние матчи на аренах вместимостью более 10 000 – по этому показателю немецкая лига превосходит даже КХЛ, не говоря уже о чешской Экстрлиге (3), финской SM-liiga  (2), швейцарской NLA (2) и шведской Elitserien (1 «регулярный» стадион вместимостью более 10 000, кроме того, столичное дерби Djurgården-AIK играется в Глобен-Арене). Домашняя арена Kölner Haie, LANXESS arena, является самым большим хоккейным стадионом в Европе (18 500 зрителей).

Здесь стоит добавить первую ложку дёгтя – помимо больших и новых, или просто новых многофункциональных арен, в Германии так же имеется пять старых ледовых дворцов (Curt Frenzel Stadium, Olympia Eishalle, Eisstadion am Pulverturm, Eissporthalle Iserlohn, Eisarena Wolfsburg)  в каждом из которых всего около 1 500 мест, оборудованных индивидуальными креслами. Впрочем, они соответствуют правилу «9 000 баллов», устанавливающему требования к стадионам. Каждая арена должна набрать эти самые девять тысяч баллов по следующей системе: стоячее место – 1 балл, сидячее место – 2 балла, VIP-место – 4 балла, видеокуб – 1 000 баллов.

В погоне за глорихантером

Активные вложения в инфраструктуру позволили немецкой лиге в середине прошлого десятилетия совершить прорыв на зрительском фронте. Средняя посещаемость, в 200-2002 гг. находившаяся на уровне 4500 человек за игру, подскочила до 5500 в 2002-2005 гг. и достигла пика, около 6000 человек за игру, в сезоне 2005/2006. Валовая посещаемость росла не столь стабильно – сказывалось регулярное изменение числа команд и матчей. В «длинных» сезонах, с участием 15-16 команд, эта величина достигала 2,2 млн. человек (лучший показатель в Европе), в коротких уменьшалась до 2 млн. Однако в последние четыре года средняя посещаемость расти перестала, а валовая, после очередного усечения лиги до 14 команд, в сезоне 2010/2011 снизилась до 2 млн., хотя DEL всё-таки сохранила за собой первое место в Европе.

Причина проблем проста – Германию трудно назвать хоккейной страной. В стране нехоккейной увеличение вместимости стадиона гарантирует рост посещаемости только на один-два сезона, за счёт тех, кого можно назвать любопытствующими. А вот дальше необходимо, что любопытствующие превратились хотя бы в презренных глорихантеров (с перспективой прокачки до верных суппортеров). То есть надо выигрывать. Если же со спротивными успехами проблемы – трибуны быстро начнут пустеть.

В этом смысле показательна история Hamburg Freezers. Команда с таким названием появилась в 2002 г. – раньше она называлась München Barons и базировалась, как не трудно догадаться, в столице Баварии. Под переезд клуба была открыта новая арена, вмещавшая 12 997 человек. В первом сезоне с любопытствующими проблем не было (10 713 человек в среднем на игре). В следующие два года средняя посещаемость держалась на уровне 11-12 000 человек, однако затем начала стремительно падать, и в 2009-2011 гг. снизилась до 7 000 человек.

Аналогичные проблемы испытывают почти все обладатели крупных арен, за исключением Eisbären Berlin – но те провели в новой арене пока только четыре сезона, выиграв три титула и один раз проиграв в финале. Успели ли за это время «глорихантеры» стать верными суппортерами, покажет только неудачный сезон.

Без излишеств

Обзор бюджетов немецких хоккейных команд регулярно публикуют Sport Bild и Reinische Post. Приведённые ниже сведения взяты из последнего источника – благо он доступен в он-лайне.

Источники: 1, 2.

Немецкие клубы живут скромнее швейцарских – и в первую очередь это связано с меньшими поступлениями от продажи билетов. В среднем один «просмотр» приносит в кассу 9-12 евро. Таким образом, лидеры, с учётом плей-офф, могут заработать до 4-5 млн. евро на билетах, аутсайдеры – примерно в пять раз меньше. Продажа сувениров и атрибутики даёт от 300 000 до 1 млн. европейских денег.

