7 мин.

На Гран-при Венгрии ждали провала «Мерседеса». Но Хэмилтон победил

Льюис ушел на летний перерыв с огромным отрывом.

Лидеры «Формулы-1» в лице Льюиса Хэмилтона и «Мерседеса» приехали в Венгрию совсем не в качестве главных фаворитов даже несмотря на предыдущие успехи. Да, четырехкратный чемпион уже пять раз побеждал на «Хунгароинге», но его нынешнему болиду условия на трассе в Модьороде не подходили: в конце июля жара за 30 градусов, а немцы по-прежнему проигрывают всем соперникам по части эффективности охлаждения силовой установки и работы шин.

Именно поэтому большинство экспертов прогнозировали борьбу за победу между обладателями лучшего двигателя из «Феррари» и владельцами лучшего шасси из «Ред Булл». Также болиды этих двух коллективов бережнее обращаются с покрышками — а гонки в Венгрии часто сводились именно к шинным стратегиям из-за «картодромного» характера трека и трудностями с обгонами. Однако «Формула-1» в 2018 году завела отличную привычку разрушать прогнозы и ожидания — так случилось и в последнем заезде перед летним перерывом.

«Мерседесу» повезло с условиями в квалификации

Немцам для большей производительности жизненно необходима невысокая температура, в то же время позволяющая комфортно прогревать шины — и венгерская погода в субботу обеспечила «серебряные стрелы» самыми удобными условиями благодаря дождю.

В то время как гонщики «Феррари» теряли основные преимущества и не могли бороться за поул, Даниэль Риккардо неудачно выбирал момент для быстрого круга, а Макс Ферстаппен не мог найти сцепление под дождем, Хэмилтон и Боттас воспользовались выпавшим шансом и заняли первый ряд стартовой решетки. Их главный конкурент сподобился лишь на четвертую строчку. Из-за схемы «Хунгароринга», часто называемого «Монако без барьеров», гонщикам «Мерседеса» требовалось не провалить старт заезда.

«Феррари» придумала изощренную стратегию

После первого круга, за время которого Хэмилтон и Боттас выполнили задачу-минимум, не отдав позиции сопернику, всем стало ясно: итальянцы смогут побелить только в случае гроссмейстерских шагов командного мостика. И аналитики Скудерии не провалились и представили своим пилотам две почти не пересекающиеся друг с другом тактики с одинаковыми шансами на хорошие результаты.

Себастьян Феттель стартовал на свежем «софте» и сильно затянул момент с заездом в боксы (при рекомендации «Пирелли» по окну визитов в боксы с 20 по 24-й круг немец сменил покрышки лишь на 39-м) не просто так: по расчетам стратегов, так он должен был пересидеть Боттаса (избавившегося от стартового «ультрасофта» на 15-м круге) и получить на финальный отрезок самые мягкие и быстрые шины. Идея стратегов «Феррари» заключалась в том, чтобы максимально эффективно воспользоваться «чистым воздухом» – немец мог спокойно пилотировать безо всяких помех со стороны конкурентов и круговых и тем самым показывать наибыстрейшие времена.

Хитрая тактика почти сработала: к 35-му кругу Себ выигрывал у Боттаса почти 25 секунд при среднем пит-стопе в 21,5-22 секунды и готовился спокойно свернуть в боксы, но вмешались два непредвиденных и крайне разрушительных фактора. Сперва пилот «Рено» Карлос Сайнс лишь после девятой подсказки в виде синих флагов решил пропустить лидирующего Феттеля (и остался даже без предупреждения, хотя обычно круговых штрафуют после трехкратного игнорирования команд маршалов), а потом длительная заминка случилась уже на пит-стопе.

Потери из-за Сайнса стоили немцу 3,5 секунды, а нерасторопность механиков можно оценить еще примерно в 1,5 секунды. Это времени Себу и не хватило – на трек он выехал прямиком за Боттасом. Мгновенная попытка атаки на не до конца прогретых шинах оказалась неудачной, пилот «Феррари» столкнулся с пузырением резины и вынужден был отстать для сохранения покрышек в приемлемом состоянии.

