Поворот не туда
Блог

«Меня свергли». В «Формуле-1» закончилась эпоха

Берни Экклстоун покинул пост промоутера главной гоночной серии мира. 

Что произошло? 

Американская компания Liberty Media, запустившая прошлой осенью процесс покупки «Формулы-1», наконец-то получила все необходимые разрешения от антимонопольных органов, инвесторов и ФИА и вступила во владение гоночной серией. И, как это часто бывает в США, сразу же развила бурную деятельность. В результате важных кадровых перестановок случилось то, чего многие ждали уже давно — бессменный промоутер Берни Экклстоун лишился своего поста и отправился на почетную должность пожизненного президента «Формулы-1». 

«Меня свергли», – сказал об этом сам англичанин. И в одной этой фразе чувствуется обида на ситуацию и новых владельцев. 

Экклстоун в истории 

Жизнь и карьера Берни всегда были связаны с гонками и бизнесом. Едва став совершеннолетним, мистер Экклстоун занялся торговлей запчастями для мотоциклов и даже основал фирму вместе со своим другом Фрэдом Комптоном. Но не забывал о самих гонках — в 19 лет он дебютировал в «Формуле-3». Сейчас многие недолюбливают рента-драйверов, но что бы сказали ненавистники, если бы эти самые пилоты ездили на самостоятельно заработанные деньги, как это делал Берни? И все-таки управлять бизнесом у Экклстоуна получалось лучше — через четыре года его компания стала одной из крупнейших в Британии, а гоночная карьера закончилась крупной аварией. 

После того инцидента интерес к Гран-при у Берни не пропал. В 1957 году, ровно 60 лет назад, англичанин купил свою первую команду «Формулы-1» – «Коннот», – чтобы протолкнуть туда друга, Стюарта Льюиса-Эванса. Именно тогда состоялась последняя попытка эпичного возвращения в пилоты – на Гран-при Монако, – но реальность оказалась упрямой: Экклстоун не прошел квалификацию и в итоге сконцентрировался на менеджменте. Впрочем, через год, когда насмерть разбился Льюис-Эванс, Берни исчез из автоспорта на целых десять лет. 

Он вернулся в качестве менеджера Йохена Риндта, но лишь для того, чтобы через пару лет увидеть, как тот погибает. После Берни купил «Брэбэм», чтобы влиять на спорт, и практически сразу создал Ассоциацию конструкторов «Формулы-1» совместно с Максом Мосли. Именно эта организация стараниями Берни изменила серию и сделала ее такой, какой мы ее знаем сейчас – благодаря многолетней войне с Международной автомобильной федерацией за возможность управлять денежными потоками и регламентом. Когда англичанин все-таки нашел общий язык с ФИА, то получил права на заключение телеконтрактов и распределение доходов. Возможность составлять технический регламент он оставил чиновникам в Париже. 

Тотальный контроль 

С начала 80-х в «Формулу-1» потекли огромные деньги: благодаря телетрансляциям серию стал смотреть весь мир, в чемпионат потянулись крупные спонсоры и автопроизводители. Не отставали и пилоты – противостояние Айртона Сенны и Алена Проста вывело гонки на фантастический уровень, и, разумеется, все это помогло Экклстоуну набить карманы долларами. 

В 1993 году Берни и Макс довершили начатое – Мосли выиграл выборы президента ФИА и предоставил компаньону практически полную свободу действий. Хитрый англичанин собрал все компании, занимающиеся коммерческой деятельностью в сфере «Формулы-1», в одну — и стал ее главой. И это было в его стиле — стать главой всего, лично решать вопросы, просто настаивая на своей цене. В результате в 1999 году Европейская Комиссия уличила ФИА и компании Берни в нарушениях правил конкуренции, вынудила Экклстоуна формально уйти с должности вице-президента ФИА и пересмотреть все контракты. 

