Либеро ВК «Зенит» Женя Гребенников: «В трудную минуту я говорю себе, что жизнь прекрасна»
На днях участником программы «Руки Вверх» на «Радио Зенит» стал олимпийский чемпион в составе сборной Франции, либеро волейбольного «Зенита» Женя Гребенников. В беседе с Марией Капустиной он рассказал о нюансах переезда на историческую родину в Россию, вспомнил, как занимался всеми популярными игровыми видами спорта, объяснил гордость образованием и пояснил, что отдых на сафари ему нравится больше, чем на пляже.
Какие ожидания у вас были от переезда в Россию?
Холод! Как только мы переехали, с семьёй пошли в магазин. Впервые в жизни я покупал себе шапку и сразу её использовал. Здесь очень холодный ветер, но я уже привык. Вообще, я думал, что будет хуже, но мне все говорят, что это пока ещё, можно сказать, лето и дальше будет хуже. Признаться, я думал, что из-за холода здесь все люди грустные, но оказалось, что это не так. Достаточно поговорить с кем-то пять минут и человек уже тебе улыбается. Россияне суровые только снаружи, а внутри они все очень добрые.
Уже удалось познакомиться с городом?
Петербург – очень красивый город, мне здесь очень нравится. Пока что не холодно, поэтому иногда хожу гулять. Этот город очень похож на Париж. Мне нравится жить в таком большом городе. Много хороших ресторанов, магазинов, центр очень красивый. Мне это очень нравится.
Вы были на «Газпром Арене». Понравилось?
Да, очень. Я был на матче со «Спартаком», когда «Зенит» выиграл 7:1. Очень хотел посмотреть на голы Азмуна, потому что он тоже большой любитель волейбола. У него волейбольная семья. Он приходил к нам посмотреть игру против «Белогорье», а потом я пошел посмотреть его игру. У «Зенита» очень красивый стадион. Закрытая крыша просто потрясающая. Я думал, что будет холодно, а в итоге даже пришлось снять куртку. К тому же я хотел показать игру сыну. Ему тоже очень понравилось.
Как к переезду в Россию отнеслась ваша супруга?
Когда она выходила за меня замуж, она знала, на что идёт. Я предупредил, что я спортсмен, что, возможно, мы не сможем всё время жить во Франции. Сначала была Италия, потом Германия, теперь Россия. Ей нравится здесь. У нас ребёнок. Мы все адаптируемся. Сын идёт в детский сад, жена учит русский. Тяжело, конечно, но это жизнь, прекрасная жизнь.
Что вы слышали о главном тренере Туомасе Саммелвуо до переезда в Петербург?
У него очень много желания. Он уже выигрывал чемпионат с «Кузбассом». Он много общается с игроками. Ему нравится с нами разговаривать, вникать в ситуацию. И все, у кого я спрашивал, говорили, что он очень хороший тренер. У меня было очень много тренеров за карьеру, и они все были разные. У каждого свои методы работы. Я же ко всему адаптируюсь, потому что мне очень нравиться играть в волейбол.
Чем российский чемпионат отличается от итальянского?
Пока мне сложно сказать, так как мы сыграли не так много матчей. В Италии более техничный волейбол, команды много играют в защите, больше быстрой игры. Здесь играют более высокие мячи и бьют гораздо сильнее. Но надо привыкать, потому что здесь совсем другой уровень.
Приходится ли вам что-то существенно менять в собственной игре?
Как либеро я должен уходить чуть глубже в площадку из-за того, что здесь более силовая игра. Мне нужно лучше контролировать, качественнее держать приём, потому что подачи тут мощнее. Нужно меняться, но не радикально.
Как вам удалось стать суперзвездой на позиции либеро?
Я как вратарь в футболе – помогаю команде доводить мяч до пасующих. От меня многое зависит, так как я первый на приёме. Нужно удобно доводить мяч до пасующего. Это очень важно. Я привык играть как либеро. В начале было непросто, но я адаптировался и теперь постоянно пытаюсь показывать свой максимум.