Реклама 18+

А ведь если бы Сайнс сыграл по правилам или механик Скудерии не замешкался, Феттель смог бы опередить второй «Мерседес» и сразиться за победу в конце гонки — ведь на свежем «ультрасофте» и более быстрой машине пилот «Феррари» почти без сомнений сократил бы восьмисекундное отставание от Хэмилтона.

Тактика Райкконена тоже была хороша

После проигранного Феттелю старта Кими нужна была иная стратегия чтобы больше не терять время, но сохранить шансы на подиум. Мостик «Феррари» придумал и такую — финн первым отправился на пит-стоп на 14-м круге и сменил «ультрасофт» на новый «софт», а затем на 38-й петле заехал в боксы еще раз уже для прикатанного желтого комплекта. В результате Кими почти не потерял время за напарником — более того, он даже догнал его вместе с Боттасом под конец гонки и сумел воспользоваться шансом на возвращение подиума. Тактика была настолько хороша, что чемпион 2007 года по-любому догнал бы соотечественника из «Мерседеса» к концу заезда — а там уже все зависело бы от обгонного мастерства 37-летнего ветерана.

Причем перед Райкконеном оказалась невероятно сложная задача: ему нужно было атаковать по полной все 70 кругов, дабы нивелировать потерю времени от второго пит-стопа, хотя команда забыла подключить Кими подачу воды. Айсмен остался на два часа без питья на 33-градусной жаре и справился просто блестяще.

Не день Боттаса

«Мерседес» в итоге работал даже на жаре немного лучше ожидаемого, но Валттери все равно не смог соответствовать темпу Льюиса Хэмилтона. Однако отвественность за провал финна стоит взять и стратегическому штабу, ведь у Боттаса получалось сдерживать «Феррари» лишь до момента смерти проехавшего к тому моменту 37 кругов «софта». Финн все равно попытался не сдаваться без боя, но все в итоге закончилось блокировкой и столкновением с Феттелем.

Гонщик «серебряных» повредил свой болид и потерял не только две позиции, но и скорость. Его быстро догнал Даниэль Риккардо, но борьба с австралийцем на потерявшей прижимную силу машине обернулась еще одним столкновением, сдачей четвертого места и штрафом в 10 секунд.

Но, как объяснил после гонки главный инженер «Мерседеса» Джеймс Эллисон, изначально для Боттаса тоже планировали тактику с двумя пит-стопами, но потом не захотели гарантированно отдавать позиции «Феррари» и решили оставить финна на трассе. «Стрелы» понадеялись на необгонный характер трассы и проиграли — зато сохранили победу для Хэмилтона, его лидирующую позицию с преимуществом в 27 очков в общем зачете и первое место в Кубке конструкторов. Недаром руководитель команды Тото Вольфф назвал Валттери после гонки «идеальным вторым пилотом».

«Макларен» сработал лучше всех

Новый спортивный директор Жиль де Ферран в самом деле оживил команду почти сразу же — по крайне мере, аналитический отдел резко заработал выше всяческих похвал. Так «оранжевые» выбрали схожую с Феттелем тактику сразу для двоих своих гонщиков — и не прогадали: и Фернандо Алонсо, стартовавший 11-м, и Стоффель Вандорн, начавший гонку 15-м, оказались в очковой зоне на 8-м и 9-м месте соответственно. Причем бельгиец даже демонстрировал одно из лучших выступлений в жизни, проигрывая прославленному напарнику всего пару секунд при худшей стартовой позиции. Однако зрителям не удалось узнать, чем бы закончилась их борьба, поскольку на болиде №2 отказала коробка передач.

Тем не менее, «Макларен» долго не видел настоящего стратегического успеха и выезжал в Венгрии за счет хорошего шасси. Пусть теперь их техника далека от совершества, зато команда вспомнила вкус удачных гоночных решений — а для мотивации коллектива трудно придумать что-то получше. Если ребята из Уокинга продолжат меняться в том же темпе, то у них еще будет шанс вернуться на вершину в первой четверти XXI века.

Фото: REUTERS/Lisi Niesner, Bernadett Szabo