Влияние на автоспорт 

Несмотря на жесткость и даже жадность, именно действия непотопляемого англичанина сделали «Формулу-1» той серией, которую мы знаем сегодня. Не скромным европейским междусобойчиком, куда мог попасть, в целом, любой — просто взяв кредит в банке. А целым мировым событием, «Королевой автоспорта», глянцевой и богатой, с передовыми в технологическом смысле машинами и лучшими конструкторами. Именно в его эпоху произошел не один «золотой век» «Формулы-1». Недаром за серию готовы платить прямо сейчас 8,5 миллиардов долларов, а в мире мало кто может представить автоспорт без Берни. 

Просто он делал то, что умеет лучше всего — набивал цену. К примеру, сумма, заплаченная им за «Брэбэм», по разным источникам колеблется от 100 до 120 тысяч фунтов. Продал он команду спустя семнадцать лет уже более чем за 5 миллионов долларов. 

Скандалы имени Экклстоуна 

Такого человека просто не могли обойти самые разные скандалы. Чего стоят сплошные обвинения в коррупции? 

Правда, дело было доведено до суда лишь однажды — несколько лет назад Экклстоуна обвиняли в даче крупной взятки ради ускорения сделки по продаже «Формулы-1» фонду CVC. Сам Берни стоял на версии о том, что он был не злоумышленником, а жертвой – банкир Герхард Грибковски якобы прознал о не полной законности владения Экклстоуном трассой «Поль-Рикар» (через фонд бывшей жены, к которой англичанин формально не имел отношения) и шантажировал его этой информацией. Но в итоге суд получил от Берни 100 млн долларов компенсации и прекратил дело. 

В то же время Высокий суд Лондона признал, что Берни специально занижал стоимость активов «Формулы-1» перед продажей, чтобы поскорее продать серию без участия банков, однако англичанин вышел чистым из зала суда с формулировкой «никто никаких прямых убытков не понес». 

Нельзя забывать и о знаменитом Договоре согласия с командами «Формулы-1». Берни так сильно выкручивал им руки, что «Феррари» в какой-то момент пообещала выйти из серии и сформировать свою собственную, если не получит какую-то большую финансовую выгоду в ущерб более мелким командам. Берни согласился на это, понимая, что без «Феррари» нет «Формулы-1» – и вызвал бурю негодования общественности и других команд несправедливой системой.

После эры Берни 

Сам же Экклстоун и объявил, что его сменит Чейз Кэри — руководитель холдинга Руперта Мердока News Corporation, в который входит в том числе Sky – лидер в области трансляций «Формулы-1».

Это говорит о крупнейшем договоре между медиамагнатами, направленном на продвижение «Формулы-1». Потому такие стремительные шаги по изменению положения в управлении серией уже не кажутся поспешными: нужно что-то делать, пока команды не начали умирать одна за одной, нанося имиджевый вред и снижая стоимость свежей покупки. Возможно, именно внешнее управление «Манора» и бедственное (в который раз!) положение «Форс-Индии», не получившей транш с призовыми заранее, подтолкнули новых владельцев к действиям. 

Думается, вскоре мы можем ждать нового Договора согласия или какой-нибудь помощи командам для облегчения их бремени. Берни умел выжимать из них все — но в какой-то момент он мог перестараться. 

Однако Кэри не будет отвечать за все и сразу. Для человека, не обладающего опытом в гоночной сфере, это было бы не слишком разумно. Потому бывшие полномочия Берни фактически раздробятся. За спортивную составляющую будет отвечать Росс Браун, с которым «Бенеттон», «Феррари» и «Браун» брали чемпионские титулы и который заложил основы успеха современного «Мерседеса». И, если честно, — резюме Росса выглядит даже солиднее двух чемпионских титулов Пике за экклстоунский «Брэбэм». Коммерческая отрасль отойдет бывшему директору по маркетингу ESPN Шону Брэтчесу, который за 27 лет работы скопил большой опыт в организации и продаже трансляций. Хотя ходят слухи, что и этот человек пришел ровно до тех пор, пока Зак Браун не наберется нужного опыта в «Макларене»

Болельщики не первый год мечтали, чтоб «Формула-1» начала меняться — и изменения начались. Новая команда достаточно опытна и успешна, чтобы «make Formula One great again». И, думается, они не будут так же безапелляционны, как мистер Экклстоун. Его эпоха ушла, но он все равно останется для многих фанатов символом бизнесмена от автоспорта.