При этом у вас есть опыт игры доигровщика.
Когда мне было 18 лет, я играл атакующего, но отец сказал мне, что я слишком маленький и недостаточно высоко прыгаю для этой позиции. Мы решили, что мне нужно попробовать себя в роли либеро. Я хотел играть за сборную, за сильные команды и поэтому спокойно принял его предложение.
Как сформировался ваш особый стиль приёма?
Я получал огромное удовольствие от игры в волейбол в юности. Выступал во многих турнирах. В том числе, в волейболе три на три. Мне очень нравилось играть с друзьями, но так получилось, что моя техника приёма не совсем правильная и не очень красивая. Все тренеры это могут подтвердить.
Что бы вы разрешили либеро делать ещё на площадке?
Подавать. Мне очень нравится подавать. Либеро может подать как сильную, так и тактическую подачу и я думаю, что это может помочь команде, если кто-то из игроков много ошибается.
Что вы любите больше всего в волейболе?
Атаковать. На разминке я обожаю атаковать. С удовольствием вспоминаю как я атаковал, когда был молодой, и сейчас, когда я атакую на разминке, мне это очень нравится. Когда ты либеро, очень тяжело постоянно обороняться, принимать, иногда хочется пойти в атаку.
Кто сейчас, на ваш взгляд, самые яркие волейболисты в мире?
Сейчас очень много сильных игроков. Я бы выделил Леона, Клюку. Из либеро мне очень нравился Алексей Вербов, который сейчас тренирует в Казани. Он почти всё выиграл как игрок.
Женя Гребенников в студии «Радио Зенит»
У вас волейбольная династия. Обсуждалось ли когда-нибудь в семье, что вы пойдёте по стопам отца?
В детстве я занимался не только волейболом. В начале были и баскетбол, и футбол. Но когда вставал вопрос выбора, я просто говорил, что хочу быть спортсменом. Я мечтал, чтобы это была моя работа. Когда стал чуть постарше, я понял, что хочу играть либо в хоккей, либо в волейбол. Мой отец тоже играл в хоккей, когда был молодой. Как только мне стукнуло шестнадцать, отец сказал, что пора выбирать. Я выбрал волейбол. Моё сердце сказало, что нужно выбирать волейбол, и я счастлив, что сделал этот выбор.
Насколько сложно восстанавливаться эмоционально, когда играется очень много матчей?
Тяжело постоянно держать эмоциональную планку на высоком уровне, потому что у нас очень короткие каникулы, постоянно игры, тренировки. Мы очень мало видимся с семьёй и друзьями, редко бываем дома, но такова жизнь спортсмена. За это мы получаем деньги и удовольствие. Я подписался на это в 18 лет, потому что хотел именно этого, а не работать на обычной работе. Я хотел только этого. Для меня это самая лучшая работа на свете.
Об эмоциональности
Я думаю, очень важно подбадривать партнеров. Кому как не либеро, это делать? Ведь у меня гораздо меньше работы, чем у других игроков. Поэтому я так много кричу. Я стараюсь сплачивать команду. После каждого розыгрыша нужно собираться вместе. Я даю много эмоций команде и думаю, что это важно. Надо разговаривать, чтобы всегда была коммуникация.
В жизни вы такой же эмоциональный?
Нет, я спокойный. Когда я на площадке – я другой. Думаю, моя жена не хотела бы, чтобы я постоянно кричал дома. В личной жизни я больше закрытый человек, больше русский.
Когда в команде много звёзд – это может стать проблемой?
Это может быть как плюс, так и минус. Главное – всем найти применение. Но можно не иметь звёзд вообще и выигрывать. Вся сила – в коллективе, в работе игроков, тренеров. Все команды, которые хотят выиграть лигу чемпионов, или чемпионат России, у них у всех есть звёзды. Суть в том, у кого будет лучше команда. Победы можно достигать только при условии, что все будут играть сплочённо, друг за друга. Наличие звёзд не гарантирует успеха. Нужно очень много работать на тренировках каждый день.
