9 мин.

«Сейчас Лига чемпионов – это ПСВ и «Гент». Он делает самый мощный турнир мира

Владислав Воронин – об International Champions Cup.

Сейчас в США идет самый статусный предсезонный турнир в истории футбола: в International Champions Cup играют «Барселона», «Реал Мадрид», «Манчестер Юнайтед», «Манчестер Сити», «Ювентус», «Рома», «ПСЖ» и «Тоттенхэм». В последнем туре все это украсит матч между «Реалом» и «Барселоной». 

Класико пройдет 29 июля в Майами и точно станет примером того, как можно продавать большое европейское зрелище по американским стандартам: за двое суток до игры в городе будут греметь тематические вечеринки, билеты разлетелись не только на матч, но и на тренировки. Сама игра будет показана в формате виртуальной реальности, и это тоже рекорд: если VR-трансляция последнего финала Лиги чемпионов велась всего с 3 камер, то в Майами обещают 12.

Еще одна особенность: класико не проводилось за пределами Европы с 1982 года. Тогда «Барселона» и «Реал» сыграли в Кубке президента Венесуэлы, а решающий гол забил бывший главный тренер сборной Испании Висенте Дель Боске («Реал» победил 1:0). 

***

В рамках International Champions Cup проходит так много матчей, что можно запутаться и забыть, что это вообще за турнир. Каждый год он разделен на три группы, в этом году – США, Китай (там играют «Милан», «Боруссия Дортмунд», «Бавария», «Арсенал», «Интер» и «Лион») и Сингапур («Челси», «Интер», «Бавария»). У каждого региона свой победитель.

Для клубов этот турнир выгоден по двум основным причинам. Первая – работа с глобальной аудиторией (Азия и США давно приносят европейским топ-клубам много денег, а летом возможен прямой контакт с фанатами). Вторая – отличные призовые. 

Например, в прошлом году «Реал», «Барселона», «Манчестер Юнайтед», «Манчестер Сити» и «Бавария» получали за каждый матч по 4 миллиона евро, «Челси», «Ювентус», «ПСЖ» и другие команды – по 3 миллиона. В этом году финансовые условия стали еще лучше, причем некоторым клубам перечисляют даже процент от выручки.

***

International Champions Cup (ICC) проходит в пятый раз, но уже стал сильным брендом. Достаточно посмотреть на список спонсоров. 

Титульный спонсор – пиво Heineken, которое много лет работает с Лигой чемпионов, рядом и MasterCard, давно проникший в европейский футбол. Перед матчем «Реал» – «Манчестер Юнайтед» игроков на поле вывел Рональд Макдональд (McDonald’s), среди других спонсоров – Gatorade, TAG Heuer, Groupon, Coca-Cola, наушники Beats, алкоголь Hennessy, Samsung, Uber и еще несколько крупных компаний. 

Масштаб работы боссов ICC доказывает то, что в Китае и Сингапуре у турнира совсем другой пул спонсоров, которые хотят ассоциировать себя с топ-клубами: например, в Китае рядом c Audi стоит местный напиток.

Откуда он вообще взялся?

Это проект RSE Ventures – американского фонда, который специализируется на спортивных инвестициях. Его основали миллиардер и владелец клуба НФЛ «Майами Долфинс» Стивен Росс и бывший вице-президент клуба НФЛ «Нью-Йорк Джетс» Мэтт Хиггинс.

Росс работает на американском рынке недвижимости, Forbes оценивает его состояние в 7,4 миллиарда долларов. Однажды он был близок к покупке «Формулы-1» в партнерстве с катарскими шейхами (сумма сделки достигала 8,5 миллиарда долларов), а сейчас явно увлекается технологиями: фонд уже вложился в проекты, связанные с виртуальной реальностью, и инвестировал 1 миллион долларов в гонки на дронах Drone Racing League. 

О футболе Росс задумался в 2011 году, когда смотрел матч между мексиканским «Чивасом» и «Барселоной». На стадионе в Майами, несмотря на невероятную жару, собрались 70 тысяч человек, и Росс подумал, что футбол тоже можно превратить в очень приятный и мощный продукт.