Фото: globallookpress.com/imago/United Archives; REUTERS/Maxim Shemetov/File Photo; globallookpress.com/Sutton Motorsport Images/Heritage-Image, imago/Crash Media Group

56 комментариев

Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
> Нельзя забывать и о знаменитом Договоре согласия с командами «Формулы-1». Берни так сильно выкручивал им руки

Интересно, автор статьи долго эту фразу шлифовал, чтобы перенос на другую строку получился как раз перед словом "руки"? ;)

(размер строки от разрешения экрана не зависит)
0
0
0
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Ответ JForce
Видимо увеличат количество команд за счет африканского континента.
и увеличат очковую зону до первых 20 мест
0
0
0
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пользователь заблокирован
Ответ Hevari
Хотя после Колина был еще один гениальный дядька - Харви Постлтуэйт. Тот, который придумал "задранный нос" Тиррелл 019, который потом скопировали Бенеттон, а за ними и все остальные. И оно стало нормой в Ф1 до наших дней.
Про Харви и я не подумал, каюсь.

Еще и x-wings можно вспомнить) В мутировавшей форме после запрета тоже были довольно долго актуальны.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Значит свергли все-таки Берни, обалдеть какие дела творятся :)
0
0
0
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пользователь заблокирован
Ответ Primus525
Ньюи был уже довольно жестко зажат рамками регламента, да и прогресса в целом. У Колина в этом смысле была на порядок более широкое поле для полета мысли) Что революционного можно придумать для боинга-737 или автомата Калашникова? Но если ты умудряешься делать так, что твой боинг раз за разом прилетает быстрее всех и жрет меньше топлива, потому что ты установил на нем автомат Калашникова в правильном месте по диагонали и слегка допилил напильником, наверное, ты чертов гений :) ПС. Я написал, посидел, поразмыслил, отхлебнул чуть-чуть)) Нет, с Чепменом, пожалуй, сравниться не сможет никто и никогда. Это фигура монументальная, наверное, ты всё же прав.
Хотя после Колина был еще один гениальный дядька - Харви Постлтуэйт. Тот, который придумал "задранный нос" Тиррелл 019, который потом скопировали Бенеттон, а за ними и все остальные. И оно стало нормой в Ф1 до наших дней.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
При всем уважении к Берни, а его карьера достойна огромного уважения, у него на позднем этапе был, на мой взгляд, отчетливый недостаток: он не имел никакого влияния на производителей моторов, по сути Мерседес и в меньшей степени Феррари сами им манипулировали, Берни продавал зрелище, на содержание которого он никак не влиял.

В итоге мы получили позорные Мерседес-сезоны, когда чемпионство Мерседесов было сродни очередной золотой звезде героя СССР для Л.И.Брежнева .

Трудно обсуждать новых хозяев пока они ничего не сделали, но по идее они должны пойти по пути удешевления болида и привлечения новых производителей. Американцы смотрят на все немного по-другому, чем европейцы, и, если к реформированию футбола их лучше не подпускать, то в Ф-1 было бы интересно посмотреть... для новых впечатлений))
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пользователь заблокирован
Ответ Hevari
А что Ньюи? Он прекрасный аэродинамик - спору нет. Вильямсы первой половины 90-х и Маки второй половины были крутыми... Но чего-то гениального, я в них не вижу... А уж тем более, повлиявшего на всю Формулу-1 в целом.
Ньюи был уже довольно жестко зажат рамками регламента, да и прогресса в целом. У Колина в этом смысле была на порядок более широкое поле для полета мысли) Что революционного можно придумать для боинга-737 или автомата Калашникова? Но если ты умудряешься делать так, что твой боинг раз за разом прилетает быстрее всех и жрет меньше топлива, потому что ты установил на нем автомат Калашникова в правильном месте по диагонали и слегка допилил напильником, наверное, ты чертов гений :)