В чём нужно прибавить «Зениту», чтобы завоевать долгожданное золото?
Нужно работать, работать и ещё раз работать. Иначе выиграть нельзя. У нас совсем новая команда, мы работаем вместе меньше месяца. Поэтому я думаю, что нам нужно время, чтобы мы друг друга узнали, и чтобы сформировался коллектив. У нас очень классные игроки, но теперь нужно, чтобы мы стали настоящей командой. Пока мы много ошибаемся, но нужно найти нашу силу. У нас поменялся связующий, а в волейболе это означает, что, по сути, строится новая команда. Мы уже проиграли нашим конкурентам – «Динамо» и «Локомотиву» из Новосибирска. Это был наш тест, и его результат говорит, что пока мы не готовы играть на таком уровне. Сначала нужно собраться и подумать, как нам лучше играть, чтобы их победить, а потом уже мыслить о выигрыше турниров.
Насколько тяжело проигрывать в финале?
Даже просто матч в регулярном чемпионате проиграть очень тяжело, а когда уступаешь в финале, то это совсем непросто. После ты постоянно думаешь, что нужно изменить, чтобы выиграть в следующий раз. У меня в одном сезоне было так, что я проиграл в шести финалах. В тот год я, кажется, вообще не спал.
О самых непростых моментах в карьере
В Италии из-за лимита на легионеров меня пришлось посадить на скамейку. Я четыре месяца просидел запасным. В тот момент хотелось даже завязать с волейболом. Возвращаться в основу потом очень тяжело, нужно ещё больше работать. И вот спустя четыре месяца меня выпустили на площадку, и команда выиграла кубок, а затем и чемпионат. Но это был самый сложный отрезок в моей карьере. Я даже хотел вернуться домой, но мне все говорили, что не надо, что нужно больше работать и всё получится. Так и вышло.
Есть ли какая-то фраза, которая помогает вам собраться с силами в трудную минуту?
Да, есть. Я шесть лет играл в Италии, поэтому в трудную минуту я говорю себе, что жизнь прекрасна: «la vitta e belle». Когда не хочется просыпаться рано утром и идти на тренировку, я напоминаю себе, что выбрал эту жизнь и повторяю себе, что она прекрасна.
Какое у вас самое любимое место на земле?
Дома с родителями во Франции. Там я чувствую себя лучше всего. Я часто вспоминаю свою юность, комнату, в которой я жил. Там я отдыхаю, могу пообщаться со своими друзьями детства. Это мое самое любимое место.
Какой отдых вам нравится?
Я не люблю лежать на пляже. Лучший отдых в моей жизни был, когда мы в Танзании отправились на сафари. Мы просыпались в шесть утра и сразу же ехали смотреть окрестности. Тяжело было весь день проводить в машине, но мне это нравилось. Не люблю просто лежать у моря. Минут через десять мне уже хочется что-то делать, играть в футбол, волейбол или ещё что-то.
О пристрастиях в еде
Я много играл в Италии, и мне очень нравится паста с пармезаном. Из сладкого я больше всего люблю мармеладные мишки «Haribo». Всегда, если мы выигрываем, я беру их в качестве подарка за хорошую игру.
Есть ли у вас главное достижение, не связанное со спортом?
Большая часть из них так или иначе связана со спортом, но, наверное, я выделю образование. Родители всегда говорили мне, что нужно учиться, потому что неизвестно, как сложится спортивная карьера. Так что, если, не дай Бог, что-нибудь случится, у меня есть диплом, и я смогу пойти работать. Для меня и моей семьи было очень важно, чтобы я получил хорошее образование.
О чём мечтает Женя Гребенников?
Мечтаю расти с «Зенитом» и выигрывать всё, что можно. У нас новая команда. Все игроки индивидуально очень сильны, но нужно время, чтобы мы стали единым коллективом. Тогда нас будет тяжело остановить.