Росс принципиально не стал покупать команду или заниматься МЛС, как некоторые другие миллиардеры, увлеченные спортом. Это решение он объяснил особенностями американского рынка зрелищ: «В США люди любят видеть лучших атлетов мира. Они хотят следить за звездами». 

Реклама 18+

Так Росс придумал турнир с лучшими командами Европы. Лето оказалось идеальным временем: в Европе и ведущих американских лигах пауза. А чтобы International Champions Cup сразу взорвал рынок, Росс пригласил Чарли Стиллитано.

И это был абсолютно правильный выбор. 

Кого-кого он пригласил?

Детство

Стиллитано – главный футбольный промоутер США. Его отец в свое время организовал итало-американскую футбольную лигу и добился партнерских отношений с «Сантосом». В 1973-м это закончилось невероятной историей. 

Шел товарищеский матч «Сантос» – «Лацио» в Нью-Джерси. Бразильцы, в составе которых бегали 7 человек из золотого состава ЧМ-1970, безжалостно разносили «Лацио» 3:0, и когда в ворота «Сантоса» вдруг назначили пенальти, Пеле решил незаметно уйти в раздевалку – чтобы потом не пробираться через толпу, требующую автографа. На трибунах это заметили – и со своих мест вскочили несколько тысяч человек. Пеле остался в нижнем белье – футболка, шорты и даже гетры ушли куда-то в толпу.

«Полицейские вдруг сказали мне встать в ворота, потому что там было безопаснее, – вспоминал потом Стиллитано, которому в 1973-м было 10 лет, он подавал мячи. – Вот картина: я в воротах, вокруг полицейские, их лошади, почти никого из игроков на поле не видно, а кто стоит на одиннадцатиметровой отметке? Джорджо Киналья! Господи. И он в шутку ударил».

Через много лет Киналья и Стиллитано встретились на радио: «Он сказал, что матч закончился 3:1, а я сказал, что нет, ведь на воротах стоял всего лишь я! Видимо, я единственный человек в мире, который знает правду о том пенальти в окружении полицейских». 

Первые турниры с топ-клубами

Карьеру в футболе Стиллитано запустил в девяностых: окончив Принстон, он отработал менеджером стадиона ЧМ-1994 в Нью-Джерси, а потом пошел на повышение и устроился генеральным менеджером клуба МЛС «МетроСтарс» (сейчас это «Нью-Йорк Ред Буллс»). Правда, там все было очень плохо: во всех сезонах под его руководством команда была главным неудачником лиги и дважды заняла последнее место. Самым большим успехом Стиллитано остался турнир Parmalat Cup-1995, в котором сыграли «Парма», «Бока Хуниорс», «Бенфика» и сборная США.

Именно умение договариваться и организовывать матчи сделало Стиллитано монстром рынка. Вскоре после увольнения из МЛС он организовал агентство ChampionsWorld, которое убеждало все топ-клубы в том, что товарищеские матчи в США – это очень бодро и выгодно. 

Любимая история Стиллитано случилась во время турне «Ромы» в 2002 году. Когда команду подвезли к отелю, игроки отказались выходить из автобуса. Их не устроило расположение: слишком далеко от центра Нью-Йорка. Фабио Капелло, который тогда тренировал Тотти, Кафу и Пануччи, незаметно предложил этническому итальянцу помощь. Он наорал на Стиллитано на глазах у всех игроков, чтобы показать, что отстаивает их интересы – но на самом деле это была договорная ссора. 

«В обмен на это представление у клубного автобуса «Рома» осталась в отеле на одну ночь. На следующий день я перевез их в Шератон в Нью-Йорке», – вспоминал Стиллитано.

В 2003-м он впервые организовал в США турнир с участием топ-клубов, а на следующий год у него собрался максимально звездный состав: «Манчестер Юнайтед», «Милан», «Барселона», «Челси», «Ливерпуль», «Бавария», «Рома» и даже победитель последней Лиги чемпионов «Порту». 