ПС. Я написал, посидел, поразмыслил, отхлебнул чуть-чуть)) Нет, с Чепменом, пожалуй, сравниться не сможет никто и никогда. Это фигура монументальная, наверное, ты всё же прав.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Ответ JForce
Видимо увеличат количество команд за счет африканского континента.
За счет азиатов... Great wall.....Faw....Cherry.уже выпустили ьолиды свои
0
0
0
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пользователь заблокирован
Ответ Primus525
Ну здрасьте. А Ньюи?
А что Ньюи? Он прекрасный аэродинамик - спору нет. Вильямсы первой половины 90-х и Маки второй половины были крутыми... Но чего-то гениального, я в них не вижу... А уж тем более, повлиявшего на всю Формулу-1 в целом.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пользователь заблокирован
Ответ Pavel
большая часть которых борится за выживание и существование
Так было всегда, не надо идеализировать.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пользователь заблокирован
Уважение Берни, но надо и ему иметь чувство меры и понимать что твое время уже прошло и дать дорогу молодым!
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Наконец-то этого пенсионера отправили на пенсию, уже лет 5-7-9 назад надо было это сделать.
+7
-1
+6
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Ответ Primus525
Увеличил количество команд.
большая часть которых борится за выживание и существование
0
0
0
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Ну глупость же написал. Просто рука-лицо. Берни практически единолично рулил Ф1 до сезона 2016 года. Управляющая компания Ф1, телеправа на трансляции - всем рулил Берни. Кстати, ботовод, тебя ещё не забанили?))) Тебя же банили за самоплюсование. Самая позорная статья для троллей)) Ты писал коммент в новости, которую никто уже не посещал, и ставил себе 23!! плюса. Вот твои забаненные акки)): www.sports.ru/profile/1042032877/ www.sports.ru/profile/1038093227/ www.sports.ru/profile/1038918626/ www.sports.ru/profile/1037473776/ www.sports.ru/profile/1040597035/ Неужели исправился? "Не верю" (с) Всех благ тебе)))
А за что банят то вообще😂 я с айпэда захожу все время, там мобильная версия в сафари вылетает убого вообще то😭 не могу посмотреть кто что пишит мне, в айфоне такая же фигня😱 меня раз пять банили точно!
0
-1
-1
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Ответ Dzeko
Ну ок, проводили Берни, народец порадовался, мол, старикан спятил и его убрали, вот Ф1 сейчас топовой станет во всем. Просто к слову, день-два назад в Наскаре произошли некоторые изменения регламента: топ-10 пилотов получает доп.очки в трех стадиях одной гонки. Я далек от их гонок на овалах, но сдается мне, что вся эта новая волна руководства начнет заниматься подобными штуками и с Ф1. Каким бы ни был Берни, зачастую его прагматизм не позволял некоторым делать по 2 гонки за уик-енд, например. Он - тот самый, кто еще может рассказать о том, как проводить гонки и не сделать их фарсом. Хотя, разумеется, и у него были истории не айс, как например с медальным зачетом. В общем, лично мне все это кажется в какой-то степени опасным для Ф1. Нет,перемены нужны, но я боюсь,что мы скатимся в лютую уравниловку с кучей приблуд в виде чейзов, бустов за смс и прочего цирка. Ф1 мне всегда нравилась консервативностью.
Фиа не позволит ввести шоу уродов, не волнуйся
0
0
0
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пользователь заблокирован
Ответ Pavel
давно пора, столько лет застоя, я не могу припомнить положительные моменты что внес Берни за последний 10 лет
Увеличил количество команд.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пользователь заблокирован
Ответ Dzeko
Ну ок, проводили Берни, народец порадовался, мол, старикан спятил и его убрали, вот Ф1 сейчас топовой станет во всем. Просто к слову, день-два назад в Наскаре произошли некоторые изменения регламента: топ-10 пилотов получает доп.очки в трех стадиях одной гонки. Я далек от их гонок на овалах, но сдается мне, что вся эта новая волна руководства начнет заниматься подобными штуками и с Ф1. Каким бы ни был Берни, зачастую его прагматизм не позволял некоторым делать по 2 гонки за уик-енд, например. Он - тот самый, кто еще может рассказать о том, как проводить гонки и не сделать их фарсом. Хотя, разумеется, и у него были истории не айс, как например с медальным зачетом. В общем, лично мне все это кажется в какой-то степени опасным для Ф1. Нет,перемены нужны, но я боюсь,что мы скатимся в лютую уравниловку с кучей приблуд в виде чейзов, бустов за смс и прочего цирка. Ф1 мне всегда нравилась консервативностью.
Формула-1 и консерватизм?