Соответственно, остальное добирается за счёт спонсоров. Титульный контракт, как у DEG Metro Stars (угадайте название спонсора) приносит до 2 млн. в год (кстати, в 2011/2012 клуб из Дюссельдорфа последний раз будет играть под нынешним названием). Логотип на форме принесёт 500-600 тысяч евро. В итоге набегает неплохая сумма – даже не хватающий с неба «звёзд Metro» Iserlohn Roosters в завершившемся сезоне получил от спонсоров 3,2 млн. евро.

Многие клубы получают деньги непосредственно от богатых владельцев, и лидером здесь является богатейшая команда Германии, Adler Mannheim, принадлежащая «немецкому Биллу Гейтсу» по имени Дитмар Хопп. Команду возглавляет сын миллиардера, а домашняя арена клуба построена на деньги владельца и носит имя принадлежащего ему софт-гиганта.

Наконец, от продажи телеправ немецкие клубы сегодня получают 225 000 евро.

Стремление жить по средствам сегодня делает немыслимым «эксперимент Райхела». Платёжки немецких клубов весят от 1,5 до 4,5 млн. евро – сведения всё из той же рейнской газеты.

Источники: 1, 2.

Ведущие игроки получают чистыми от 80 до 150 тысяч евро. «Трансферной бомбой» немецкая пресса назвала переход Кристофа Ульмана из Kölner Haie в Adler Mannheim, благотаря которому игрок немецкой сборной будет зарабатывать 250 000 евро в год.

Во многом, наверное, столь скромные зарплаты объясняются либеральной политикой в отношении легионеров. Долгое время в DEL вообще не было лимита на иностранцев. В 2008 г., по настоянию Уве Круппа, лимит был введён, но при этом его и лимитом назвать сложно – не более 10 человек в матче и 12 на контрактах. Со следующего сезоне первая величина уменьшится до 9. Невысокая – в среднем – квалификация местных хоккеистов в таких условиях позволяет довольно быстро найти замену из Канады, США, Дании, Норвегии или даже Словении любому, кто захочет стать миллионером.

Головой в потолок

Финансовые проблемы, сопровождавшие уже рождения DEL, стали хронической болезнью лиги. Прошлым летом лига лишилась ещё двух команд – разорились Frankfurt Lions и Kassel Huskies. Тем не менее, упорство, с которым хоккей в Германии борется за свою жизнь, заслуживает уважения, а результаты в целом можно оценить положительно. Ведь ни в Швейцарии, ни в Швеции, ни в Финляндии, ни в Чехии хоккей не испытывает столь жёсткой конкуренции со стороны других видов спорта. И речь не о футболе или DTM. Речь о баскетболе и гандболе.

В некоторых случаях имеет место прямая конкуренция за зрителей. Так, в Гамбурге упоминавшиеся выше «глорихантеры» выбрали гандбол – ибо местный клуб куда как успешнее в этом виде спорта. На матчах HSV Hamburg в среднем собирается 10 690 человек, а на хоккее – всего 7 000, в то время как пять лет назад ситуация была обратная. Басктебольный клуб из Бамберга в сезоне 2010/2011 собирал на своих играх 6 798 человек (арена вмещает 6 800).  В то же время нюрнбергские хоккеисты с трудом добрались до 10 места в регулярном чемпионате - и на играх команды собиралось 4 739 человек (арена вмещает 8 228). От Нюрнберга до Бамберга - 20 минут на электричке.

Но дело не только в болельщиках. Гандбольные и баскетбольные клубы так же "крадут" спонсоров. Благо они участвуют в еврокубках, а значит, в некоторых случаях более привлекательны для рекламодатлей.

Тем не менее, DEL остаётся более богатой организацией – в первую очередь за счёт существенно большего количества игр. Впрочем, широких перспектив дальнейшего развития лиги пока не видно. На руку DEL мог бы сыграть прорыв сборной, которая неплохо провела два последних ЧМ. Медальный успех национальной команды мог бы поднять популярность хоккея в стране. Однако рассчитывать на такое, в общем-то, не приходится. В том числе и потому, что DEL давно сделала ставку на легионеров.