Телеправа на турнир купили в 130 странах, быстро пришли и крупные спонсоры (Mastercard, пиво Budweiser), но прибыли этот проект все равно не приносил. Во-первых, выручку приходилось делить с медиа-гигантом Fox Sports, который помогал Стиллитано с раскруткой, еще существенную часть денег отдавали участникам (только «МЮ» брал более 2 миллионов долларов), а чуть ли не остатки забирала Федерация футбола США. 

Федерация работала как монополист и официально брала со Стиллитано деньги за право проводить такие турне – около 2,5 миллиона долларов в год. В частности, надо было отдавать 9% всей выручки от продажи билетов на матчи двух иностранных команд.

В 2005 году компания обанкротилась, и Стиллитано обвинил в этом топ-менеджеров федерации и МЛС, которые совсем не хотели конкуренции. Он пытался отсудить у них 50 миллионов долларов, но ничего не получилось. Суд выиграла федерация. 

«Меня называли не первопроходцем, а пиратом. Но я правда верю, что помог вырасти футболу в Америке», – говорил Стиллитано спустя много лет.

Реклама 18+

Благодаря активности в начале нулевых Стиллитано подружился со всеми главными футбольными менеджерами – Флорентино Пересом, Жорже Мендешем, Алексом Фергюсоном, Карло Анчелотти, Жозе Моуринью и другими. Алекс Фергюсон рассказывал, что на ужинах у Стиллитано всегда огромный стол – с лазаньей, мороженым и тортами. Моуринью называл его «Чарли-ноль-ошибок»: в совместной работе тот всегда был безупречен. 

Суперлига вместо Лиги чемпионов

Стиллитано давно думает о глобальном чемпионате, который на основе Лиги чемпионов построил бы что-то вроде европейской футбольной НХЛ или НБА. «Я помню времена, когда разные европейские клубы беспокоились из-за финансового превосходства Англии, Германии, Испании и Италии. Команды из Шотландии, Португалии, Голландии, Бельгии и Скандинавии хотели основать свою суперлигу, но УЕФА заблокировал идею», – как-то говорил Стиллитано.

Пару лет назад Стиллитано и миллиардер Росс вели переговоры с боссами главных английских клубов, но дальше первых встреч процесс так и не зашел. Хотя Росс точно думал создать полноценную европейскую суперлигу для топ-клубов, попадание в которую не зависело бы от таблицы внутреннего чемпионата.

«Это прозвучит высокомерно, но когда вы посмотрите на состав предстоящего International Champions Cup, то спросите: «Это точно не та самая Лига чемпионов?». Нет, потому что сейчас Лига чемпионов – это ПСВ и «Гент». У нас уже был диалог с УЕФА, их заинтересовал наш летний Кубок. Они хотели бы интегрировать все это в свою систему. Я могу зарабатывать больше денег, привлекать новых спонсоров, но сейчас полностью погружен в создание некоторых вещей, которые могут изменить историю», – сказал Стиллитано чуть больше года назад.

Что с ICC сейчас?

Агентство Bloomberg подсчитало, что в прошлом году выручка ICC превысила 100 миллионов долларов. В этом году должно быть существенно больше, в том числе благодаря расширенному пулу спонсоров. Бренд ICC оценивается в 300-500 миллионов долларов. 

«Футбол прибавил в плане бизнеса, команды расширяют свое присутствие в Америке, открывают сильные маркетинговые департаменты. В 2003-м и 2004-м команды еще совсем не хотели такой активности, не были готовы к турнирам в США. Для них это была серия пустых товарищеских матчей, а сейчас подход изменился. Игроки относятся к матчам серьезно, коммерческие отделы обвязывают это спонсорскими активациями. Футбол стал взрослее».

Фото: globallookpress.com/Bob Drebin/ZUMA Press; Gettyimages.ru/Doug Pensinger; globallookpress.com/David Santiago/MCT/ZUMAPRESS.com, Jim Rassol/Sun-Sentinel; Gettyimages.ru/Ezra Shaw