Парень, а ты точно в Формуле-1 разбираешься и тем паче её смотришь?

В Ф-1 уже давно нет консерватизма и с начала 2000-х перепробовали наверное все возможные изменения и "приколюхи".

Ни разу это серия не консервативная давно.
+2
-1
+1
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
давно пора, столько лет застоя, я не могу припомнить положительные моменты что внес Берни за последний 10 лет
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пользователь заблокирован
Ответ Hevari
Само собой. Но Ф1 - уже не вершина инженерной мысли, ибо последним гениальным конструктором, чья работа изменяла Формулу 1, был Колин Чепмэн, светлая ему память. Сейчас среди конструкторов Ф1 гениев нет, одни крепкие ремесленники
Ну здрасьте. А Ньюи?
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пользователь заблокирован
Ответ Primus525
Ну можно, конечно, вернуть заправки из канистры и стальные тормоза, но тогда ф1 перестанет быть вершиной инженерной мысли. Во всем нужна мера.
Само собой.

Но Ф1 - уже не вершина инженерной мысли, ибо последним гениальным конструктором, чья работа изменяла Формулу 1, был Колин Чепмэн, светлая ему память. Сейчас среди конструкторов Ф1 гениев нет, одни крепкие ремесленники
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пользователь заблокирован
Ответ Hevari
А НАСКАР, по ходу, еще более консервативен - там до упора избегали любой электроники, которая сейчас есть только в виде инжекторов, сменивших карбюраторы. Да и по поводу использования телеметрии там тоже очень консервативны.
Ну можно, конечно, вернуть заправки из канистры и стальные тормоза, но тогда ф1 перестанет быть вершиной инженерной мысли. Во всем нужна мера.
+3
0
+3
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Ответ Alain
Наконец-то.. Пошла вон пройдошная престарелая мразь, готовая убивать гонки ради каждого лишнего фунта!
Наверное, впервые с тобой согласен)
+1
-5
-4
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Наконец-то.. Пошла вон пройдошная престарелая мразь, готовая убивать гонки ради каждого лишнего фунта!
+7
-9
-2
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пользователь заблокирован
Ответ Primus525
Индикар в Штатах не так уж и популярен. Да, есть Великая Инди-500, но Наскару open wheels проигрывают просто чудовищно. Тут говорят про консерватизм, извините, турбожужжалки, мудачество туда-сюда со сликами, бусты и прочие гибриды... Да и изменение системы начисления очков, благодаря чему все прошлые рекорды накрылись медным тазом.
А НАСКАР, по ходу, еще более консервативен - там до упора избегали любой электроники, которая сейчас есть только в виде инжекторов, сменивших карбюраторы. Да и по поводу использования телеметрии там тоже очень консервативны.
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Ответ Dzeko
Ну ок, проводили Берни, народец порадовался, мол, старикан спятил и его убрали, вот Ф1 сейчас топовой станет во всем. Просто к слову, день-два назад в Наскаре произошли некоторые изменения регламента: топ-10 пилотов получает доп.очки в трех стадиях одной гонки. Я далек от их гонок на овалах, но сдается мне, что вся эта новая волна руководства начнет заниматься подобными штуками и с Ф1. Каким бы ни был Берни, зачастую его прагматизм не позволял некоторым делать по 2 гонки за уик-енд, например. Он - тот самый, кто еще может рассказать о том, как проводить гонки и не сделать их фарсом. Хотя, разумеется, и у него были истории не айс, как например с медальным зачетом. В общем, лично мне все это кажется в какой-то степени опасным для Ф1. Нет,перемены нужны, но я боюсь,что мы скатимся в лютую уравниловку с кучей приблуд в виде чейзов, бустов за смс и прочего цирка. Ф1 мне всегда нравилась консервативностью.
Да уходит один из королей, королевы автоспорта. Надеюсь Браун сможет защитить формулу от необоснованных изменений.
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий