4 мин.

Как меняется роль плеймейкера?

Последняя неделя чётко продемонстрировала, почему Уэсли Снейдер – это прошлое, Месут Озил – настоящее, а Тони Кроос – будущее.

Наверное, ни одна другая позиция в футболе не переживает эволюцию столь же быстро, как позиция плеймейкера. Или, если называть её более точно исходя из нынешнего обличья, - креативного полузащитника. Пожалуй, на этой неделе четвертьфиналы Лиги чемпионов почти продемонстрировали, как меняется интерпретация роли плеймейкера – пусть и в усечённом виде.

После победы над «Ювентусом» «Бавария» может оставаться недовольной двумя вещами. Во-первых, при крайней степени доминирования они забили только два мяча. Во-вторых, из-за разрыва мышцы мюнхенцы на шесть недель потеряли Тони Крооса.

Крооса можно смело считать явлением современного атакующего полузащитника. «Бавария» точно не будет скучать по нему в Бундеслиге, если учесть, что даже ничья в субботу против «Айнтрахта» принесёт ей чемпионство за шесть туров до конца. Да и ответный матч с «Ювентусом» баварцы должны спокойно закончить с удобным для себя счётом. Однако в полуфинале Лиги отсутствие Крооса может стать весьма серьёзной потерей.

Кроос всего на пять лет младше Снейдера, но на этой неделе, даже несмотря на то, что немец был заменён на 16-й минуте, контраст между ними очевиден. В какой-то период времени казалось, что голландец станет воплощением будущего на этой позиции, но в его нынешнем возрасте он должен взойти на собственный пик, а Уэсли вместо этого вновь открывает себя в роли классического плеймейкера.

В среду Снейдер выглядел анахронизмом. Неудивительно, что после перерыва его заменили, так как Хаби Алонсо имел слишком много свободы и преспокойно вёл игру в центре поля. А ведь Терим потратил последние недели как раз на то, чтобы изменить модель игры «Галатасарая», адаптировать её к присутствию «десятки» в составе.

В отличие от него, Кроос динамичен и трудолюбив. Он способен играть как в глубине полузащиты, так и на передней линии, как на фланге, так и в центре. Он смог бы даже исполнять бокс-ту-бокс полузащитника в формате 4-4-2, если кто-нибудь попросил играть нечто столь архаичное. Он креативен, хотя ему и не присущи яркие эпизодические вспышки, он крепок физически, хотя его трудно назвать монстром, и он довольно сообразителен во время владения мячом, пусть и редко показывает свою хитрость. У Крооса заниженная эффективность, что означает: его не ценят так, как должны ценить.

У Крооса потрясающая статистика в текущем сезоне Бундеслиги. Точность передач – 89,7%. Согласно whoscored.com, он занимает четвёртое место по этому показателю – выше только Данте, Рул Броуверс и Луис Густаво, центральные защитники и полузащитники оборонительного плана, большинство передач которых предназначены ближним партнёрам. Кроос же, в отличие от них, чаще обостряет игру: 2,8 key passes (передачи, выводящие партнёра на удар – прим.) (3-е место) за матч, 8 голевых передач (7-е место). При этом по успешности разрезающих передач (0,5 в среднем) он уступает только Диего из «Вольфсбурга».

Спортивный директор «Баварии» Маттиас Заммер после победы над «Гамбургом» (9:2) – в которой, без иронии, он критиковал свою команду за два пропущенных с угловых гола – сказал, что «Бавария» становится машиной для побед в футбольных матчах. Кроос, в свою очередь, – настоящая машина пасов, которая совершенна как по замыслам, так и по исполнению. Учитывая его желание участвовать в опеке оппонентов, Крооса можно назвать идеальным атакующим полузащитником для «Баварии».

Если Кроос – это будущее, а Снейдер – прошлое, то настоящее, скорее всего, воплощается в игре 24-летнего Месута Озила. У него нет такого же оборонительного потенциала, как у Крооса, но он гораздо работоспособней, нежели Снейдер. В Ла Лиге Озил имеет средние показатели по единоборствам и 0,5 перехватов за матч – весьма достойные цифры, учитывая, как часто доминирует «Реал» над своими соперниками. Он проделал прекрасную работу в атаке в поединке с «Галатасараем», хотя надо учесть не лучшую игру в обороне в исполнении Фелипе Мело.

Озил в среднем трижды за игру выводит партнёров на удар – это самый высокий показатель в Испании, и у него девять голевых пасов. Основная разница в сравнении с Кроосом заключается в общем проценте точности передач: у Озила только 83,3%, с ним он располагается на 40-й позиции в Испании. Факт того, что в среднем у него 0,6 удачных разрезающих пасов за матч, предполагает следующее: он исполняет больше сложных передач, чем это необходимо, поскольку не способен так же удерживать мяч, как это делает Кроос.

Безусловно, в определённой степени индивидуальная статистика обусловлена тем, в какой игровой модели действуют футболисты. Кроос прекрасно трудится на пользу механизированной «Баварии», тогда как Озил процветает в более свободной системе «Реала», в которой от него всегда требуется помнить о том, где в данный момент находится Криштиану Роналду (чтобы не дублировать его траекторию движения, поскольку Роналду неизбежно отвлекает внимание защитников на себя). Отнюдь не кажется, что «Галатасарай» готов работать в унисон Снейдеру – ситуация схожа с тем, как в «Интере» пытались приспособиться к голландцу в конце пребывания в Милане. Его время ушло; эра Озила развивается прямо сейчас, в то время как эпоха Крооса только начинается. 

Джонатан Уилсон, The Guardian